Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 19:15, курсовая работа
Цель работы – изучить особенности локомоций в коммуникации умственно отсталых младших школьников.
Задачи исследования:
Провести изучение современного состояния проблемы невербального общения умственно отсталых учащихся.
Проанализировать особенности невербальной коммуникации умственно отсталых детей, сравнив зарубежные и отечественные научные работы;
Введение………………………………………………………………….…….....3
Основная часть.
Глава 1. Исторический аспект изучения невербальной коммуникации……………………………………………………………………6
1.1. Понятие невербальной коммуникации .........................................................7
1.2. Виды невербальной коммуникации……………………………….........….8
1.3. Основные характеристики и функции невербальной коммуникации…...9
Понятие локомоторики в невербальной коммуникации…………….......10
Поза как элемент кинесики в невербальной коммуникации………….....12
Глава 2. Особенности невербальной коммуникации
у умственно отсталых лиц……….……………………………….…………...14
Исследование особенностей невербальной коммуникации у школьников с умственной отсталостью……………… ……...……...14
Особенности локомоции в коммуникации у школьников с умственной отсталостью …………………………………………………...…….....…15
Заключение…………………………………………………….………….…....18
Библиографический список………………………………….……….…........19
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
фЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТвЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Санкт-Петербургский государственный университет» (СПбГУ)
Факультет психологии
Декан факультета психологии
Шаболтас А. В. _____________
Зав. кафедрой специальной психологии
Шипицына Л.М. _____________
Курсовая работа на тему:
ОСОБЕННОСТИ ЛОКОМОЦИЙ В КОММУНИКАЦИИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Специализация «Специальная психология»
Исполнитель:
Михайлова Д.О.
_____________ (подпись)
Научный руководитель:
кандидат психологических наук,
доцент Защиринская О.В.
_____________ (подпись)
Санкт-Петербург
2011
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Исторический аспект
изучения невербальной коммуникации………………………………………………
1.1. Понятие невербальной коммуникации
..............................
1.2. Виды невербальной коммуникации………………………………......
1.3. Основные характеристики и функции невербальной коммуникации…...9
Глава 2. Особенности невербальной коммуникации
у умственно отсталых лиц……….……………………………….…………...14
Заключение…………………………………………………
Библиографический список………………………………….……….….....
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблеме общения в психологии посвящено значительное число исследований, что обусловлено исключительной важностью этого вопроса (И.И. Иванов, 2010; П.П. Петров, 2011; А.А. Алексеев, 2008). Общение необходимо для развития и формирования личности, получении знания о мире, для овладения социальными нормами. Система отношений человека к самому себе, окружающим людям, а так же самореализация в жизни невозможна без полноценного общения. Сформированность коммуникативных навыков – залог успешности человека во всех сферах жизни.
Поскольку общение – всегда взаимодействие людей (двух, трех и больше), то изучение его должно включать в себя исследование не только того, как у каждого из его участников работает интеллект, функционирует эмоциональная сфера и каким оказывается поведение, так сказать, вообще, в типичных ситуациях. Это изучение со всей полнотой должно ответить на вопросы: каким образом, когда и почему по ходу развертывающегося взаимодействия людей—взаимодействия интеллектов, чувств, воли людей, проявляющихся в речевых и неречевых формах их поведения, — происходят изменения в их познавательных процессах, переживаниях, обращении друг с другом и в характере вклада каждого из них в выполняемую ими совместную деятельность, в чем — в каких конкретно характеристиках психики эти изменения выражаются.
Значимым аспектом межличностного общения является невербальная коммуникация. Невербальное общение – это «язык жестов», включающий такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы. Так австралийский специалист А. Пиз (1995) утверждает, что с помощью слов передается 7% информации, звуковых средств – 38%, мимики, жестов, позы – 55%. Иными словами, не столь значимо, что говорится, а как это делается.
Мнения специалистов в оценке точных цифр расходятся. Однако можно с уверенностью сказать, что более половины межличностного общения приходится на общение невербальное. Поэтому слушать собеседника означает также понимать язык жестов. Учеными была показана корреляция между низкой способностью к распознаванию выражений лица, интерпретации поз и жестов с одной стороны и затруднениями в общении с другой (K. Pelc, C. Kornreich, M.-L. Foisy, B. Dan, 2005). Экспериментальные данные свидетельствуют о положительной связи между социальным статусом личности и умением интерпретировать невербальные сигналы (В.А. Лабунская, 1986).
Дети и подростки с умственной отсталостью испытывают трудности в межличностном общении, так как необходимые навыки формируются с большим запозданием. Как правило, он могут понимать речь других, но сами затрудняются говорить. Лица с диагнозом «умственная отсталость» обладают рядом особенностей, затрудняющих успешную коммуникацию, таких, как агрессивность, неадекватная самооценка, неспособность контролировать свои эмоции.
Поэтому изучение особенностей коммуникативной сферы лиц с нарушениями интеллекта имеет большое значение для социализации и интеграции этих людей в общество.
Цель работы – изучить особенности локомоций в коммуникации умственно отсталых младших школьников.
