Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 18:33, контрольная работа
Цель работы – изучить основы этнопедагогики.
Для достижения данной цели, потребуется решить следующие задачи:
проанализировать литературу по данной теме;
изучить теоретические основы этнопедагогики;
рассмотреть идеи этнопедагогики в семейном воспитании;
проанализировать эффективность народного воспитания;
Введение………………………………………………………………..
1. Понятие этнопедагогики и ее функции……………………………
2. Идеи этнопедагогики в семейном воспитании……………………
3. Эффективность народного воспитания……………………………
Заключение……………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………….
Очень важна роль этнопедагогики в формировании национального самосознания, преодоления отчуждения к другим этносам. Этнопедагогика способствует всестороннему развитию личности, включая умственное, трудовое и физическое воспитание.
Однако, располагая широким спектром задач, народная традиция воспитания была в первую очередь ориентирована на нравственное воспитание. Ярким примером, отражающим такое воспитание, является этнопедагогика русского народа. Важная особенность этнопедагогики – её природосообразность, существующая благодаря естественности народных традиций воспитания, гармонической включенности в процессы окружающей среды. Воспитывая своих детей, наши предки стремились сформировать у них представление о красоте природы, о месте человека в ней, о необходимости нравственного отношения ко всему живому.
Народные игры, способствуя
интеллектуальному и
Роль слова как
Для А.С. Макаренко, как
для Я.А. Коменского и К.Д. Ушинского,
народ представляется величайшим педагогом.
Необходимо отметить, что одной из
центральных проблем в педагоги
Факторами народного воспитания выступают словесные средства: пословицы, поговорки, загадки, песни, сказки, былины, басни, притчи, прибаутки, скороговорки, назидания, вразумления. Количество словесных форм воздействия на чувства, на сознание и поведение в народной педагогике велико: поучение, наставление, увещевание, упрёк, осуждение, завет и многое другое.
В трудах великого советского педагога В.А. Сухомлинского получили всестороннее развитие идеи классиков педагогики о родном языке. Он постоянно внушал учителям и родителям: "Словом своим деды и прадеды наши передали нам свои заповеди, свою любовь к родному краю и прежде всего – любовь к родному языку". По мнению великого педагога, речевая культура человека – это зеркало его духовной культуры. В.А. Сухомлинский в своих трудах отмечал: "Важнейшим средством воздействия на ребёнка, облагораживающим его чувства, душу и мысли, переживания, являются красота и величие, сила и выразительность родного слова".
В этнопедагогике русских
по традиции одно из важнейших мест
занимают сказки. Простота, искренность,
непосредственность сказки воспринимается
психикой, позволяет достичь
Русский народ, создавая сказки, стремился отразить в них свои лучшие черты, идеалы, ценности, принципы и стремится передать подрастающему поколению то, что воспевается в сказках: трудолюбие, коллективизм, скромность, щедрость, правдивость, человеколюбие, противоположные им качества высмеиваются и осуждаются.
Этнокультура русского народа сохраняет уникальное песенное творчество, а оно, как и сказки, способствует нравственному воспитанию и укреплению морали, поскольку в нём отражается всё мировоззрение народа. Песни, складываясь на протяжении многих тысячелетий, постоянно испытывали естественный отбор. Следует отметить, что в самом их смысловом содержании заложены и хранятся воспитательные функции. Музыкально-поэтическое творчество играет огромную роль в формировании личности человека (колыбельные, пестушки, хороводы, трудовые, обрядовые, исторические, лирические, семейно-бытовые, частушки), все они способствовали умственному, эстетическому, трудовому, нравственному воспитанию.
Этнокультура – это ценностная сфера сознания каждого, даже маленького народа, со своей выстроенной в историческом пространстве системой жизнеобеспечения, способствующей взаимодействовать с другими этнокультурами в общей системе мировой культуры.
Следует выделить особую роль пословиц в деле воспитания. Поговорки и пословицы, являясь концентрированным выражением народной мудрости, всегда отвечали различным духовным потребностям людей: познавательным, этическим, эстетическим. Пословицы русского народа являются четко выстроенной системой позитивных идеалов, которые направлены на нравственное воспитание. Смысловая нагрузка пословиц и поговорок несёт в себе воспитательные функции, которая указывает, что человек должен быть трудолюбивым, смелым, честным, любящим свою Родину. Необходимо привести слова Михаила Александровича Шолохова (1905-1984), написанные в предисловии сборника, собранного и составленного Владимиром Ивановичем Далем "Пословицы русского народа": "Труд великого собирателя этого несметного богатства послужит великому и благородному делу изучения неисчерпаемых богатств нашей отечественной культуры, великого и могучего языка нашего".
