Основы педагогики и психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 22:12, контрольная работа

Описание работы

Социальная психология - отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей в условиях их социального взаимодействия. Социальная психология как самостоятельная отрасль научного знания формировалась на стыке социологии и психологии. Интегрируя две научные дисциплины, которые стали её своеобразным теоретическим фундаментом, социальная психология активно вбирает в себя всё новое, что накапливается в смежных гуманитарных науках.

Содержание работы

Введение
История становления и развития социальной психологии.
Социально-психологические феномены.
Понятие социальной психологии. Предмет, задачи и структура социальной психологии. Место социальной психологии в системе научного знания.
4. Методы социально-психологического исследования и их характеристика.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

контр психология и педагогика.docx

— 46.97 Кб (Скачать файл)

   2. Феномен взаимодействия между людьми, в частности, феномен общения, например: супружеского, детско-родительского, педагогического, управленческого, психотерапевтического и многих других его видов. Взаимодействие может быть не только межличностным, но и между личностью и группой, а также межгрупповым.

  3. Психологические процессы, состояния и свойства различных социальных групп как целостных образований, отличающихся друг от друга и не сводимых к какому бы то ни было индивиду. Наибольший интерес социальных психологов вызывают исследования социально-психологического климата группы и конфликтных отношений (групповых состояний), лидерства и групповых действий (групповых процессов), сплоченности, сработанности и конфликтности (групповых свойств) и др.

   4. Массовые психические явления, такие как: поведение толпы, паника, слухи, мода, массовые энтузиазм, ликование, апатия, страхи и т. д.

   По Мясищеву, социальная психология исследует: 1.изменения психической деятельности людей в группе под влиянием взаимодействия; 2.особенности групп; 3.психическую сторону процессов общества.

Согласно  Б.Д. Парыгину, социальная психология изучает: 1.социальную психологию личности; 2. Социальную психологию общности и общения; 3.социальные отношения; 4.формы духовной деятельности.

   Г.М. Андреева пишет, что предмет социальной психологии определялся в основном   тремя подходами. Сторонники первого подхода – социологи – понимали социальную психологию как науку «о массовидных явлениях психики» (об общественной психологии), сторонники второго подхода считали предметом исследования личность, приверженцы третьего подхода рассматривали социальную психологию как науку, изучающую и массовые психологические процессы, и положение личности в группе.

   Объединяя различные подходы к пониманию предмета социальной психологии, можно дать следующее его определение: социальная психология изучает психологические явления (процессы, состояния и свойства), характеризующие индивида и группу как субъектов социального взаимодействия.

   В зависимости от того или иного понимания предмета социальной психологии выделяются основные объекты ее изучения, то есть носители социально-психологических явлений. К ним относятся: личность в группе (системе отношений), взаимодействие в системе «личность — личность» (родитель — ребенок, руководитель — исполнитель, врач — больной, психолог — клиент и т. д.), малая группа (семья, школьный класс, трудовая бригада, воинский экипаж, группа друзей и т, п.), взаимодействие в системе «личность — группа» (лидер ведомые, руководитель — трудовой коллектив, командир — взвод, новичок — школьный класс и т. д.), взаимодействие в системе «группа — группа» (соревнование команд, групповые переговоры, межгрупповые конфликты и т. д.), большая социальная группа (этнос, партия, общественное движение, социальный слои, территориальная, конфессиональная группы и т. п.).

Задачи  социальной психологии.

В настоящий  момент запросы на социально психологические  исследования поступают из всех сфер общественной жизни. Практические запросы  даже опережают развитие теоретического знания. Из этого положения вытекают две основные задачи социальной психологии: 1. выработка практических рекомендаций, полученных в ходе прикладных исследований, столь необходимых практике; 2. Достраивание своего собственного знания как целостной  системы научного знания с уточнением своего предмета, разработкой специальных  теорий и специальной методологии  исследования.

 

     Главная задача, которая стоит перед социальной психологией, - раскрыть конкретный механизм вплетения индивидуального в ткань социальной реальности.

     Можно выделить несколько сфер социально-психологического анализа, каждая из которых выполняет свои задачи:

1. взаимодействие  в системе Я–другой (изучение межличностных отношений, возникающих в процессе общения, исследование механизмов познания и понимания людьми друг друга, способов организации их общей деятельности, исследования, направленные на выявление средств и возможностей влияния одного человека на другого);

2. исследование  влияния различных социальных  условий на поведение и личностные  особенности человека. Сюда относится  проблема социализации, социальные  установки, социальные предпочтения, исследуется, какими именно путями  группа и общество в целом  оказывают воздействие на формирование  и изменение человеческой личности;

3. влияние  Я на социальные условия (изучение  социально-психологической истории  человека не только сточки  зрения тех социальных условий,  которые определяли возможности  человека, но и со стороны активного  влияния личности на окружающий  ее социальный мир);

4. взаимодействие  в системе Группа–Группа. Социальная  психология рассматривает группу  как целостную социальную систему,  живой самоорганизующийся и саморазвивающийся  организм, имеющий определенные  цели в своей деятельности, обладающий  определенными уникальными чертами.  Социальная психология изучает  механизмы межгруппового взаимодействия, занимается поиском средств и  методов повышения эффективности  общения различных социальных  групп. 

   Структура современной социальной психологии, ее место в системе научного познания.

   Структура (или строение, состав) социальной психологии в каждый исторический период ее развития есть результат взаимодействия двух противоположных, но тесно связанных процессов: а) дифференциации, т. е. разделения, дробления социальной психологии на составные ее части, разделы; б) интеграции ее с другими и не только психологическими отраслями науки, причем интеграции социальной психологии как в целом, так и отдельными составляющими ее частями.

 

Дифференциация  социальной психологии

   Процессы разделения социальной психологии происходят по многим основаниям, однако уже оформилось несколько главных направлений:

1. Ориентация на различные (теоретический, эмпирический, в частности, экспериментальный и практический) методы анализа социально-психологических явлений порождает, соответственно, теоретическую, эмпирическую (включая экспериментальную) и практическую социальную психологию. Эти взаимосвязанные части по-разному реализуют основные функции социальной психологии как науки: описательную, объяснительную, прогностическую и функцию воздействия.

2. В результате  изучения различных видов жизнедеятельности  человека и его общностей сложились  соответствующие им отрасли социальной  психологии: психология труда, общения,  социального познания и творчества, игры. В свою очередь, в социальной  психологии труда сформировались  отрасли, изучающие отдельные  виды трудовой деятельности: управление, руководство, предпринимательство,  инженерный труд и т. д. 

3. В соответствии  с приложением социально-психологических  знаний в различных сферах  общественной жизни социальная  психология традиционно дифференцируется  на следующие ее практические  отрасли: промышленная, сельского  хозяйства, торговли, образования,  науки, политики, массовых коммуникаций, спорта, искусства. В настоящее  время интенсивно формируются  социальная психология экономики,  рекламы, культуры, досуга и др.

4. В соответствии  с основными объектами исследования  современная социальная психология  дифференцировалась на такие  разделы, как: 

социальная  психология личности,

психология  межличностного взаимодействия (общения  и отношений),

психология  малых групп,

психология  межгруппового взаимодействия,

психология  больших социальных групп и массовых явлений.

    В социальной психологии чрезвычайно медленно формируется такой раздел, который можно было бы назвать «психологией общества». В настоящее время в исследовании общества социальная психология по сравнению с социологией не имеет специфики в методах его изучения — это главное обстоятельство, затрудняющее формирование такого раздела в социальной психологии.

   Интеграционные процессы в социальной психологии  

   Структуру современной социальной психологии невозможно понять, не рассмотрев процессы ее интеграции в системе других наук. Как минимум, выделяются два основных контура интеграции: внешний и внутренний.

    Внешний психологический контур интеграции относится к ее объединению с многочисленными психологическими отраслями, на стыке с которыми возникли относительно самостоятельные подотрасли — части социальной психологии. Например: социальная психология личности сформировалась как результат интеграции социальной психологии с психологией личности, а социальная психология труда социальной психологии с психологией труда и т. д. Можно констатировать, что в итоге такой интеграции к концу 90-х годов XX века уже оформилось порядка 10 подотраслей социальной психологии.

    Процесс интеграции социальной психологии с другими психологическими отраслями интенсивно продолжается: в настоящее время формируется социально-экономическая, социально-экологическая, социально-историческая и другие подотрасли социальной психологии.

   Внутренний социально-психологический контур интеграции относится к развитию самой социальной психологии и проявляется в процессах объединения разделяющихся составных частей социальной психологии, появившихся в результате процессов ее дифференциации, о которых шла речь выше.

Во-первых, внутренняя интеграция касается одновременного применения теоретического, эмпирического  и практического методов анализа  социально-психологических явлений, что неизбежно порождает комплексные  типы исследований в социальной психологии, например: теоретико-экспериментальные, экспериментально-прикладные и т. п.

Во-вторых, она ярко проявляется в одновременном  изучении различных взаимосвязанных  объектов социальной психологии, например: личности и малых трудовых групп (бригад) в организации, малых групп  в больших социальных группах, личности (например, лидера) в большой социальной группе (например, партии или общественном движении) и т, д.

В-третьих, наиболее очевидным направлением внутренней интеграции является объединение тех  частей социальной психологии, которые  дифференцировались по видам жизнедеятельности  людей и сферам общественной жизни. В результате возникло множество  интересных, а главное, полезных научно-практических направлений, таких как: психология руководства педагогическим коллективом (на стыке социальной психологии управления и образования), социальная психология творчества инженеров, психология руководства  научным коллективом психология социального познания в процессах  труда и общении.

Место социальной психологии: относительно самостоятельно дискутируется вопрос о «границах» социальной психологии. Здесь можно  выделить позиции:

1) социальная  психология есть часть социологии;

2) социальная  психология есть часть психологии;

3) социальная  психология есть наука «на стыке» психологии и социологии.

4. Методы социально-психологического исследования и их характеристика.

    Методы, применяемые в социальной психологии для сбора эмпирических данных, являются в известной мере междисциплинарными и применяются не только в социальной психологии, но и в других науках, например, в социологии, психологии, педагогике. Развитие и совершенствование социально-психологических методов происходит неравномерно, что определяет трудности их систематизации. Весь набор методов обычно подразделяют на две группы: методы сбора информации и ее обработки. Существуют и другие классификации методов. Выделяют, например, такие методы, как наблюдение, эксперимент и опрос (включая анкетирование, интервью, социометрию и тесты), Наиболее известная классификация методов предполагает выделение трех групп методов: методы эмпирического исследования (наблюдение, анализ документов, опрос, групповая оценка личности, социометрия, тесты, аппаратурные методы, эксперимент); методы моделирования; методы управленческо-воспитателъного воздействия.

    Особенно важно для методологии социальной психологии выделение и классификация методов социально-психологического воздействия. Значение последних связано с усилением роли социальной психологии в решении социальных проблем. Обычно данную группу методов делят по таким дихотомическим основаниям, как степень активности (активные, пассивные), уровень организованности (организованные, стихийные), направленность (прямые, косвенные). Выделяют и другие основания, например, цель воздействия

    Основные тенденции развития социально-психологических методов исследования:

· повышение  надежности методов, применяемых для  сбора эмпирической информации, за счет формализации процедуры измерения (повышение качества операционализации понятий, характеризую их эмпирические свойства изучаемого объекта, использование процедур шкалирования признаков объекта, стандартизация правил сбора первичной информации и ее обработки), а также путем алгоритмизации самого исследования;

· «компьютеризация»  методов - разработка компьютерных вариантов (аналогов) существующих методик исследования, создание компьютерных технологий сбора эмпирической информации, в том числе компьютерных сетевых вариантов;

· комплексное  использование методов сбора  эмпирической информации, сочетание  разнообразных приемов измерения, а также источников информации (тесты, опросники, экспертные оценки и т.п.)

· усиление значения методов, минимизирующих субъективное влияние исследователя и исследуемого на процесс сбора эмпирической информации (применение технических средств фиксации информации, проведение исследований в естественных условиях, фиксация объективных показателей, характеристик поведения и деятельности, их продуктов, состояний социального взаимодействия);

· разработка «провоцирующих методов» сбора информации, «активной стратегии» исследования, т.е. целенаправленное создание в естественных условиях ситуаций социального взаимодействия с целью вызвать (актуализировать) определенное социально-психологическое  явление (например, ситуации конфликта, социальной взаимопомощи и т.п.).

    Метод наблюдения. Наблюдение в социальной психологии -метод сбора информации путем непосредственного, целенаправленного и систематического восприятия и регистрации социально-психологических явлений (фактов поведения и деятельности) в естественных или лабораторных условиях. Метод наблюдения может использоваться как один из центральных, самостоятельных методов исследованияМетод наблюдения осуществляется также в целях сбора предварительного материала исследования, а также для контроля полученных эмпирических данных. Классификация наблюдения производится по различным основаниям. В зависимости от степени стандартизации техники наблюдения принято выделять две основные разновидности этого метода: стандартизированное и нестандартизированное наблюдение

Информация о работе Основы педагогики и психологии