Особенности методики преподавания основ светской этики в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 08:57, доклад

Описание работы

Преподавание основ светской этики может строиться с учетом таких подходов, как:
- целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции;
- активизация познавательной активности школьников;
- создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся и проч.

Файлы: 1 файл

Основы светской этики.doc

— 265.00 Кб (Скачать файл)

Что ты расскажешь членам своей семьи о том, что такое мораль, нравственность, этика?

Как ты объяснишь членам семьи и друзьям суть понятия светская этика?

  1. Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий.
  2. Задание на дом: Ответь на вопросы в пособии. Прочитай или перескажи членам семьи и друзьям статью из пособия, обсуди с ними ее содержание. Подготовь вопросы по содержанию статьи.

 

Вариант

Тема урока: Этика и ее значение в жизни  человека

(фрагмент  урока, демонстрирующий включение  в урок работу с литературным  и фольклорным текстами)

 

& ЧИТАЕМ

$ ОБСУЖДАЕМ

С. Баруздин

 

О человеке и его делах

 

- Скажи, человек,

Как твои дела?

- Дела ничего у меня.

Я спал неплохо,

Да ночь мала,

И я прихватил полдня.

 

- Скажи, человек,

А что же успел

Сегодня ты совершить?

- Да много успел:

Хорошо поел

И чаю успел попить.

 

- Скажи, человек,

Ну, а как потом,

Было ли что-нибудь?

- А что потом?

Поиграл с котом

И вновь прилег отдохнуть.

 

- Скажи, человек,

А когда поспал,

Вышел ли ты за порог?

- Конечно, вышел,

Да очень устал,

Вернулся, не чуя ног.

 

- Скажи, человек,

А что за окном 

Увидеть тебе довелось?

- Да что там увидишь,

Когда темно

И лютый стоит мороз.

 

- Скажи, человек,

А кроме кота,

Есть друзья у тебя?

- Да что ты!

С друзьями одна маета!

 

…. Больше не спрашивал  я.

(Идет обсуждение)

 

K РАЗМЫШЛЯЕМ

 

Учитель:   А теперь послушайте пословицу. Попробуем вместе понять ее мудрость.   

Посей поступок – пожнёшь  привычку;

Посей привычку – пожнёшь  добродетель или порок;

Посей добродетель или  порок -  пожнёшь характер;

Посей характер – пожнёшь  судьбу.

(Идет обсуждение)

 

Учитель:  Мы живем в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг.

Человек часто задумывается о правильности своих поступков  и решений, о том,  как он  поступил  в том или ином случае, не обидел ли кого и не причинил ли кому-то боль. Осознаём мы или нет, но каждый из нас придерживается правил нравственности  и этики.

Человеческое общество существует лишь благодаря тому, что  оно подчиняется законам или  правилам, которые признают все люди, и не допускает, чтобы каждый делал  все по собственному желанию. 

Этика  – это сложившееся у нас представление о том, что хорошо и что плохо. Она позволяет нам оценивать ту или иную жизненную ситуацию или поступок: хороши они или дурны, правильны или неправильны.

 

Урок 3. Мораль и культура

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, подготовка вопросов по содержанию текста, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины  и понятия: мораль, культура.

Ход урока:

  1. Организация деятельности учащихся.
  2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Примерные вопросы к учащимся:
    • Кому ты читал или пересказывал текст из пособия?
    • Что их заинтересовало в твоем рассказе?
    • Чем они дополнили твой рассказ?
    • Какие вопросы у тебя возникли после пересказа статьи?

Как ты понял, что изучает  наука этика? Что такое философия?

  1. Беседа с учащимися. Примерные вопросы для беседы:
    • Вспомните, что такое мораль ( в случае затруднений обратитесь к записанному в тетрадь определению).
    • Как вы думаете, как она возникла?
    • Всегда ли она существовала?
  1. Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока? Как по-вашему, что обозначает слово культура? Как это слово соотносится со значением слова мораль?
  1. Выступление учителя. Знакомство с понятиями культуры и морали. История возникновения культуры и морали. 

Примерный план выступления:

  • Понятия культуры и морали.
  • Что означает слово «культура».
  • Как возникла мораль.
  • Чем отличается природа от культуры.
  1. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.
  1. Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).
  2. Индивидуальное задание: подготовка вопросов по содержанию статьи из пособия для учащихся.
  3. Работа в парах. Задание: задать друг другу вопросы, которые сформулированы по содержанию статьи из пособия для учащихся. Попытаться ответить на вопросы товарища. В случае затруднений обратиться к учителю.
  4. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.
  5. Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями. Возможные вопросы к учащимся:
    • Что вы можете рассказать о культуре и морали членам семьи и друзьям?
    • Что вам особенно запомнилось из прочитанного текста и сказанного на уроке?
  1. Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий. 
  1. Задание на дом: Прочитай членам семьи и друзьям  статью из пособия и попроси ответить на вопросы. Составь план статьи из пособия для учащихся.

