Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 20:00, реферат
Успешное педагогическое общение является основой эффективной профессиональной деятельности учителя. Общение с воспитанниками в педагогических целях играет важную роль в социализации ученика, в его личностном развитии. Однако даже опытные учителя сталкиваются с трудностями общения, которые осложняют педагогическую работу, часто вызывают острое чувство неудовлетворенности, а порой и сомнения в своей профессиональной состоятельности.
Введение
Сущность и понятие педагогического общения
Стили педагогического общения
Типология М. Талена
Диалог и монолог в педагогическом общении
Уровни общения
Модели поведения преподавателя
Эффективность педагогического общения
Заключение
Список использованных источников
2) мотивированное перед группой поощрение студентов за проявленную инициативу;
3) критика собственных
ошибок в качестве
4) «игровая провокация».
3.2 Модели поведения преподавателя
Различные стили коммуникативного
взаимодействия порождают несколько
моделей поведения
1) модель диктаторская («Монблан») – преподаватель как бы отстранен от обучаемых студентов, он парит над ними, находясь в царстве знаний. Обучаемые студенты – лишь безликая масса слушателей. Никакого личностного взаимодействия. Педагогические функции сведены к информационному сообщению;
2) модель неконтактная
(«Китайская стена») – близка
по своему психологическому
снисходительное отношение к обучаемым;
3) модель дифференцированного внимания («Локатор») – основана на избирательных отношениях с обучаемыми. Преподаватель ориентирован не на весь состав аудитории, а лишь на часть, допустим, на талантливых или же, напротив, слабых, на лидеров или аутсайдеров в общении; он как бы ставит их в положение своеобразных индикаторов, по которым ориентируются в настроении коллектива, концентрирует на них свое внимание;
4) модель гипорефлексная
(«Тетерев») – заключается в
том, что преподаватель в
5) модель гиперрефлексная («Гамлет») – противоположна по психологической канве предыдущей. Преподаватель озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько тем, как они воспринимаются окружающими;
6) модель негибкого реагирования («Робот») – взаимоотношения преподавателя со студентами строятся по жесткой программе, где четко выдерживаются цели и задачи занятия, дидактически оправданы методические приемы;
7) модель авторитарная («Я сам») – учебно-воспитательный процесс целиком фокусируется на преподавателе. Он – главное и единственное действующее лицо;
8) модель активного
взаимодействия («Союз») – преподаватель
постоянно находится в диалоге
с обучаемыми, держит их в мажорном
настроении, поощряет инициативу, легко
схватывает изменения в
4 Эффективность педагогического общения
Процесс общения преподавателя со студентами может складываться в двух крайних вариантах:
1) взаимопонимание, слаженность
выполнения учебной
способности прогнозировать поведение друг друга;
2) разлад, отчужденность,
неспособность понять и
Достижение положительного
результата общения и взаимодействия
связано с накоплением и
Важнейшим фактором эффективности
педагогического общения
Наличие негативной установки преподавателя на того или другого студента можно определить по следующим признакам: преподаватель дает «плохому» студенту меньше времени на ответ, чем «хорошему»; не использует наводящие вопросы и подсказки, при неверном ответе спешит переадресовать вопрос другому студенту или отвечает сам; чаще порицает и меньше поощряет; не реагирует на удачное действие студента и не замечает его успехов; иногда вообще не работает с ним на занятии.
Соответственно, о наличии позитивной установки можно судить по таким деталям: дольше ждет ответа на вопрос; при затруднении задает наводящие вопросы, поощряет улыбкой, взглядом; при неверном ответе не спешит с оценкой, а старается подкорректировать его; чаще обращается к студенту взглядом в ходе занятия и т. д. Специальные исследования показывают, что «плохие» студенты в четыре раза меньше обращаются к педагогу, чем «хорошие»; они остро чувствуют необъективность педагога и болезненно переживают ее. [2]
Заключение
В настоящее время необходимо осуществить переход от информационно-объяснительного обучения студентов к деятельному, развивающему. Важными становятся не только усвоенные в вузе знания, но и способы усвоения, мышления и учебной деятельности, развитие познавательных сил и творческого потенциала студента. А этого можно добиться только при условии демократичности методов обучения, раскрепощения студентов, разрушения искусственных барьеров между преподавателями и студентами.
Развивающее обучение предполагает переход от типичной для традиционного обучения схемы «услышал – запомнил – пересказал» к схеме «познал путем поиска вместе с преподавателями и товарищами – осмыслил – запомнил – способен оформить свою мысль словами – умею применить полученные знания в жизни».
Существует шесть основных функций взаимодействия субъектов педагогического процесса при оптимальном педагогическом общении:
1) конструктивная – педагогическое взаимодействие преподавателя и студента при обсуждении и разъяснении содержания знаний и практической значимости по предмету;
2) организационная –
организация совместной
3) коммуникативностимулирующая
– сочетание различных форм
учебно-познавательной
4) информационнообучающая
– показ связи учебного
5) эмоциональнокорригирующая
– реализация в процессе
6) контрольнооценочная – организация взаимоконтроля обучающего и обучаемого, совместное подведение итогов, самоконтроль и самооценка.
Препятствовать установлению оптимального педагогического общения между преподавателем и обучаемыми могут действия преподавателя, не соответствующие причинам и мотивам поведения студента или сложившейся ситуации. [3]
Список использованных источников
1 Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш учеб заведений. Под ред. Н.В. Клюевой. - М. 2003. – 48 с.
2 Ильдар Шамильевич Резепов. Шпаргалка по психологии и педагогике – 48 c.
3 Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. —М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 158 с.