Основные технологические операции планирования и организации учебно-воспитательного процесса в детском учебном заведении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 17:53, реферат

Описание работы

Как организовать собственный труд, сосредоточив внимание на решении главных задач и при этом, не упустить из виду мелочей, которые, как известно, в работе дошкольного учреждения имеют важное значение? Для этого необходимо планирование всей деятельности руководителя и учреждения в целом. Соответственно возникает вопрос, как это осуществить на практике. Уметь планировать работу учреждения и работать по плану – значит осуществлять научную организацию труда всего коллектива на основе точного расчета, научно проверенных форм и методов и точных календарных сроков.
Цель данной работы: изучить основные технологические операции планирования и организации учебно-воспитательного процесса в детском учебном заведении.

Файлы: 1 файл

Осн технологич операции планирования учеб-воспит процесса в ДУЗ.doc

— 986.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Реферат: Основные технологические операции планирования и организации учебно-воспитательного процесса в детском учебном заведении

 

 

Содержание

 

 

Введение

 

При грамотном планировании учебно-воспитательного процесса в ДУЗ появляется возможность прогнозировать результаты деятельности каждого конкретного сотрудника, что облегчает достижение общих целей и задач. Исследования в области управления подтверждают прямую зависимость между умением планировать и успешностью деятельности педагога в целом.

Сущность планирования — направить деятельность на выработку решений, направленных на адаптацию детского сада к постоянно изменяющимся условиям, нейтрализацию факторов, отрицательно влияющих на всю систему дошкольного образования в целом.

В психологическом аспекте основой планирования является преодоление стереотипов мышления: смена установки с «глобального» (абстрактного) планирования к стратегии составления нескольких вариантов сценария будущего, от модели директивного планирования к вероятностным моделям развития.

Таким образом, проблема планирования образовательного процесса в ДУЗ как начального звена системы образования в настоящее время является актуальной.

Как организовать собственный труд, сосредоточив внимание на решении главных задач и при этом, не упустить из виду мелочей, которые, как известно, в работе дошкольного учреждения имеют важное значение? Для этого необходимо планирование всей деятельности руководителя и учреждения в целом. Соответственно возникает вопрос, как это осуществить на практике. Уметь планировать работу учреждения и работать по плану – значит осуществлять научную организацию труда всего коллектива на основе точного расчета, научно проверенных форм и методов и точных календарных сроков.

Цель данной работы: изучить основные технологические операции планирования и организации учебно-воспитательного процесса в детском учебном заведении.

 

 

 

   

1. Планирование и организация учебно-воспитательной работы ДУЗ

 

Деятельность по планированию и организации учебно-воспитательного процесса в ДУЗ состоит из последовательности взаимосвязанных технологических операций, представляющих законченный цикл:

а) анализ;

б) целеполагание и планирование;

в) организационная деятельность;

г) контроль и регулирование

Рассмотрим сущность каждой из выделенных операций и определим направления их более эффективной реализации в управлении дошкольным образовательным учреждением:

а) функция педагогического анализа в ее современном понимании разработана Ю.А. Конаржевским. Она занимает особое положение в управленческой деятельности. С анализа начинается управленческий цикл и им же он и заканчивается. Основное назначение педагогического анализа, по мнению Ю.А. Конаржевского, состоит в изучении состояния и тенденций развития педагогического процесса, в объективной оценке его результатов с последующей выработкой на этой основе рекомендаций по упорядочению управленческой системы.

Анализ предполагает выделение в изучаемом объекте частей, оценку роли и место каждой части, соединение частей в целое, установление связей между частями.

Без реализации данной функции нельзя конкретно, точно определить цели и задачи управленческой деятельности, обоснованно принять решения, невозможна эффективная управленческая деятельность. Педагогический анализ требует интеллектуального напряжения личности, сформированного аналитического мышления.

В зависимости от содержания анализа различают следующие виды:

* параметрический;

* тематический;

* итоговый.

