Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 00:04, курсовая работа
Анализ массовой практики показывает, что в настоящее время в системе школьного образования возникают серьёзные проблемы по вопросам гендерного воспитания. В первую очередь это связано с тем, что в программно-методическом обеспечении учреждений образования не учитываются гендерные особенности. В результате этого содержание воспитания и обучения ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на мальчиков и девочек того или иного возраста.
Актуальность гендерного воспитания.Настоящим выходом из сложившейся грустной ситуации является целенаправленное гендерное воспитание. Целенаправленное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в младшем школьном возрасте, повлияет на развитие личности существенно. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.
Самая большая роль гендерного воспитания в семье сводится к тому, чтобы мужчины, не утрачивали способность играть правильную роль в семье, из главного добытчика не перевоплощались бы в главных потребителей и не перекладывали бы лишь на женские плечи воспитание детей. Ну а женщины, в свою очередь, не становились бы просто существами вне пола.
Сейчас многие дети ассоциируют свой пол именно с таким искажённым поведением: девочки становятся прямолинейными и грубыми, а мальчики перенимают тип поведения женщин, которые их окружают и дома и в саду, поликлинике и тд. Наблюдая за детьми можно заметить, что многие девочки лишены нежности,чуткости и терпения, не умеют мирно разрешать конфликты. Мальчики же, наоборот, не пытаются постоять за себя, слабы физически, не выносливы и эмоционально неустойчивы.
Современным маленьким рыцарям совершенно чужда хоть какая-то культура поведения по отношению к девочкам. Вызывает опасение и то, что содержание игр детей, например, в детском саду, демонстрирует модели поведения, не соответствующие полу ребенка. Из-за этого дети не умеют договариваться в игре, распределять роли. Мальчики редко проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не стремятся помогать мальчикам там, где нужна тщательность, аккуратность, забота, вот такие игры по гендерному воспитанию.
Поэтому гендерное воспитание, которое расставит по полочкам родителям все особенности воспитания девочек и мальчиков очень актуально.
Говоря об актуальности гендерного воспитания, воспитателям и родителям рекомендуется использовать такие методы и приемы в гендерном воспитании младшего школьника как игры по гендерному воспитанию:
· Сюжетно – ролевая игра «Семья»
· Беседы с использованием иллюстраций , художественной литературы
· Проблемные ситуации с этическим содержанием
· Изготовление подарков для мам, пап , сверстников
· Дидактические игры : «Кто чем любит заниматься? , «Что кому?», «Я расту», «Что общего , чем отличаемся?» , «Я такой , потому , что…», «Кем быть?» , «Одень мальчика, одень девочку».
ы избежать. Например, уроки для мальчиков можно было бы сделать короче, грамотно чередовать физическую и умственную нагрузку, посреди урока давать им возможность двигательной разрядки. Сейчас очень многие дети страдают двигательной расторможенностью из-за минимальной мозговой дисфункции. Нормальному мальчику, отсидевшему урок, хочется порезвиться, с гиканьем попрыгать по коридору, побороться, повозиться с товарищами.
Девочки, обучаясь вместе с мальчиками, начинают им подражать, перенимают мальчишечьи ухватки. Но у них должен быть другой модус поведения. Девочек не следует поощрять, чтобы они ходили на голове, Их поведение должно быть более разумным, степенным, скромным, Нехватка в школах мужчин, по мнению многих специалистов [9,с.93], крайне отрицательно сказывается на учениках-мальчиках. Мальчики классифицируют педагогов, их поведение и характерные особенности с точки зрения их принадлежности к «своей» - мужской или «чужой» - женской категории. И когда учитель-женщина перестает привлекать внимание н интерес ребенка, так как на практике дети чаще интересуются моделированием действий, характерных для их собственного пола, то не просто пропадает интерес к обучению и общению, а зачастую начинается бунт. Мальчики подсознательно чувствуют, что положение, при которой командиром является женщина, ненормально, и протестуют что ведет к отчужденности, ранним комплексам; школьным неврозам и потере
стремления к получению знаний.
Заключение
Исследования и обобщение
опыта гендерного образования показали,
что реализация гендерного подхода
к обучению младших школьников способствует
цели повышения уровня их обученности
и, соответственно, росту уровня их
успеваемости. Также раздельное и
тендерное образование
Изучение влияния совместного обучения на личностные характеристики учеников показало, что смешанное воспитание формирует некое «усредненное» существо, в характере которого отсутствуют специфически мужские или женские черты. Мальчики при таком воспитании лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, решительности, а девочки - нежности, скромности, терпимости, стремления к мирному разрешению конфликтов. «Бесполое» воспитание приводит к феминизации мужчин и мускулинизации женщин. Мужчины оказываются не способны играть правильную роль в браке: всю ответственность за существование семьи, за воспитание детей они перекладывают на плечи женщины. Женщины же наряду с мужской деловитостью демонстрируют такие качества как грубость, агрессивность, конфликтность, неумение поддерживать теплый эмоциональный фон. Рост числа разводов - один из показателей издержек существующей педагогической системы. Поэтому в процессе воспитания необходимо формирование типично мужских качеств в характере мальчика: ответственности, стойкости, активности, независимости и типично женских в девочке: мягкости, заботливости, хозяйственности, что способствовало бы упорядочиванию социальной жизни государства, нормализации семейно- брачных отношений.
Таким образом, раздельное обучение детей разного пола, возникшее в отечественной педагогике много веков назад, актуально и по сей день в современном образовании и воспитании школьников, о чем свидетельствуют результаты нашего исследования.
следующим образом: «Гендерное воспитание и его роль в развитии и формировании младших школьников во неурочной деятельности».
Цель исследования: изучить гендерно- ориентированное воспитание младших школьников.
Объект исследования: воспитательный процесс во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: тендерные аспекты технологии дифференцированного воспитания мальчиков и девочек в младшем школьном возрасте во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: процесс гендерного воспитания девочек и мальчиков начинает особенно остро проявляться с начальной школы.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи исследования:
- проанализировать психические и анатомо-физиологические особенности мальчиков и девочек;
- выяснить специфику и особенности реализации гендерного воспитания с учетом половых особенностей учащихся во внеурочной деятельности;
-обобщить опыт дифференцированного образования в современной школе.
В работе были использованы следующие методы исследования:
-теоретический анализ социологической, психологической и педагогической литературы; изучение и анализ опыта практической работы учителей начальных классов с использованием гендерного подхода в процессе воспитания младших школьников во внеурочной деятельности, наблюдение, анкетирование.
. Абраменкова В. В. Половая дифференциация и сексуализация
детства: горький вкус запретного плода
// Вопросы психологии. – 2003. - № 5.
– С. 103-120.
2. Агеев В. С. Психологические и социальные
функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии. – 1987. – № 2. – С.
152-157.
3. Антология педагогической мысли Древней
Руси и русского государства 14 - 17 веков
/ Сост. С. Д. Бабишин, Б. Н. Митюров. – М.:
Педагогика, 1985. – 363 с.
4. Бабанский Ю.К. К вопросу о неравномерности
развития учебных возможностей школьников
// Советская педагогика. - 1972. - № 11.- С. 64-70.
5. Бабанский Ю.К. Об изучении причин неуспеваемости
школьников // Советская педагогика. - 1972.
- № 1. - С. 39-50.
6. Батенева Т. В тульскую школу вернулся
пол. Началось раздельное обучение мальчиков
и девочек. – [Электронный ресурс ].
7. Белецкая Л. В. Гендерно-ориентированный
подход к обучению и воспитанию в российской
педагогике 60-х годов XIX века: Диссертация
на соискание ученой степени кандидата
педагогических наук. –Пятигорск, 2005. – 217 с. [Электронный ресурс http://diss.rsl.ru/diss/05/
8. Белецкая Л. В. Гендерный принцип воспитания
в культурно-педагогическом наследии
русскогокрестьянства. [Электронный ресурс ]
9. Бреслав Г. М. Романтическая любовь и
зрелая личность // Родник. – 1987. – № 2.
– С. 63-66.
10. Бреслав Г. М., Хасан Б. И. Половые различия
и современное школьное образование //
Вопросы психологии. – 1990. - № 2. – С. 64-69.
11. Бужигеева М. Ю. Гендерные особенности
детей на начальном этапе обучения // Педагогика.
– 2002. - № 8. – С. 29-35.
12. Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Семейное воспитание и домашнее
образование в XIX – начале XX веков // Социальная педагогика: Курс лекций:
Учеб. пособие. – М.: Академия, 1999. – С. 126-155.
13. Вейнингер О. Пол и характер. – М.: Тера,
1992. – 480 с.
14. Геодакян В. А. Эволюционная теория пола // Природа. – 1991. - № 8.
15. Дружинин В. Психология общих способностей.
– М.: Наука, 1994. – 335 с. 152
16. Евланова В. Обучение: совместное или
раздельное // Медицинская газета. – 12 апреля 2006 год. - № 26. [Электронный
ресурс ].
17. Еремеева В. Д. Вместе трудно. А врозь?
(Раздельное обучение мальчиков и девочек
«за» и «против») // На путях к новой школе.
На стороне подростка. – 2003. - № 1. [Электронный
ресурс ].
18. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики
и девочки – два разных мира. Нейропсихологи
- учителям воспитателям, родителям, школьным психологам. - Спб: Тускарора, 2000. - 184 с.
19. Женщина и мужчина – по-разному устроенные
организмы: Интервью с профессором Галиной Козловской // Интернет-журнал
Сретенского монастыря. – 11.12.2001. [Электронный
ресурс http://www.pravoslavie.ru/
20. Заглада Л. «М» и «Ж». Раздельное образование:
плюсы и минусы // Мир семьи. – 2006. – Ноябрь.
[Электронный ресурс ].
21. История педагогики и образования.
От зарождения воспитания в первобытном
обществе до конца XX в.: Учебное пособие
для педагогических учебных заведений
/ Под ред. академика РАО А. И. Пискунова.
– 2-е изд., испр. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
– 512 с.
22. Каган Е. В. Психогенные формы школьной
дезадаптации // Вопросы психологии. –
1984. - № 4. – С. 89-95.
23. Кирпичев В. И. Зачем два пола? Что нужно
знать учителю об учениках и ученицах
// Классный руководитель. – 2005. - № 4. –
С. 48-53.
24. Клецина И. С. Психология половых различий
в контексте гендерных исследований //
Gross vita. - № 2. [Электронный ресурс http://giacgender.narod.ru/
25. Кон И.С. Мужские исследования: меняющиеся
мужчины в изменяющемся мире // Гендерный
калейдоскоп: Курс лекций / РАН, Моск. центр
генд. исслед. - М.: Academia, 2001. - С. 188-208.
26. Кон И.С. Психология половых различий
// Психология индивидуальных различий.
Тексты. - М., 1982. - С. 78-83.
27. Константинова О. А. Гендерный подход
к обучению школьников: Диссертация на
соискание ученой степени кандидата педагогических
наук. – Саратов, 2005. – 174 с.
28. Коробкова С. А. Гендерный подход в изучении
дисциплин естественнонаучного содержания.
– [Электронный ресурс http://www.rusnauka.com/NIO/
29. Кошелева О. Е. У истоков женского образования
в России // Педагогика. – 1993. – № 2. – С.
88-100.
30. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер,
2000. - 980 с.
31. Куинджи Н. Н. Гендерное воспитание в
школах – помощь в решении демографической
проблемы в России // Народное образование. – 2007. - № 5.
– С. 182-187.
32. Куинджи Н. Н. Кого воспитывает и обучает
школа: мальчиков, девочек или...? // Биология в школе. - 1998. - № 2. - С. 17-20.
33. Куинджи Н. Н., Лапонова Е. Д., Поленова
М. А. Гигиенические преимущества обучения
девочек в однородных по полу классных
коллективах // Гигиена и санитария. – 2003. - № 4. – С. 37-40.
34. Латышина Д. И. История педагогики: история образования и педагогической
мысли. – М.: Гардарики, 2003. – 603 с.
35. Леонтьев А. А. История образования в
России от Древней Руси до конца XX века.
[Электронный ресурс ].
36. Мальчики и девочки: вместе или врозь
// Учительская газета. – 23.03.2004. - № 11. –
С. 4-7.
37. Мальчики и девочки. Продолжаем разговор
// На путях к новой школе. На стороне подростка.
– 2005. - № 2. [Электронный ресурс ].
38. Мещеряков Б.Г. Психологические проблемы
антропологизации образования // Вопросы
психологии. - 1998. - № 1. - С. 20-31.
