Особенности локомоций в коммуникации умственно отсталых младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить особенности локомоций в коммуникации умственно отсталых младших школьников.
Задачи исследования:
Провести изучение современного состояния проблемы невербального общения умственно отсталых учащихся.
Проанализировать особенности невербальной коммуникации умственно отсталых детей, сравнив зарубежные и отечественные научные работы;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….…….....3
Основная часть.
Глава 1. Исторический аспект изучения невербальной коммуникации……………………………………………………………………6
1.1. Понятие невербальной коммуникации .........................................................7
1.2. Виды невербальной коммуникации……………………………….........….8
1.3. Основные характеристики и функции невербальной коммуникации…...9

Понятие локомоторики в невербальной коммуникации…………….......10
Поза как элемент кинесики в невербальной коммуникации………….....12
Глава 2. Особенности невербальной коммуникации
у умственно отсталых лиц……….……………………………….…………...14
Исследование особенностей невербальной коммуникации у школьников с умственной отсталостью……………… ……...……...14
Особенности локомоции в коммуникации у школьников с умственной отсталостью …………………………………………………...…….....…15
Заключение…………………………………………………….………….…....18
Библиографический список………………………………….……….…........19

Файлы: 1 файл

Курсовая Михайлова Дарья_Дн.бак_2011.doc

— 177.00 Кб (Скачать файл)

Локомоция относится к  инстинктивным движениям, поскольку  является функцией ригидной опорно-двигательной системы организма, допускающей  лишь минимальную индивидуальную изменчивость движений. Это типичный пример жестко запрограммированных и фиксированных в генофонде врожденных двигательных координаций, составляющих основу инстинктивных компонентов поведения. Вместе с тем локомоторное решение задач (например, выбор верного пути в лабиринте при проведении эксперимента) может привести к формированию сложных навыков и даже стать элементом интеллектуальных действий животных

При рассмотрении понятия «локомоторика» в контексте невербальной коммуникации можно представить проксемику как ее элемент. В ней рассматривается социальные и культурные смыслы, которые люди связывают с их личной и профессиональной пространственной среды.. Проксемика имеет скорее характер неписаным территориальных законов, чем биологические стволовых. Чувство это расстояние или пространства в целом может быть различным в зависимости от культуры .

Термин происходит от английского «proximity» – близость, и предложен американским ученым Эдуардом Холлом, чтобы обозначить эффекты пространственной организации общения, а также влияния территорий, ориентации и дистанций между людьми на характер межличностного общения. 

По своеобразию использования пространства, по мнению доктора

Э. Холла, определяется их отношение к другим людям с учетом разной степени близости. Каждый человек, указывает Э. Холл, имеет свои территориальные потребности. Попытавшись стандартизировать проксемику, Э. Холл разделил эти потребности на четыре отдельные зоны, в которых существует большинство людей: а) интимное расстояние до 45 см; б) личное расстояние 45–120 см; в) социальное расстояние 120–360 см; г) общественное расстояние 360 см.

Зоны представляют различные пространства, в которые мы проникаем. Они увеличиваются с уменьшением близости. Интимное пространство может быть или близким, что является реальным соприкосновением, или отдаленным, от 18 до 45 сантиметров (Дж. Фаст, 2006, с. 29–31)

Расстояния отражаются в практике, в простейшем случае, это делается с помощью регулярного посещения или путем размещения личных вещей, таких как преднамеренно оставленные объекты (газеты или полотенце) могут забронировать место в читальном зале или на пляже.

 

 

 

 

 

    1.    Поза как элемент кинесики в невербальной коммуникации

 

Кинесика является еще одним значимым элементом невербальной коммуникации. Кинесика – общая моторика различных частей тела, отображающая эмоциональные реакции человека. К ней относятся выразительные движения, проявляющиеся в жестах и мимике, в пантомимике (моторика всего тела, включающие в себя позу, походку, осанку и др.), а также визуальном контакте.

