Основополагающие принципы педагогической системы М. Монтессори

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

Цель: раскрыть сущность антрополого-педагогической системы Монтессори с точки зрения идеи свободного воспитания.
Задачи:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по теме "Свободное воспитание";
2. Изучение сущности и принципов Монтессори-педагогики;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Антрополого-педагогическая основа педагогики м. монтессори 5
2. Свободное воспитание как основополагающая идея антрополого-педагогической системы Монтессори 10
2.1 История развития системы Монтессори 10
2.2 Сущность и принципы педагогики Монтессори 13
3. Основополагающие принципы педагогической системы М. Монтессори 15
3.1 Антропологический принцип 15
3.1 Принцип условий свободы развития ребенка 16
3.3 Принцип концентрации внимания 17
3.4 Принцип специально подготовленной обучающей среды 18
3.5 Принцип сенситивности 19
3.6 Принцип ограничения и порядка 21
3.7 Принцип актуального и ближайшего развития 22
3.8 Принцип социального воспитания и интеграции 22
3.9 Особенности использования дидактического материала в системе Монтессори 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
ЛИТЕРАТУРА 37

Файлы: 1 файл

Идеи свободного воспитания в системе Монтессори.docx

— 57.05 Кб (Скачать файл)

3.5 Принцип сенситивности

Дидактический материал Монтессори по своей структуре и предметной логике соответствует сензитивным периодам развития ребенка. Монтессори выделяла шесть основных сензитивных периодов в развитии детей до шести лет:

СП развития движений (0-6 лет). Центральным пунктом этой фазы является момент первого шага, то есть начало прямохождения, а также момент в 2,5-3 года, когда ребенок испытывает потребность интенсивного развития мелкой моторики пальцев и мускул руки. Ближе к 5 годам наблюдается стремление ребенка к совершенствованию мускульной системы, овладению своим телом. Ребенок особенно много бегает, прыгает, лазает, тренируя свою крупную моторику, напрягая мышечную систему.

СП порядка (2-3 года). В этот период жизнь ребенка подчинена определенному внешнему и внутреннему ритму. Монтессори пишет о том, что в раннем детском возрасте человеческая душа узнает свое окружение, сначала ориентируясь по элементами окружения, а в дальнейшем она завоевывает его по мере надобности. Вот почему так важно не пропустить период порядка в развитии ребенка.

СП развития речи и языка (0-6 лет). Внутри этого периода несколько наивысших точек:

0-5 месяцев - ребенок ощущает  речь, смотрит на рот говорящего, учится подражать звукам, начинает  располагать звуки последовательно;

1-1,5 года - первое сознательное  слово, лавинообразное нарастание  словаря, восприятие грамматических  норм языка;

2,5-3 года - ребенок говорит  фразами, разговаривает сам с  собой, чувствует потребность в  языке;

3-4 года - ребенок решает  с помощью речи свои проблемы, осваивает буквы как символ  звуков, выстраивает их;

4-4,5 года - время спонтанного  письма;

5 лет - ребенок читает  без принуждения.

СП сенсорного развития (0-6 лет). Содержание этого периода составляет множество относительно коротких периодов, когда актуальным для ребенка становится развитие отдельных сторон или проявлений того или иного органа чувств, и он в разное время становится наиболее восприимчивым к цвету, форме, размерам предметов.

СП интереса к маленьким предметам (1-3 года). Период весьма волнительный для взрослых, т.к ребенок манипулирует пуговицами, горошинами и т.п. с угрозой для собственного здоровья. На самом же деле ребенка интересует проблема целого и части. Разделяя предмет на мелкие части, а их в свою очередь на еще меньшие, ребенок ощущает, что мир делим и состоит из всё более и более мелких частей.

СП социального развития (2-6 лет). Ребенка интересуют формы поведения в группе, отношения со взрослыми и сверстниками. Он осваивает манеры поведения, обиходную речь, ярко проявляет свой характер. Его поведение легко корректируется средой общения, внешним ритмом жизни, который становится внутренней потребностью. Происходит интенсивное впитывание культуры и религии.

