Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 19:15, курсовая работа
Цель работы – изучить особенности локомоций в коммуникации умственно отсталых младших школьников.
Задачи исследования:
Провести изучение современного состояния проблемы невербального общения умственно отсталых учащихся.
Проанализировать особенности невербальной коммуникации умственно отсталых детей, сравнив зарубежные и отечественные научные работы;
Введение………………………………………………………………….…….....3
Основная часть.
Глава 1. Исторический аспект изучения невербальной коммуникации……………………………………………………………………6
1.1. Понятие невербальной коммуникации .........................................................7
1.2. Виды невербальной коммуникации……………………………….........….8
1.3. Основные характеристики и функции невербальной коммуникации…...9
Понятие локомоторики в невербальной коммуникации…………….......10
Поза как элемент кинесики в невербальной коммуникации………….....12
Глава 2. Особенности невербальной коммуникации
у умственно отсталых лиц……….……………………………….…………...14
Исследование особенностей невербальной коммуникации у школьников с умственной отсталостью……………… ……...……...14
Особенности локомоции в коммуникации у школьников с умственной отсталостью …………………………………………………...…….....…15
Заключение…………………………………………………….………….…....18
Библиографический список………………………………….……….…........19
Локомоция относится к инстинктивным движениям, поскольку является функцией ригидной опорно-двигательной системы организма, допускающей лишь минимальную индивидуальную изменчивость движений. Это типичный пример жестко запрограммированных и фиксированных в генофонде врожденных двигательных координаций, составляющих основу инстинктивных компонентов поведения. Вместе с тем локомоторное решение задач (например, выбор верного пути в лабиринте при проведении эксперимента) может привести к формированию сложных навыков и даже стать элементом интеллектуальных действий животных
При рассмотрении понятия «локомоторика» в контексте невербальной коммуникации можно представить проксемику как ее элемент. В ней рассматривается социальные и культурные смыслы, которые люди связывают с их личной и профессиональной пространственной среды.. Проксемика имеет скорее характер неписаным территориальных законов, чем биологические стволовых. Чувство это расстояние или пространства в целом может быть различным в зависимости от культуры .
Термин происходит от английского «proximity» – близость, и предложен американским ученым Эдуардом Холлом, чтобы обозначить эффекты пространственной организации общения, а также влияния территорий, ориентации и дистанций между людьми на характер межличностного общения.
По своеобразию использования пространства, по мнению доктора
Э. Холла, определяется их отношение к другим людям с учетом разной степени близости. Каждый человек, указывает Э. Холл, имеет свои территориальные потребности. Попытавшись стандартизировать проксемику, Э. Холл разделил эти потребности на четыре отдельные зоны, в которых существует большинство людей: а) интимное расстояние до 45 см; б) личное расстояние 45–120 см; в) социальное расстояние 120–360 см; г) общественное расстояние 360 см.
Зоны представляют различные пространства, в которые мы проникаем. Они увеличиваются с уменьшением близости. Интимное пространство может быть или близким, что является реальным соприкосновением, или отдаленным, от 18 до 45 сантиметров (Дж. Фаст, 2006, с. 29–31)
Расстояния отражаются в практике, в простейшем случае, это делается с помощью регулярного посещения или путем размещения личных вещей, таких как преднамеренно оставленные объекты (газеты или полотенце) могут забронировать место в читальном зале или на пляже.
Кинесика является еще одним значимым элементом невербальной коммуникации. Кинесика – общая моторика различных частей тела, отображающая эмоциональные реакции человека. К ней относятся выразительные движения, проявляющиеся в жестах и мимике, в пантомимике (моторика всего тела, включающие в себя позу, походку, осанку и др.), а также визуальном контакте.
Поза – это положение тела. Человеческое тело способно принять около 1000 устойчивых различных положений. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденную позу. В противном случае могут возникать конфликтные ситуации.
Одним из первых на роль позы человека как одного из невербальных средств общения указал психолог А. Шефлен . В дальнейших исследованиях, проведенных В. Шюбцем, было выявлено, что главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику. (цит. по В.А. Лабунской, 1986, с. 5–35). Это размещение свидетельствует либо и закрытости, либо о расположении к общению.
Поза, при которой человек
Открытой считается поза, в которой
руки и ноги не перекрещены, корпус
тела направлен в сторону
Если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, а если не очень заинтересован, наоборот, ориентироваться в сторону и откидываться назад. Человек, желающий заявить о себе, будет держаться прямо, в напряженном состоянии, с развернутыми плечами; человек же, которому не нужно подчеркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринужденной позе. Лучший способ добиться взаимопонимания с собеседником – это скопировать его позу и жесты.
Глава 2. Особенности невербальной коммуникации
у умственно отсталых лиц
2.1. Исследование особенностей невербальной коммуникации у школьников с умственной отсталостью
Ребенка с нарушением интеллекта необходимо обучать навыкам общения. Способность выразить чувства и желания, попросить о чем-либо, или отреагировать на слова говорящего с ним – залог успеха в адаптации к окружающему миру, возможность для ребенка научиться жить в нем. Расстройство коммуникативных навыков, в частности трудности в невербальном общении, является одной из проблем в психическом развитии умственно отсталых детей. Это происходит из-за ограниченных возможностей в социальной перцепции, отклонений в поведении. Коммуникация также затруднена расстройствами эмоциональной сферы и несформированностью навыков самоконтроля. Нарушения экспрессивной речи обуславливают затруднения детей при выражении своих мыслей и чувств в общении (Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, 2010). Скованность, неловкость или неадекватность мимики и жестов так же затрудняют общение умственно отсталых лиц с другими людьми.