Поза – это положение тела. Человеческое тело способно принять около 1000 устойчивых различных положений. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденную позу. В противном случае могут возникать конфликтные ситуации.

Одним из первых на роль позы человека как одного из невербальных средств общения указал психолог А. Шефлен . В дальнейших исследованиях, проведенных В. Шюбцем, было выявлено, что главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику. (цит. по В.А. Лабунской, 1986, с. 5–35). Это размещение свидетельствует либо и закрытости, либо о расположении к общению.

Поза, при которой человек перекрещивает  руки и ноги, называется закрытой. Перекрещенные  на груди руки являются модифицированным вариантом преграды, которую человек выставляет между собой и своим собеседником. Закрытая поза воспринимается как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики. Более того, примерно треть информации, воспринятой из такой позы, не усваивается собеседником. Наиболее простым способом выведения позы является предложение что-нибудь подержать или посмотреть.

Открытой считается поза, в которой  руки и ноги не перекрещены, корпус тела направлен в сторону собеседника, а ладони и стопы развернуты к партнеру по общению. Это – поза доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.

Если человек заинтересован  в общении, он будет ориентироваться  на собеседника и наклоняться  в его сторону, а если не очень  заинтересован, наоборот, ориентироваться в сторону и откидываться назад. Человек, желающий заявить о себе, будет держаться прямо, в напряженном состоянии, с развернутыми плечами; человек же, которому не нужно подчеркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринужденной позе. Лучший способ добиться взаимопонимания с собеседником – это скопировать его позу и жесты.

 

Глава 2. Особенности невербальной коммуникации

у умственно  отсталых лиц

 

2.1.    Исследование особенностей невербальной коммуникации у школьников с умственной отсталостью

 

Ребенка с нарушением интеллекта необходимо обучать навыкам  общения. Способность выразить чувства  и желания, попросить о чем-либо, или отреагировать на слова говорящего с ним – залог успеха в адаптации  к окружающему миру, возможность для ребенка научиться жить в нем. Расстройство коммуникативных навыков, в частности  трудности в невербальном общении,  является одной из проблем в психическом развитии умственно отсталых детей. Это происходит из-за ограниченных возможностей в социальной перцепции, отклонений в поведении. Коммуникация также затруднена расстройствами эмоциональной сферы и несформированностью навыков самоконтроля. Нарушения экспрессивной речи обуславливают затруднения детей при выражении своих мыслей и чувств в общении (Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, 2010). Скованность, неловкость или неадекватность мимики и жестов так же затрудняют общение умственно отсталых лиц с другими людьми.

Психологические исследования детско-родительских отношений  позволили установить связь между домашней обстановкой, внутрисемейными отношениями и формированием коммуникативных навыков у умственно отсталых детей (K. Nihira, C. E. Meyers, I.T. Mink, 1980). Снижение степени нарушения интеллекта существенно влияет на способности преодолевать затруднительные ситуации общения (S. Sores, L. Nota, 2000); на развитие социальной перцепции, т.е. способности умственно отсталых лиц самостоятельно ориентироваться в ситуациях общения, понимать состояния, чувства, намерения другого человека (E. Rempt 1986; J.R. Flynn, 2000).

2.2.  Особенности локомоции в коммуникации

у младших школьников с умственной отсталостью

 

Во-первых, невербальная коммуникация является значимым аспектом межличностного общения. Во-вторых, умственно отсталые младшие школьники могут вообще не владеть устной речью. В этом случае большое значение приобретает обучение их именно невербальным способам коммуникации, выражению своих эмоций и потребностей посредством мимики и жестов. В этом случае компенсаторная функция освоенных образцов коммуникации будет способствовать адаптации младших школьников с умственной отсталостью.

Американскими исследователями была выявлена устойчивая корреляция между низкой способностью к распознаванию выражений лица, интерпретацией поз и жестов с  затруднениями в общении (K. Pelc, C. Kornreich, M.-L. Foisy, B. Dan, 2005).

