Особенности педагогического общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 20:00, реферат

Описание работы

Успешное педагогическое общение является основой эффективной профессиональной деятельности учителя. Общение с воспитанниками в педагогических целях играет важную роль в социализации ученика, в его личностном развитии. Однако даже опытные учителя сталкиваются с трудностями общения, которые осложняют педагогическую работу, часто вызывают острое чувство неудовлетворенности, а порой и сомнения в своей профессиональной состоятельности.

Содержание работы

Введение
Сущность и понятие педагогического общения
Стили педагогического общения
Типология М. Талена
Диалог и монолог в педагогическом общении
Уровни общения
Модели поведения преподавателя
Эффективность педагогического общения
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

ped_obschenie.doc

— 84.00 Кб (Скачать файл)

Садвокасов Бауржан, гр.22

Министерство образования науки России

Федеральное образовательное  бюджетное учреждение

Омский государственный  педагогический университет

Кафедра: "Психологии и Педагогики детства"

Факультет: "Психологии и Педагогики детства"

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

Тема: «Особенности педагогического общения»

По дисциплине: педагогическая психология

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент группы 22

Садвокасов Бауржан

Проверила: доцент ПиПД

Ожогова Елена Геннадьевна

 

 

Омск, 2012 г.

 

Содержание

Введение

  1. Сущность и понятие педагогического общения
  2. Стили педагогического общения
    1. Типология М. Талена
  3. Диалог и монолог в педагогическом общении
    1. Уровни общения
    2. Модели поведения преподавателя
  4. Эффективность педагогического общения

Заключение

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

Успешное педагогическое общение является основой эффективной профессиональной деятельности учителя. Общение с воспитанниками в педагогических целях играет важную роль в социализации ученика, в его личностном развитии. Однако даже опытные учителя сталкиваются с трудностями общения, которые осложняют педагогическую работу, часто вызывают острое чувство неудовлетворенности, а порой и сомнения в своей профессиональной состоятельности.

Современному учителю  очень трудно идти в ногу со временем. Стремительно изменяются условия обучения, по некоторым школьным предметам имеется от 5 до 14 учебников разных авторов. Ученическая среда характеризуется дифференциацией: один полюс образуют дети, которые знают, чего хотят в своей жизни и как этого можно достичь, а на другом полюсе - дети, которые живут одним днем: ничего не хотят и ни к чему не стремятся. Общение с учащимися усложняется как объективными, так и субъективными факторами, что вынуждает учителя вновь и вновь возвращаться к размышлениям о сложных сторонах общения.

Педагогическое общение - это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке или вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися внутри ученического коллектива. (В.А. Сластенин и др.).

Профессионально-педагогическое общение - это система приемов и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач педагогической деятельности и организующих, направляющих социально-психологическое взаимодействие педагога и воспитуемых (В.А. Кан-Калик).[1]

 

 

1 Педагогическое общение

 

Педагогическое общение  – специфическая форма общения, имеющая свои особенности и в  то же время подчиняющаяся общим  психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.

Педагогическое общение  – совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и  задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся. Исследования в области педагогической психологии показывают, что значительная часть педагогических трудностей обусловлена не столько недостатками научной и методической подготовки преподавателей, сколько деформацией сферы профессионально педагогического

общения.

Будет ли педагогическое общение оптимальным, зависит от педагога, от уровня его педагогического  мастерства и коммуникативной культуры. Для установления положительных взаимоотношений со студентами преподаватель должен проявлять доброжелательность и уважение к каждому из участников учебного процесса, быть сопричастным к победам и поражениям, успехам и ошибкам обучаемых, сопереживать им. Исследования показывают, что педагоги, акцентирующие собственное «я», проявляют формализм по отношению к учащимся, поверхностную включаемость в ситуации обучения, авторитарность, подчеркивают собственное превосходство и навязывают свои способы поведения. У педагогов с центрацией «на другом» проявляется неосознанное подлаживание к учащимся, доходящее до самоуничижения. У педагогов с центрацией «я – другой» выявлено устойчивое стремление строить общение на равных началах и развивать его в диалогической форме. Исследования позволяют условно выделить четыре группы учителей с точки зрения интенсивности их общения с учащимися.

К первой группе можно  отнести тех учителей, кто постоянно  общается с ребятами. При чем это  общение выходит далеко за рамки  повседневных наставнических обязанностей учителя и отличается большой степенью интенсивности и доверительности.

Вторую группу составляют педагоги, которые с уважением  относятся к учащимся, пользуются их доверием и симпатией. Для них  характерен демократический стиль  руководства.

В третью группу можно  включить учителей, которые довольно явно стремятся к близкому общению со школьниками, но такового не имеют. Среди этих учителей преобладают педагоги с авторитарным стилем руководства.

Четвертая группа – те педагоги, которые общение с учениками  ограничивают узкими рамками деловых вопросов. Это преимущественно учителя с автократическим и игнорирующим стилями руководства.

 

2 Стили педагогического общения

 

Выделяют следующие  стили педагогического общения.

1. Общение на основе  высоких профессиональных установок педагога, его отношение к педагогической деятельности в целом. О таких говорят: «За ними дети (студенты) буквально по пятам ходят!» Причем в высшей школе интерес в общении стимулируется еще и общими профессиональными интересами, особенно на профилирующих кафедрах.

2. Общение на основе дружеского расположения. Оно предполагает увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. Однако при этом следует избегать панибратства. Особенно это касается молодых педагогов, не желающих попасть в конфликтные ситуации.

3. Общение-дистанция относится  к самым распространенным типам  педагогического общения. В этом  случае во взаимоотношениях постоянно  прослеживается дистанция во  всех сферах: в обучении– со  ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании

– со ссылкой на жизненный  опыт и возраст. Такой стиль формирует  отношения «учитель

– ученики». Но это не означает, что ученики должны воспринимать учителя как сверстника.

