Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2015 в 18:52, курсовая работа
Образование определяет положение государства в современном мире и человека в обществе. Социально-экономическое и духовное развитие любого общества во многом определяется состоянием в нем образования и воспитания. Именно эта сфера человеческой деятельности оказывает решающую роль в разработке научной политики, оптимальной модели реформирования общественных отношений, формирования образа жизни людей.
История образования в Древней Руси мало изучена, хотя интерес к этой теме возник в России более ста пятидесяти лет назад.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….3
ОБРАЗОВАНИЕ В ДРЕВНЕЙ РУСИ…………………………..4
2. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В ДРЕВНЕЙ РУСИ………...14
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПИСЬМЕННОСТИ В ДРЕВНЕЙ РУСИ………………………………………………..17
4. РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ. ОСНОВНЫЕ ДЕЯТЕЛИ ПЕДАГОГИКИ ДРЕВНЕЙ РУСИ…………………...20
ВЛИЯНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЫ НА РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ…………………………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..32
Этот повышенный интерес к «своей античности» - к старому Киеву, к старому Владимиру, к старому Новгороду отразился в усиленной работе исторической мысли, в составлении многочисленных и обширных летописных сводов, исторических сочинений, в объективном внимании к произведениям XI - начала XII вв.: к «Слову о Законе и Благодати киевского митрополита Илариона», «Повести временных лет», к «Слову о полку Игореве", к «Киево-Печерскому патерику» и т.д. Идеи обращения к времени национальной независимости, сказавшиеся и в письменности, и в архитектуре, и в Живописи, и в политике, имели глубоко народный характер. В этом убеждает русский былевой эпос, где эти идеи сказались в полной мере».
Расширяется книжное дело, растут библиотеки. Славятся библиотеки князей, особенно московских. Как центры книжности известны многие монастыри, особенно на Севере.
Однако, видимо самым главным историческим событием этого периода стало духовное возрождение русского народа, которым он в первую очередь обязан православной церкви. Этот период связан с именами многих выдающихся деятелей православной церкви, но центральной фигурой по праву считается Сергий Радонежский, ставший олицетворением русского характера.
Духовное возрождение позволило восстановить душу русского человека, укрепить и поднять дух народа, упрочить нравственные основы общества, что служило преображению семьи. «В XIV - XV вв. постепенно складывается семейный быт русского народа с сильной властью отца, с высоким нравственным авторитетом матери, о котором много пишут в посланиях и грамотах XIV и XV веках».
Все эти перемены прямо сказались на русском образовании и воспитании. Начинает расширяться число грамотных, растет число образованных и высокообразованных людей - имена некоторых из них сохранились в русской истории и поныне: книжник Дорофей, Павел Высоцкий, Митрополит Алексий. Д.С. Лихачев в этой связи замечает: «Лишь во второй половине XIV в., когда русские города постепенно оправляются от ударов кочевых орд, начинается необычно быстрый рост русской образованности».
Самые же важные перемены произошли в воспитании, которое предполагало в себе православие, духовное, семейное и коллективное, нравственное и трудовое начало. В этот же период происходит упрочение сложившегося еще в период становления русского образования, убеждения, что воспитание является основой и целью образования, даже обучение элементарной грамотности должно служить целям воспитания: православного, духовного, нравственного.
Таким образом, во второй половине XIV - первой половине XV вв., благодаря деятельности многих выдающихся людей Руси и, прежде всего Сергия Радонежского, развивается образование, строившееся на фундаменте православия, духовности, нравственности, соборности.
В XVI веке на Руси были лица с широким образованием: архиепископ Новгородский Геннадий, князь Андрей Курбский, царь Иоанн Грозный, его старший сын Иоанн (автор Жития святого Антония Сийского), князь Юрий Токмаков, боярин Тучков и другие. В XVII веке таких лиц в России еще больше. Объяснить их появление как некий парадокс на фоне всеобщего невежества нельзя, точно так же как невозможно объяснить аналогичным образом расцвет русской литературы и искусства в то время.
Наконец, было бы неправильным и антиисторичным объяснять культурные и научные достижения России в XVIII веке одними лишь петровскими реформами, ломкой предыдущего уклада жизни, привнесением с Запада готовых образцов. XVIII век России созревал в XVII веке, причем не на Западе, а на природной русской почве.
Каким же было
образование в России в XVII веке?