Для изучения этого же вопроса обратимся к отечественным исследованиям, проведенными Л.М. Шипицыной и О.В. Защиринской. Работа затрагивает особенности когнитивного компонента невербальной коммуникации, а целью исследования явилось выявление значимых показателей невербального общения у детей с интеллектуальным недоразвитием. Обследовались учащиеся специальных (коррекционных) школ VIII вида 8–10 лет (группу составили учащиеся с диагнозом «легкая умственная отсталость» и «умеренная умственная отсталость»). Контрольная группа испытуемых в возрасте 7–8 лет обучалась в общеобразовательной школе.

Исследование  проводили по методике «Позы человека» (Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, 2008). Методика включает в себя серию картинок с изображениями поз и действий человека: в виде пиктограмм (6 картинок), рисунков (12 рисунков: с изображением человека женского (6) и мужского (6) пола); фотографий (12 изображений человека женского (6) и мужского (6) пола).

Методика обследования включала в себя следующие этапы: идентификация человека; различение гендора; идентификация действий человека, узнавание статических и динамических поз; выявление особенностей навыков общения (виды коммуникации, используемые ребенком в процессе выполнения заданий, нарушения речи).

При обработке  результатов исследования были выявлены интересные данные. Так, на этапе идентификации человека было выявлена закономерность, что при умственной отсталости качество распознавания поз снижается в 2 раза (Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, 2010, с. 71). Изучение гендерных особенностей показало, что мальчики более успешно распознают позы человека (средний балл – 2,35) по сравнению с девочками (средний балл – 2,14) (Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, 2010, с. 72).

При рассмотрении таких параметров изображений как статичность/динамичность, простота/сложность, низкая/высокая степень детализации можно сделать следующие выводы:

  1. Нормально развивающиеся школьники успешно распознают все предъявляемые позы человека, независимо от типа изображения. Средний показатель бальной оценки оказался максимально высоким и составил 4,0.
  2. Статистические, простые с низкой степенью детализации позы (распознавание пиктограмм) определялись быстрее и точнее, нежели картинки и тем более фотографии детьми с умственной отсталостью. Средний показатель уровня их когнитивных возможностей составил 1,7, что более чем в 2 раза ниже по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Подобные данные уже имеющихся работ по исследованию понимания невербальных средств общения умственно отсталыми детьми  (P. Arean, C.M. Nezu, A.M. Nezu 1991; W. Meins, 1993) подтверждают выявленную тенденцию.

Опираясь на вышесказанное, можно сделать вывод, что мимика, жесты и пантомимика являются важными помощниками в общении у умственно отсталых детей. Так школьники с ограниченным репертуаром пантомимики не в состоянии выразить свое эмоциональное состояние, они возможно и сами полностью не улавливают, что им сообщается бессловесным образом. Это затрудняет процесс общения (Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, 2010, с. 85). Правда постоянное пребывание в малой социальной группе приводит к формированию навыков невербальной коммуникации, поэтому в интернатных учреждениях VIII вида у воспитанников возрастают средние значения многих коммуникативных показателей, содержащих информацию о настроении и намерениях партнера по общению. Появляется стремление поддерживать визуальный контакт, что в свою очередь способствует усилению социальной перцепции.

В итоге, невербальная коммуникация имеет важнейшее значение для развития общения умственно отсталых детей младшего школьного возраста. Проектирование социальных условий для их межличностного взаимодействия с окружающими людьми приобретает важную роль в процессе выработки коммуникативных стратегий с целью социализации этих детей в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Анализ литературы по проблемам  развития общения показал, что невербальный компонент рассматривается не только в классических трудах отечественных  и зарубежных ученых, но является предметом внимания современных исследователей. Этот аспект межличностной коммуникации нуждается в более детальном изучении, в частности, влияние на его структуру нарушения интеллекта и различных социальных условий развития детей и подростков.

