Особенности гендерного воспитания младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 00:04, курсовая работа

Описание работы

Анализ массовой практики показывает, что в настоящее время в системе школьного образования возникают серьёзные проблемы по вопросам гендерного воспитания. В первую очередь это связано с тем, что в программно-методическом обеспечении учреждений образования не учитываются гендерные особенности. В результате этого содержание воспитания и обучения ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на мальчиков и девочек того или иного возраста.

Файлы: 1 файл

курсовая (гендерное воспитание).docx

— 43.01 Кб (Скачать файл)

Актуальность гендерного воспитания.Настоящим  выходом из сложившейся грустной ситуации является целенаправленное гендерное  воспитание. Целенаправленное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в младшем школьном возрасте,  повлияет на развитие личности существенно. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.

Самая большая роль гендерного воспитания в семье сводится к тому, чтобы  мужчины, не  утрачивали способность играть правильную роль в семье, из главного добытчика не перевоплощались  бы  в главных потребителей и  не перекладывали бы лишь  на женские плечи воспитание детей.  Ну а женщины, в свою очередь, не становились бы просто существами вне пола.

Сейчас многие дети ассоциируют  свой пол именно с таким искажённым поведением: девочки становятся прямолинейными и грубыми, а мальчики перенимают  тип поведения женщин, которые их окружают и дома и в саду, поликлинике и тд. Наблюдая за детьми можно заметить, что многие девочки лишены  нежности,чуткости и терпения, не умеют мирно разрешать конфликты. Мальчики же, наоборот, не пытаются постоять за себя, слабы физически, не выносливы и эмоционально неустойчивы.

Современным маленьким рыцарям  совершенно чужда хоть какая-то культура поведения по отношению к девочкам. Вызывает опасение и то, что содержание игр детей, например, в детском  саду, демонстрирует модели поведения, не соответствующие полу ребенка. Из-за этого дети  не умеют договариваться в игре, распределять роли. Мальчики редко проявляют  желания прийти на помощь девочкам тогда, когда  нужна физическая сила, а девочки не стремятся помогать мальчикам там, где нужна тщательность, аккуратность, забота, вот такие игры по гендерному воспитанию.

Поэтому гендерное воспитание, которое  расставит по полочкам родителям  все особенности воспитания девочек  и мальчиков очень актуально.

 

Говоря об актуальности гендерного воспитания, воспитателям и родителям  рекомендуется использовать такие  методы и приемы в гендерном воспитании младшего школьника как игры по гендерному воспитанию:

· Сюжетно – ролевая игра «Семья»

· Беседы с использованием иллюстраций , художественной литературы

· Проблемные ситуации с этическим  содержанием

· Изготовление подарков для мам, пап , сверстников

· Дидактические игры : «Кто чем  любит заниматься? , «Что кому?», «Я расту», «Что общего , чем отличаемся?» , «Я такой , потому , что…», «Кем быть?» , «Одень мальчика, одень девочку».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ы избежать. Например, уроки для мальчиков можно было бы сделать короче, грамотно чередовать физическую и умственную нагрузку, посреди урока давать им возможность двигательной разрядки. Сейчас очень многие дети страдают двигательной расторможенностью из-за минимальной мозговой дисфункции. Нормальному мальчику, отсидевшему урок, хочется порезвиться, с гиканьем попрыгать по коридору, побороться, повозиться с товарищами.

Девочки, обучаясь вместе с мальчиками, начинают им подражать, перенимают мальчишечьи ухватки. Но у них должен быть другой модус поведения. Девочек не следует поощрять, чтобы они ходили на голове, Их поведение должно быть более разумным, степенным, скромным, Нехватка в школах мужчин, по мнению многих специалистов [9,с.93], крайне отрицательно сказывается на учениках-мальчиках. Мальчики классифицируют педагогов, их поведение и характерные особенности с точки зрения их принадлежности к «своей» - мужской или «чужой» - женской категории. И когда учитель-женщина перестает привлекать внимание н интерес ребенка, так как на практике дети чаще интересуются моделированием действий, характерных для их собственного пола, то не просто пропадает интерес к обучению и общению, а зачастую начинается бунт. Мальчики подсознательно чувствуют, что положение, при которой командиром является женщина, ненормально, и протестуют что ведет к отчужденности, ранним комплексам; школьным неврозам и потере 

стремления  к получению знаний.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Исследования и обобщение  опыта гендерного образования показали, что реализация гендерного подхода  к обучению младших школьников способствует цели повышения уровня их обученности  и, соответственно, росту уровня их успеваемости. Также раздельное и  тендерное образование благоприятно влияет на состояние физического  и психического здоровья учащихся.

