Основы педагогики и психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 22:12, контрольная работа

Описание работы

Социальная психология - отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей в условиях их социального взаимодействия. Социальная психология как самостоятельная отрасль научного знания формировалась на стыке социологии и психологии. Интегрируя две научные дисциплины, которые стали её своеобразным теоретическим фундаментом, социальная психология активно вбирает в себя всё новое, что накапливается в смежных гуманитарных науках.

Содержание работы

Введение
История становления и развития социальной психологии.
Социально-психологические феномены.
Понятие социальной психологии. Предмет, задачи и структура социальной психологии. Место социальной психологии в системе научного знания.
4. Методы социально-психологического исследования и их характеристика.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

контр психология и педагогика.docx

— 46.97 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

Введение

  1. История становления и развития социальной психологии.
  2. Социально-психологические феномены.
  3. Понятие социальной психологии. Предмет, задачи и структура социальной психологии. Место социальной психологии в системе научного знания.

4. Методы социально-психологического  исследования и их характеристика.

Заключение

Список  использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

    Социальная психология - отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей в условиях их социального взаимодействия. Социальная психология как самостоятельная отрасль научного знания формировалась на стыке социологии и психологии. Интегрируя две научные дисциплины, которые стали её своеобразным теоретическим фундаментом, социальная психология активно вбирает в себя всё новое, что накапливается в смежных гуманитарных науках.

   По своей природе она наука интегративная. Однако в ней выделяют как бы две основные (мировые) школы. Это психологическая-социальная психология и социологическая-социальная психология.

   Психологическую-социальную психологию - интересуют в основном психологические проблемы поведения личности в группе и ориентирована на традиционные для психологии методы.

   Социологическую-социальную психологию - интересует социальная проблематика, опирается она на методы социологии.

   Г.М. Андреева отмечает, что социальная психология первоначально существовала в лоне философии, а после выделения из философии психологии и социологии произошел новый синтез, что и дало непосредственную жизнь социальной психологии.

   Социальную психологию можно считать, с одной стороны, самой древней областью знаний, а с другой-ультрасовременной научной дисциплиной. Ультрасовременной её можно считать из-за быстро растущего влияния её в обществе, углубляющегося осознания роли “человеческого фактора” во всех сферах современной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. История становления  и развития социальной психологии

   1. Теоретические и эмпирические источники социальной психологии

   В истории социальной психологии можно выделить 3 периода:

1)период  накопления знаний в сферах  философии и общей психологии (6в.до н.э.-до 19в.);

2)период  выделения описательной социальной  психологии из философии в  самостоятельную область знания (50-60е г.19в.-20е г.20в.)

3)период  оформления социальной психологии  в экспериментальную науку (20е  г. 20в.) и её современного развития.

   По такой периодизации трудно судить о том, как возникло и накоплялось социально-психологическое знание, каковы его исторические предпосылки. Вместе с тем большинство исследователей исторического развития социальной психологии справляются с этими трудностями. Так, немецкие социальные психологи Г.Гибш и М.Форверг в книге “Введение в марксистскую социальную психологию” в качестве источников социальной психологии называли следующие:

• Теорию психологии народов (развиваемую преимущественно  в Германии);

• Теорию психологии масс (развиваемую в романских  странах-Италии,Франции);

• Различные  теории о социальных инстинктах (сформулированные в Англии и США в нач.20в.);

   Г.М. Андреева отмечает, что социальная психология изначально скуществовала в лоне философии, а после выделения из философии психологии и социологии произошел новый синтез, что дало непосредственную жизнь социальной психологии.

  2. История отечественной социальной психологии

Выделяют 5 периодов:

1период-60-е  годы 19в. - нач.20в.;

2период-20-е  годы - первая половина 30-х годов  20в.;

3период-вторая  половина 30-х - первая половина 50-х  годов;

4период-вторая  половина 50-х - вторая половина 70-х  годов 20в.

5период - с 80-х годов 20 века

 

• Первый период (60-е годы 19в. - нач.20в.)

   В этот период развитие российской социальной психологии обусловливалось особенностями общественно-исторического развития общества, состоянием и спецификой развития общественных и естественных наук, особенностями развития общей психологии, спецификой научных традиций, культуры, менталитета общества.

   Развитие социально-психологических идей происходило главным образом внутри прикладных психологических дисциплин. Обращалось внимание на психологические особенности людей, проявляющиеся в их взаимодействии, совместной деятельности и общении.

   Основной эмпирический источник социальной психологии был вне психологии. Знания о поведении личности в группе, групповых процессах накапливались в военной и юридической практике, в медицине, в изучении национальных особенностей поведения, при изучении верований и обычаев. Эти исследования в смежных областях знания, в разных сферах практики отличали богатство поставленных социально-психологических вопросов, своеобразие принимаемых решений, уникальность социально-психологического материала, собранного исследованиями, наблюдениями, экспериментами.

 

• Второй период (20-е годы - первая половина 30-х  годов 20в.)

    После Октябрьской революции 1917 года, особенно после завершения гражданской войны, в восстановительный период, в стране резко возрос интерес к социальной психологии. Необходимость осмысления революционных преобразований в обществе, оживление интеллектуальной деятельности, острая идеологическая борьба, необходимость решать ряд неотложных практических задач были причинами развертывания социально-психологических исследований. Характерной особенностью этого периода был поиск своего пути в развитии мировой социально-психологической мысли. Этот поиск осуществлялся двумя способами: 1) в дискуссиях с основными школами зарубежной социальной психологии; 2)путем освоения марксистских идей и применения их к пониманию сути социально-психологичеких явлений.

   Одним из основных направлений в социальной психологии 20-30-х годов было исследование проблемы коллективов. Высказывались три точки зрения. С позиции первой коллектив является механическим агрегатом, простой суммой составляющих его индивидов. Представители второй утверждали, что поведение индивида фатально предопределено общими задачами и структурой коллектива. Среднее положение между этими позициями занимали представители третьей точки зрения, согласно которой индивидуальное поведение в коллективе изменяется, вместе с тем коллективу как целому присущ самостоятельный творческий характер поведения.

   В этот период по существу был заложен фундамент последующих исследований психологии групп и коллективов в отечественной науке.

• Третий период (вторая половина 30-х - первая половина 50-х годов 20в.)

   Во второй половине 30-х годов ситуация резко изменилась. Началась изоляция отечественной науки от западной психологии. Резко сократилось число исследований по социальной психологии, почти перестали публиковаться книги по этой дисциплине. Наступил перерыв в развитии российской социальной психологии. Кроме общеполитической ситуации, причины этого перерыва были следующие:

1. Теоретическое  обоснование ненужности социальной  психологии.

2. Идеологическая  направленность западной социальной  психологии, расхождение в понимании  общественных явлений, психологизаторство в социологии вызвали резкую критическую оценку марксистов. Эта оценка нередко переносилась на социальную психологию, что привело к тому, что социальная психология в Советском союзе попала в разряд лженаука.

3. Одной  из причин перерыва в истории  социальной психологии была практическая  невостребованность результатов исследований изучение мнений, настроений людей, психологической атмосферы в обществе были никому не нужны, более того - крайне опасны.

4. Идеологическое  давление на науку нашло своё  отражение в Постановлении ЦК  ВКП/б/1936 г. “О педологических  извращениях в системе наркомпросов”. Это постановление закрыло не только педологию, но ударило также по психотехнике и социальной психологии.

 

• Четвертый  период (вторая половина 50-х - вторая половина 70-х годов 20в.)

   В этот период сложилась особая социальная и интеллектуальная ситуация в стране. Для социальной психологии было важным то, что возрос интерес к человеку, встали задачи формирования всесторонне развитой личности, её

активной  жизненной позиции. Интенсивно стали  проводиться конкретные социологические  исследования. Психология в 50-х годах  отстояла своё право на самостоятельное  существование в острых дискуссиях физиологами. В общей психологии социальная психология получила надежную опору. Начался период возрождения  социальной психологии в стране. Социальная психология сформировалась как самостоятельная  наука. Критериями этой самостоятельности  выступили: осознание представителями  этой науки уровня её развития, состояния  её исследований, характеристика места  этой науки в системе других наук, определение предмета и объектов её исследований, выделение и определение  основных категорий и понятий, формулирование законов и закономерностей, институционализация  науки, подготовка специалистов. Формально  начало периода возрождения связывают  с дискуссией по социальной психологии. Эта дискуссия началась публикацией  статьи А.Г.Ковалёва “О социальной психологии”. Дискуссии продолжались в журналах “Вопросы психологии” и “Вопросы философии”, на втором съезде психологов СССР, на пленарном заседании и на впервые организованной в рамках Всесоюзных съездов секции по социальной психологии.

   В 70-х годах завершилось организационное становление социальной психологии. Произошла институционализация её как самостоятельной науки. В 1962 г. Организована первая в стране лаборатория социальной психологии в ЛГУ; в 1968 г. - первая кафедра социальной психологии там же; в 1972 г. - кафедра в МГУ. В 1966 г. С введением учёных степеней по психологии социальная психология приобрела статус квалификационной научной дисциплины. Началась систематическая подготовка специалистов по социальной психологии. В научных учреждениях организуются группы, В Институте психологии АН СССР в 1972г. Создан первый в стране сектор социальной психологии. Публикуются статьи, монографии, сборники. Проблемы социальной психологии обсуждаются на съездах, конференциях, симпозиумах, совещаниях[1].

 

• Пятый  период (с 80-х годов 20 века)

   Он связан с социокультурной ситуацией, в которой ученые оказались перед необходимостью осознания уровня её развития в Беларуси, определения ориентиров дальнейшего её развития с учетом отечественных достижений и достижений мировой социальной психологии, доступ к которым с каждый годом увеличивался.

   Сохранение естественных связей с отечественной (советской) социальной психологией и всё расширяющийся доступ к мировой социальной психологией характеризует современную ситуацию развития этой науки и практики в Беларуси.

   Ряд ученых продолжают разрабатывать социально-психологические проблемы в рамках сложившейся традиции (Я.Л. Коломинский - педагогическая социальная психология, Л.А. Кандыбович - социальная психология личности, Т.В. Сенько и др.).

   Другие социальные психологи, не отвергая отечественных наработок, стремятся работать в рамках мировой социальной психологии. Наиболее ярким ученым среди них является Янчук В.А. Он сделал доступными современные представления, накопленные в различных теоретических представлениях и школах, представил для заинтересованных лиц в Беларуси историческую ретроспективу становления и развития ведущих социально-психологических традиций. Данная работа выполнялась в рамках, разрабатываемого им, интегративно-эклектического подхода.

 

 

2. Социально-психологические  феномены.

 

  Феномен (греч. phainomenon) – исключительное явление, которое данное человеку в его непосредственном опыте и постигаемое им при помощи чувств. Это фрагмент реального мира, который человек воспринимает (книга на столе, сходство целей и т.д.).

   Любая наука, в том числе и социальная психология, имеет свой изучаемый ею круг феноменов. Они встречаются нам в обыденной жизни и являются опорой при изучении объектов социальной психологии.

   Социальная психология исследует несколько групп феноменов:

а) восприятие и понимание людьми друг друга; совместная деятельность и отношения; сплоченность (эмоциональный, ценностный или предметный уровень), подражание, конфликтность, убеждение;

б) цели, организационные структуры и  динамика групп (групповое давление, исключение участников, формирование ролей), особенности оценочных суждений участников групп, процессы лидерства и руководства;

в) проблемы, связанные с личностью (её социальные установки, межличностные связи, ценностные ориентации, роли);

г) изучаются  массовидные явления (классовые и национальные психологические особенности, нравы, обычаи, психологические особенности массы, толпы).

   Основной источник возникновения данных феноменов – общение.

   Человек познает социальный мир через микро- и макросреду.

   Микросреда – школа, семья, контакты на улице и на производстве.

   Макросреда – общество со своей наукой, культурой, идеологией, общественными нормами.

  Грань, на которой взаимодействуют макро- и микросреда, - это малые группы, где протекает жизнь каждого человека. Через микросреду и ее особенности человек осваивает проявления макросреды: опыт и знания предшествующих поколений. Личность взаимосвязана с обществом не напрямую, а через свой круг общения (опосредованно).

  Психика и поведение человека существенно зависят от социальной среды.

   Большие группы – это государства, нации, партии, классы, социальные общности, выделенные по различным основаниям (экономическим, профессиональным и культурным).

   Социальная среда воздействует на поведение и психику человека через политику, идеологию, культуру на уровне малых групп.

3 Понятие социальной психологии. Предмет, задачи и структура  социальной психологии. Место социальной  психологии в системе научного  знания.

   Предмет социальной психологии.

   Социальная психология – отрасль психологического знания, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а так же психологические характеристики самих групп. Социальная психология  как отрасль психологической науки возникает  на стыке общей психологии  и социологии.

  Современные представления о предмете социальной психологии являются чрезвычайно дифференцированными, т. е, отличающимися друг от друга, что характерно для большинства пограничных, смежных отраслей науки, к которым относится социальная психология. Она изучает следующие явления:

   1. Психологические процессы, состояния и свойства индивида, которые проявляются в результате его включения в отношения с другими людьми, в различные социальные группы (семью, учебные и трудовые группы и т. д.) и в целом в систему социальных отношений (экономических, политических, управленческих, правовых и др.). Наиболее часто изучаются такие проявления личности в группах, как: общительность, агрессивность, совместимость с другими людьми, конфликтогенность и др.

Информация о работе Основы педагогики и психологии