Основные теории воспитательного коллектива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 19:45, доклад

Описание работы

В своей практической работе и теоретических обобщениях А.С. Макаренко исходил из того непреложного закона, что только в процессе деятельности детей, и обязательно всякой деятельности - учебной, трудовой, бытовой, игровой и т.п., в результате упражнения вовлеченных в нее естественных сил детей, происходит развитие этих сил, а вместе с тем и образование соответствующих содержанию и характеру деятельности знаний, умений, навыков, привычек, взглядов, формирование личности в целом.

Файлы: 1 файл

теория коллектива.docx

— 35.88 Кб (Скачать файл)

Значительное место в жизни и деятельности воспитательного коллектива у А.С. Макаренко занимал производительный труд детей. Однако труд, как и другие элементы содержания воспитания, отнюдь не играет в системе воспитательного коллектива самодовлеющей роли; "Труд как воспитательное средство, - говорил А.С. Макаренко, - возможным только как часть общей системы" и " без идущего рядом образования, без идущего рядом политического и общественного воспитания не приносит воспитательной пользы".

Практика А.С. Макаренко по организации детского производительного труда на современном производстве показало, что дети школьного возраста поразительно быстро и без всякого перенапряжения овладевают сложнейшими производственными навыками, причем не только навыками труда на сложных станках, но и организации производства. На заводах электросверлилок и фотоаппаратов "ФЭД" в коммуне им. Ф.Э. Дзержинского производство было организованно так, что работая ежедневно 4 часа, воспитанники во время пребывания в коммуне проходили технологический процесс - на разных его ступенях - от овладения различными станками и сборки до руководства группами, участками и даже цехами. Сложность и разнообразие трудовых организаций и процессов на производстве позволяли воспитанникам проявить свои склонности и способности, развить таланты и своей общественной значимостью вызывали в детях чувство законной гордости за важность порученного им дела; кроме того, они обеспечивали такой воспитательный результат, закрепляемый в реальных качествах воспитанников, как разносторонность приобретаемых детьми навыков и умений, черт характера.

Главное, что достигалось системой общественной деятельности - максимальное наполнение всей жизни детей полезным делом. Самое страшное по своим педагогическим последствиям состояние детей - это "ничегонеделание", пустое, маниловское мечтание, уединенное времяпрепровождение, - и каждый момент жизни воспитанников коммуны, каждый день и вся жизнь в целом были до предела насыщены разнообразным трудом и столь же разнообразным и организованным отдыхом.

Физическая культура пронизывала всю жизнь коммунаров: она была организована как здоровая, трудовая жизнь детского коллектива, начиная с чистоты помещений, соблюдения правил гигиены и технической безопасности на производстве и кончая ведением специальной спортивной работы. Основной принцип здесь, как и во всем, - педагогическая целесообразность. Физкультурно-спортивная работа в коммуне была поставлена на "широкую ногу" коллектив имел богатое спортивное оборудование, свой стадион со всеми необходимыми снарядами и приспособлениями, кроме того, спортивный элемент сознательно вносился Макаренко во все организуемые коллективные мероприятия и движения: стой коммуны, многочисленные походы и экскурсии и т.п. В содержание деятельности детского воспитательного коллектива Макаренко включал и передовой культурный быт воспитанников в самом широком значении этого слова.

Организация быта детей в воспитательной работе занимает очень важное место, тем более что очень часто именно эта область человеческих отношений совершенно упускается из виду педагогами, Отсутствие педагогически целесообразной организации быта детей привод к тому, что значительная часть повседневных жизненных отношений детей протекает стихийно.

Всей работой по организации культуры быта воспитанников А.С. Макаренко добивался полной ликвидации противоречий между сознанием и поведением детей.

Ведь, действительно, осознание правильности или неправильности того или иного поступка, той или иной привычки - это не так уж сложно; гораздо сложнее воспитание привычки поступать всегда правильно, и тогда, поддерживал Макаренко, когда поступок совершается "по секрету"; когда нет свидетелей, которые могли бы оценить поступок, что как раз и характеризует больше всего внутреннюю культуру человека. "Между сознанием, как нужно поступить, и привычны поведением, есть какая-то маленькая канавка, и нужно эту канавку заполнить опытом", т.е. упражнением в поведении, организованным в соответствии с воспитательными целями, куда входят все повседневное поведение воспитанника в быту.

Таким образом, по своему содержанию воспитание подрастающих поколений есть овладение опытом всех предшествовавших поколений. Этот опыт обобщается в науках, поэтому изучение наук составляет значительную и важнейшую часть содержания воспитательного процесса. Важное место в жизни и деятельности воспитательного коллектива занимает производительный труд детей, но он не играет в системе воспитательного коллектива самодовлеющей роли. Физическая культура пронизывала всю жизнь коммунаров: она была организована как здоровая, трудовая жизнь детского коллектива.