Исключительное место в жизни русских людей занимало религиозное воспитание. Идеи Православия как воспитательный потенциал эффективно использовались в народной педагогике. Воспитание в Православии основано на десяти заповедях. Первой заповедью Бог повелевает познавать и почитать Его, как единого Бога, и никого и ничего другого за Бога не признавать и не почитать. Вторая заповедь гласит – не сотвори себе кумира, и всякого подобия его. Третья заповедь. Не приемли имени Господа Бога твоего всуе (напрасно). Четвёртая заповедь учит – помни день субботний (день отдыха). Пятой заповедью Бог повелевает оказывать почтение к родителям. "Чти отца твоего и матерь твою". Шестая заповедь "Не убий" Бог запрещает убивать, а также изувечивать как себя самого, так и другого человека. Седьмой заповедью Бог запрещает мужу и жене нарушать взаимную верность и любовь. Восьмой заповедью "Не укради" Бог запрещает отнимать или захватывать чужое имущество. Девятой заповедью "Не послушествуй (свидетельствуй)" Бог запрещает ложно свидетельствовать на кого-либо в суде; клеветать на другого человека. Заповедь эта повелевает: беречься всякой лжи. Десятая заповедь. Не пожелай жены ближнего твоего. Десятой заповедью Бог запрещает завидовать чужому добру и желать зла ближнему и повелевает, чтобы каждый человек был доволен своим достоянием. В Православной вере с раннего возраста дети приучались к молитве и исповеди, к терпению, выносливости, послушанию. В Православном храме во время многочасовой службы необходимо стоя слушать проповеди священника и по памяти вторить молитвы. Все эти факторы формировали нравственную культуру подрастающего поколения.
В семейной жизни русским народом ясно осознавалось значение личного примера в воспитании. В связи с чем в народной педагогике был выработан целый кодекс поведения родителей с детьми.
Другие факторы народной педагогики – труд, искусство народного творчества, общение, традиции также способствовали нравственному воспитанию. Принимая участие в трудовой коллективной деятельности (толоки и помочи), эстетической деятельности (уличные дневные хороводы, вечерние хороводы, посиделки), подрастающее поколение перенимало и закрепляло нравственные принципы, выработанные этнокультурой русского народа.
Нравственные нормы и ценности в этнической культуре приобретают и несут своё особое национальное звучание. Механизмом сохранения этих национальных ценностей, способствующих их развитию, является этнопедагогика.
3. Эффективность народного воспитания
Многогранная жизнь народа, его борьба и победы - основной и главный объект исторической и других гуманитарных наук. К их числу относится и этнопедагогика, предмет которой - народная педагогическая традиция. Изучение народного творчества чрезвычайно важно для выявления того ценного, что вкладывает каждый народ в мировую культуру.
В чем эффективность народной педагогики и сильные стороны деятельности народных педагогов? В каких соотношениях находятся в ней интуиция, талант, знания? Какова взаимосвязь педагогических воззрений народа и его педагогической практики? Каким должно быть воздействие народной педагогики в организации влияния на детей?
Чем больше будет участников педагогического процесса, понимающих воспитательное дело и желающих его улучшить, тем будет эффективнее его определяющее воздействие на подрастающее поколение.
Этнопедагогика исследует педагогический опыт трудящихся, выявляет возможности и эффективные пути реализации прогрессивных педагогических идей народа в современной науке и практике, анализирует педагогическое значение тех или иных явлений народной жизни и разбирает их соответствие или несоответствие современным задачам воспитания.
До сих пор бытуют педагогические представления, которые сегодня воспринимаются как устаревшие, как суеверия и предрассудки, хотя нет достаточных оснований для их однозначной отрицательной оценки. В этнопедагогике находит подтверждение мысль французского ученого А.Леруа-Гурана: "Народ является самим собою лишь благодаря своим пережиткам". Более того, праздники, приметы, гадания и другие элементы народной педагогики относятся к наиболее эффективным средствам интенсификации духовной жизни личности. И могут быть в той или иной степени востребованы современной педагогикой. Актуально также изучение педагогической сущности новых обычаев. Современные обычаи и их преемственная связь со старыми, взаимодействие старых форм и нового содержания традиционных народных праздников - эти проблемы не могут не интересовать этнопедагогику.
Задача исследования народных традиций состоит в том, чтобы проследить, как они образовались, почему сохраняются, каковы условия и какова потребность, которая приводит не только к сохранению, но и к постоянной и, можно сказать, естественной переработке этих традиций, и, наконец, в чем секрет их существования, в котором непрерывное умирание неотделимо от вечного возрождения.
Заключение
Воспитание и образование в демократическом обществе не могут эффективно функционировать, не могут даже просто существовать вне народной педагогики, без этнопедагогики. Народная педагогика - педагогика национального развития, подъема, возрождения, одновременно - это и педагогика этнического самовоспитания, создающая личность патриота, сына народа с высокоразвитым чувством национальной гордости и человеческого достоинства.
Этнопедагогика, изучающая,
исследующая народную педагогику как
систему народного воспитания, является
педагогикой национального спас
Сердцевиной этнопедагогики, ее душой является любовь. Любовь к детям, труду, культуре, народу, Родине. Обогащаясь знаниями по народной педагогике, учитель сможет лучше понять своих учеников и их семьи, стать подлинным воспитателем юных.
Список литературы
1 Дмитриев, Г.Д. Многокультурное образование / Г. Д. Дмитриев. - М.: Народное образование, 1999. – 208 с.
2 Кукушин, В. С. Этнопедагогика: учебное пособие / В. С. Кукушин. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2002. - 304 с.
3 Волков Г.Н. Педагогика жизни. - Чебоксары, 1989.
4 Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. - М., 1990.