Особенности формирования коллектива кино-, фото-, видеотворчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 01:00, контрольная работа

Описание работы

Признаки коллектива:
Коллектив художественной самодеятельности - добровольное объединение для совместного осуществления цели в свободное от основных занятий время.
Единая цель - осуществление максимальной самореализации личности через совместную художественно-творческую деятельность.
Организационное оформление группы - наличие руководителя, органов самоуправления.

Файлы: 1 файл

КР Руководство КФВ студией11.docx

— 32.41 Кб (Скачать файл)

 «Особенности формирования коллектива

 кино-, фото-, видеотворчества»

 Сущность и  специфические особенности коллектива  самодеятельного творчества

 

Определение понятия коллектива по А.С. Макаренко: "Коллектив - это  свободная группа людей, объединенных единой целью, единым действием, организованная, снабженная органами управления, дисциплины и ответственности.

 

Признаки коллектива:

  1. Коллектив художественной самодеятельности - добровольное объединение для совместного осуществления цели в свободное от основных занятий время.
  2. Единая цель - осуществление максимальной самореализации личности через совместную художественно-творческую деятельность.
  3. Организационное оформление группы - наличие руководителя, органов самоуправления.

 

Отличительные признаки коллектива самодеятельного творчества:

  1. Функционирует в сфере свободного времени.
  2. Деятельность добровольная.
  3. Деятельность общедоступная.
  4. Деятельность осуществляется в связи с внутренними потребностями личности.

 

Коллектив является демократической  организацией, т.к. руководитель учитывает  интересы своих участников, наличие  органов самоуправления.

Коллектив самодеятельного  творчества - демократическая саморазвивающаяся  организация людей, основанная на общности интересов, принципах добровольности и общедоступности, объединенная относительно стабильной совместной деятельностью  в сфере свободного времени.

 

 Технология  создания коллектива самодеятельного  кино-, фото-, видео-творчества

 

Выявление интересов и  потребностей потенциальных участников самодеятельности в  жанрах кино-, фото-, видео-творчества.

 

Для этого необходимо собрать  определенную информацию в том или  ином населенном пункте (селе, поселке, районном центре, городе) о:

  1. направленности интересов;
  2. степени массовости распространения соответствующих интересов;
  3. заинтересованности в реализации интересов в процессе групповой деятельности;
  4. степени готовности к занятиям по этим интересам в рамках учреждения.

 

Необходимо выявить конкретных носителей данного интереса.

Методы выявления интересов:

  • социологические (анкетирование, опрос, интервью). Можно провести в учебных заведениях, общежитиях, на предприятиях, на клубных мероприятиях.
  • беседы с работниками культуры, учителями, руководителями различных подразделений, с людьми.

 

В случае отсутствия интереса к данному виду деятельности, необходимо попытаться сформировать его:

  • провести мероприятие, с рассказом об определенном жанре искусства и показом видеоматериалов;
  • использовать средства массовой информации (газета, радио, ТВ) для рекламирования создаваемого коллектива;
  • провести выставку-презентацию;
  • проведение конкурсов, диспутов с устоявшейся клубной аудиторией.

 

 

Получив информацию о создании коллектива самодеятельного творчества из СМИ, афиш, растяжек и т.п., потенциальные  участники самодеятельности могут  позвонить или придти в учреждение культуры, чтобы поподробнее узнать о правилах приема. Поэтому работникам культуры необходимо четко продумать встречу с ними:

установить дни и часы консультаций руководителя коллектива или активистов;

оборудовать и красиво  оформить место встречи;

проводить беседы с изъявившими  желание заниматься потенциальными участниками;

оформлять приемные документы - журналы, картотеку, заявления, в которые  заносятся сведения о потенциальных  участниках самодеятельности (фамилия, имя, отчество, год рождения, место  учебы или работы, адрес);

подготовить к занятиям аудиторию, оборудование,  методическую литературу, и т.п.;

разработать проекты организационных  документов (положение о коллективе, примерный устав), организационную  структуру, название.

 

Первая встреча  руководителя с участниками самодеятельности. Организационное собрание.

 

Существует несколько  методик приема в коллектив художественной самодеятельности.