 

4. Организация, формы и методы деятельности воспитательного коллектива

 

Организация деятельности воспитательного коллектива идет по разным линиям; она заключается в делении общего коллектива на коллективы первичные; жизнь и поведение воспитанников дисциплинируются, закрепляются в строгом и четком режиме, получают соответствующую эмоциональную окраску, приобретают определенный стиль и тон, наконец, все ценное в жизни и деятельности коллектива, все его достижения, накапливаясь постепенно, закрепляются в коллективных традициях и передаются новым воспитанникам как опыт жизни их старших товарищей.

Воспитательный коллектив есть целый организм, однако практика воспитательной работы показывает, что "непосредственного перехода от целого коллектива к личности нет, а есть только переход через посредство первичного коллектива, специально организованного в педагогических целях".

Такой первичный коллектив может быть организован и как обычный класс, он может быть организован и по производственному принципу - как бригада, и по территориальному - как отряд. Важно лишь, чтобы он был таким коллективом, в котором отдельные его члены оказываются в постоянном деловом, дружеском, бытовом и идеологическом объединении.

Нужно отметить, что А.С. Макаренко был сторонником объединения в первичном коллективе детей разных возрастов (это, в прочем, не относилось к учебной работе, где дети были организованы в обычные классы). Необходимость этого была вызвана также педагогическими целями. "Такая организация, - писал А.С. Макаренко, - дает большой воспитательный эффект - она создает более тесное взаимодействие возрастов и является естественным условием постоянного накопления опыта и передачи опыта старших поколений. Младшие получают разнообразные сведения, усваивают привычки поведения, рабочую ухватку, приучаются уважать старших и их авторитет. У старших забота о младших и ответственность за них воспитывают качества, необходимые советскому гражданину: внимание к человеку, великодушие и требовательность, наконец, качества будущего семьянина и многое другое".

Сложная система самоуправления имела у Макаренко двоякое значение. Ее непосредственный результат состоял в том, что дети оказывали большую помощь педагогам в управлении коммуной, выполняли множество важных организационных функций. Но и здесь А.С. Макаренко придавал наибольшее значение параллельным педагогическим результатам организаторской работы детей. Важно то, что, выполняя обязанности "начальников", дети приобретают очень много ценных знаний, умений и навыков организаторской работы. У ребят воспитывалось умение "подчиняться товарищу" и "приказать товарищу", принципиальность человека, ответственного за коллектив и за свое поведение. Весьма показательна в этом отношении ежедневная работа общего собрания коммунаров. Оно разрешало самые различные вопросы текущей жизни: учебные, производственные и хозяйственные, вопросы организации быта, поведения воспитанников. Активно участвуя в их обсуждении, каждый становится в положение хозяина коммуны, ответственного за жизнь, успехи и счастье своего коллектива. Именно здесь в первую очередь закалялось и формировалось общественное мнение коллектива.

А.С. Макаренко указывает на существенные различия между дисциплиной и режимом. Общего между ними только то, что и дисциплина и режим организовывают известным образом жизнь детского коллектива. Но в противоположность режиму, представляющему собой средство, при помощи которого коллектив организовывает внешние рамки поведения" воспитанников, дисциплина - не средство, а результат воспитательного процесса, результат всей жизни и деятельности коллектива. Такая дисциплина сознательна, она не является средством подавления личности.

Дисциплина, по Макаренко, вытекает из жизненных инстинктов и опыта коллектива, складывается в борьбе коллектива за достижение его целей и поэтому является необходимым инструментом развития коллектива, его движения вперед.

Режим - это внешняя форма организации коллектива. Функция режима заключается в том, чтобы установить прочный внешний распорядок жизни детей. К правильному режиму А.С. Макаренко предъявляет ряд обязательных требований. Он должен быть, во-первых, педагогически целесообразным, т.е. его правила должны быть полезными для коллектива. Режим, указывает Макаренко, должен быть точным, общим, определенным и непреклонным, и это не только условия его наилучшего выполнения, но и основные признаки педагогической его целесообразности. Как и всякая организационная форма деятельности детского коллектива, режим служит интересам коллектива, удовлетворяет потребности детей; в то же время он создает много полезных привычек, автоматизирует навыки поведения воспитанников, являясь педагогическим "стереотипом" их деятельности в учебе, и в труде, и в отдыхе и т.п.

В оформлении жизни и деятельности детского коллектива важное значение имеют его стиль и тон. Отношения детей в коллективе, их общее настроение, общая культура поведения и, наконец, отношение детей к своим обязанностям - все это создает определенную физиономию коллектива, определенный стиль и тон его жизни.