39. Надолинская Л. Н. Влияние гендерных
стереотипов на воспитание и образование
// Педагогика. – 2004. - № 5. – С. 30-35.
40. Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология: Учебное пособие
для психол. спец. вузов. - М.: Флинта, Московский
психолого-социальный институт, 2003. - 280
с. - (Библиотека психолога). С. 158-179.
41. Орлов П. Два разных мозга и два разных
мира // Версия. – 2004. - № 2. [Электронный ресурс http://old.versiasovsek.ru/
42. Осипов А. И. Русское духовное образование
// Журнал Московской Патриархии. – 1998.
- № 3. – С. 32-45.
43. Пирумова И., Суботялов М., Айзман Р. Мальчики
и девочки – как их учить? [Электронный
ресурс ].
44. Поздняев М., Нараевская К. Гендер-сюрприз.
В российские школы возвращается раздельное
обучение // Новые известия. – 31 июля 2007.
[Электронный ресурс ]
45. Половозрастное воспитание учащихся.
Основы сексологии. (Программы для общеобр.
учебн. заведений). – М.: Мин-во образования,
1996.
46. Положение детей в России (Социальный портрет). 1992 год. – М.: Дом, 1993. – 70 с.
47. Положение о начальных народных училищах
(1874 г.) [Электронный ресурс http://www.pedobzor.ru/ped008.
48. Попова Л. В. Психологические исследования
и гендерный подход // Женщина. Гендер. Культура. - М., 1999. - С. 119-131
49. Психология женской натуры: Центр гендерных
исследований консультирует по вопросам
отношения полов и особенности женской
психики, женских неврозов, гормональным всплескам и т.д. [Электронный
ресурс http://golpsy.narod.ru/].
50. Пушкарева Н. Л. Женщины Древней Руси.
– М.: Мысль, 1989. – 286 с.
51. Пыжиков А. В. Раздельное обучение в
советской школе // Педагогика. 2004. - № 5.
- С. 78-84.
52. Римский С. В. Российская Церковь в эпоху
Великих реформ. Церковные реформы в России
1860-1870-х годов. – М.: Крутицкое патриаршее
подворье, 1999. – 568 с.
53. Рыков С.Л. Гендерные исследования в
педагогике // Педагогика. - 2001. - № 7. - С.
17-22.
54. Сабиров Р. Наука - «бесполой» школе
// Народное образование. - 2002. - № 6. - С. 76-87.
55. Силласте Г. Гендерная асимметрия в
образовании и науке: взгляд социолога
// Высшее образование в России. — 2001. -
№ 2. — С. 96-106.
56. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития
школьников. - М: ТЦ Сфера, 2001. - 80 с.
57. Соловьев В. Смысл любви. Троицкий С. Христианская философия брак
58. Столярчук Л.И. Воспитание школьников
в процессе полоролевой социализации:
Учебн. пособие. -Волгоград: Перемена, 1997. - 189 с.
59. Стрекалова Н. Гендерная асимметрия
в системе высшей школы: проблемы и решения
// Высшее образование в России. - 2002. - №
5. - С. 62- 64.
60. Тульская муниципальная общеобразовательная
средняя школа № 3: Теоретические предпосылки
эксперимента. [Электронный ресурс ].
61. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация
обучения. - М.: Педагогика, 1990. - 192 с.
62. Филиппова С. О. Мир движений мальчиков
и девочек: Метод, пособие для руководит,
физич. воспит. дошк. учрежд. - Спб.: Детство - Пресс, 2001. - 96 с.
63. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учебн. пособие для студ.
высш. учебн. завед. - М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАД ОС, 2000. - 240 с.
64. Шишова Т. Из чего же сделаны девочки?
// Воспитание школьников. -1999. - № 6. - С.
30-32.
65. Шишова Т. Раздельное обучение - в чем
смысл? [Электронный ресурс ].
66. Элиум Д., Элиум Дж. Воспитание дочери.
– СПб.: Питер-Пресс, 1996. –359 с.
67. Элиум Д., Элиум Дж. Воспитание сына.
– СПб.: Питер-Пресс, 1996. – 275 с.
68. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Прогресс, 1996. - 338 с.
Информация о работе Особенности гендерного воспитания младших школьников