Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 08:43, курсовая работа
Цель исследования: выявление и рассмотрение основных новообразований личности дошкольника.
Объект исследования: новообразования в личности дошкольника.
Предмет исследования: основные новообразования личности дошкольника.
Гипотеза. Выявленные в ходе работы новообразования могут повлиять на развитие личности дошкольника.
Задачи:
Изучить основные новообразования личности детей дошкольного возраста;
Провести исследования по выявлению основных новообразований личности дошкольника.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НОВООБРАЗОВАНИЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
1.1 Ощущение, восприятие, память………………………………………………. 6
1.2 Развитие мышления……………………………………………………………. 9
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НОВООБРАЗОВАНИЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
2.1 Основные новообразования личности дошкольника………………………. 14
2.2 Развитие познавательных процессов дошкольников в различных формах деятельности………………………………………………………………………. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………… 25
Можно выделить
высокую прогностичность
2.2 Развитие познавательных
Помимо сюжетно-ролевой
игры, которая является главной и
ведущей деятельностью
Режиссерская игра очень близка к сюжетно-ролевой, но отличается от нее тем, что ребенок действует не с другими людьми (взрослыми или сверстниками), а с игрушками, изображающими различные персонажи. Куклы, игрушечные мишки, зайчики или солдатики становятся действующими лицами игры ребенка, а он сам выступает как режиссер, управляющий и руководящий действиями своих «актеров». Поэтому такая игра и получила название режиссерской.
В отличие от этого, в игре-драматизации актерами являются сами дети, которые берут на себя роли каких-либо литературных или театральных персонажей. Сценарий и сюжет такой игры дети не придумывают сами, а заимствуют из сказок, фильмов или спектаклей.
Игры с правилами не предполагают какой-либо определенной роли. Действия ребенка и его отношения с другими участниками игры определяются здесь правилами, которые должны выполняться всеми. Типичными примерами подвижных игр с правилами являются хорошо всем известные прятки, салочки, классики, скакалки и пр. Настольно-печатные игры, которые сейчас получили широкое распространение, также являются играми с правилами. Все эти игры обычно имеют соревновательный характер: в отличие от игр с ролью в них есть выигравшие и проигравшие. Главная задача таких игр — неукоснительно соблюдать правила. Поэтому они требуют высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь, формируют сто. Такие игры характерны в основном для старших дошкольников.
Особо следует упомянуть дидактические игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных способностей ребенка. Эти игры широко используются в детских садах как средство обучения и воспитания дошкольников.
Но игра — не единственная деятельность в дошкольном возрасте. В этот период возникают различные формы продуктивной деятельности детей. Ребенок рисует, лепит, строит из кубиков, вырезает. Общим для всех этих видов деятельности является создание того или иного результата, продукта — рисунка, постройки, аппликации. Каждый из этих видов деятельности требует овладения особыми способом действий, особыми умениями, и главное — представления о том, что ты хочешь сделать.12
Особое внимание психологов и педагогов привлекает детский рисунок.
Изобразительная деятельность взрослых и детей существенно различается. Если для взрослого главное — получить результат, то есть изобразить что-то, то для ребенка результат имеет второстепенное значение, а на первый план выступает сам процесс создания рисунка. Дети рисуют с большим увлечением, много говорят и жестикулируют, но часто выбрасывают свои рисунки, как только они окончены. Кроме того, дети не запоминают, что именно они рисовали.
Еще одно важное отличие детских рисунков заключается в том, что они отражают не только зрительное восприятие, а весь сенсорный (главным образом двигательно-осязательный) опыт ребенка и его представления о предмете. Поэтому одежда изображенного человека может быть «прозрачной», потому что ребенок знает, что под ней находятся руки и ноги, а некоторые части тела, которые кажутся неважными (уши, волосы, пальцы и даже туловище), могут совсем отсутствовать. Младшие дошкольники рисуют человека в виде «головонога», у которого руки и ноги растут прямо из головы. Это значит, что в образе взрослого для него главное — лицо и конечности, а все остальное особого значения не имеет.
Другой формой продуктивной
деятельности дошкольника является
конструирование —
Выделяют следующие три вида конструктивной деятельности ребенка.
