Особенности педагогической профессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 22:10, доклад

Описание работы

Цель: осмысление студентами особенностей педагогической профессии.
Задачи: Выявить уровень мотивационно-ценностного отношения студентов к педагогической деятельности.
Определить доминирующую направленность в структуре ценностных отношений будущих педагогов.
Форма проведения: Исследовательская работа студентов в группах по методике сотрудничества, групповая дискуссия, презентация, рефлексия.

Файлы: 1 файл

tema 1.doc

— 350.50 Кб (Скачать файл)

 

После заполнения таблицы студенты определяют виды и степень выраженности мотивов педагогической деятельности: мотивы, характеризующие внутреннюю потребность в профессии педагога (желание обучать и воспитывать детей, делать их жизнь более значимой и интересной); мотивы, определяющие частичную педагогическую направленность (потребность в частных моментах: осознание педагогических способностей, стремление понимать людей, желание внести изменения в школу и др.); мотивы, не содержащие педагогической направленности (интерес к учебному предмету, тяга к исследовательской деятельности, потребность в самообразовании).

После анализа задания на занятии можно провести дискуссию на тему «Почему люди выбирают профессию учителя?».

Студентам предлагается в свободной форме высказать свое мнение, порассуждать на заданную тему. Если вначале возникают затруднения, возможно использование следующих стимулирующих вопросов:

1. Изменились ли сегодня принципы, по которым люди выбирают профессию учителя?

2. Что было бы, если бы никто  не захотел быть учителем?

3. Можно ли, на ваш взгляд, работать  педагогом без желания? (или не  любя детей?) и т. п.

Когда дискуссия приобретает форму активного диалога, можно перевести ее на обсуждение проблемы «Почему вы выбрали профессию педагога?».

Беседа заканчивается, когда каждый желающий выскажет свою позицию.

Задание 4. «Звездный час» (по Н.С.Пряжникову).

Каждому участнику необходимо примерно за 7—10 мин выделить 3—5 наиболее характерных для профессии педагога или педагога-психолога положительных мотиваций (ради чего представители данной профессии вообще живут; что для них самое главное в жизни, работе и т.д.). Затем по очереди каждый студент объясняет те позиции, которые он выделил.

Задание 5. «Жизненный и профессиональный кодекс педагога (педагога-психолога)» (по С. Ю. Смагиной).

Согласные и гласные буквы русского алфавита (кроме Е, И, Ъ, Ь, Ы, Ю, Щ) делятся между участниками группы. Задача участников — сформулировать несколько значимых лично для них и для мира в целом жизненных и профессиональных правил, которые начинались бы на те буквы алфавита, которые им достались. По завершении работы группе предлагается организовать совместное прочтение правил.

Соблюдая порядок букв русского алфавита, участники зачитывают сформулированные ими законы. Так получается единый жизненный и профессиональный кодекс педагога. Например: «Б» — быть всегда внимательным и чутким к проблемам других людей; «И» — искать себя во всем, искать себя всегда; «Л» — любить и уважать личность другого; «М» — можно существовать, но жить — этому надо долго учиться и т.д.

Данное задание развивает способности к рефлексии и вербализации жизненных и профессиональных ценностей и принципов.

Домашнее задание.

Студентам предлагается завести «Дневник личностного роста», в котором они будут выполнять задания по самонаблюдению, самоанализу, самовоспитанию личностно профессиональных качеств. Форма ведения дневника может быть свободной, предлагаются лишь возможные варианты: в форме сочинений, рассказа, в виде ответов на поставленные перед собой вопросы, диалога с самим собой, рисунков, эссе и др.

На основании результатов выполненного задания «Какой Я» необходимо выделить и сформулировать те качества, над которыми нужно работать для овладения педагогической деятельностью, наметить возможные пути по самовоспитанию, методы коррекции тех или иных свойств личности. При выполнении домашнего задания можно написать сочинение самому себе на тему «Первый день моей работы в школе».

 

Задания СРС

Методика оценки способности педагога к эмпатии

(по И.М.Юсупову)

Инструкция: «Для выявления уровня эмпатийных тенденций необходимо, отвечая на каждое из 36 утверждений, приписывать ответам следующие числа:

«не знаю» — 0;

«нет, никогда» — 1;

«иногда» — 2;

«часто» — 3;

«почти всегда» — 4;

«да, всегда» — 5.

Отвечать нужно на все пункты».

1 . Мне больше нравятся книги  о путешествиях, чем книги из  серии «Жизнь замечательных людей».

2. Взрослых детей раздражает  забота родителей.

