Особенности обучения и воспитания одаренных детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 17:54, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить особенности обучения и воспитания одаренных детей в современной школе. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: Дать понятие одаренности.
Исследования и практика показывают, что развитие таланта может быть задержано, а иногда и загублено на любом этапе развития. Актуальными проблемами современного образования являются как проблемы выявления одаренных, способных, талантливых детей (на сегодняшний день выявляется 1 из 5 одаренных детей), так и проблемы создания условий их обучения, воспитания и развития. В Национальной образовательной Доктрине, в Законе об образовании, Федеральной программе «Одаренные дети» это направление педагогической деятельности признано одним из приоритетных.

Содержание работы

Введение
1. Определение понятий одаренность и одаренный ребенок
1.1 Детская одаренность: трудности описания
2. Практические аспекты воспитания и обучения одаренных детей
2.1 Ускоренное обучение
2.2 Обогащение обучения
2.3 Мировой и отечественный опыт работы с одаренными детьми
2.4 Подготовка педагога для одаренных детей
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской федерации.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

Следующая аналогия на примере общеобразовательной школы дает возможность почувствовать необходимость стратегии ускорения. Занятия одаренного ребенка в школе по стандартной учебной программе похожи на тот случай когда нормального ребенка по ошибке помечают в класс для детей с задержкой умственного развития. Ребенок в таких условиях начинает приспосабливаться он старается быть похожим на своих сверсников в самых разных проявлениях и спустя какое то время его поведение будет похоже на поведение всех остальных детей в классе. Он начинает подстраивать выполнение заданий по качеству и количеству под соответствующее ожидание. У невнимательного неподготовленного учителя такой ребенок может надолго задержаться в развитии.

Приведенное описание — лишь аналогия. Как показывают многие исследования [10] существуют различия между ситуацией с обучением нормального ребенка в классе для детей с задержкой умственного развития и той, где одаренный ребенок учится в обычном классе. Дело в том что учитель получивший специально подготовку с умственно отсталыми детьми гораздо легче заметит нормального ребенка в своем классе чем обычный учитель выделит одаренного в обычном классе.

Значительная  часть проблем детей с высоким  интеллектом в обычном классе определяется тем, что они легко  справляются с учением и поэтому могут не привлекать к себе внимания, создавая у учителя впечатление интеллектуальные потребности удовлетворены. Однако неожиданный бунт ученика или жалобы родителей могут обнаружить, что это далеко не так.

Многолетние исследования проведенные рядом психологов показали, что ускорение способствует развитию интеллекта и обычно не наносит вреда в сфере общения, отмечаемые иногда трудности во взаимоотношениях сокружающими, по мнению тех же психологов, могли быть и до ускорения, а без него, возможно, были бы еще более выражены.

Судя  по всему, при правильно проводимом ускорении отрицательные последствия  редки. Это не исключает отдельных  случаев, когда нагрузка становится непомерно большой, не соответствует  ни способностям ни физическому состоянию  ребенка. Возможно также сильное давление со стороны родителей на ученика или же нереалистически высокие притязания самого ребенка, что может стать источником разочарований, трений с учителем или одноклассниками.

Основные  требования при включении учащихся в учебные программы построенные с использованием ускорения следующие:

·  Учащиеся должны быть определенно заинтересованы в ускорении;

·  демонстрировать явный интерес и повышенные способности в той сфере (где будет использовано ускорение);

·  Дети должны быть достаточно зрелыми в социально-эмоциональном плане;

·  Необходимо согласие родителей, но не обязательно их активное участие.

Считается, что ускорение — наилучшая  стратегия обучения детей с одаренностью к иностранным языкам.

Существует  несколько организационных форм ускорения: ранее поступление в  коллектив; занятия в старшей  группе; радикальное ускорение.

Исследователи, изучавшие эффективность форм ускорения  на всех возрастных этапах единодушны в том, что оптимальный результат достигается при одновременном соответствующем изменении содержания учебных программ и методов обучения. «Чистое» ускорение в какой-то степени напоминает скорую медицинскую помощь, снимая некоторые «срочные» проблемы развития незаурядных детей, но не предоставляя возможности удовлетворить их основные познавательные потребности. Поэтому редко используется только ускорение.

Как правило, учебные программы основываются на сочетании двух основных стратегий  — ускорения и обогащения. 