4. Общениеустрашение  , негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к нему преподавателя.

5. Общениезаигрывание , характерное  для молодых преподавателей, стремящихся  к популярности. Такое общение  обеспечивает лишь ложный, дешевый  авторитет.

Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание  стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один из них. В зависимости  от стиля общения установлению оптимального педагогического общения на занятиях помогает использование следующих коммуникативных приемов:

1) приемы профилактики  и снятия блокирующих коммуникативных  аффектов (коммуникативной заторможенности,  неловкости, подавленности, скованности,  неуверенности в общении);

2) создание на занятии  атмосферы защищенности при общении  студентов с преподавателями;

3) одобрение, поддержка  посредством придания ценности  самой попытке ответа, самому  факту участия в диалоге;

4) одобрение практики  обращения студентов за помощью  к преподавателю или товарищам;

5) поощрение устных  ответов по собственной инициативе студентов;

6) создание щадящих  условий при ответе студентов  с ярко выраженной коммуникативной  заторможенностью;

7) недопущение действий  со стороны студентов, подавляющих  творческую активность товарищей  на занятии;

8) оказание своевременной  помощи в подборе адекватной лексики, правильном построении высказывания.

 

2.1 Типология М. Талена

 

Из числа разработанных  в последние годы за рубежом классификаций  стилей педагогического общения  интересной представляется типология  профессиональных позиций учителей, предложенная М. Таленом.

Модель I – «Сократ». Это учитель с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно их провоцирующий на занятиях. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе изза постоянной конфронтации. Такой учитель зачастую забывает в процессе спора цели данной дискуссии, всецело увлекаясь самим процессом отстаивания той или иной позиции. Учащиеся усиливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать.

Модель II – «Руководитель групповой дискуссии» . Главным в учебно-воспитательном процессе считает достижение согласия и установление сотрудничества между учащимися, отводя себе роль посредника, для которого поиск демократического согласия важнее результата дискуссии.

Модель III – «Мастер». Учитель выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копированию, и прежде всего не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще. Как правило, безупречен в выборе стиля одежды.

Модель IV – «Генерал». Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, поскольку считает, что всегда и во всем прав, а ученик, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам. По данным автора типологии, этот стиль распространен более, чем все вместе взятые, в педагогической практике.

Модель V – «Менеджер». Стиль, получивший распространение в радикально ориентированных школах, сопряженный с атмосферой эффективной деятельности класса, поощрением их инициативы и самостоятельности. Учитель стремится к обсуждению с каждым учащимся смысла решаемой задачи, качественному контролю и оценке конечного результата.

Модель VI – «Тренер». Атмосфера общения в классе пронизана духом корпоративности.

Учащиеся в данном случае подобны  игрокам одной команды, где каждый в отдельности не важен как индивидуальность, но все вместе они могут многое. Учителю отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное – конечный результат, блестящий успех, победа.

Модель VII – «Гид». Воплощенный образ ходячей энциклопедии. Лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы ему известны заранее, как и сами вопросы. Технически безупречен и именно поэтому зачастую откровенно скучен.

М. Тален специально указывает на основание, заложенное в типологизацию: выбор роли педагогом исходя из собственных потребностей, а не из потребностей учащихся.

 

3 Диалог и монолог в педагогическом общении

3.1 Уровни общения

 

Следует отметить диаметральную  противоположность монологической и диалогической форм педагогического  общения. В первом случае существуют субъектнообъектные отношения, где объектом является ученик, студент, класс, группа. Во втором – субъектносубъектные отношения, при которых педагог взаимодействует с обучаемым или с обучаемыми на основе партнерских отношений, в союзе с ним или с ними. Это отличие и составляет сущность педагогического сотрудничества, когда в своей деятельности преподаватель отходит от привычных представлений о труде педагога, где один (педагог) должен учить и направлять развитие, воспитывать, а другие – учиться и развиваться под его руководством.

Условия плодотворного  педагогического общения на основе педагогического сотрудничества.

1. Педагогическое сотрудничество  – двусторонний процесс, основанный  на взаимодействии «преподаватель  – студент», успешность которого  зависит от деятельности и  личности педагога и деятельности  обучаемого.

2. Педагогическое взаимодействие адекватно индивидуальным возможностям личности обучаемого, способствуя их максимальному проявлению.

3. Педагогическое общение, основанное на сотрудничестве, предполагает творческий поиск преподавателем оптимальных педагогических решений.

Таким образом, педагогическое общение, основанное на субъектносубъектных отношениях, проявляется в сотрудничестве, которое осуществляется в атмосфере творчества и способствует гуманизации обучения.

Анализируя реальную работу преподавателей на занятиях и во внеурочных формах учебной деятельности в одной и той же группе студентов, можно выделить разные уровни общения:

1) высокий – характеризуется  теплотой во взаимоотношениях, взаимопониманием, доверительностью и пр.;

2) средний;

3) низкий – отчужденностью, непониманием, неприязнью, холодностью, отсутствием взаимопомощи.

Уровень общения непосредственно  связан с воздействиями педагога, которые соответствуют парциальным (частичным) оценкам. Эти воздействия можно разделить на два вида: положительные – одобрение, поощрение самостоятельности, похвала, юмор, просьба, совет и предложение; отрицательные – замечания, насмешка, ирония, упреки, угрозы, оскорбления, придирки.

Приемы инициирования  встречной учебно-познавательной активности студентов с целью повышения уровня общения:

1) прямое побуждение  студентов к активному взаимодействию  с преподавателем на занятии;

Информация о работе Особенности педагогического общения