Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 22:12, контрольная работа
Социальная психология - отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей в условиях их социального взаимодействия. Социальная психология как самостоятельная отрасль научного знания формировалась на стыке социологии и психологии. Интегрируя две научные дисциплины, которые стали её своеобразным теоретическим фундаментом, социальная психология активно вбирает в себя всё новое, что накапливается в смежных гуманитарных науках.
Введение
История становления и развития социальной психологии.
Социально-психологические феномены.
Понятие социальной психологии. Предмет, задачи и структура социальной психологии. Место социальной психологии в системе научного знания.
4. Методы социально-психологического исследования и их характеристика.
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
4. Методы социально-
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Социальная психология - отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей в условиях их социального взаимодействия. Социальная психология как самостоятельная отрасль научного знания формировалась на стыке социологии и психологии. Интегрируя две научные дисциплины, которые стали её своеобразным теоретическим фундаментом, социальная психология активно вбирает в себя всё новое, что накапливается в смежных гуманитарных науках.
По своей природе она наука интегративная. Однако в ней выделяют как бы две основные (мировые) школы. Это психологическая-социальная психология и социологическая-социальная психология.
Психологическую-социальную психологию - интересуют в основном психологические проблемы поведения личности в группе и ориентирована на традиционные для психологии методы.
Социологическую-социальную психологию - интересует социальная проблематика, опирается она на методы социологии.
Г.М. Андреева отмечает, что социальная психология первоначально существовала в лоне философии, а после выделения из философии психологии и социологии произошел новый синтез, что и дало непосредственную жизнь социальной психологии.
Социальную психологию можно считать, с одной стороны, самой древней областью знаний, а с другой-ультрасовременной научной дисциплиной. Ультрасовременной её можно считать из-за быстро растущего влияния её в обществе, углубляющегося осознания роли “человеческого фактора” во всех сферах современной жизни.
1. История становления
и развития социальной
1. Теоретические и эмпирические источники социальной психологии
В истории социальной психологии можно выделить 3 периода:
1)период накопления знаний в сферах философии и общей психологии (6в.до н.э.-до 19в.);
2)период
выделения описательной
3)период
оформления социальной
По такой периодизации трудно судить о том, как возникло и накоплялось социально-психологическое знание, каковы его исторические предпосылки. Вместе с тем большинство исследователей исторического развития социальной психологии справляются с этими трудностями. Так, немецкие социальные психологи Г.Гибш и М.Форверг в книге “Введение в марксистскую социальную психологию” в качестве источников социальной психологии называли следующие:
• Теорию психологии народов (развиваемую преимущественно в Германии);
• Теорию психологии масс (развиваемую в романских странах-Италии,Франции);
• Различные теории о социальных инстинктах (сформулированные в Англии и США в нач.20в.);
Г.М. Андреева отмечает, что социальная психология изначально скуществовала в лоне философии, а после выделения из философии психологии и социологии произошел новый синтез, что дало непосредственную жизнь социальной психологии.
2. История отечественной социальной психологии
Выделяют 5 периодов:
1период-60-е годы 19в. - нач.20в.;
2период-20-е годы - первая половина 30-х годов 20в.;
3период-вторая половина 30-х - первая половина 50-х годов;
4период-вторая половина 50-х - вторая половина 70-х годов 20в.
5период - с 80-х годов 20 века
• Первый период (60-е годы 19в. - нач.20в.)
В этот период развитие российской социальной психологии обусловливалось особенностями общественно-исторического развития общества, состоянием и спецификой развития общественных и естественных наук, особенностями развития общей психологии, спецификой научных традиций, культуры, менталитета общества.
Развитие социально-психологических идей происходило главным образом внутри прикладных психологических дисциплин. Обращалось внимание на психологические особенности людей, проявляющиеся в их взаимодействии, совместной деятельности и общении.
Основной эмпирический источник социальной психологии был вне психологии. Знания о поведении личности в группе, групповых процессах накапливались в военной и юридической практике, в медицине, в изучении национальных особенностей поведения, при изучении верований и обычаев. Эти исследования в смежных областях знания, в разных сферах практики отличали богатство поставленных социально-психологических вопросов, своеобразие принимаемых решений, уникальность социально-психологического материала, собранного исследованиями, наблюдениями, экспериментами.