 

2.2 Обогащение  обучения 

 

Стратегия обогащения в обучении выдающихся по своим способностям детей появилась как прогрессивная альтернатива ускорению, которое начали практиковать несколько раньше. Передовые педагоги были озабочены развитием ребенка как целостной личности и поэтому считали, что обогащение без установки на ускорение как на самоцель дает ребенку возможность созревать эмоционально в среде сверстников одновременно развивая свои интеллектуальные способности на соответствующем уровне. Такое представление об обогащении сохраняется у большинства современных специалистов.

В некоторых  случаях обогащение дифференцируют на «горизонтальное» и «вертикальное». Вертикальное обогащение предполагает более быстрое продвижение к  высшим познавательным уровням в  области избранной сферы деятельности и поэтому его иногда называют ускорением. Горизонтальное обогащение направлено на расширение изучаемой области знаний. Одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал к традиционным курсам (большие возможности развития мышления, креативности, умение работать самостоятельно.

Стратегия обогащения включает несколько направлений: расширение кругозора знаний об окружающем мире и самопознание, углубление этих знаний, и развитие инструментария получения знаний.

Важное  значение имеет обогащение ориентирующее на развитие самих умственных процессов учащихся. Здесь находят свое отражение основные психологические подходы к применению интеллекта и познавательной деятельности. Принято считать, что одни факторы интеллекта характеризуют выполняемые умственные операции запоминание, оценочные операции, и другие особенности материала образного, символического, третьи — получаемый продукт или результат мышления классификация, определение последствий.

Это «трехмерная» модель вдохновила на разработку соответствующих методов обучения.

Психологи очень много внимания уделяют  процессу решения задач проблемному  обучению.

Когда речь идет о решении задач, имеют  в виду общий подход к развитию умений рассуждать(что включает умения: выявить проблему, проанализировать различные варианты ее решения, оценить достоинство каждого варианта, обобщить все найденное и т.д.)

Развитие  этих умений связано как с исследовательским  умениями, так и с умениями критически мыслить.

Умения  решения задач могут даваться и вне конкретных дисциплин вводится как бы в чистом виде. Такое усвоение общего отношения к задаче предполагает и особую подготовку к переносу выработанных умений на конкретные ситуации и учебные предметы.

Когнитивная психология, объясняющая человеческое познание через процессы обработки информации аналогичные компьютерным вселила надежду на развитее новых сторон мышления.

Учебные программы, рассчитанные на развитие познавательных процессов включают разные виды игровой  активности (шахматы, математические и  логические игры, моделирование жизненных ситуаций с привлечением компьютерных игр.

Обогащение  обучения может быть специально направленно  на развитие творческого мышления. Сюда могут входить занятия по решению проблем с применением  таких известных техник, как мозговой штурм во всех вариантах, синектика и т.д. занятия, ориентированные на развитие личностных характеристик творцов могут включать упражнения на релаксацию, медитацию, визуализацию и т.п.

Особое  значение придается корректирующим, развивающим и интегративным программам.

Хотя  имеется много данных характеризующих  одаренных детей, как хорошо.

Приспосабливающихся, самостоятельных, более социально  зрелых, тем не менее большинство  педагогов рекомендуют программы  в социально-эмоциональной сфере. Они могут ориентироваться на разные цели. Корректирующие программы создаются для тех одаренных детей, которые испытывают эмоциональные или поведенческие трудности. Развивающие создаются для улучшения состояния эмоциональной сферы в них используются такие виды упражнений как ролевой тренинг, тренинг сензитивности, обсуждения в малых группах. Интегративные программы соединяют познавательные и эмоциональные компоненты. Их можно разделить на направленные на обсуждение жизненных ценностей и связанные с исследованием проблемы самоактуализации.

Американский  педагог Дороти Сиск полагает, что  обсуждение жизненных ценностей  важно для одаренных детей  из-за их высокоразвитых умений рассуждать повышенной чувствительности к несправедливости и противоречиям.

Поэтому курсы, в которых сочетаются эмоциональные и познавательные стороны,рассматриваются как весьма желательные для таких учеников.

Программы по самоактулизации основываются на традиционных проблемах гуманистической  психологии и, согласно данным исследований, положительно влияют на самооценку и межличностные отношения.

Сопоставление стратегии ускорения и обогащения показывает что они могут переходить одна в другую в зависимости от поставленных целей и задач однако их выделение помогает яснее понять, чего мы хотим добиться. Важно также  осознавать достоинства и недостатки разнообразных форм воплощения стратегии. 