В ситуациях межличностного взаимодействия неречевые коммуникативные навыки умственно отсталых детей играют важную роль в преодолении затруднений в общении. Невербальная коммуникация у лиц с нарушением интеллекта становится компенсаторной возможностью для развития контактов с окружающими людьми. Эта возможность мало используется в существующих сегодня коррекционных программах, направленных на социализацию умственно отсталых людей. Роль невербальной коммуникации в развитии общения очевидна, но для оказания эффективной психологической помощи требуется более детальное изучение специфики освоения невербальных средств общения умственно отсталыми детьми.

 

Библиографический список

    1. Бодалев А.А. Личность и общение: избранные труды. М., 1983. С. 119–133.
    2. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 211 c.
    3. Гордеева О.В. Развитие языка эмоций у детей // Вопросы психологии. 1995. №. 2. С. 137–147.
    4. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2001. – 544 с.
    5. Лабунская В.А. Невербальное поведение. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1986. – 135 с.
    6. Лабунская В.А. Особенности развития способности к психологической интерпретации невербального поведения // Вопросы психологии. 1987. № 3.  С. 70
    7. Лабунская В.А. О структуре социально-психологических способностей // Вопросы психологии межличностного познания и общения. 1983. № 5. С. 63–71.
    8. Морозов В.П. Невербальная коммуникация: экспериментально-теоретические и прикладные аспекты // Психологический журнал.

1993. № 1. С. 18–31.

    1. Непп М., Холл Д. Невербальное общение. Мимика, жесты движения, позы. Учебник. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 256 с.
    2. Пиз А.  Язык телодвижений: как читать мысли других людей по их  жестам. М.: Аст-Нью, 1995. – 257 с.
    3. Фаст Дж. Язык тела. Азбука человеческого поведения, М., «Центрполиграф», 2006. С. 29–31.
    4. Фейгенберг Е. И., Асмолов А. Г. Некоторые аспекты исследования невербальной коммуникации: за порогом рациональности // Психологический журнал. 1989. № 6. С.58–66.
    5. Шипицына Л.М., Защиринская О.В. Когнитивные особенности невербальной коммуникации умственно отсталых детей: Монография. – СПб: НОУ «Институт специальной педагогики и психологии», 2010. – 97 с.
    6. Шипицына Л.М., Защиринская О.В. Исследование когнитивных особенностей невербальной коммуникации у детей с умственной отсталостью (Методика «Позы человека»). – СПб: Изд-во ИСПиП, 2007. – 27 с.
    7. Специальная психология: учебник для студентов высш. учебных заведений для направлений подготовки бакалавров / Под ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2010. – 253 с.
    8. Argyle Michael. Bodily communication /  2. ed. – London ; New York : Methuen, 1988. – 363 p.
    9. Flynn J.R. The Hidden History of IQ and Special Education: Can the Problems Be Solved // Psychology, Public Policy and Law. V. 6.I. 1. 2000. P. 191–98.
    10. Kendon,Adam . Gesture and Speech: How They Interact. In: Wiemann,John M. & Harrison, Randall P. (1983). Nonverbal Interaction. Beverly Hills: Sage Publications. Р. 13–43.
    11. Nihira K., Edward Meyers C., Mink I.T. Home environment, family adjustment, and the development of mentally retarded children // Applied Research in Mental Retardation. V. 1. I. 1–2. 1980. P. 5–24.
    12. Pelc K., Kornreich C., Foisy M.L., Dan B. Recognition of Emotional Facial Expressions in Attention-Deficit Hyperactivity Disorder // Pediatric Neurology. V. 35. I. 2. 2006. P. 93–97.
    13. Sores S., Nota L. A Social Skill Training for Persons with Down's Syndrome // European Psychologist. V. 5. I. 1. 2000. P. 34–43.

Информация о работе Особенности локомоций в коммуникации умственно отсталых младших школьников