• Второй период (20-е годы - первая половина 30-х годов 20в.)
После Октябрьской революции 1917 года, особенно после завершения гражданской войны, в восстановительный период, в стране резко возрос интерес к социальной психологии. Необходимость осмысления революционных преобразований в обществе, оживление интеллектуальной деятельности, острая идеологическая борьба, необходимость решать ряд неотложных практических задач были причинами развертывания социально-психологических исследований. Характерной особенностью этого периода был поиск своего пути в развитии мировой социально-психологической мысли. Этот поиск осуществлялся двумя способами: 1) в дискуссиях с основными школами зарубежной социальной психологии; 2)путем освоения марксистских идей и применения их к пониманию сути социально-психологичеких явлений.
Одним из основных направлений в социальной психологии 20-30-х годов было исследование проблемы коллективов. Высказывались три точки зрения. С позиции первой коллектив является механическим агрегатом, простой суммой составляющих его индивидов. Представители второй утверждали, что поведение индивида фатально предопределено общими задачами и структурой коллектива. Среднее положение между этими позициями занимали представители третьей точки зрения, согласно которой индивидуальное поведение в коллективе изменяется, вместе с тем коллективу как целому присущ самостоятельный творческий характер поведения.
В этот период по существу был заложен фундамент последующих исследований психологии групп и коллективов в отечественной науке.
• Третий период (вторая половина 30-х - первая половина 50-х годов 20в.)
Во второй половине 30-х годов ситуация резко изменилась. Началась изоляция отечественной науки от западной психологии. Резко сократилось число исследований по социальной психологии, почти перестали публиковаться книги по этой дисциплине. Наступил перерыв в развитии российской социальной психологии. Кроме общеполитической ситуации, причины этого перерыва были следующие:
1. Теоретическое
обоснование ненужности
2. Идеологическая
направленность западной
3. Одной
из причин перерыва в истории
социальной психологии была
4. Идеологическое
давление на науку нашло своё
отражение в Постановлении ЦК
ВКП/б/1936 г. “О педологических
извращениях в системе
• Четвертый период (вторая половина 50-х - вторая половина 70-х годов 20в.)
В этот период сложилась особая социальная и интеллектуальная ситуация в стране. Для социальной психологии было важным то, что возрос интерес к человеку, встали задачи формирования всесторонне развитой личности, её
активной жизненной позиции. Интенсивно стали проводиться конкретные социологические исследования. Психология в 50-х годах отстояла своё право на самостоятельное существование в острых дискуссиях физиологами. В общей психологии социальная психология получила надежную опору. Начался период возрождения социальной психологии в стране. Социальная психология сформировалась как самостоятельная наука. Критериями этой самостоятельности выступили: осознание представителями этой науки уровня её развития, состояния её исследований, характеристика места этой науки в системе других наук, определение предмета и объектов её исследований, выделение и определение основных категорий и понятий, формулирование законов и закономерностей, институционализация науки, подготовка специалистов. Формально начало периода возрождения связывают с дискуссией по социальной психологии. Эта дискуссия началась публикацией статьи А.Г.Ковалёва “О социальной психологии”. Дискуссии продолжались в журналах “Вопросы психологии” и “Вопросы философии”, на втором съезде психологов СССР, на пленарном заседании и на впервые организованной в рамках Всесоюзных съездов секции по социальной психологии.
В 70-х годах завершилось организационное становление социальной психологии. Произошла институционализация её как самостоятельной науки. В 1962 г. Организована первая в стране лаборатория социальной психологии в ЛГУ; в 1968 г. - первая кафедра социальной психологии там же; в 1972 г. - кафедра в МГУ. В 1966 г. С введением учёных степеней по психологии социальная психология приобрела статус квалификационной научной дисциплины. Началась систематическая подготовка специалистов по социальной психологии. В научных учреждениях организуются группы, В Институте психологии АН СССР в 1972г. Создан первый в стране сектор социальной психологии. Публикуются статьи, монографии, сборники. Проблемы социальной психологии обсуждаются на съездах, конференциях, симпозиумах, совещаниях[1].