1. Отбор по способностям. Поскольку коллектив самодеятельного  художественного творчества связан  с выработкой художественной  продукции, такой подход вполне  оправдан. Но в данном случае  нарушается принцип самодеятельности  и свободы выбора досуговых  занятий.

          2. Прием всех без исключения желающих в состав коллектива. Положительный момент состоит в том, что работники культуры пытаются удовлетворить потребности населения. Однако, во-первых, существует опасность несоответствия интересов населения с законами жанра и вида искусства. Во-вторых, в первое время может наблюдаться большой отсев участников ввиду отсутствия у них способностей, в связи с этим будет необходим дополнительный прием в коллектив.

Таким образом, руководителям  самодеятельного коллектива необходимо использовать оптимальные ограничения  набора (минимальные способности, возрастные ограничения и др.).

При проведении первой встречи  с участниками самодеятельности или организационного собрания необходимо соблюдать следующие условия. Главная  задача руководителя - информационная. Он должен:

  1. ознакомить участников или их родителей с проектами организационных документов;
  2. объяснить участникам цели и задачи организации коллектива;
  3. выработать совместное решение об организации работы коллектива на первом этапе его создания;
  4. составить расписание - дни и время репетиционных занятий;
  5. зачитать из устава права и обязанности участников коллектива;
  6. уточнить некоторые правила пользования оборудованием, а также правила технической и пожарной безопасности.

Организационным собранием  заканчивается технология создания коллектива. Впоследствии может осуществляться дополнительный прием в коллектив, который может быть оформлен специальной  кампанией. Коллектив может пополняться  естественным путем, когда участники  приводят на занятия своих друзей и знакомых.

По окончании набора в  коллектив руководитель и его  участники решают, в основном, творческо-производственные задачи.

 

Стадии и законы движения (развития) коллектива кино-, фото-, видео-творчества.

 

Любой коллектив в своем  развитии проходит определенные стадии, которые характеризуют его качественные стороны. А.Г. Ковалев выделяет три  стадии работы коллектива:

  1. Стадия первичного синтеза.
  2. Стадия дифференциации.
  3. Стадия синтеза.

 

Стадия первичного синтеза - начальная стадия, когда коллектив  только создается, участники знакомятся друг с другом, руководителем. Начинается адаптация коллектива к условиям деятельности, к требованиям руководителя.

Руководитель знакомит участников с целями и задачами коллектива, близкими и далекими перспективами  деятельности. Распределяет роли с  учетом подготовленности, опыта работы, личных пожеланий участников, определяет режим работы. Он также предъявляет  необходимые требования к соблюдению режима жизни и деятельности коллектива, при этом особое внимание уделяет  контролю исполнения, формирует ответственное  отношение к заданию. Присматриваясь к индивидуальным особенностям членов коллектива, руководитель привлекает наиболее сознательных членов к решению  общих задач.

 

На стадии дифференцирования  заканчивается взаимное изучение, на основе которого происходит "сближение" людей в соответствии с их интересами и общим складом характера.

Наиболее сознательные и  деятельные люди образуют группу актива. Они раньше других усваивают требования, оценивают их жизненную значимость и стремятся поддержать руководителя.

Образуется и другая группа - добросовестных исполнителей. Эти  люди запоминают свои обязанности, сознают  необходимость дисциплины и порядка, делают свое дело, но "голоса" не подают, инициативы не проявляют. Они пока не участвуют в общественной работе, стремятся получить более легкий участок работы.

При определенных условиях может сформироваться и группа дезорганизаторов, мешающая работе коллектива. К этой группе относятся разные люди - недисциплинированные, ленивые, люди с чрезмерной амбицией, тщеславием и т.д.

С образованием микрогрупп меняется тактика руководителя. Теперь он предъявляет требования не только от своего имени, но и от имени актива. Более того, он передает некоторые функции активу, например контроль за исполнением распоряжений, побуждает актив к проявлению инициативы, творческому отношению к работе.

Установлено, что если руководитель требует только от себя лично, эти  требования рассматриваются как  внешние, если же требования от имени  актива, то они охотно принимаются  и реализуются быстро. С начала деятельности актива вступает в силу закон саморегуляции коллектива. Актив требует, контролирует, задает тон в исполнении, формирует общественное мнение, которое регулирует поведение коллектива и личности.