Психологические исследования детско-родительских отношений позволили установить связь между домашней обстановкой, внутрисемейными отношениями и формированием коммуникативных навыков у умственно отсталых детей (K. Nihira, C. E. Meyers, I.T. Mink, 1980). Снижение степени нарушения интеллекта существенно влияет на способности преодолевать затруднительные ситуации общения (S. Sores, L. Nota, 2000); на развитие социальной перцепции, т.е. способности умственно отсталых лиц самостоятельно ориентироваться в ситуациях общения, понимать состояния, чувства, намерения другого человека (E. Rempt 1986; J.R. Flynn, 2000).
2.2. Особенности локомоции в коммуникации
у младших школьников с умственной отсталостью
Во-первых, невербальная коммуникация является значимым аспектом межличностного общения. Во-вторых, умственно отсталые младшие школьники могут вообще не владеть устной речью. В этом случае большое значение приобретает обучение их именно невербальным способам коммуникации, выражению своих эмоций и потребностей посредством мимики и жестов. В этом случае компенсаторная функция освоенных образцов коммуникации будет способствовать адаптации младших школьников с умственной отсталостью.
Американскими
исследователями была выявлена устойчивая
корреляция между низкой способностью
к распознаванию выражений
Для изучения этого же вопроса обратимся к отечественным исследованиям, проведенными Л.М. Шипицыной и О.В. Защиринской. Работа затрагивает особенности когнитивного компонента невербальной коммуникации, а целью исследования явилось выявление значимых показателей невербального общения у детей с интеллектуальным недоразвитием. Обследовались учащиеся специальных (коррекционных) школ VIII вида 8–10 лет (группу составили учащиеся с диагнозом «легкая умственная отсталость» и «умеренная умственная отсталость»). Контрольная группа испытуемых в возрасте 7–8 лет обучалась в общеобразовательной школе.
Исследование проводили по методике «Позы человека» (Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, 2008). Методика включает в себя серию картинок с изображениями поз и действий человека: в виде пиктограмм (6 картинок), рисунков (12 рисунков: с изображением человека женского (6) и мужского (6) пола); фотографий (12 изображений человека женского (6) и мужского (6) пола).
Методика обследования включала в себя следующие этапы: идентификация человека; различение гендора; идентификация действий человека, узнавание статических и динамических поз; выявление особенностей навыков общения (виды коммуникации, используемые ребенком в процессе выполнения заданий, нарушения речи).
При обработке результатов исследования были выявлены интересные данные. Так, на этапе идентификации человека было выявлена закономерность, что при умственной отсталости качество распознавания поз снижается в 2 раза (Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, 2010, с. 71). Изучение гендерных особенностей показало, что мальчики более успешно распознают позы человека (средний балл – 2,35) по сравнению с девочками (средний балл – 2,14) (Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, 2010, с. 72).
При рассмотрении таких параметров изображений как статичность/динамичность, простота/сложность, низкая/высокая степень детализации можно сделать следующие выводы:
Опираясь на вышесказанное, можно сделать вывод, что мимика, жесты и пантомимика являются важными помощниками в общении у умственно отсталых детей. Так школьники с ограниченным репертуаром пантомимики не в состоянии выразить свое эмоциональное состояние, они возможно и сами полностью не улавливают, что им сообщается бессловесным образом. Это затрудняет процесс общения (Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, 2010, с. 85). Правда постоянное пребывание в малой социальной группе приводит к формированию навыков невербальной коммуникации, поэтому в интернатных учреждениях VIII вида у воспитанников возрастают средние значения многих коммуникативных показателей, содержащих информацию о настроении и намерениях партнера по общению. Появляется стремление поддерживать визуальный контакт, что в свою очередь способствует усилению социальной перцепции.
В итоге, невербальная коммуникация имеет важнейшее значение для развития общения умственно отсталых детей младшего школьного возраста. Проектирование социальных условий для их межличностного взаимодействия с окружающими людьми приобретает важную роль в процессе выработки коммуникативных стратегий с целью социализации этих детей в обществе.
Заключение
Анализ литературы по проблемам развития общения показал, что невербальный компонент рассматривается не только в классических трудах отечественных и зарубежных ученых, но является предметом внимания современных исследователей. Этот аспект межличностной коммуникации нуждается в более детальном изучении, в частности, влияние на его структуру нарушения интеллекта и различных социальных условий развития детей и подростков.
В ситуациях межличностного взаимодействия неречевые коммуникативные навыки умственно отсталых детей играют важную роль в преодолении затруднений в общении. Невербальная коммуникация у лиц с нарушением интеллекта становится компенсаторной возможностью для развития контактов с окружающими людьми. Эта возможность мало используется в существующих сегодня коррекционных программах, направленных на социализацию умственно отсталых людей. Роль невербальной коммуникации в развитии общения очевидна, но для оказания эффективной психологической помощи требуется более детальное изучение специфики освоения невербальных средств общения умственно отсталыми детьми.
Библиографический список
1993. № 1. С. 18–31.
Информация о работе Особенности локомоций в коммуникации умственно отсталых младших школьников