Монтессори полагала, что в раннем детстве ребенок способен интуитивно получать в своем окружении целостные представления. При этом он неосознанно выбирает только то, что необходимо для формирования его личности в данный момент, в переживаемом им сензитивном периоде. [21, с.33]

3.6 Принцип ограничения  и порядка

Нарушение порядка и восстановление его - сильнейший мотив детских действий, считала Монтессори, так как ребенку нравится видеть предметы своего окружения на одном и том же месте, он старается восстановить этот порядок, если его нарушил. Она оценивает детскую восприимчивость к порядку как важнейшую и таинственную сенситивную фазу в развитии ребенка (в возрасте 2-3 лет). В установлении и поддержании порядка необходимо идти от естественной детской потребности в нем.

Кроме порядка важнейшим организационным принципом в подготовленной дидактической среде является ограничение. Так, каждый материал, пособие, вид работы должны быть представлены в единственном экземпляре, чтобы не уменьшать интенсивность восприятия ребенка, окруженного слишком большим количеством материалов. Единственность каждого компонента дидактического материала предназначена также для формирования навыков бесконфликтного социального поведения детей, когда проблемная ситуация, в которой несколько детей желает работать с одним и тем же материалом, разрешается совместными поисками цивилизованного решения: ребенок учится уступать, ждать, договариваться, сотрудничать.

3.7 Принцип актуального  и ближайшего развития

В 20-х годах ХХ века Л.С. Выготский теоретически объяснил процесс формирования спонтанных понятий у человека. Он видел движение ребенка от зоны его актуального развития к зоне ближайшего развития, как путь от наглядной ситуации к абстрагированию. Зона ближайшего развития характеризует разницу между тем, на что ребенок способен самостоятельно, и тем, на что он становится способен с помощью учителя. Вся развивающая среда в Монтессори-школе, каждый дидактический материал устроены таким образом, что содержат внутри себя прямую цель, работающую на утончение изолированной способности ребенка, и в то же время - косвенную, работающую на зону его ближайшего развития.

3.8 Принцип социального  воспитания и интеграции

Индивидуальная работа и индивидуальный интерес становятся возможными благодаря учебным средствам, предназначенным для индивидуальной работы в группе, которая по возрасту и опыту является гетерогенной (разновозрастной и разной по опыту и уровню развития).

 

Монтессори считала, что объединение детей по возрастному признаку неестественно и непродуктивно для совместной деятельности. В ее детских садах и школах формируемые группы включают детей с разницей в возрасте в три года (например, группа детей 3, 4 и 5-го годов жизни). Смешанные возрастные группы способствуют развитию ролевой дистанции, что благотворно сказывается на нравственном развитии детей. Среди детей развивается естественная система взаимопомощи: младшие могут попросить помощи у старших детей (тем самым не всегда в затруднительной для ребенка ситуации требуется помощь педагога). Они подражают деятельности старших и перенимают у них образцы поведения. Старшие дети, показывая работу с материалом младшим или отвечая на их вопросы, сами лучше усваивают суть дела, приучаются оказывать помощь, заботиться о других.

В подобных группах, как и в многодетной семье, естественнее формируются и развиваются социальные навыки; работа с материалами более старших детей становится мощным источником интереса и мотивации такой работы для младших. Учитель в этом случае освобождается от дополнительных усилий, направленных на возбуждение интереса к материалу, на активизацию детей к деятельности. В психологическом плане важно то обстоятельство, что в разновозрастной группе нет оснований для сравнения детей друг с другом, что регулярно происходит в обычной школе, когда вроде бы одинаковые дети за усвоение одного и того же материала получают разные оценки. Отсутствует поэтому повод для формирования и развития комплекса неполноценности ("У меня не получается, потому что я еще маленький, вырасту - научусь"). Оценивание ребенка осуществляется исключительно в личностном, а не нормативном плане (т.е. не по сравнению друг с другом и со школьной программой, а по сравнению с собственными предыдущими достижениями), что сообразуется с требованиями гуманной педагогики.