3. Мне нравится размышлять о  причинах успехов и неудач других людей.

4. Среди всех музыкальных телепередач  предпочитаю «Современные ритмы».

5. Чрезмерную раздражительность  и несправедливые упреки больного  надо терпеть, даже если они  продолжаются годами.

6. Больному человеку можно помочь  даже словом.

7. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами.

8. Старые люди, как правило, обидчивы  без причин.

9. Когда в детстве слушал грустную  историю, на мои глаза сами  по себе наворачивались слезы.

10. Раздраженное состояние моих  родителей влияет на мое настроение.

11. Я равнодушен к критике  в мой адрес.

12. Мне больше нравится рассматривать  портреты, чем картины с пейзажами.

13. Я всегда прощал все родителям, даже если они были неправы.

14. Если лошадь плохо тянет, ее  нужно хлестать.

15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной.

16. Родители относятся к своим  детям справедливо.

17. Видя ссорящихся подростков  или взрослых, я вмешиваюсь.

18. Я не обращаю внимания на  плохое настроение своих родителей.

19. Я подолгу наблюдаю за поведением  животных, откладывая другие

дела.

20. Фильмы и книги могут вызвать  слезы только у несерьезных  людей.

21. Мне нравится наблюдать за  выражением лиц и поведением  незнакомых людей.

22. В детстве я приводил домой бездомных кошек и собак.

23. Все люди необоснованно озлоблены.

24. Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится

его жизнь.

25. В детстве младшие по возрасту  ходили за мной по пятам.

26. При виде покалеченного животного  я стараюсь ему чем-то помочь.

27. Человеку станет легче, если  внимательно выслушать его жалобы.

28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в  число свидетелей.

29. Младшим нравится, когда я  предлагаю им свою идею, дело  или развлечение.

30. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение

своего хозяина.

31. Из затруднительной конфликтной  ситуации человек должен выходить

самостоятельно.

32. Если ребенок плачет, на то  есть свои причины.

33. Молодежь должна всегда удовлетворять  любые просьбы и чудачества

стариков.

34. Мне хотелось разобраться, почему  некоторые мои одноклассники

иногда были задумчивы.

35. Беспризорных домашних животных  следует отлавливать и уничтожать.

36. Если мои друзья начинают  обсуждать со мной свои личные  проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.

Обработка результатов. Прежде чем подсчитать полученные результаты, проверьте степень откровенности, с которой вы отвечали. Не ответили ли вы «не знаю» на некоторые из утверждений под номерами: 3, 9, 11, 13, 28, 36, а также не пометили ли пункты 11, 13, 15, 27 ответами «да, всегда»? Если это так, то вы не пожелали быть откровенными перед собой, а в некоторых случаях стремились выглядеть в лучшем свете. Результатам тестирования можно доверять, если по всем перечисленным утверждениям вы дали не более трех неискренних ответов, при четырех уже следует сомневаться в их достоверности, а при пяти — можете считать, что работу выполнили напрасно. Теперь просуммируйте все баллы, приписанные ответам на пункты: 2, 5, 8, 9, 10, 12, 13, 15, 16, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 29 и 32. Соотнесите результат со шкалой развитости эмпатийных тенденций.

Если вы набрали от 82 до 90 баллов, то это очень высокий уровень эмпатийности. У вас болезненно развито сопереживание. В общении, как барометр, вы тонко реагируете на настроение собеседника, еще не успевшего сказать ни слова. Вам трудно от того, что окружающие используют вас в качестве громоотвода, обрушивая на вас свое эмоциональное состояние. Плохо чувствуете себя в присутствии «тяжелых» людей. Взрослые и дети охотно доверяют вам свои тайны и идут за советом. Нередко испытываете комплекс вины, опасаясь причинить людям хлопоты; не только словом, но даже взглядом боитесь задеть их. Беспокойство за родных и близких не покидает вас. В то же время сами вы очень ранимы. Можете страдать при виде покалеченного животного или не находить себе места от случайного холодного приветствия шефа. Ваша впечатлительность порой долго не дает заснуть. Будучи в расстроенных чувствах, вы нуждаетесь в эмоциональной поддержке со стороны. При таком отношении к жизни вы близки к невротическим срывам. Побеспокойтесь о своем психическом здоровье.

От 63 до 81 балла — высокая эмпатийность. Вы чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое им прощать. С неподдельным интересом относитесь к людям. Вам нравится «читать» их лица и «заглядывать» в их будущее. Вы эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливаете контакты и находите общий язык. