Основы профессиональной деятельности социального педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 17:30, реферат

Описание работы

Социальная педагогика - относительно молодая наука, в апреле 1991 года решением Государственного комитета по труду и социальным вопросам №92 перечень профессий Российской Федерации был дополнен этой новой специальностью.
На протяжении всего времени существования этих профессий ведутся споры о том, нужно ли было выделять социальную педагогику в отдельную науку, отделяя этим ее от социальной работы. Если это действительно самостоятельная наука, то она дополняет или противоречит практике социальной работы.

Содержание работы

Введение
§ 1. Отличие социального педагога от социального работника ………..4
§ 2. Роль социального педагога …………………………………………...5
§ 3. Функции социального педагога ………………………………………7
§ 4. Права социального педагога как специалиста ……………………..11
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 48.42 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Костромской государственный  университет имени Н.А. Некрасова»

Институт педагогики и  психологии

Кафедра социальной педагогики

 

 

 

Реферат на тему:

«Основы профессиональной деятельности

социального педагога»


 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 1 курса 

направления подготовки

«Психолого-педагогического  образования»

 профиль «Психология  и социальная педагогика» 

очной формы обучения

Афоничева Ульяна

Проверила:

К.п.н.,

старший преподаватель кафедры «Социальная педагогика»

Тимонина Анастасия Андреевна

 

Кострома 2012

Содержание

Введение 

§ 1. Отличие социального педагога от социального работника ………..4

§ 2. Роль социального педагога …………………………………………...5

§ 3. Функции социального педагога ………………………………………7

§ 4. Права социального педагога как специалиста ……………………..11

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

      Социальная  педагогика - относительно молодая  наука, в апреле 1991 года решением  Государственного комитета по  труду и социальным вопросам  №92 перечень профессий Российской  Федерации был дополнен этой  новой специальностью. 
     На протяжении всего времени существования этих профессий ведутся споры о том, нужно ли было выделять социальную педагогику в отдельную науку, отделяя этим ее от социальной работы. Если это действительно самостоятельная наука, то она дополняет или противоречит практике социальной работы. 
     Социальная педагогика - одно из направлений педагогики, предметом изучения которой является пограничные социально-педагогические проблемы.  Почему же мы сегодня выделяем социальную педагогику и к ней обращаются самые разные категории общества? Ответ заключается в том, что сейчас особенно обострилось противостояние  человека и среды, взаимодействие личности и среды, происходит активная социализация личности. Она включает в себя семейное, гражданское, религиозное и правовое воспитание. Это целенаправленное воздействие на человека. Это и есть социальное воспитание, многоуровневый процесс усвоения знаний, норм поведения, отношений в обществе, в результате которого личность становится полноправным членом общества. Следовательно, социальная педагогика рассматривает процесс воспитания, социологию личности в теоретическом и прикладном аспектах. По утверждению ученых, социальная педагогика - это «отрасль педагогики, рассматривающая социальное воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, в организациях, специально для этого созданных» [5].

      В своей работе я рассмотрю основные функции социального педагога, его роли и места работы.

 

 

§ 1. Отличие социального педагога от социального работника.

    Многие люди часто путают профессию социальный педагог с профессией социальный работник. Я попробую развести два этих понятия.

  • Объект воздействия

     Социальный  педагог работает с детьми  от 0 до 18 лет. В первую очередь  осуществляет профилактическую  помощь.

     Социальный  работник работает с людьми  различного возраста, которые имеют  социальную проблему и не могут  решить ее самостоятельно.

  • Предмет деятельности

    Социальный педагог  занимается социальным воспитанием  подрастающего поколения, коррекцией  и реабилитацией поведения ребенка.

     Социальный  работник способствует выдаче  материальной помощи, отслеживанию  выдаче денежных субсидий, социальному   обслуживанию человека с особенными  потребностями (пенсионеры, инвалиды), проводит консультации по разрешению той или иной проблемы.

  • Уровень доверия

      Социальная  работа ориентирована, прежде всего, на  человека, и поэтому возможна только на партнерском уровне.

     Клиент доверяет социальному педагогу свои личные проблемы, тем самым пуская его в свою интимную сферу.

  • Взаимодействие с государством

      Социальный  педагог может участвовать в решении вопросов на государственном уровне, предлагая рекомендации по ключевым вопросам законодательства и его исполнения, при необходимости оказывая давление на общественное, мнение и правительство.

      Социальный  работник при решений стоящих перед ним проблем органически вплетается во все формы и виды общественных отношений и деятельности людей, прямо и косвенно затрагивая все стороны общества [4].

 

§ 2. Роль социального педагога

   Практическая деятельность  социального педагога связана  с выполнением различных социальных  ролей.

   В.Г.Бочарова и  М.П.Лукьянова трактовали роли  социального педагога следующим  образом:

  • Роль посредника - связующего звена  между детьми и взрослыми, между семьей и государственными службами, организациями и учреждениями, призванными заботиться о духовном, физическом и психическом здоровье населения.
  • Роль участника совместной деятельности детей и взрослых и одновременно организатором этой деятельности. Его деятельность направлена на то, чтобы побудить человека к действию, инициативе, творчеству.
  • Роль адвоката, защитника интересов, законных прав человека, различных категорий людей. Он добивается социальной справедливости, стремясь помочь людям реализовать свои способности.
  • Роль помощника своих клиентов в решении их проблем. Он, прежде всего, помогает людям расширить их компетенцию и развить способность самим решать свои проблемы.
  • Роль конфликтолога. Социальный педагог помогает предотвратить и разрешить конфликтные ситуации своих клиентов.
  • Роль аниматора. Социальный педагог побуждает человека к действию, способствуя восстановлению взаимовыгодного взаимодействия между личностью и обществом.
  • Роль эксперта. Социальный педагог ставит социальный диагноз и определяет методы компетентного вмешательства.
  • Роль общественного деятеля. Социальный педагог поддерживает, развивает и возглавляет социальные инициативы граждан [2]. 

У Овчаровой  В.Г. представлены такие роли:

  • Роль посредника. Социальный педагог связующее звено между личностью и социальными службами.
  • Роль защитника интересов. Социальный педагог защищает законные права личности.
  • Роль участника совместной деятельности. Социальный педагог побуждает человека к активности, развивая самостоятельность в решении своих проблем.
  • Роль духовного наставника. Социальный педагог осуществляет социальный патронаж, заботится о формировании нравственных, общечеловеческих ценностей в социуме.
  • Роль социального терапевта. Социальный педагог содействует личности в контактах с соответствующими специалистами, помощь в разрешении конфликтных ситуаций.
  • Роль эксперта. Социальный педагог отстаивает права подопечного, определяет методы допустимого компетентного педагогического вмешательства в решение его проблемы[3].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 3. Функции социального педагога

    Р. В. Овчарова в своей  справочной книге социального педагога выделила такие функции социального педагога как:

  • Образовательно-воспитательная. Обеспечивает целенаправленное педагогическое влияние на поведение и деятельность детей и взрослых, стремится полноценно использовать в воспитательном процессе средства и возможности социальных институтов, возможности самой личности как активного субъекта воспитательного процесса.
  • Диагностическая. Изучает медико-психологические и возрастные особенности, способности человека, вникает в мир его интересов, круг общения, условия жизни, выявляет позитивные и негативные влияния, проблемы.
  • Организаторская. Организует социально-педагогическую деятельность детей и взрослых, их инициативу, творчество; влияет на содержание досуга, содействует в вопросе трудоустройства, профессиональной ориентации и адаптации, осуществляет взаимодействие медицинских, образовательных, культурных, спортивных, правовых и других учреждений в социально-педагогической работе.
  • Прогностическая. Участвует в программировании, прогнозировании и проектировании процесса социального развития конкретного микросоциума, деятельности различных институтов, занимающихся социальной работой.
  • Предупредительно-профилактическая и социально-терапевти-ческая. Учитывает и приводит в действие социально-правовые, юридические и психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний; организует оказание социо-терапевтической помощи нуждающимся, обеспечивает защиту их прав.
  • Организационно-коммуникативная. Способствует включению добровольных помощников в социально-педагогическую работу, деловые и личностные контакты, сосредоточивает информацию и налаживает взаимодействие в их работе с детьми, семьями.
  • Охранно-защитная. Использует имеющийся арсенал правовых норм для защиты прав и интересов личности, содействует применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на подопечных социального педагога[3].

    Точка зрения автора Шишковец Т.А. такова: социальный педагог школы выполняет большой объем работы. Его клиентами являются ученики и родители, а также учителя. Но в целом он выполняет следующие функции. 
1. Аналитико-диагностическая функция:

  • Постановка «социального диагноза», для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий, жизни детей, семьи, социального окружения.
  • Выявление позитивных и негативных влияний на ребенка, подростка, а также различного рода проблем.
  • Установление причин отклоняющегося поведения детей и подростков, причин социального неблагополучия семьи.
  • Содействие выявлению одаренных детей, а также детей с эмоциональными и интеллектуальными задержками в развитии

2. Прогностическая  функция:

  • Программирование и прогнозирование на основе анализа социально-педагогической ситуации, процесса воспитания и развития личности.
  • Определение перспектив процесса саморазвития и самовоспитания личности.
  • Планирование своей социально-педагогической работы на основе серьезного анализа результатов за предыдущий период времени.

 

 

3. Организационно-коммуникативная  функция:

  • Способствование включению в процесс социального воспитания школьников, в совместный труд и отдых не только работников школы, но и общественности, населения микрорайона.
  • Установление деловых и личностных контактов.
  • Накопление информации о позитивном и негативном воздействии социума на учащихся.
  • Формирование демократической системы взаимоотношений в детской и подростковой среде, а также в их личных взаимоотношениях и в отношениях с взрослыми.

4. Коррекционная  функция:

  • Осуществление коррекции всех воспитательных влияний, оказываемых на детей и подростков как со стороны семьи, так и социальной среды, в том числе и неформальной.
  • Усиление позитивных влияний и нейтрализация или переключение негативных влияний социальной среды.

5. Социально-профилактическая  и реабилитационная функция:

  • Организация системы профилактических мер по предупреждению отклоняющегося (девиантного) и преступного (делинквентного) поведения детей и подростков.
  • Влияние на формирование нравственно-правовой устойчивости.
  • Организация системы мер социального оздоровления семьи, 
    своевременное оказание социально-правовой и другой помощи 
    семьям и детям групп социального риска.

6. Координационно-организационная  функция:

  • Организация социально значимой деятельности детей и подростков в открытой микросреде.
  • Влияние на разумную организацию досуга.
  • Включение учащихся в различные виды полезной деятельности с учетом психолого-педагогических требований.

7.Функция  социально-педагогической поддержки  и помощи 
учащимся:

  • Оказание квалифицированной социально-педагогической помощи ребенку в саморазвитии, самопознании, самооценке, самоутверждении, самоорганизации, самореабилитации, самореализации.

8. Охранно-защитная  функция:

  • Использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности.
  • Содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или косвенные противоправные воздействия на подопечных социального педагога.
  • Взаимодействие с органами социальной защиты.

9. Психотерапевтическая  функция:

  • Забота о душевном равновесии ребенка.
  • Установление доверительных отношений с ребенком, подростком, взрослым.
  • Оказание помощи в разрешении межличностных конфликтов, снятии депрессивного состояния.
  • Оказание содействия в изменении отношения ребенка, подростка, взрослого к жизни, к окружению, к самому себе.
  • Организация ребенку, взрослому «ситуации успеха».

10. Посредническая  функция:

  • осуществление связи в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением и ближайшим окружением ребенка.

Информация о работе Основы профессиональной деятельности социального педагога