Особенности гендерного воспитания младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 00:04, курсовая работа

Описание работы

Анализ массовой практики показывает, что в настоящее время в системе школьного образования возникают серьёзные проблемы по вопросам гендерного воспитания. В первую очередь это связано с тем, что в программно-методическом обеспечении учреждений образования не учитываются гендерные особенности. В результате этого содержание воспитания и обучения ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на мальчиков и девочек того или иного возраста.

Файлы: 1 файл

курсовая (гендерное воспитание).docx

— 43.01 Кб (Скачать файл)

 

 АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ  ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА.

После периода первого физиологического вытяжения (6-7 лет) скорость роста относительно стабилизируется. У 8-летнего ребенка  он 130 см, 11-летнего -- в среднем 145 см. Масса тела также возрастает более  упорядоченно. Вес 7-летнего-около 25 кг, 11-летнего -- 37 кг.

Кожа и подкожная клетчатка. К 7 годам появляются большие скопления жировых клеток в области груди и живота, что при неправильном питании усугубляется общим ожирением. Окончательно формируются потовые железы, теперь ребенок менее подвержен переохлаждениям и перегреваниям.

Мышечная система: сила мышц увеличивается, работоспособность восстанавливается очень быстро. Пальцам подвластна более тонкая работа -- письмо, лепка.

Костная система. Процесс роста и образования костей не прекращается. Протяженность работы сидя -- на уроках в школе, при выполнении домашних заданий делает первостепенной опасность искривления позвоночника. Грудная клетка все более активно участвует в дыхании, увеличивается ее объем. К 11 годам появляются различия в форме таза -- у девочек он более широкий, имеется тенденция к расширению бедер.

Органы дыхания. К 7 годам окончательно формируется структура легочной ткани, увеличивается диаметр воздухоносных путей (трахеи, бронхов), и набухание слизистой при заболеваниях дыхательной системы уже не создает серьезной опасности. Частота дыханий уменьшается в 10 лет до 20 в минуту.

Сердечно-сосудистая система, средняя частота пульса с 5 до 11 лет уменьшается со 100 до 80 ударов в ми нугу. Артериальное давление 11-летнего ребенка в среднем -- 110/70 мм рт. ст.

Органы пищеварения. Пищеварительные железы хорошо развиты, активно функционируют, пищеварение практически не отличается от такового у взрослых. Частота опорожнения кишечника 1-2 раза в день.

Органы мочевыделения. Строение почек как у взрослых. Постепенно нарастает суточное количество мочи. В 5-8 лет оно составляет 700 мл, а в 8-II лет-850 мл.

Иммунная система. Защитные силы организма развиты хорошо. Лабораторные показатели практически соответствуют взрослым.

Эндокринная система. Заканчивается ее развитие, под действием гормонов происходит постепенное появление признаков полового созревания. У девочек в 9-10 лет округляются ягодицы, незначительно приподнимаются соски молочных желез, в 10-11 лет -- набухают грудная железа, появляются волосы на лобке. У мальчиков в 10-11 лет начинается рост яичек и полового члена.

Нервная система: расширяются аналитические возможности. Ребенок размышляет над своими поступками и окружающих. Все же в поведении ребят младшего школьного возраста еще много игровых элементов, они еще не способны к длительной сосредоточенности. Некоторые, особенно дети, которые воспитывались без сверстников, замкнуты, с трудом приживаются в коллективе, что впоследствии может сказаться на их психическом типе характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности гендерного воспитания младших школьников.

 

 

Анализ массовой практики показывает, что в настоящее время  в системе школьного образования  возникают серьёзные проблемы по вопросам гендерного воспитания. В  первую очередь это связано с  тем, что в программно-методическом обеспечении учреждений образования  не учитываются гендерные особенности. В результате этого содержание воспитания и обучения ориентировано на возрастные и психологические особенности  детей, а не на мальчиков и девочек  того или иного возраста.

В процессе обучения и воспитания педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые  даны ему своим полом, если мы хотим  воспитать мужчин и женщин. Девочки  и мальчики в течение длительного  времени пребывания в учреждении образовании (8-10 часов) подвергаются исключительно  женскому влиянию.