Задачи исследования:
Глава 1. Исторический аспект изучения
невербальной коммуникации человека
Невербальные аспекты коммуникации начали серьезно изучаться только с начала шестидесятых годов. «Чарли Чаплин и другие актеры немого кино были родоначальниками невербальной коммуникации, для них это было единственным средством общения на экране. Каждый актер классифицировался как хороший или плохой, судя по тому, как он мог использовать жесты и другие телодвижения для коммуникации. Когда стали популярными звуковые фильмы и уже меньше внимания уделялось невербальным аспектам актерского мастерства, многие актеры немого кино ушли со сцены, а на экране стали преобладать актеры с ярко выраженными вербальными способностями» – так пишет о начале начал знакомства с понятием невербальной коммуникаций А. Пиз (1995, с. 5). С того времени учеными были обнаружены и зарегистрированы более 1000 невербальных знаков и сигналов.
Учиться понимать язык невербального общения важно по нескольким причинам. Во-первых, словами можно передать только фактические знания, но чтобы выразить чувства, одних слов часто бывает недостаточно. Чувства, не поддающиеся словесному выражению, передаются на языке невербального общения. Во-вторых, знание этого языка показывает, насколько мы умеем владеть собой. Невербальный язык скажет о том, что люди думают о нас в действительности. И, наконец, невербальное общение ценно особенно тем, что оно спонтанно и проявляется бессознательно. Поэтому, несмотря на то, что люди взвешивают свои слова и контролируют мимику, часто возможна утечка скрываемых чувств через жесты, интонацию и окраску голоса, позу, то есть невербальные каналы общения. Эти каналы редко поставляют недостоверную информацию, так как они поддаются контролю в меньшей степени, чем словесное общение.
Существует
множество определений
Отечественные психологи рассматривают невербальную коммуникацию в широком смысле и выделяют ее как самостоятельное средство общения. Е.И. Фейгенберг и А.Г. Асмолов (1989) считают, что невербальная коммуникация – непосредственное выражение в поведении человека его смысловых установок, проявление смысловой сферы личности.
А. Пиз предполагает, что восприимчивость предчувствие и интуиция есть нечто иное как способности читать невербальные сигналы другого человека и сравнивать их с вербальными. Там же он использует понятие конгруэнтности как соответствие невербальных сигналов со словесными высказываниями.
Наблюдения показали, что в процессах общения 60–95% информации передается с помощью невербального общения.
К основным невербальным (неречевым) средствам общения относят:
Невербальная коммуникация является наряду с вербальной речью важнейшим средством общения и взаимопонимания людей. Речь тесно переплетается с мимикой, жестами и движениями, границы между ними порой незаметны. Это две стороны единого процесса репрезентации, создания действия, выражающего смысл (А. Kendon, 1983).
Следует отметить, что невербальное поведение личности полуфункционально. Невербальное поведение:
Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, то есть понять язык невербального (вербальный – «словесный, устный») общения. Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу.
1.3. Основные характеристики и функции невербальной коммуникации
Ученые выделяют определенные характеристики невербальной коммуникации. Одной из них является ситуативность. Она предполагает, что обмен сообщениями происходит в рамках непосредственного взаимодействия людей в изменяющихся жизненных обстоятельствах. Непроизвольность (спонтанность) – другая важнейшая особенность неречевого репертуара. Отдельно рассматривают неосознаваемость (в определенной мере) восприятия и формирования невербальной информации.
Майкл Аргайл определил три основные функции невербального поведения в человеческом общении: выражение эмоций, передача межличностных установок (нравится – не нравится, доминирование – подчинение), сопровождение речи (соблюдение очередности реплик, поддержка обратной связи, выражение внимания) (M. Argyle, 1988).
Невербальные сигналы сопровождают речь, выполняя различные функции. Одной из таких функций является повторение. Иногда в невербальных сообщениях дублируется информация, озвученная вербально. Например, человек объясняет кому-то, как пройти в библиотеку и указывает рукой направление. Неречевые сигналы могут выполнять и функцию противоречия. Противоречие возникает, когда вербальный и невербальный каналы передают два различных, несовместимых друг с другом сообщения. Например, слова: «я рад Вас видеть», произнесенные недовольным тоном. Невербальное поведение может делать речь более выразительной, уточнять и пояснять ее содержание. Речь точнее понимается и, по некоторым данным, легче запоминается в том случае, если она дополняется невербальными сигналами. Невербальное поведение может заменять вербальные сообщения. Например, когда на вопрос, как у него дела, человек делает взмах рукой, сопровождая его уставшим, невеселым выражением лица, мы понимаем, что дела его нехороши. Невербальное поведение может подчеркивать (усиливать) или приглушать (смягчать) вербальные сообщения (P. Ekman, 1965).
Невербальные сигналы могут использоваться для координации взаимодействия между людьми. Например, поворот головы в сторону того, кто должен говорить, прерывание контакта взглядов в конце беседы и т.д. Эти и многие другие знаки регулируют течение коммуникации.
Под понятием локомоция понимается передвижение, активное перемещение в пространстве (ползание, ходьба, бег, лазание, плавание, полет и пр.). Наряду с манипулированием локомоция – одна из двух категорий поведения. Осуществляется (преимущественно у низших животных) путем сокращения мускулатуры тела животного при помощи специальных эффекторов (органов передвижения) – ресничек, жгутиков, щупалец, плавников, ног, крыльев, органов реактивного движения.
Информация о работе Особенности локомоций в коммуникации умственно отсталых младших школьников