Если говорить о системе
Ценный материал
для изучения школьного
Большую роль в жизни школы играли старосты. Они выдавали книги, назначали дежурных по отоплению школы и уборке помещения, следили за дисциплиной. Иногда старосты замещали учителей, что имело важное значение, для подготовки учительских кадров. Эта особенность принятой у нас в то время формы обучения оказалась настолько устойчивой, что вошла в практику созданной позднее высшей школы— Славяно-греко-латинской Академии.
В школах существовала
своя особая этика, что также
предполагает необходимость
В школу добрую речь вноси,
Из нее же словеснаго сору не износи.
В дом отходя, школьных бытностей не кажи,
Сему и всякого товарища своего накажи.
Судя по азбуковникам, дисциплина в русской школе XVII века была строгой. Однако из дифирамбов розге мы не вправе заключить, что в обучении тогда преобладало неумеренное суровое обращение с учениками.. В этой связи Д. Л. Мордовцев замечает, что «суровость с необходимыми спутниками — жезлом, ремнем, плетью, лозою и розгой и вдобавок с ужасающим школьным козлом, выражалась искусно сплетенными виршами, и каждый описатель. учебника фантазировал на эту тему, сколько его душе было угодно; это было простое словесное устрашение, которое, конечно, не всегда и не во всей мере выполнялось, хотя и выполнялось».
Что касается
предметов, изучавшихся у нас
в тот период в начальной
школе, то они находят полную
аналогию с тем, что изучалось
в соответствующих школах
Таким образом, азбуковники XVII века, излагавшие одни и те же «уставные правила» и зафиксировавшие единообразную форму обучения, позволяют вполне определенно говорить о наличии системы, единой методики образования, повсеместно распространенной на территории государства и, возможно, восходящей к периоду домонгольской Руси.
Начальное образование на Руси носило церковный характер. Занятия в школе начинались и заканчивались молитвой. Занималось образованием, как уже говорилось, духовенство. И это вполне понятно, поскольку духовенство видело свою важную миссию в распространении грамотности и знаний, которые были необходимы для внушения пастве понятий о христианской вере и нравственности. Ему важно было дать верующим возможность самим читать Священное Писание и понимать истинный смысл евангельского учения. Не случайно, конечно, устройство школ повсеместно следовало за введением христианства.
Сам характер
церковного образования
Русское общество допетровской эпохи обязано, главным образом. Церкви тем, что оно получало знания, причем знания, выходящие за узкие рамки утилитарных потребностей. Более того, Церковь открывала перспективу беспредельного углубления этих знаний и беспредельного нравственного совершенствования. Благодаря ей, русское общество поднималось до высот боговдохновенной мысли, запечатленной в творениях преподобного Иоанна Лествичника и святого Дионисия Ареопагита, преподобных аввы Дорофея и Симеона Нового Богослова, Исаака Сирина и Григория Синаита. О том, что это было так, свидетельствует множество списков их творений в рукописях XIV—XVII веков. Их переписывали и жадно читали, они будили живую мысль. Без них невозможно понять глубин творчества Феофана Грека, преподобного Андрея Рублева и Дионисия. А такие фигуры, как преподобные Иосиф Волоцкий и Нил Сорский, стоят на уровне древних отцов Церкви. Это, конечно, вершины русской духовной жизни и русской культуры. Но они творили и проповедовали среди своих соотечественников и современников», у которых их мысли и их творения находили понимание и отклик.
Система образования в допетровской Руси не только позволяла русским людям достигать глубоких богословских познаний, но и приобретать достаточные знания в области, так называемой внешней мудрости.
На Руси, например,
отмечался интерес к
Важным источником
астрономических и
В области практической
механики русские строители
С середины XVI
века возникают мануфактуры
В XVI—XVII веках происходит становление «механизированной» металлургии на Руси, в частности на Урале. Проводятся дренажные работы, строятся водоотводы, плотины и мосты. А все это было невозможно без достаточно высоких познаний в области практической механики.
По оценкам
исследователей, достаточно высокой
была культура математического
исчисления и
В XVI веке русские
знакомятся с биолого-
Новейшие исследования
дали возможность пересмотреть
значение допетровской эпохи
в истории биологических
Развитие связей
с западными странами вызывало
необходимость изучения
Информация о работе Основные периоды развития образования в Древней Руси