Постепенно включаются в  активную деятельность и добросовестные исполнители, они начинают составлять резерв актива.

Необходима борьба с дезорганизаторами. Эта работа должна быть индивидуальна. Руководителю надо разобраться в  индивидуальных мотивах поведения, характерах людей и соответственно определять оптимальные педагогические воздействия на них. Одного участника  достаточно хотя бы похвалить, второго  переместить на другой участок работы, третьего перевести в другую группу (из-за несовместимости), с четвертым  нужна длительная работа, пятому необходимо, чтобы коллектив его резко  осудил, шестого - исключить и т.д. Вся эта разнообразная работа должна быть направлена на воспитание сознательности членов коллектива. Когда  это достигается, коллектив переходит  на новую качественную ступень своего развития.

 

Третья стадия развития коллектива может быть названа синтетической. На этой стадии образуется единство установок  и интересов членов коллектива, единство воли. Все участники коллектива самодеятельного  творчества усвоили требования руководителя, теперь весь коллектив требует от каждого. Окончательно утверждаются отношения  товарищества, сотрудничества. Происходит сближение людей на более высоком  духовном, творческом уровне.

На этой стадии развития коллектива меняется и стиль руководства. Если на первой стадии руководитель представляется членам коллектива как внешняя по отношению к ним сила, то теперь он выступает как любимый и  уважаемый представитель и выразитель их интересов. Коллектив хорошо понимает руководителя и без нажима с его стороны реализует требования. В свою очередь коллектив предъявляет ему более высокие требования, стимулируя его рост и развитие как личности. Поэтому руководство на третьей ступени развития коллектива относится к более легким, но в то же время более трудным. Легким потому, что коллектив активно поддерживает руководителя, трудным потому, что уровень коллектива очень высок и от руководителя требуется изобретательность и гибкость в руководстве людьми. Руководитель на этой стадии вместе с коллективом должен найти оптимальные решения всех вопросов, касающихся жизни коллектива, создавать условия для роста творческих сил каждого. Он должен внимательно прислушиваться к "пульсу" коллектива и тактично регулировать деятельность этого высокоорганизованного организма.

 

Третьей стадией не завершается  развитие коллектива. Он развивается  непрерывно. Его дальнейшее развитие связано с совершенствованием труда, возрастанием творческих элементов  в нем, ростом культурных человеческих отношений, еще большей ответственности  каждого, требовательности к себе.

 

Любой коллектив может  существовать только тогда, когда он развивается, неустанно двигаясь к  общей цели. Специфика клубных  коллективов заключается в том, что участники самодеятельности и работники культурно-досуговых  учреждений сами выбирают перспективные  цели и текущие задачи коллектива, сами определяют способы решения  этих задач. Здесь приходит на помощь теория и практика общей педагогики, которая научно обосновала условия  и законы развития коллектива.

 

Еще в начале ХХ века известным  советским педагогом А.С. Макаренко  были сформулированы законы движения (развития) коллектива, которые вполне современны на сегодняшний день и  приемлемы для коллективов самодеятельного  творчества.

 

1. Наличие большой общественно-значимой  цели.

 

2. Правильное сочетание  общественных и личных устремлений  и интересов.

 

3. Наличие системы перспективных  линий.

 

  • Ближняя перспектива. Ближайшие цели, легко достижимые задачи. Реализация их возможна обычными усилиями и находится в пределах сегодняшних возможностей участников самодеятельности.
  • Средняя перспектива. Это цель или событие, которое несколько отодвинута во времени, требует значительных усилий, обладает большей значимостью. Она распадается на ряд мелких, поочередно сменяющихся перспектив, этапов, связана с выходом "на люди" - концерт, спектакль, выставка, участие в смотре и т.п. Средняя перспективная линия не должна обрываться на этом, она - важный этап, но не окончательный шаг по творческом пути коллектива. Ближняя и средняя перспективы вполне конкретны.
  • Дальняя перспектива. Необходима для нормального развития коллектива, на ее достижение направлена вся деятельность кружка, студии, народного коллектива. Дальняя перспектива воплощает в себе предел сегодняшних интересов и не может обладать четкой конкретизированностью. Но в силу своей значимости и привлекательности она становится мощным мобилизирующим средством.

Информация о работе Особенности формирования коллектива кино-, фото-, видеотворчества