Особенности методики преподавания основ светской этики в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 08:57, доклад

Описание работы

Преподавание основ светской этики может строиться с учетом таких подходов, как:
- целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции;
- активизация познавательной активности школьников;
- создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся и проч.

Файлы: 1 файл

Основы светской этики.doc

— 265.00 Кб (Скачать файл)
  1. Беседа с учащимися. Примерные вопросы для беседы:
    • Согласны ли вы с теми определениями добра и зла, которые даны в пособии для учащихся?
    • Что входит в современное понятие добра?
  • Согласны ли вы с утверждением: «Иногда большее значение имеет не сделать добро, а не допустить совершения зла». Приведите примеры, подтверждающие вашу точку зрения.
  1. Задание на дом: Расскажи членам семьи и друзьям, что такое добро, зло, гуманность. Задай им вопросы из пособия, если они затрудняются ответить, помоги им (самостоятельно или прочитай текст из пособия).  и/или Подготовь рассказ с примерами добрых и злых поступков.

 

Вариант

Тема урока: Добро и зло

(фрагмент  урока, демонстрирующий использование игровых приемов обучения, включение в урок элементов дискуссии)

 

K РАЗМЫШЛЯЕМ

 

Учитель: В сказках все просто: этот герой – добрый, а этот злой. А в жизни все не так. Многих ли твоих знакомых можно назвать однозначно: добрый, злой…? А что ты скажешь про себя?

 

Ответы детей.

 

Учитель: А как понять слова из знакомой нам всем песенки:

 

Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта  от роста

 

Ответы детей.

 

 

$ ОБСУЖДАЕМ

 

Учитель:

- Какие поступки легче  совершать: добрые или злые?

 

Ответы детей.

 

- Это только кажется,  что стихи А. Барто про кого-то  незнакомого:

Я свою сестренку Лиду

Никому не дам в  обиду.

Я живу с ней очень  дружно,

Очень я ее люблю.

А когда мне будет  нужно,

Я и сам ее побью!

О ком же стихи? Ваше мнение?

 

Ответы детей.

 

- В жизни добрыми  и злыми бывают люди или  их поступки?

 

Ответы детей.

& ВЫПОЛНЯЕМ ЗАДАНИЯ

 

Нарисуй условное изображение  лица человека, а рядом  по очереди  с друзьями, родителями запишите слова, которые можно отнести к доброму человеку.

Подумай, что  в лице человека говорит о его доброте.

           Например: заботливый, внимательный…. 

 

Рассмотри рисунок. Кого из этих литературных героев пригласит  на день рождения кот Леопольд, а  кого – Кощей Бессмертный?

 

 


 

(на рисунке – доктор  Айболит, Баба Яга, Змей Горыныч,  крокодил Гена, старуха Шапокляк, Страшила и др.)

 

  • ИГРАЕМ

Игра «Угадай героя».

Водящий задумывает известного литературного  героя, которого можно назвать добрым или злым. Рассказывает о нем, не называя имени, по плану:

- Где живет

- Как выглядит

- Какие дела совершает

По окончании рассказа все должны угадать задуманного сказочного героя.

 

Игра «Угадай героя» (другой вариант).

 

Водящий выходит за дверь. Оставшиеся все вместе загадывают одного героя и придумывают 5 вопросов, по которым водящий должен догадаться, кто он такой.

 

Например, вы задумали Герду из «Снежной королевы» Андерсена. Возможные  вопросы:

  1. Ты очень скучала по дому?
  2. Действительно ли так холодно в Лапландии?
  3. На чём лучше ездить: в золочёной карете или на северном олене?
  4. Какого цвета розы вы выращивали с братом?
  5. Сколько горячих слезинок потребовалось, чтобы растопить сердце брата?

 

G СОВЕТ от взрослого

ü Хочешь сам стать добрым? Это непросто.

- В понедельник надо  три раза повторить  стихотворение  А. Барто (чтобы выработать противоядие на зло)

- Во вторник прочитать  рассказ В. Драгунского «Друг  детства».

- В среду никого  не обижать ни словом, ни поступком.

- В четверг совершить  добрый поступок.

 

ü Если ты злишься, то начать делать уборку или пускать мыльные пузыри, (абсолютно серьезно!)

 

 

Урок 7. Добродетель  и порок

 

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа

Основные термины  и понятия: Добро, зло, добродетель, порок.

Ход урока:

1.Организация деятельности  учащихся.

2.Обсуждение результатов  выполнения домашнего задания  Возможные вопросы к учащимся:

  • Кому из членов семьи ты рассказывал о добре и зле как этических категориях? Согласились ли они с тобой? Всё ли им было понятно в твоем рассказе?

Прослушивание и обсуждение рассказов учащихся с примерами  добрых и злых поступков.

3. Запись в тетрадь  темы урока. Обсуждение с учащимися  темы урока: Как вы думаете,  чем понятие добродетели отличается от понятия добра? Известно ли вам понятие порока? Как вы думаете, что это такое?

  1. Чтение статьи из пособия для учащихся ( с подчеркиванием самых важных мест).
  2. Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).
  3. Самостоятельная работа учащихся. Задание: найти в тексте пособия два определения добродетели, подчеркнуть их.
  4. Беседа с учащимися по вопросам:
  • Всё ли тебе понятно в определении добродетели?
  • Какие качества личности необходимы добродетельному человеку?
  • Как ты понял, что такое порочность? Приведи примеры по<span class="dash041e

Информация о работе Особенности методики преподавания основ светской этики в начальной школе