Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 17:53, реферат
Как организовать собственный труд, сосредоточив внимание на решении главных задач и при этом, не упустить из виду мелочей, которые, как известно, в работе дошкольного учреждения имеют важное значение? Для этого необходимо планирование всей деятельности руководителя и учреждения в целом. Соответственно возникает вопрос, как это осуществить на практике. Уметь планировать работу учреждения и работать по плану – значит осуществлять научную организацию труда всего коллектива на основе точного расчета, научно проверенных форм и методов и точных календарных сроков.
Цель данной работы: изучить основные технологические операции планирования и организации учебно-воспитательного процесса в детском учебном заведении.
Организационно – поисковый этап представляет собой ход занятия, где действия воспитателя, должны быть последовательны и взаимосвязаны между собой.
Рефлексивно – корригирующий этап – это своего рода итог занятия, где можно предложить детям различные виды деятельности по теме занятия. В конце педагог отражает ожидаемые результаты: то есть, что дети должны знать, о чем иметь представление и что уметь по окончанию занятия.
Организация жизни и воспитания детей отражается в циклограмме. Циклограмма есть своего рода матрица, предусматривающая рациональное распределение детской деятельности в рамках недели в логике интеграции пяти образовательных областей на основе примерного распорядка дня (режима) и примерного распределения организованной учебной деятельности (сетки);
При организации педагогического процесса педагогам-воспитателям необходимо обязательно сопоставлять сетку организованной учебной деятельности и циклограмму деятельности для того, чтобы увидеть целостность и взаимосвязь двух направлений педагогического процесса, обусловленного интеграцией пяти образовательных областей.
Для составления циклограммы необходимо иметь:
- Игровой и дидактический материал к играм, серии развивающих и других игр,
- картотеку дидактических игр
- словесных игр
- сюжетно – ролевых игр
- подвижных игр
- картотеку прогулок
- картотеку дыхательных гимнастик
- серию развивающих игр
- комплексы утренних гимнастик
- утренние круги
В циклограмме реализуются те образовательные области, которые в течении дня не реализовались в организованной учебной деятельности. Циклограмма ведется в течении дня, согласно режима дня.
Нет необходимости останавливаться на всех видах планирования, так как в каждом учреждении сложилась своя методика планирования. Рассмотрим одну из технологий - технологию циклограмм. Для удобства планирования своей деятельности используется три вида циклограмм:
Вид циклограммы |
Деятельность руководителя |
На год |
Она предусматривает план работы в течение всего учебного года; глобальные и обязательные вопросы, которые повторяются из года в год примерно в одно и тоже время (подготовка к началу учебного года, изучение социума, выявление неорганизованных детей, сбор информации по организации дополнительного образования, аттестация педагогов, охрана жизни и здоровья детей, сдать необходимую отчетность или предусмотреть обязательный контроль). Эта циклограмма может добавляться в течение нескольких лет, изменяться в зависимости от деятельности учреждения и стоящих перед ней задач, вводимых традиций. |
На месяц |
Предусматривает организационную работу со всем коллективом. Составляется по принципу календарной сетки, где указывается утверждённые формы работы на неделю, перечень и тематика мероприятий. Например, понедельник (1-3) – совещание руководителей, планёрка в ДОУ с заместителями; вторник (1-3) – школа молодого специалиста; последний вторник месяца – “Клуб “Школа для всех” (работа с неорганизованными детьми); среда (1-3) – педагогический час для педагогов, а (2-4) производственные совещания для всего персонала. Еженедельно во второй половине дня – работа с родителями; четверг (последний, 1 раз в 2 месяца) – педагогический совет; во второй половине дня - работа с общественными организациями; пятница – планёрки с узкими специалистами. Оформление документации и т.д. |
На неделю |
Это перечень всех видов деятельности согласно должностной инструкции. Такое распределение позволяет не упустить из поля зрения ни один вопрос. Эта циклограмма дисциплинирует, позволяет рационально спланировать рабочее время на каждый день. Если в конце недели проанализировать циклограмму, то можно сразу увидеть, какой из этих разделов не охвачен вниманием. Такая циклограмма составляется на начало учебного года и является обязательным настольным планом. |
Такое распределение позволяет дисциплинировать коллектив, планировать им свою работу на группе. Позволяет мне, как руководителю, провести наблюдения (включая контроль) и подготовить материал для очередной встречи с любым коллективом. Это не значит, что нельзя вносить корректировки. Любые срочные вопросы решаются с внесением изменений в данную циклограмму. Например, назрел вопрос по организации питания для всех работников, или поступил приказ по охране жизни и здоровья детей, с которым необходимо познакомить, поэтому нет необходимости ждать среды (1-3), когда проводятся производственные совещания, а оно будет собрано немедленно, чтобы дать консультацию или устранить недостатки.
Исходя из всего вышеизложенного, мы можем сделать вывод, что управление педагогическими системами представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей, а планирование - это неотъемлемая функция управленческой деятельности. Она является основой управления и важнейшей стадией управленческого цикла. В системе дошкольного образования планирование заключается в определении зон ближайшего и перспективного развития детского сада в конкретных условиях педагогического анализа. Это деятельность участников педагогического процесса по оптимальному выбору реальных целей, путей их достижения посредством совокупности способов, средств и воздействий, направленных на переход образовательного учреждения в новое качественное состояние. Переход образовательного учреждения в новое качественное состояние в наше нестабильное время невозможен без деятельности всех участников педагогического процесса по оптимальному выбору реальных целей и путей их достижения.
Деятельность по планированию и организации учебно-воспитательного процесса в ДУЗ состоит из последовательности взаимосвязанных операций, представляющих законченный цикл:
а) анализ;
б) целеполагание и планирование;
в) организационная деятельность;
г) контроль и регулирование.
Итак, современная система планирования образовательного процесса включает программу развития дошкольного образовательного учреждения, образовательную программу ДУЗ, структуру и виды итогового педагогического анализа, планирование работы ДУЗ на год, базисный план, вариативные календарные планы, примерную циклограмму деятельности педагога.
Планирование как функция управления ДУЗ
Планирование учебно – воспитательного процесса в ДУЗ