Параметрический анализ состоит в изучении ежедневной информации о ходе и результатах педагогического процесса, выявлении причин, нарушающих его. Предметом данного анализа могут выступать отдельный урок или воспитательное дело, текущая успеваемость учащихся или санитарно-гигиеническое состояние школы. Решения, принятые на основе параметрического анализа, требуют оперативного выполнения.

Тематический анализ направлен на изучение более устойчивых, повторяющихся зависимостей, тенденций в ходе и результатах педагогического процесса. Он позволяет выявить особенности проявления отдельных компонентов целостного педагогического процесса, определить их взаимодействие. Предметом педагогического анализа может быть система уроков, система внеклассной работы и т.п. Данные тематического анализа определяют технологию итогового анализа.

Итоговый анализ охватывает более значительные временные, пространственные и содержательные рамки. Он включает изучение основных результатов педагогической деятельности в конце учебной четверти, года. Итоговый анализ является базой для реализации последующих функций управленческого цикла;

б) целеполагание и планирование — неотъемлемые операции управленческой деятельности. Она является основой управления и важнейшей стадией управленческого цикла на всех уровнях управления.

Применительно к управлению дошкольным учреждением планирование и прогнозирование заключается в определении зон ближайшего и перспективного развития детского сада в конкретных условиях педагогического анализа. Это деятельность участников педагогического процесса по оптимальному выбору реальных целей, путей их достижения посредством совокупности способов, средств и воздействий, направленных на переход образовательного учреждения в новое качественное состояние.

Подготовка плана работы дошкольного учреждения предполагает не только процесс составления плана, но и мыслительную деятельность руководителя по обоснованию того, что предстоит сделать для достижения поставленных целей.

Планирование должно отвечать целому ряду принципиальных требований. Это единство долгосрочного и краткосрочного планирования, осуществление принципа сочетания государственных и общеобразовательных начал, обеспечение комплексного характера прогнозирования и планирования, стабильность и гибкость планирования на основе прогнозов.

Планирование будет эффективным, если соблюдаются три главных условия:

- объективная оценка уровня работы дошкольного учреждения в момент планирования;

- четкое представление тех результатов, уровня работы, которые к концу планируемого периода должны быть достигнуты;

- выбор оптимальных путей, средств, методов, которые помогут добиться поставленных целей, а значит, получить планируемый результат.

Сущность планирования заключается в определении основных видов деятельности, мероприятий, подборе и расстановке конкретных исполнителей и в определении сроков исполнения. Деятельность дошкольного учреждения регламентируется многочисленными документами. Все они должны учитываться при составлении плана работы на год.

В процессе развития плана проходит его уточнение и корректировка в зависимости от объективных условий. Однако число таких поправок можно свести до минимума, если при формировании плана учитываются принципы научности, оптимальности, комплексности, перспективности, коллегиальности.

Необходимым условием реального планирования работы является также учет специфических особенностей конкретного педагогического коллектива, дошкольного учреждения, реальной обстановки и условий, а также индивидуальных особенностей тех, кто будет осуществлять на практике намеченные мероприятия.

При разработке плана важно учесть результаты прошедшего учебного года и на их основе строить схему развития учреждения на новый период.

в) организация деятельности направлена на выполнение принятых решений. Эта функция включает: предварительный набор исполнителей и соисполнителей, отбор форм и методов предстоящей деятельности и соотношение их с реальными условиями и возможностями исполнителей. Организация деятельности — это процесс объединения людей и средств для достижения поставленных целей.

В структуре организаторской деятельности руководителя важное место занимает мотивация предстоящей работы. Под мотивацией понимается процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации

г) со всеми функциями управленческого цикла тесно связан контроль.

В самом общем виде контроль означает процесс соизмерения (соотношения) фактически достигнутых результатов с запланированными.

В процессе контроля можно получить ответы на следующие вопросы: чему научились? что в следующий раз следует делать иначе? в чем причина отклонений от намеченного? какое воздействие оказал контроль на принятие решений? было ли воздействие контроля позитивным или негативным? какие выводы следует сделать для выработки новых целей?