• Пятый период (с 80-х годов 20 века)
Он связан с социокультурной ситуацией, в которой ученые оказались перед необходимостью осознания уровня её развития в Беларуси, определения ориентиров дальнейшего её развития с учетом отечественных достижений и достижений мировой социальной психологии, доступ к которым с каждый годом увеличивался.
Сохранение естественных связей с отечественной (советской) социальной психологией и всё расширяющийся доступ к мировой социальной психологией характеризует современную ситуацию развития этой науки и практики в Беларуси.
Ряд ученых продолжают разрабатывать социально-психологические проблемы в рамках сложившейся традиции (Я.Л. Коломинский - педагогическая социальная психология, Л.А. Кандыбович - социальная психология личности, Т.В. Сенько и др.).
Другие социальные психологи, не отвергая отечественных наработок, стремятся работать в рамках мировой социальной психологии. Наиболее ярким ученым среди них является Янчук В.А. Он сделал доступными современные представления, накопленные в различных теоретических представлениях и школах, представил для заинтересованных лиц в Беларуси историческую ретроспективу становления и развития ведущих социально-психологических традиций. Данная работа выполнялась в рамках, разрабатываемого им, интегративно-эклектического подхода.
2. Социально-психологические феномены.
Феномен (греч. phainomenon) – исключительное явление, которое данное человеку в его непосредственном опыте и постигаемое им при помощи чувств. Это фрагмент реального мира, который человек воспринимает (книга на столе, сходство целей и т.д.).
Любая наука, в том числе и социальная психология, имеет свой изучаемый ею круг феноменов. Они встречаются нам в обыденной жизни и являются опорой при изучении объектов социальной психологии.
Социальная психология исследует несколько групп феноменов:
а) восприятие и понимание людьми друг друга; совместная деятельность и отношения; сплоченность (эмоциональный, ценностный или предметный уровень), подражание, конфликтность, убеждение;
б) цели, организационные структуры и динамика групп (групповое давление, исключение участников, формирование ролей), особенности оценочных суждений участников групп, процессы лидерства и руководства;
в) проблемы, связанные с личностью (её социальные установки, межличностные связи, ценностные ориентации, роли);
г) изучаются массовидные явления (классовые и национальные психологические особенности, нравы, обычаи, психологические особенности массы, толпы).
Основной источник возникновения данных феноменов – общение.
Человек познает социальный мир через микро- и макросреду.
Микросреда – школа, семья, контакты на улице и на производстве.
Макросреда – общество со своей наукой, культурой, идеологией, общественными нормами.
Грань, на которой взаимодействуют макро- и микросреда, - это малые группы, где протекает жизнь каждого человека. Через микросреду и ее особенности человек осваивает проявления макросреды: опыт и знания предшествующих поколений. Личность взаимосвязана с обществом не напрямую, а через свой круг общения (опосредованно).
Психика и поведение человека существенно зависят от социальной среды.
Большие группы – это государства, нации, партии, классы, социальные общности, выделенные по различным основаниям (экономическим, профессиональным и культурным).
Социальная среда воздействует на поведение и психику человека через политику, идеологию, культуру на уровне малых групп.
3 Понятие социальной психологии. Предмет, задачи и структура социальной психологии. Место социальной психологии в системе научного знания.
Предмет социальной психологии.
Социальная психология – отрасль психологического знания, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а так же психологические характеристики самих групп. Социальная психология как отрасль психологической науки возникает на стыке общей психологии и социологии.
Современные представления о предмете социальной психологии являются чрезвычайно дифференцированными, т. е, отличающимися друг от друга, что характерно для большинства пограничных, смежных отраслей науки, к которым относится социальная психология. Она изучает следующие явления:
1. Психологические процессы, состояния и свойства индивида, которые проявляются в результате его включения в отношения с другими людьми, в различные социальные группы (семью, учебные и трудовые группы и т. д.) и в целом в систему социальных отношений (экономических, политических, управленческих, правовых и др.). Наиболее часто изучаются такие проявления личности в группах, как: общительность, агрессивность, совместимость с другими людьми, конфликтогенность и др.