Первый и наиболее
элементарный — это конструирование
по образцу. Ребенку показывают образец
будущей постройки или
Второй тип — конструирование по условиям. В этом случае ребенок начинает строить свою конструкцию не на основе образца, а на основе условий, которые выдвинуты задачами игры или взрослым. Например, ребенку нужно построить и обнести забором два домика — для гусей и для лисы. При выполнении этой задачи ему нужно соблюдать по меньшей мере два условия: во-первых, домик лисы должен быть больше, а во-вторых, домик гусей должен быть обнесен высоким забором, чтобы лиса в него не проникла.
Третий тип конструктивной деятельности — конструирование по замыслу. Здесь ничто не ограничивает фантазии ребенка и самого строительного материала. Этого типа конструирования обычно требует игра: здесь можно сооружать не только из специального строительного материала, но и из любых окружающий предметов: мебели, палок, зонтов, кусков ткани и пр.
Все эти типы конструирования — не этапы, последовательно сменяющие друг друга. Они сосуществуют и перемежают друг друга в зависимости от задачи и ситуации. Но каждый из них развивает определенные способности.13
Помимо игровой и продуктивной деятельности, в дошкольном детстве появляются отдельные предпосылки учебной деятельности ребенка. И хотя в своем развитом виде эта деятельность складывается лишь за пределами дошкольного возраста, отдельные ее элементы возникают уже сейчас. В отличие от продуктивной, учебная деятельность направлена не на получение внешнего результата, а на целенаправленное изменение самого себя — на приобретение новых знаний и способов действия. По мнению Л. С. Выготского, программа обучения дошкольников должна удовлетворять двум основным требованиям:
1) приближать ребенка к школьному обучению, расширяя его кругозор и подготавливая к предметному обучению;
2) быть программой
самого ребенка, то есть
В дошкольном возрасте становится возможным (и широко практикуется в нашей стране) целенаправленное обучение детей на занятиях. Но оно является эффективным лишь в том случае, если отвечает интересам и потребностям самих детей. Одним из наиболее распространенных методов включения учебного материала в интересы детей является использование игры (в частности дидактической) как средства обучения дошкольников.
Соотношение игровой
и учебной деятельности детей
— большая самостоятельная
Таким образом, можно видеть, что в дошкольном возрасте появляются новые виды деятельности ребенка. Однако ведущей и наиболее специфичной для этого периода является сюжетно-ролевая игра, в которой зарождаются и первоначально развиваются все другие формы деятельности дошкольника.
Из вышеизложенного
можно сделать некоторые
В качестве центральных
новообразований дошкольного
1. позиционные ролевые действия (функция осознания, функция отношения;
2. позиционные умственные действия (тенденция к обобщению, установлению связей: функция понимания, функция рефлексии.
Центральное личностное новообразование дошкольного возраста – соподчинение мотивов и развитие самосознания. В процессе психического развития ребенок овладевает свойственными человеку формами поведения среди других людей. Это движение онтогенеза соединено с развитием внутренней позиции .
Внутренняя позиция ребенка проявляется через:
1. эмоционально окрашенные образы;
2. ситуативные ориентировки на усвоенные нормативы;
3. волю, выражаемую в упорстве;
4. другие частные психические достижения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В дошкольном детстве
складываются важнейшие психические
новообразования. В структуре психических
функций центральное место
Сюжетно-ролевая игра
является ведущей деятельностью
дошкольника, поскольку в ней
складываются главные психические
новообразования этого
Содержание ролевой игры меняется с возрастом детей: для младших дошкольников основным содержанием игры являются предметные действия людей, в среднем дошкольном возрасте на первый план выступают отношения между людьми, в старшем — выполнение правил, регулирующих поведение и отношения людей.
Помимо сюжетно-ролевой, среди игр дошкольников выделяются режиссерская, игра-драматизация, игра с правилами, дидактическая игра. В дошкольном возрасте появляются продуктивные формы деятельности — рисование, лепка, аппликация и конструирование. В дошкольном возрасте возникают элементы учебной деятельности. Но основным и ведущим видом деятельности в этот период является сюжетно-ролевая игра.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Периодические издания:
1 Баданина Л.П. Психология познавательных процессов. – М.: Флинта, МПСИ, 2008., стр. 85
4 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб., Питер, 2008., стр.112
5 Смирнова Е.О. Детская психология. Учебник для вузов. – М.: Владос, 2008., стр. 137
6 Ольшанская Е.В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи. Игровые задания. – М.: Первое сентября, 2009., стр. 127
Информация о работе Основные новообразования личности дошкольника