Во всяком коллективе есть свой стиль и тон, но далеко не всегда это стиль и тон воспитательного коллектива. "Стиль детского коллектива бывает просто возбужденный, наглый, крикливый, страдающий, пониженный, пессимистический, мажорный. Здоровый советский стиль создается путем воспитания уважения к себе и коллективу. Это то, что необходимо каждой нашей школе. Стиль создается очень медленно потому, что он немыслим без накопления традиций".

Основным методом воспитания такого стиля и тона является общественное мнение коллектива, развитие критики и самокритики в детском коллективе. Организованное педагогами общественное мнение в детском коллективе предъявляет ряд требований к поведению воспитанников во всей их жизни, и эти требования, реализуясь в стиле и тоне коллектива и поведении каждого воспитанника, закрепляются в традициях и привычках.

Так, например, в коммуне им, Ф.Э. Дзержинского был установлен ряд конкретных требований к поведению воспитанников: ходить по лестнице не держась за перила; не шуметь в помещении; обращаясь к дежурному или педагогу, стоять прямо, как говорил А.С. Макаренко, "надеяться на свою талию", и сами требования эти стали традициями - так редки были случаи их невыполнения.

Традиции складываются в коллективе объективно как один из результатов всей его жизни и деятельности. Ясно, что в слабом и неорганизованном детском коллективе могут возникать лишь отрицательные традиции. Примером таких традиций может служить пресловутая "подсказка"; "круговая порука" и т.п. В развитии жизни детского коллектива такие отрицательные традиции не могут быть преодолены простым запрещением. Сначала нужно изменить ту жизнедеятельность, на основе которой они возникают, а затем они будут вытеснены новыми, ценными традициями. "Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция, - отмечал Макаренко. - Воспитать традиции, сохранить их - чрезвычайно важная задача воспитательной работы". "Приживется в детском коллективе только та традиция, которая является как бы естественным результатом самой жизни коллектива, и, изучая эту жизнь, педагог должен видеть ее действительные перспективы и потребности и в них найти условия для организации действительно полезных коллективу, прогрессивных традиций.

Важно отметить, что труд - это постоянно действующие формы деятельности коллектива, они складываются лишь в таких элементах жизни детей, которые все время повторяются, т.е. главным образом в ежедневных коллективных движениях. Такими элементами в коммуне были общее собрание, поверка, сдачи рапортов и т.д. Без таких традиций, "коллективных привычек", невозможно четко проводить общеколлективные движения, особенно если их, как это было у Макаренко, много.

Важнейшим признаком организованного педагогического коллектива является его единство "Единство педагогического коллектива - совершенно определяющая вещь, и самый молодой, самый неопытный педагог в едином спаянном коллективе, возглавляемым хорошим мастером - руководителем, больше сделает, чем какой угодно опытный и талантливый педагог, который идет вразрез с педагогическим коллективом".

Если в школе есть коллектив таких педагогов, для которых успех всей школы стоит на первом месте, а успех его класса стоит на втором мете и затем уже на третьем месте его личный успех как педагога, то в таком коллективе будет настоящая воспитательная работа.

Но для того чтобы коллектив педагогов мог работать по единому плану, едиными методами, иметь общую цель и перспективы необходимо единоличное руководство, "педагогический центр", который направляет, координирует и проверяет работу каждого из педагогов. Таким центром, указал А.С. Макаренко, в школе может быть только директор, являющийся уполномоченным государства, руководителем и вместе с тем уполномоченным педагогического коллектива. Красной нитью через всю деятельность Макаренко проходит идея гармонического сочетания единоначалия и коллегиальности в руководстве. Для того чтобы осуществить такое единоличие, директор должен быть воспитателем школы, руководителем всей учебно-воспитательной работы. "Наши директора, - указывал Макаренко, - непомерно много уделяют внимания хозяйству, а между тем директор должен быть, прежде всего, воспитателем школы".

Известно, каким строгим, порой суровым бывал А.С. Макаренко. Вместе с тем, когда обсуждалась его педагогическая линия, намечались планы, подводились итоги - словом, во всех случаях коллективного обмена мнениями, он буквально ловил всякое дельное предложение, интересную мысль, горячо ее поддерживал, даже если она противоречила его собственной.

Особый смысл приобретает вопрос о составе педагогического коллектива, его комплектование. "Коллектив педагогов должен быть собран не случайно, а составлен разумно". Педагогический коллектив не должен быть односторонним, он должен состоять из различных людей, различных по опыту, по характеру и даже по внешнему виду, вплоть до того, как говорил А.С. Макаренко, что "нужно разрешить вопрос, сколько должно быть женщин и сколько мужчин в педагогическом коллективе..... сколько должно быть из педагогов людей веселых и сколько угрюмых". Чем больше самых разнообразных ценных человеческих качеств воплощено в педагогическом коллективе, чем он разностороннее, богаче и жизнеспособнее, тем больше у него возможностей быть настоящим руководителем детского воспитательного коллектива.

Информация о работе Основные теории воспитательного коллектива