Ни для кого не секрет, что система образования абсолютно  бесполая: бытовая “совместность” мальчиков и девочек в наших  учреждениях образования, режим  дня не учитывает разные нормы  подвижности у мальчиков и  девочек. Питание унифицировано  и по времени приема пищи, и по ее ассортименту. Содержательно и  по стилю система воспитания феминизирована, как педагогическими кадрами, так  и имеет место семейная феминизация, что особенно неприемлемо для  мальчиков.

При обучении детей педагогу важно учитывать, что девочки  нуждаются в стимулах, в большей  степени построенных на основе слухового  восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух и  для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.

Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии  других детей, родителей и т.п. Для  мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результата. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его  личностном росте, позволяет гордиться  собой и стремиться к новым  достижениям. Но именно у мальчиков  наблюдается тенденция к тому, что добившись результата в каком-то виде деятельности, они так счастливы  этим, что готовы конструировать или  рисовать одно и, то же, что позволяет  им утвердиться в своих достижениях, но требует правильного понимания  со стороны учителя.

Таким образом, при совместном воспитании мальчиков и девочек  очень важной педагогической задачей  является преодоление разобщенности  между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли  бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские.  Гендерный подход необходим, когда речь идет об индивидуализации образования.

Стратегия обучения, формы  и методы работы с детьми, чаще всего  рассчитаны на девочек. При этом воспитывают  и девочек и мальчиков чаще всего женщины: дома – мама или  бабушка, а в детском саду –  женщины-воспитатели. В результате для многих мальчиков гендерная  устойчивость формируется без участия  мужчин. А женщины, по мнению ученых, правильно воспитывать мальчиков  не могут, только по одной простой  причине: у них другой тип мозга  и другой тип мышления. Кроме того, педагог-женщина, естественно, не располагает детским опытом переживаний, с которыми сталкиваются мальчики младшего школьного возраста при общении с взрослыми и детьми. Поэтому при общении с мальчиками многие педагоги руководствуются лишь представлениями о том, что если это мальчик, то, следовательно, он является воплощением воли, силы, выносливости. В результате этого совсем не мужественные, а скорее боязливые, слабые физически и очень ранимые мальчики систематически подвергаются со стороны учителя травмирующему их воздействию. Так, например, когда на занятии учитель обращается с вопросом к детям, то первыми всегда поднимают руку девочки. При ответе на вопрос они стараются, чтобы их ответ был полным, смотрят в глаза педагогу и т.д. Мальчики не торопятся с ответом, потому что более тщательно обдумывают его. Речь у мальчиков развита хуже, чем у девочек, поэтому они вынуждены потратить большее количество времени для того, чтобы подобрать нужные слова и высказать их. В результате всего этого, в глазах учителя девочки выглядят более знающими и умеющими и получают больше положительных оценок и похвал. А у мальчиков на фоне этого формируется низкая самооценка, они теряют уверенность в себе и своих возможностях. В связи с этим первоочередной задачей является обучение педагогов осуществлению дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам, как при общении с ними, так и при организации и руководстве различными видами деятельности на занятиях и в повседневной жизни.

В наши дни родительская семья  по-прежнему остается важнейшим институтом социализации детей, ей принадлежит  ведущая роль в личностном развитии детей. Сказывается изменение структуры  и функций самой семьи (ослабление традиционной роли отца, занятость  женщин, сокращение количества детей в семье, и т.д.), а также нередкое желание родителей переложить ответственность за развитие личности собственного ребенка на плечи учреждений образования.

Проблема гендерной социализации является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений  воспитательно-образовательной работы. Работа по поло-ролевому воспитанию требует  высококвалифицированной подготовки педагогов и педагогического  просвещения родителей. Так что  воспитывать и обучать мальчиков  и девочек нужно по-разному, ибо  одна и та же деятельность у них  организуется при участии разных структур мозга.

Девочки: быстрее схватывают новый материал; легче усваивают  алгоритмы и правила; любят задания  на повторение; чаще используют ближнее  зрение; воспринимают все более детализировано, мыслят конкретнее и прагматичнее; лучше обучаются последовательно  — “от простого к сложному”; новую информацию анализируют с  помощью левого полушария;

Мальчики: труднее выполняют  сложные (многоэтапные) поручения взрослых; им важно понять принцип, смысл задания  и труднее воспринимать объяснения «от простого к сложному»; лучше  выполняют задания на сообразительность; не терпят однообразия;  лучше выполняют задания при ярком свете.

