Основы логопедии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 15:41, контрольная работа

Описание работы

Логопедия — это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.
Термин «логопедия» происходит от греческих корней: логос (слово), пайдео (воспитываю, обучаю) — ив переводе означа

Файлы: 1 файл

шпаргалки по логопедии практика.doc

— 541.00 Кб (Скачать файл)

 «ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИИ»

 

  1. Раскройте определение, предмет, объект, цель и задачи логопедии.

Логопедия — это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.

Термин «логопедия» происходит от греческих корней: логос (слово), пайдео (воспитываю, обучаю) — ив переводе означает «воспитание правильной речи».

 

Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности (изучение характера и течения различных нарушений речи и создание методов их предупреждения и преодоления).

Объект изучения — человек (индивидуум), страдающий нарушением речи.

Нарушения речи изучаются физиологами, невропатологами, психологами, лингвистами и др. При этом каждый рассматривает их под определенным углом зрения в соответствии с целями, задачами и средствами своей науки. Логопедия рассматривает расстройства речи с позиций предупреждения и преодоления средствами специально организованного обучения и воспитания, поэтому ее относят к специальной педагогике.

Структуру современной логопедии составляет дошкольная, школьная логопедия и логопедия подростков и взрослых.

Основной целью логопедии является разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых расстройств.

 

Задачи:

1. Изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых нарушений.

2. Определение распространенности, симптоматики и степени проявлений  нарушений речи.

3. Выявление динамики спонтанного  и направленного развития детей  с нарушением речевой деятельности, а также характера влияния речевых расстройств на формирование их личности, на психическое развитие, на осуществление различных видов деятельности поведения.

4. Изучение особенностей формирования  речи и речевых нарушений у  детей с различными отклонениями  в развитии (при нарушении интеллекта, слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата).

5. Выяснение этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых  нарушений.

6. Разработка методов педагогической  диагностики речевых расстройств.

7. Систематизация речевых расстройств.

8. Разработка принципов, дифференцированных  методов и средств устранения  речевых нарушений.

9. Совершенствование методов профилактики  речевых расстройств.

10. Разработка вопросов организации  логопедической помощи.

 

В указанных задачах логопедии  определяется как теоретическая, так и практическая ее направленность. Теоретический ее аспект — изучение речевых расстройств и разработка научно обоснованных методов их профилактики, выявления и преодоления. Практический аспект — профилактика, выявление и устранение речевых нарушений. Теоретические и практические задачи логопедии тесно связаны.

Для решения поставленных задач  необходимо:

• использование межпредметных  связей и привлечение к сотрудничеству многих специалистов, изучающих речь и ее нарушения (психологов, нейропсихологов, нейрофизиологов, лингвистов, педагогов, врачей различных специальностей и др.);

• обеспечение взаимосвязи теории и практики, связь научных и  практических учреждений для более  быстрого внедрения в практику новейших достижений науки;

• осуществление принципа раннего выявления и преодоления речевых нарушений;

• распространение логопедических знаний среди населения для профилактики нарушений речи.

Решение данных задач определяет ход  логопедического воздействия.

Основным направлением логопедического воздействия является развитие речи, коррекция и профилактика ее нарушений. В процессе логопедической работы предусматривается развитие сенсорных функций; развитие моторики, особенно речевой моторики; развитие познавательной деятельности, прежде всего мышления, процессов памяти, внимания; формирование личности ребенка с одновременной регуляцией, а также коррекцией социальных отношений; воздействие на социальное окружение.

 

 

  1. Охарактеризуйте этиологические факторы, приводящие к речевым нарушениям, и их взаимодействие.

Термин «этиология» — греческий и обозначает учение о причинах (этио — причина, логос — наука, учение). Проблема причинности издавна привлекала внимание человечества. Развитие этиологии как учения о причинах тесно связано с общим научным прогрессом ряда медицинских и естественных дисциплин. Понятие «этиология» является философской категорией, поэтому очевидна его связь и с развитием философии. Основу для изучения этиологии речевых расстройств составляют эволюционно-динамический подход и принцип диалектического единства биологического и социального в развитии речи.

Важными вопросами этиологии  речевых нарушений являются:

• изучение причин системных речевых  расстройств коркового генеза (алалии, афазии) с учетом локализации, характера  и времени поражения мозга;

• определение роли наследственного  фактора в возникновении различных  видов нарушений речи;

• детальное изучение причин и  предрасполагающих условий к  возникновению различных форм заикания;

• изучение статистических сведений о распространении речевых нарушений и их причин.

Большой вклад в решение данной проблемы внесли исследования крупнейшего  отечественного патофизиолога И. В. Давыдовского, который писал: «Всякое  истинное значение восходит к причинам, т. е. к понятиям каузальности и детерминизма. Это два смежных, но разных понятия, трактующие, с одной стороны, о причинности, т. е. о причинно-следственных отношениях (таков именно должен быть смысл понятия "этиология"), с другой — о познании сущности, явления, т. е. закономерностей, которые лежат в его основе (детерминизм в собственном смысле слова)».

Греческий философ и врач Гиппократ (460—377 гг. до н. э.) видел причину ряда речевых расстройств в частности заикания, в поражении мозга. Другой греческий философ Аристотель (384—322 гг. до н. э.), связывая процессы речеобразования с анатомическим строением периферического речевого аппарата, усматривал причины речевых расстройств в нарушениях последнего. Таким образом, уже в исследованиях античных ученых наметилось два направления в понимании причин речевых нарушений. На последующих этапах изучения причин речевых расстройств сохранились эти две точки зрения.