Чтобы контроль мог дать объективную оценку состояния дел, стимулировал педагогическую деятельность, необходимо соблюдение следующих требований:

- систематичности — контроль должен осуществляться регулярно с использованием разнообразных методов и форм;

- объективности — проверка должна проводиться в соответствии с требованиями государственных стандартов;

- действенности, т. е. результаты контроля должны приводить к позитивным изменениям, устранению недостатков; компетентности проверяющего.

Информация, полученная в ходе контроля, становится в свою очередь предметом педагогического анализа.

 

 

2. Реализация основных технологических операций планирования и организации учебно-воспитательного процесса в детском учебном заведении

 

Теоретически доказано, что система планирования в дошкольном учреждении складывается из управленческого и педагогического планирования, каждое из этих направлений представлено двумя видами планов: стратегическим и тактическим.

Схема планирования как функцию управления ДУЗ отображена в приложении 1.

При планировании учебно – воспитательного процесса одно из важных мест занимает планово-прогностическая деятельность, так как в нем закладывается предвидение результатов всей практической деятельности в ДУЗ, способов и средств его осуществления.

 

Методика планирования

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Существуют следующие виды планирования воспитательно-образовательной работы:

1. Планирование организованной  учебной деятельности:

- перспективно – тематический план на год по видам деятельности,  

- перспективно – тематический  план организованной учебной  деятельности на месяц согласно  расписанию,

- технологическая карта  организованной учебной деятельности.

2. Планирование воспитательной  деятельности:

- циклограмма организации жизни и воспитания детей.

При составлении перспективно - тематического планирования необходимо учитывать педагогическую нагрузку каждого вида деятельности, сопоставлять с расписанием ДУЗ, следить за еженедельным чередованием видов деятельности.

1-36 часов (1 раз в неделю),

2-72 часа (2 раза в неделю),

0,5-18 часов (2 раза в месяц),

0,25-9 часов (1 раз в месяц),

0,75-27 часов (3 раза в месяц)

Для планирования организованной учебной деятельности (т.е. занятий) воспитателю необходимо составить перспективно – тематический план по видам деятельности. Данный план составляется 1 раз в год, с указанием темы занятия, количества часов, отведенных на данную тему, даты проведения и указанием литературы. Далее воспитатель составляет перспективно – тематический план на месяц, согласно расписанию занятий. В данном плане указывается день недели, образовательная область, к которому относиться вид деятельности, название вида деятельности, тема занятия, литература, с указанием страницы. Каждый день недели заполняется  по расписанию занятий.

Технологическая карта – это алгоритм организованной учебной деятельности, обладающий высокой степенью воспроизведения этапов, управленческих действий воспитателя и деятельности детей, способствующий достижению результата процесса обучения и воспитания. Технологические карты обеспечивают технологизацию педагогического процесса, помогают педагогу определить цели организованной учебной деятельности с позиции ожидаемого результата, предусматривают этапы деятельности.

Технологическая карта организованной учебной деятельности представляет собой план каждого вида деятельности, по расписанию занятий. В технологической карте указывается образовательная область, к которой относится вид деятельности, подобласть или раздел (название вида деятельности), тема занятия, цель занятия, материал к занятию. Далее составляется таблица со следующими графами: Этапы деятельности, действия воспитателя, действия детей. Этапы деятельности включают в себя 3 этапа:

1. Мотивационно – побудительный  этап

2. Организационно – поисковый  этап

3. Рефлексивно – корригирующий  этап

На мотивационно – побудительном этапе педагог мотивирует детей, вызывает интерес к данному виду деятельности. Это может быть сюрприз, беседа, загадки, художественное слово, музыка и др. В графе «Действия детей» записывает предполагаемые действия детей. 

Информация о работе Основные технологические операции планирования и организации учебно-воспитательного процесса в детском учебном заведении