К сожалению, на сегодняшний  день не существует специальных развивающих  программ, которые способствовали бы оптимизации гендерного общения  и формированию гендерной идентичности.

Гендерное развитие следует  проводить целенаправленно и  участвовать в нём должны педагоги, психологи и родители.

Гендерное воспитание позволяет  сформировать представление о том, что пол не является основанием для  дискриминации в какой-либо сфере  жизни и дает возможность выпускникам  гимназии осуществить свободный  выбор путей и форм своей самореализации.

 

 

 

 

 

Гендерное воспитание и его роль в развитии и формировании младших школьников.

 

 

 

 

Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих  мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной  социализации личности. Под влиянием учителей и родителей младший школьник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек , чтобы его определяли как женщину или мужчину . 

 

 

  Образовательные задачи полового гендерного воспитания: 

 

-воспитывать у младших школьников необратимый интерес и положительное отношение к своему гендеру. Закладывать основы осознавания своих особенности, и то, как они воспринимаются окружающими, советовать строить личное поведение с учетом возможных реакций других людей;

 

- воспитывать у младшего школьника интерес и хорошее отношение к окружающим людям;

 

- развивать у младшего школьника представление о себе и других людях как лиц физических и социальных со своими достоинствами и недостатками, типичными и индивидуальными особенностями;

 

- развивать чуткость и эмпатию,  умение чувствовать и распознавать  состояние и настроение окружающих  людей. Вести себя в соответствии  с ними, уметь управлять своими  эмоциями и поведением ;

 

- обогащать знания о своей  семье, роде, семейных реликвиях,  традициях, знакомить с основными  функциями семьи как психологической  группы и социального института;

 

- закладывать основы будущих  социальных и гендерных ролей,  объяснять особенности их исполнения, воспитывать положительное отношение  к разным социальным гендерным  ролям, к необходимости их существования;

 

- углублять знания детей о  содержании понятий «мальчик»,  «девочка», о делении всех людей  на мужчин и женщин. Содействовать  половой и гендерной идентификации, правильно и компетентно реагировать на проявление сексуального развития детей разных полов.

 

Гендерное воспитание призвано не только  помочь детям осознать себя представителем того или иного пола. Актуальность гендерного воспитания состоит в том, чтобы сформировалось у ребёнка устойчивое понятие своего пола- Я девочка; Я мальчик. И так будет всегда.

Актуальность гендерного воспитания  на данный момент огромна, т.к. направление программы гендерного воспитания учитывает и то, что современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь  набором преимуществ по своему половому признаку.

Гендерное воспитание призывает к  тому, что нам всем хочется, чтобы  и мальчики демонстрировали не только несгибаемую волю и  мускулы. А также, чтобы мальчики и мужчины по ситуации проявляли бы доброту, были бы мягкими, чуткими, умели демонстрировать заботу по отношению к другим людям, уважали  родных и близких. А женщины умели бы проявить себя, выстроить карьеру, но при этом не потерять свою женственность.

Казалось бы, что гендерное воспитание в семье налажено с рождения.  Ведь, как только родители узнают пол своего будущего ребёнка, они начинают готовиться и морально и физически к появлению или мальчика, или девочки. Покупают  вещи по цвету, игрушки по полу. Но гендерное воспитание не имеет ничего общего со стереотипами: детские прогулочные коляски у мальчиков тёмные, а у девочек розовые.

Разнополое воспитание в школе во многом будет опираться на  индивидуальные особенности конкретного ребенка, зависеть от тех примеров  поведения женщин и мужчин, с которыми маленький человечек постоянно сталкивается в семье. Многие родители указывают на этот воспитательный момент  и считают, что больше ничего делать не нужно.  Дети и так скопируют автоматом каждый свою гендерную роль. Проблема состоит в том, что зачастую, современным детям сложно воспитать себя самим. Т.к., например, папа редко бывает дома, а мама ассоциируется сразу с двумя полами. Или же образец с папой вообще недоступен и масса других негативных нюансов существует.

Информация о работе Особенности гендерного воспитания младших школьников