Итак, воспитание детей по методу Марии Монтессори базируется на следующих принципах:

Антропология ребенка. Гетерогенность. Возрастная периодизация.

Принцип условий свободы развития ребенка.

Принцип концентрации внимания.

Принцип специально подготовленной обучающей среды.

Принцип сенситивности.

Принцип ограничения и порядка

Принцип актуального и ближайшего развития.

Принцип социального воспитания и интеграции.

Метод Монтессори состоит из трех основных частей: ребенок, окружающая среда, учитель.

РЕБЕHОК.

В основе педагогики Монтессори лежит идея, что каждый ребенок рождается со своим внутренним потенциалом, раскрытие которого зависит от среды, в которой он находится. Мария Монтессори считала, что ребенок обладает важным свойством - "абсорбирующим (впитывающим) умом", умением запечатлевать увиденное, запоминать спонтанно сигналы из окружающей обстановки. Ребенок находится в постоянном взаимодействии с окружающим миром и готов его познавать. Монтессори выделяла две фазы "впитывающего ума":

от рождения до 3-х лет - бессознательное "впитывание";

от 3-х до 6 лет - осознанное "впитывающее мышление".

Осуществляя влияние на ребенка, взрослый должен учитывать сенситивные периоды развития (СП), которые характеризуются особой восприимчивостью к тем или иным сторонам действительности.

Метод Монтессори основан на наблюдении за ребенком в естественных условиях и принятии его таким, каков он есть. Основная задача метода Монтессори: подвигнуть ребенка к самовоспитанию, к самообучению, к саморазвитию. Девиз метод Монтессори: "Помоги мне сделать это самому". Ребенок находится в центре развивающей среды, в которой он "строит" себя сам. Монтессори выделяла три аспекта построения ребенком себя:

Каждый ребенок рождается со своим внутренним потенциалом, своим темпом развития.

Развитие осуществляется только в движении: ребенок проявляет активность внешнюю (движения) и внутреннюю (наблюдение, анализ увиденного).

Внутреннее развитие ребенка связано со средой, которая является стимулом для его активности.

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА.

В Монтессори-группе ребенок учится в основном самостоятельно с помощью специально разработанной окружающей среды. Чтобы среда оказывала развивающее влияние на ребенка, она должна соответствовать ряду требований:

Красота помещения и его оборудования.

Состав группы детей должен быть разновозрастным (от 3 до 6-7 лет).

В среде должен быть порядок.

Наличие зон в расположении материала.

Наличие подготовленного педагога (воспитателя).

Разновозрастный подход к комплектованию группы детей позволяет каждому ребенку чувствовать себя уверенным, происходит передача знаний от старших к младшим.

УЧИТЕЛЬ.

Задача Монтессори-учителя - помочь ребенку организовать свою деятельность, пойти своим уникальным путем, реализовать свой потенциал в наиболее полной мере. Воспитатель, по Монтессори, представляет собой связующий элемент между ребенком и воспитывающей средой, в которой ребенок самостоятельно действует и развивается с помощью дидактических материалов.

ТРЕБОВАHИЯ К МОHТЕССОРИ-УЧИТЕЛЮ:

1. Утверждать неповторимость  каждого ребенка.

2. Овладеть психотехническими  приемами, необходимыми для практической  реализации принципов гуманистической  педагогики Монтессори:

эмпатия - безоценочное принятие и прояснение любого чувства ребенка

безусловное принятие любого человека

соответствие языка слов и языка тела чувствам человека, т.е. человек говорит именно то, что чувствует и подтверждает это точными жестами.

стремление к собственному личностному и профессиональному росту.