Изучение влияния совместного  обучения на личностные характеристики учеников показало, что смешанное  воспитание формирует некое «усредненное»  существо, в характере которого отсутствуют  специфически мужские или женские  черты. Мальчики при таком воспитании лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, решительности, а девочки - нежности, скромности, терпимости, стремления к мирному разрешению конфликтов. «Бесполое» воспитание приводит к феминизации  мужчин и мускулинизации женщин. Мужчины  оказываются не способны играть правильную роль в браке: всю ответственность  за существование семьи, за воспитание детей они перекладывают на плечи  женщины. Женщины же наряду с мужской  деловитостью демонстрируют такие  качества как грубость, агрессивность, конфликтность, неумение поддерживать теплый эмоциональный фон. Рост числа  разводов - один из показателей издержек существующей педагогической системы. Поэтому в процессе воспитания необходимо формирование типично мужских качеств  в характере мальчика: ответственности, стойкости, активности, независимости  и типично женских в девочке: мягкости, заботливости, хозяйственности, что способствовало бы упорядочиванию социальной жизни государства, нормализации семейно- брачных отношений.

Таким образом, раздельное обучение детей разного пола, возникшее  в отечественной педагогике много  веков назад, актуально и по сей  день в современном образовании и воспитании школьников, о чем свидетельствуют результаты нашего исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

следующим образом: «Гендерное воспитание и его роль в развитии и формировании младших школьников во неурочной деятельности».

       Цель исследования: изучить гендерно- ориентированное воспитание младших школьников.

      Объект исследования: воспитательный процесс во внеурочной деятельности.

   Предмет  исследования: тендерные аспекты технологии дифференцированного воспитания мальчиков и девочек в младшем школьном возрасте во внеурочной деятельности.

      Гипотеза исследования: процесс гендерного воспитания девочек и мальчиков начинает особенно остро проявляться с начальной школы.

      Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи исследования:

       - проанализировать психические и анатомо-физиологические особенности мальчиков и девочек;

      - выяснить специфику и особенности реализации гендерного воспитания с учетом половых особенностей учащихся во внеурочной деятельности;

     -обобщить опыт дифференцированного образования в современной школе.

В работе были использованы следующие методы исследования:

     -теоретический анализ социологической, психологической и педагогической литературы; изучение и анализ опыта практической работы учителей начальных классов с использованием гендерного подхода в процессе воспитания младших школьников во внеурочной деятельности, наблюдение, анкетирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.            Абраменкова В. В. Половая дифференциация и сексуализация детства: горький вкус запретного плода // Вопросы психологии. – 2003. - № 5. – С. 103-120.  
2.            Агеев В. С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии. – 1987. – № 2. – С. 152-157.  
3.            Антология педагогической мысли Древней Руси и русского государства 14 - 17 веков / Сост. С. Д. Бабишин, Б. Н. Митюров. – М.: Педагогика, 1985. – 363 с. 
4.            Бабанский Ю.К. К вопросу о неравномерности развития учебных возможностей школьников // Советская педагогика. - 1972. - № 11.- С. 64-70.  
5.            Бабанский Ю.К. Об изучении причин неуспеваемости школьников // Советская педагогика. - 1972. - № 1. - С. 39-50.  
6.            Батенева Т. В тульскую школу вернулся пол. Началось раздельное обучение мальчиков и девочек. – [Электронный ресурс ]. 
7.            Белецкая Л. В. Гендерно-ориентированный подход к обучению и воспитанию в российской педагогике 60-х годов XIX века: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. –Пятигорск, 2005. – 217 с. [Электронный ресурс http://diss.rsl.ru/diss/05/0527/05052735.pdf]. 
8.            Белецкая Л. В. Гендерный принцип воспитания в культурно-педагогическом наследии русскогокрестьянства. [Электронный ресурс ] 
9.            Бреслав Г. М. Романтическая любовь и зрелая личность // Родник. – 1987. – № 2. – С. 63-66. 
10.       Бреслав Г. М., Хасан Б. И. Половые различия и современное школьное образование // Вопросы психологии. – 1990. - № 2. – С. 64-69. 
11.       Бужигеева М. Ю. Гендерные особенности детей на начальном этапе обучения // Педагогика. – 2002. - № 8. – С. 29-35. 
12.       Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Семейное воспитание и домашнее образование в XIX – начале XX веков // Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие. – М.: Академия, 1999. – С. 126-155. 
13.       Вейнингер О. Пол и характер. – М.: Тера, 1992. – 480 с. 
14.       Геодакян В. А. Эволюционная теория пола // Природа. – 1991. - № 8. 
15.       Дружинин В. Психология общих способностей. – М.: Наука, 1994. – 335 с. 152 
16.       Евланова В. Обучение: совместное или раздельное // Медицинская газета. – 12 апреля 2006 год. - № 26. [Электронный ресурс ]. 
17.       Еремеева В. Д. Вместе трудно. А врозь? (Раздельное обучение мальчиков и девочек «за» и «против») // На путях к новой школе. На стороне подростка. – 2003. - № 1. [Электронный ресурс ]. 
18.       Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологи - учителям воспитателям, родителям, школьным психологам. - Спб: Тускарора, 2000. - 184 с. 
19.       Женщина и мужчина – по-разному устроенные организмы: Интервью с профессором Галиной Козловской // Интернет-журнал Сретенского монастыря. – 11.12.2001. [Электронный ресурс http://www.pravoslavie.ru/jurnal/society/razdelobuchenie.htm]. 
20.       Заглада Л. «М» и «Ж». Раздельное образование: плюсы и минусы // Мир семьи. – 2006. – Ноябрь. [Электронный ресурс ]. 
21.       История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А. И. Пискунова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 512 с. 
22.       Каган Е. В. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии. – 1984. - № 4. – С. 89-95. 
23.       Кирпичев В. И. Зачем два пола? Что нужно знать учителю об учениках и ученицах // Классный руководитель. – 2005. - № 4. – С. 48-53. 
24.       Клецина И. С. Психология половых различий в контексте гендерных исследований // Gross vita. - № 2. [Электронный ресурс http://giacgender.narod.ru/n2t2.htm]. 
25.       Кон И.С. Мужские исследования: меняющиеся мужчины в изменяющемся мире // Гендерный калейдоскоп: Курс лекций / РАН, Моск. центр генд. исслед. - М.: Academia, 2001. - С. 188-208. 
26.        Кон И.С. Психология половых различий // Психология индивидуальных различий. Тексты. - М., 1982. - С. 78-83. 
27.       Константинова О. А. Гендерный подход к обучению школьников: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Саратов, 2005. – 174 с. 
28.       Коробкова С. А. Гендерный подход в изучении дисциплин естественнонаучного содержания. – [Электронный ресурс http://www.rusnauka.com/NIO/Pedagogica/korobkova%20s.a..doc.htm]. 
29.       Кошелева О. Е. У истоков женского образования в России // Педагогика. – 1993. – № 2. – С. 88-100. 
30.       Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. - 980 с. 
31.       Куинджи Н. Н. Гендерное воспитание в школах – помощь в решении демографической проблемы в России // Народное образование. – 2007. - № 5. – С. 182-187. 
