Основы этнопедагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 18:33, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – изучить основы этнопедагогики.
Для достижения данной цели, потребуется решить следующие задачи:
проанализировать литературу по данной теме;
изучить теоретические основы этнопедагогики;
рассмотреть идеи этнопедагогики в семейном воспитании;
проанализировать эффективность народного воспитания;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..
1. Понятие этнопедагогики и ее функции……………………………
2. Идеи этнопедагогики в семейном воспитании……………………
3. Эффективность народного воспитания……………………………
Заключение……………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………….

Файлы: 1 файл

этнопедагогика.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

На тему: Основы этнопедагогики

 

 

 

 

Выполнила: Иванова М.И.

студентка 2 курса

Проверил: Петров В.Г.

профессор кафедры

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2013

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………..

1. Понятие этнопедагогики  и ее функции……………………………

2. Идеи этнопедагогики в семейном воспитании……………………

3. Эффективность народного  воспитания……………………………

Заключение……………………………………………………………..

Список литературы…………………………………………………….

 

Введение

Современные задачи воспитания, вытекая из насущных проблем общества, предвидя его социальный заказ, заставляют по-новому взглянуть на цель, содержание и средства формирования этической культуры личности, вследствие её решающей роли в воспитании учащихся младших классов. Духовно-нравственное оздоровление общества - одно из решающих условий преодоления негативных явлений.

Под народной педагогикой  традиционной культуры воспитания мы понимаем исторически сложившийся опыт воспитания и обучения детей, первоначально передаваемый от поколения к поколению в устной форме, а затем зафиксированный в письменных памятниках в виде фольклора, героического эпоса, легенд и преданий, свода правил воспитания, правил поведения и т.д. Сам же идеал представлен в сказках, пословицах и поговорках (афористическая педагогика), в традициях. Другими словами, народная педагогика имеет в своей основе идеал и средства его формирования. Она представляет такую же объективную реальность, как фактическая сторона исторического процесса, история народа в целом.

Этическая культура является органической частью культурно-ценностного  наследия общества. Вопрос о культуре человека берет начало в моральной  проблематике, поскольку умение человека жить в обществе по законам добра и справедливости составляет личную и общественную культуру людей. Существуют простые законы нравственности, которые нужно постичь. В этом помогают уроки этической культуры. Их назначение - воспитание и формирование нравственности.

На сегодняшний день составной частью среднего образования должно стать этическое образование детей. Это образование влияет на динамику индивидуального самосознания, выработку нравственной позиции в принятии и исполнении решений, помогает определить моральные критерии поведения, сделать правильный выбор в конкретной жизненной ситуации.

Уходящий XX век удивил мир своими техническими достижениями, но этот же век принес человечеству невиданные ранее страдания и неисчислимые жертвы. Многие конфликты, ставшие причиной войн и масштабного терроризма, носили откровенно национальную окраску. Создалось впечатление, что этот век был веком культуры войны, на которую обитатели планеты Земля обрекли себя, не желая понимать и уважать друг друга, видеть общечеловеческие идеалы и ценности.

И все же большая, здоровая часть человеческого сообщества жаждет мира и взаимопонимания. Люди хотят видеть красоту, любить и быть любимыми, реализовывать свои творческие возможности, познавать мир и совершенствовать его. Для этого нужны мир и содружество всех землян. Не случайно первое десятилетие XXI века объявлено ЮНЕСКО десятилетием культуры мира и ненасилия.

Цель работы – изучить  основы этнопедагогики.

Для достижения данной цели, потребуется решить следующие задачи:

  • проанализировать литературу по данной теме;
  • изучить теоретические основы этнопедагогики;
  • рассмотреть идеи этнопедагогики в семейном воспитании;
  • проанализировать эффективность народного воспитания;

 

1. Понятие этнопедагогики  и ее функции.

Этнопедагогика представляет собой научный взгляд на явление воспитания и анализирует социальные и педагогические процессы, взаимосвязи, взаимодействия, взаимовлияния педагогики с культурными традициями народа. Этнопедагогика как часть педагогической науки исследует закономерности и особенности народного воспитания. По определению Г.Н. Волкова, предметом этнопедагогики является педагогическая культура рода, этносоциума, нации или народности.

В наши дни в педагогической литературе встречаются два близких  по смыслу термина: "этнопедагогика" и "народная педагогика". Условимся использовать их со следующей смысловой нагрузкой:

  • народная педагогика – это воспитательные традиции конкретной этнической группы;
  • этнопедагогика – обобщенное понятие, означающее сравнительный анализ воспитательных традиций различных народов.

В народной педагогике большое  значение имеет преемственность  поколений. Чем теснее и глубже эта  преемственность, тем лучше для  жизни старших и воспитания молодых. Г.Н. Волков нашел в народных изречениях замечательную мысль: "Не говори о любви к детям, если не почитаешь старых".

Наиболее значимая и  самая действенная особенность  народной педагогики – ее связь  с жизнью. Это индекс ее жизнеспособности, социализирующей значимости.

Социализация в самом  общем виде есть не что иное, как  развитие личности под влиянием окружающего социума, культуры, обретение личностью ее социальной роли. Таким образом, народная педагогика, помимо накопления знаний, обретения навыков, умений, выполняет функцию социализации подрастающих поколений.

Аккумулируя такие нравственные категории, как ответственность, долг, честь, совесть, терпимость, любовь, сопереживание, потребность в добротворческой созидательной деятельности и др., являющиеся необходимым условием воспроизводства общества и самоутверждения человека, народные традиции обеспечивают особую психологическую среду, выступая важнейшим средством воспитания растущих детей.

В воспитании человека активное участие принимали все: и стар, и млад, и сельская община, и социальная среда. Основу народной педагогики составляют духовная культура, народные обычаи, традиции, социально-этические нормы.

В педагогической мудрости народа наблюдается достаточно четкая дифференциация форм воспитания:

  • пословицы – для социально-этического;
  • загадки – для умственного;
  • песни – для эстетического, патриотического;
  • сказки – для того и другого.

Оставаясь постоянной составляющей человеческого общества, народная педагогика отражает педагогические идеи и определяет традиционные воспитательные средства различных этапов развития общества.

В средствах народной педагогики можно выделить два аспекта: содержательный и прикладной, т. е. воспитательную идею и воспитательное значение. 1этнопедагогика страноведение образование воспитание

Наиболее важным в  наши дни представляется рассмотрение средств народной педагогики, несущих идею самореализующейся творческой личности и дающих знание о способах приобщения к самостоятельной творческой деятельности.

Этнопедагогику можно  было бы в общем и целом представить  как историю и теорию народного  воспитания.

Этнопедагогика – наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций.

Предметная область  этнопедагогики не остается неизменной: задачи формируются и уточняются в зависимости от изменений социального заказа, связанного с движением общественного самосознания.

Этнопедагогика изучает  процесс социального взаимодействия и общественного воздействия, в  ходе которого воспитывается, развивается  личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах притчах, песнях, загадках, пословицах и поговорках, играх, игрушках и пр., в семейном и общинном укладе, быте, традициях, а также философско-этические, собственно педагогические мысли и воззрения, т.е. весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на процесс историко-культурного формирования личности.2

Выдающиеся педагоги прошлого много внимания уделяли изучению педагогических воззрений народа и его педагогического опыта.

Педагоги-классики полагали, что народная педагогика обогащает  науку о воспитании, служит ее опорой и основой. Я.А. Коменский на основе обобщения опыта домашнего воспитания в трудовых семьях выдвинул и разработал идею "материнской школы", цель которой – все семьи поднять до уровня лучших семей, где разумнее всего поставлено воспитание.

При обосновании принципа природосообразности великий педагог  также учитывал народный опыт. Некоторые дидактические правила даны им в форме народных афоризмов, а в ряде случаев народные афоризмы составляют какой-то элемент дидактических положений.

 

2. Идеи этнопедагогики  в семейном воспитании

На протяжении многих тысячелетий в культуре русского народа развивались принципы народного воспитания, которое корнями уходило в семейное воспитание. Народная педагогика – это традиционная для народа практика воспитания со своими сложившимися в ней знаниями, принципами, идеалами, которые закрепились в народных заповедях, образах фольклора, прикладного искусства, других формах отражения и преображения действительности.

Выдающиеся педагоги Ян Амос Коменский (1592-1670), Константин Дмитриевич Ушинский, (1824-1870), Антон Семёнович Макаренко (1888-1939), Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970), и др. много внимания уделяли изучению педагогических воззрений народа и его педагогического опыта. Педагоги-классики полагали, что народная педагогика обогащает науку о воспитании, служит ей опорой и основой, поэтому важным для развития педагогической науки является возвращение к истокам этнических культур на основе познания самобытности и уникальности каждого народа, введение в практику работы с детьми педагогического опыта, накопленного тем или иным народом.

К.Д.Ушинский считал народную педагогику проявлением педагогической культуры масс, которая олицетворяет идеалы, представления и воззрения о человеке, семье, детях и взаимоотношениях между людьми. Великий педагог справедливо отмечает: "Каждый образованный народ только тогда имеет значение в науке, когда обогащает её истинами, которые остаются такими для всех народов". К.Д. Ушинский прекрасно знал обычаи, обряды, традиции русского народа, а также глубоко проникал в его духовную жизнь. Как всякий великий мыслитель, он был энциклопедистом-философом, психологом, антропологом, историком, лингвистом, этнографом, фольклористом, литературоведом. В поле его зрения были все сферы духовной жизни славянских народов, он восхищался преемственностью и общностью всех культур. В своих трудах он отразил культуру и жизнь многих народов. На основе культурологического сравнения языков различных народностей и языка русского К.Д. Ушинский отмечает своеобразие и самобытность русского языка: "Русский язык … сообразно размашистому характеру народа, сообразно размашистому разбегу русских людей любит разливаться свободно, подобно сильному источнику, выбивающемуся сильной волной из недосягаемой глубины". В словах великого педагога заложен горячий призыв ко всем потомкам – знать и любить родное слово, Родину, живую душу русского народа.

Народную педагогику можно представить  как составную часть коллективного  народного творчества. Народная педагогика – это проявление педагогической культуры масс, олицетворяющей идеалы, представления и воззрения о человеке, семье, детях и взаимоотношения между ними. Созданное народом педагогическое наследие нашло отражение в поговорках, пословицах, сказках, загадках, легендах, колыбельных песнях, пестушках, играх, хороводах, в прикладном искусстве.3

Вместе с тем Народная педагогика – это не только сумма знаний, но и обязательных умений, утверждает известный этнограф и педагог Г.С. Виноградов, а также совокупность навыков и приёмов, применяемых народом в целях развития и воспитания личности.

В пятидесятых годах ХХ века Г.Н. Волковым сделана первая попытка в целом ряде публикаций (в том числе и монографических) раскрыть роль народных масс как творцов педагогической культуры; место педагогических традиций в духовной культуре народа. Г.Н. Волков определяет народную педагогику как совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и игрушках и т.п. Особую значимость принципов Народной педагогики должна ощущать детская среда, в первую очередь – это дети.

Информация о работе Основы этнопедагогики