 

Урок 4. Особенности  морали

 

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины  и понятия: культура, материальная культура, духовная культура, мораль.

Ход урока:

  1. Организация деятельности учащихся.
  2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Возможные вопросы к учащимся:

Кому ты рассказывал  о культуре и морали? Что особенно заинтересовало собеседника в твоем  рассказе?

Какие твои вопросы вызвали  у собеседника затруднения? Как  ты думаешь, почему? Как ты помог ответить на трудные вопросы?

Работа в группах. Знакомство с планами статьи из пособия, составленными  учащимися (внутри группы). Сопоставление  планов (какие пункты плана повторяются, на сколько частей разбит текст). Составление единого плана для группы.

  1. Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока? Вспомните, что такое мораль, как соотносятся понятия морали и культуры.  Обратитесь к записям в тетради.  
  2. Работа с понятиями материальная культура и духовная культура. Записать понятия в тетрадь, обратив внимание на правописание слов. Объяснить значение слов.
  3. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.
  4. Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).
  5. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.
  6. Самостоятельная работа учащихся. Задание: выписать из пособия основные особенности морали как вида духовно-практической культуры.
  7. Обсуждение результатов самостоятельной работы. Возможные вопросы учащимся: Какие особенности вы выписали? Сравните результаты, работая в парах. Что бы вы исправили в своих записях?
  8. Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями. Возможные вопросы к учащимся:
  • Как вы понимаете слова материальная культура и духовная культура?
  • Как вы объясните разницу между этими понятиями?
  • Каковы особенности морали как особого вида духовно-практической культуры?
  • Как ты думаешь, почему моральные нормы нигде не записаны?
  • Какой вклад вносишь ты в поддержание морали среди твоих друзей?
  1. Задание на дом: Подготовь рассказ об особенностях морали как особого вида духовной культуры ( опираясь на записи в тетради и текст статьи из пособия для учащихся). Вспомни или придумай пример (историю из жизни, кино и т.д.), иллюстрирующий одну из особенностей морали.

 

Урок 5. Добро  и зло

 

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины  и понятия: добро и зло как основные этические понятия

Ход урока:

  1. Организация деятельности учащихся.

Обсуждение результатов  выполнения домашнего задания. Рассказы учащихся. Обсуждение примеров, приведенных  учащимися (Как вы думаете, соответствуют  ли приведенные примеры тексту пособия  для учащихся?)

  1. Беседа с учащимися по вопросам:
    • Понятны ли вам слова добро и зло?
    • Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми?
    • Какое отношение вызывают у вас злые люди? Почему? 
    • Как вы думаете, всегда ли понятия о добре и зле были такими же, как сейчас? Почему?
  1. Чтение статьи из пособия для учащихся.
  1. Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).
  2. Ответы на вопросы:

 Что нового вы  узнали о добре и зле?

Подтвердились ли ваши представления  о том, что такое добро и  зло?

  1. Самостоятельная работа учащихся. Задание: выписать из текста 2-3 предложения, которые показались вам наиболее важными. Обсуждение результатов самостоятельной работы.
  2. Задание на дом: Расскажи членам семьи и друзьям о том, как развивались представления людей о добре и зле. Подготовь рассказ с примерами из истории представлений человека о добре и зле.

 

Урок 6. Добро  и зло

Виды деятельности: беседа, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи  

Основные термины  и понятия: Добро, зло, гуманность.

Ход урока:

  1. Организация деятельности учащихся.
  2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания Возможные вопросы к учащимся:
    • Как вы поняли, как менялись представления человека о добре и зле?
    • Какие примеры вы можете привести?
  1. Запись в тетрадь темы урока.
  1. Беседа с учащимися по вопросам:
    • Как бы ты сам определил, что такое добро, а что такое зло?
    • Назови поступки, которые ты считаешь морально добрыми. Часто ли ты сам так поступаешь?
    • Какие поступки ты осуждаешь, считаешь морально злыми?
  1. Работа со статьей из пособия для учащихся. Задание: выписать из пособия , что такое добро, что такое зло, что такое гуманность.

Информация о работе Особенности методики преподавания основ светской этики в начальной школе