32.       Куинджи Н. Н. Кого воспитывает и обучает школа: мальчиков, девочек или...? // Биология в школе. - 1998. - № 2. - С. 17-20.  
33.       Куинджи Н. Н., Лапонова Е. Д., Поленова М. А. Гигиенические преимущества обучения девочек в однородных по полу классных коллективах // Гигиена и санитария. – 2003. - № 4. – С. 37-40. 
34.       Латышина Д. И. История педагогики: история образования и педагогической мысли. – М.: Гардарики, 2003. – 603 с. 
35.       Леонтьев А. А. История образования в России от Древней Руси до конца XX века. [Электронный ресурс ]. 
36.       Мальчики и девочки: вместе или врозь // Учительская газета. – 23.03.2004. - № 11. – С. 4-7. 
37.       Мальчики и девочки. Продолжаем разговор // На путях к новой школе. На стороне подростка. – 2005. - № 2. [Электронный ресурс ]. 
38.       Мещеряков Б.Г. Психологические проблемы антропологизации образования // Вопросы психологии. - 1998. - № 1. - С. 20-31.  
39.       Надолинская Л. Н. Влияние гендерных стереотипов на воспитание и образование // Педагогика. – 2004. - № 5. – С. 30-35. 
40.       Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология: Учебное пособие для психол. спец. вузов. - М.: Флинта, Московский психолого-социальный институт, 2003. - 280 с. - (Библиотека психолога). С. 158-179. 
41.       Орлов П. Два разных мозга и два разных мира // Версия. – 2004. - № 2. [Электронный ресурс http://old.versiasovsek.ru/2004/2/headver/6545]. 
42.       Осипов А. И. Русское духовное образование // Журнал Московской Патриархии. – 1998. - № 3. – С. 32-45. 
43.       Пирумова И., Суботялов М., Айзман Р. Мальчики и девочки – как их учить? [Электронный ресурс ]. 
44.       Поздняев М., Нараевская К. Гендер-сюрприз. В российские школы возвращается раздельное обучение // Новые известия. – 31 июля 2007. [Электронный ресурс ] 
45.       Половозрастное воспитание учащихся. Основы сексологии. (Программы для общеобр. учебн. заведений). – М.: Мин-во образования, 1996.  
46.       Положение детей в России (Социальный портрет). 1992 год. – М.: Дом, 1993. – 70 с. 
47.       Положение о начальных народных училищах (1874 г.) [Электронный ресурс http://www.pedobzor.ru/ped008.html].  
48.       Попова Л. В. Психологические исследования и гендерный подход // Женщина. Гендер. Культура. - М., 1999. - С. 119-131 
49.       Психология женской натуры: Центр гендерных исследований консультирует по вопросам отношения полов и особенности женской психики, женских неврозов, гормональным всплескам и т.д. [Электронный ресурс http://golpsy.narod.ru/]. 
50.       Пушкарева Н. Л. Женщины Древней Руси. – М.: Мысль, 1989. – 286 с. 
51.       Пыжиков А. В. Раздельное обучение в советской школе // Педагогика. 2004. - № 5. - С. 78-84. 
52.       Римский С. В. Российская Церковь в эпоху Великих реформ. Церковные реформы в России 1860-1870-х годов. – М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1999. – 568 с. 
53.       Рыков С.Л. Гендерные исследования в педагогике // Педагогика. - 2001. - № 7. - С. 17-22.  
54.       Сабиров Р. Наука - «бесполой» школе // Народное образование. - 2002. - № 6. - С. 76-87.  
55.       Силласте Г. Гендерная асимметрия в образовании и науке: взгляд социолога // Высшее образование в России. — 2001. - № 2. — С. 96-106.  
56.       Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. - М: ТЦ Сфера, 2001. - 80 с.  
57.       Соловьев В. Смысл любви. Троицкий С. Христианская философия брака. Прот. И. Мейендорф. Брак в православии. – М.: Путь, 1995.  
58.       Столярчук Л.И. Воспитание школьников в процессе полоролевой социализации: Учебн. пособие. -Волгоград: Перемена, 1997. - 189 с.  
59.       Стрекалова Н. Гендерная асимметрия в системе высшей школы: проблемы и решения // Высшее образование в России. - 2002. - № 5. - С. 62- 64.  
60.       Тульская муниципальная общеобразовательная средняя школа № 3: Теоретические предпосылки эксперимента. [Электронный ресурс ]. 
61.       Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика, 1990. - 192 с.  
62.       Филиппова С. О. Мир движений мальчиков и девочек: Метод, пособие для руководит, физич. воспит. дошк. учрежд. - Спб.: Детство - Пресс, 2001. - 96 с.  
63.       Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учебн. пособие для студ. высш. учебн. завед. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАД ОС, 2000. - 240 с.  
64.       Шишова Т. Из чего же сделаны девочки? // Воспитание школьников. -1999. - № 6. - С. 30-32.  
65.       Шишова Т. Раздельное обучение - в чем смысл? [Электронный ресурс ]. 
66.       Элиум Д., Элиум Дж. Воспитание дочери. – СПб.: Питер-Пресс, 1996. –359 с. 
67.       Элиум Д., Элиум Дж. Воспитание сына. – СПб.: Питер-Пресс, 1996. – 275 с. 
68.       Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Прогресс, 1996. - 338 с.


Информация о работе Особенности гендерного воспитания младших школьников