3.9 Особенности использования  дидактического материала в системе  Монтессори

Из-за того, что дидактический материал находится на виду, его роль по сравнению с другими элементами подготовленной среды в методе Монтессори часто преувеличивается. Кроме того, часто неправильно понимается его цель. Это не учебное оборудование в общепринятом смысле слова, т.к его целью является не обучение детей навыкам и передача им знаний через “правильное использование”. Главная цель дидактического материала Монтессори - помочь самостроительству ребенка и его духовному развитию. Монтессори была убеждена, что если учитель может предложить материалы, которые привлекли бы детское внимание, он сможет дать ребенку свободу, необходимую для его развития.

Известно, что все дидактические материалы ею разработаны экспериментально. Только после длительной и тщательной проверки реакций детей на предметы материала М. Монтессори признала его пригодность, отвергнув все то, что не вызывало самостоятельных повторных упражнений детей и не фиксировало детского интереса и внимания. Во всем удовлетворяются реальные потребности ребенка и учитываются его способности. Отсюда вытекает требование недопустимости произвольных вариантов Монтессори-материала.

В создании и использовании дидактического материала М. Монтессори выделила следующие принципы: значимость материала для ребенка; изоляция трудности; контроль ошибок; постепенное усложнение материала по дизайну и использованию; возможность косвенной подготовки к дальнейшему обучению; последовательное абстрагирование материала от простых первоначальных функций.

Первым принципом создания и использования дидактического материала Монтессори является его значимость для ребенка. Чтобы служить “самостроительству” ребенка, каждый конкретный материал должен быть представлен ребенку в нужный момент его развития. Оптимальный момент для этого каждому конкретному ребенку должен быть определен путем экспериментирования и наблюдения. Учитель наблюдает за качеством (степенью) сосредоточения у ребенка и за спонтанными повторениями его действий с материалом. Эта реакция покажет значимость материала для ребенка в определенный момент развития и соответствие интенсивности воздействия материала его внутренним потребностям. Как материал, так и интенсивность его воздействия, и количество внешних раздражителей, можно варьировать. Материал для развития, отвечающий психическим потребностям ребенка, по образному выражению Монтессори, представляет собой “как бы ступени лестницы, которые помогают ребенку подниматься вверх”. Дети, вступившие на путь самовоспитания, приобретают необычайную “чуткость” к своим внутренним потребностям. В каждом сензитивном периоде имеется одна превалирующая потребность, наталкивающая ребенка на активность для удовлетворения этой потребности. Педагогическая задача состоит в “отыскивании” предметов, которые должен изучать ребенок в разные возрастные периоды и эпохи своего развития, а также в составлении программ, отвечающих сенситивным периодам.

Следующим принципом дидактического материала Монтессори является изоляция трудности. Трудность, которую должен обнаружить и понять ребенок, должна быть выделена в одном образце материала. Это выделение упрощает задачу для ребенка и дает ему возможность воспринять проблему с большей готовностью. Например, Розовая башня показывает ребенку только разницу в размерах кубиков, а не в размерах, цвете, дизайне и звуках, как это часто бывает с подобными башнями, которые продаются в игрушечных магазинах. Подход М. Монтессори к разработке и использованию дидактического материала как “материализованной абстракции” предполагает овладение детьми “чистыми категориями восприятия”, что часто вызывает возражения критиков, утверждающих ограничение детского опыта в системе Монтессори только предметами “искусственного” материала. Анализ работ итальянского педагога, в которых раскрывается роль и значение дидактического материала, позволяет утверждать, что Монтессори делала это сознательно, основываясь на том, что внутренний мир ребенка представляет собой хаос, и столь же хаотическим представляется ему внешний мир. Поэтому только четкий и точный материал, позволяющий ребенку выделять признаки предметов в чистом виде, способствует адекватному осознанию внешнего мира.

Информация о работе Основополагающие принципы педагогической системы М. Монтессори