 

2.3 Мировой  и отечественный опыт работы  с одаренными детьми 

 

В нашей  стране с 60-х годов существуют специализированные классы и школы куда отбираются дети на основе их склонностей и более высокого уровня способностей. Обучение определенным предметам ведется по специально разработанным программам. Данные по этим классам показывают, что в целом успехи этих детей гораздо выше, чем их сверстников, обучающихся в обычных школах.

За  рубежом существуют и другие формы организации. Одна из них —выделение внутри одного класса групп с разными уровнями умственной одаренности. Одаренные получают возможность учиться в своем классе, но в группе сверстников близких им по уровню способностей. В том случае, когда такие учащиеся занимаются по специально разработанной программе эффект очень высок. Если эти дети обучаются в группе по той же программе, что и остальной класс эффект выделения в группу весьма невелик.

Положительный, но не столь заметный эффект дает еще одна форма организации — создание групп с высоким уровнем интеллекта на основе нескольких классов.

Итак, влияние обучения в однородных группах  на академические успехи одаренных  детей положительна, но только в  случае специально разработанных программ.

Вместе  с тем среди педагогов на Западе многие критически относятся к специализированным школам для одаренных. Это связано  как с заботой о других категориях учащихся, так и с мнением, что  предпочтительнее иные возможности, обучения детей с высоким умственным потенциалом.

Чаще  всего высказывается опасение, что  обучение среди себе подобных, создает  у детей с высоким умственным потенциалом чувство принадлежности к элите, формирует завышенную самооценку. Однако данные исследований убеждают, в противоположном. Обучение вместе с другими детьми, имеющими высокий умственный уровень благоприятно влияет на самооценку — ведь в такой ситуации необходимо учиться с полной отдачей сил, ощущая постоянную стимуляцию со стороны соучеников. Что же касается очень способных детей, которые учатся в обычных классах, то они часто высокомерно относятся к сверстникам, которые( по их мнению) с трудом усваивают азбучные истины.

Трудность состоит в том, что оказавшись среди других одаренных с таким  же уровнем развития и выше некоторые из этих детей начинают страдать от уколов самолюбию, от снижения своего статуса. Не для всех одаренных ситуация постоянного интеллектуального соревнования вполне благоприятна.

Таким образом, давняя и вместе с тем  актуальная проблема создавать ли однородные по умственному уровню классы, не имеет простого, однозначного, решения. Она требует дальнейших исследований. Это дискуссионная проблема должна решаться с учетом конкретных социально-психологических обстоятельств. Одаренность настолько индивидуальна и неповторима, что вопрос об оптимальных условиях обучения каждого ребенка должен рассматриваться отдельно.

Одной из форм работы с одаренными детьми является индивидуальное руководство.

Потребность в таких взаимоотношениях особенно велика у ребенка с высоким интеллектом с необычными запросами( которые трудно удовлетворить в условиях школьного обучения.

Индивидуальное  руководство осуществляется в нескольких видах. Педагоги могут привлекаться периодически к работе с группой  или отдельными выдающимися учениками для тог чтобы расширить их знания о мире профессии, специальностях, и видах деятельности. Учителя могут систематически работать с малой группой или одним учащимся над проектом на протяжении какого-то времени.

Такой метод работы приводит «к учению с  увлечением» и дает школьникам не только знания и умения. Оно способствует формированию положительного «образа Я» и адекватной самооценки, развитию способностей к лидерству и, умений социального взаимодействия, помогает устанавливать длительные, дружеские отношения со сверстниками и благоприятствует творческим, достижениям. Школьники учатся учитывать свои не только сильные, но и слабые стороны. 

 

2.5 Подготовка  педагога для одаренных детей  

 

Стремление  к совершенству, склонность к самостоятельности  и углубленной работе одаренных детей определяют требования к психологической атмосфере занятий и к методам обучения.

Неподготовленные  педагоги часто не могут выявить  одаренных детей, не знают их особенностей.

Неподготовленные  к работе с высокоинтеллектуальными  детьми педагоги равнодушны к их проблемам (они просто не могут их понять).

Такие педагоги могут использовать для  одаренных детей тактику количественного  увеличения заданий, а не качественное их изменение.

Таким образом, необходимо ставить и решать задачу подготовки педагогов, специально для одаренных. Как показали исследования [27. С. 4-56] именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в «своем» учителе. Признанный авторитет в вопросах образования Бенджамин Блум выделил три типа учителей работа скоторыми одинаково важна для развития одаренных учащихся. Это:

Информация о работе Особенности обучения и воспитания одаренных детей