Научное подтверждение предположению о роли поражения головного мозга в этиологии речевых расстройств было дано лишь в 1861 г., когда французский врач Поль Брока показал наличие в головном мозге поля, специально относящегося к речи, и связал потерю речи с его поражением. В 1874 г. аналогичное открытие было сделано Вернике: установлена связь понимания с сохранностью определенного участка коры головного мозга. С этого времени стала доказанной связь речевых расстройств с морфологическими изменениями определенных отделов коры головного мозга. Наиболее интенсивно вопросы этиологии речевых нарушений начали разрабатываться с 20-х годов настоящего столетия. В эти годы отечественные исследователи делали первые попытки классификации речевых нарушений в зависимости от причин их возникновения. Так, С. М. Доброгаев (1922) среди причин речевых нарушений выделял «заболевания высшей нервной деятельности», патологические изменения в анатомическом речевом аппарате, недостаточность воспитания в детстве, а также «общие невропатические состояния организма».

 

 

Нарушение речи - отклонение в речи говорящего от языковой нормы, общепринятой в данной языковой среде.

Речевые нарушения характеризуются тем, что:

а) возникнув, самостоятельно не исчезают, а закрепляются;

б) не соответствуют  возрасту говорящего;

в) требуют того или иного логопедического вмешательства  в зависимости от их характера;

г) возникновение  неправильной речи у ребенка может отражаться на его дальнейшем развитии, задерживая и искажая его.

Эти особенности отличают отклонение в нарушении речи от ее временных  нарушений, которые могут иметь  место и у детей и у взрослых. У ребенка они могут проявляться в неправильном произношении звуков, употреблении и произношении слов, построении предложения, неточном и неполном понимании речи окружающих и характеризовать определенный этап развития.

Речевые нарушения очень разнообразны, их разнообразие зависит от сложности  анатомо-физиологических механизмов, участвующих в формировании и протекании речевого акта; от тесного взаимодействия человеческого организма с внешней средой; от социальной обусловленности речи как в отношении ее формы, так и содержания.

 

основные речевые нарушения:

1) нарушения голоса (афония, дисфония, фонастения);

2) дислалии (функциональная и механическая);

3) дизартрия разных видов;

4) нарушения ритма темпа и  плавности речи (заикание, тахилалия,  брадилалия);

5) алалия (моторная и сенсорная);

6) разные формы афазии;

7) дисграфия и дислексия;

8) нарушения речи на почве  снижения слуха.

 

Такие проявления речевой патологии, как лепетная речь, смешения звуков, парафазии (литеральные и вербальные), аграмматизмы и прочие не могут употребляться как названия отдельных речевых нарушений, это лишь их отдельные симптомы. Причины возникновения речевых нарушений делятся на органические и функциональные.

 

Органические причины — это травмы и болезненные процессы, поражающие различные звенья как собственно речевого аппарата, так и отделов нервной системы, имеющих отношение к речевой функции.

Функциональными нарушениями речи считаются такие, при которых не отмечается никаких органических изменений в структуре речевых органов или в нервной системе.

 

Деление на органические и функциональные нарушения речи весьма условно, так как современные методы исследования не всегда могут обнаружить легкие органические симптомы. Кроме того, при каждом органическом нарушении речи развиваются и чисто функциональные расстройства.

Нарушения речи могут быть центральными и периферическими.

М. Е. Хватцев впервые все причины речевых нарушений разделил на внешние и внутренние, особо подчеркнув их тесное взаимодействие. Он также выделил органические (анатомо-физиологические, морфологические), функциональные (психогенные), социально-психологические и психоневрологические причины.    К органическим причинам были отнесены недоразвитие и поражение мозга во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения, а также различные органические нарушения периферических органов речи.

Им были выделены органические центральные (поражения мозга) и органические периферические причины (поражения органа слуха, расщепление нёба и другие морфологические изменения артикуляционного аппарата).  Функциональные причины М. Е. Хватцев объяснил учением И. П. Павлова о нарушениях соотношения процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Он подчеркивал взаимодействие органических и функциональных, центральных и периферических причин.  К психоневрологическим причинам он относил умственную отсталость, нарушения памяти, внимания и другие расстройства психических функций.

О центрально обусловленных нарушениях говорят в том случае, если поражение  произошло в том или ином отделе центральной нервной системы; о периферически обусловленных нарушениях—тогда, когда наблюдаются повреждения или неправильности в строении артикуляционного аппарата или в периферических нервах, иннервирующих органы артикуляции.

В развитии того или иного речевого нарушения придается значение наследственности в том случае, если при дополнительных неблагоприятных условиях жизни ребенка наследственность способствует проявлению соответствующего речевого нарушения.

Нарушение речи может возникнуть в  любом возрасте, но наиболее ранимой  речь оказывается у детей и у людей пожилого возраста.

Чем раньше возникает затруднение, тем более значимым оно оказывается  для дальнейшего речевого развития. К старости появляются структурные изменения нервной системы и сосудов, что может приводить к нарушениям речи.

В каждом речевом нарушении различают основное звено нарушения или первичное нарушение и вторичные явления. Так, патологически быстрый темп речи, будучи первично нарушенным, часто приводит к нечеткости, неясности звукопроизношения, заиканию, а с усложнением речи появляются искажения слов и нечеткость смыслового значения речи. Вторично нарушенные компоненты речи в результате правильного педагогического подхода и прямого воздействия на них сравнительно легко выравниваются и могут даже самостоятельно исчезать при нормализации первично нарушенного звена. Первично нарушенное звено требует для своего исправления применения специальных методических приемов и более длительного времени. Воздействие на вторично нарушенные компоненты речи иногда способствует некоторой нормализации основного звена нарушения.

Информация о работе Основы логопедии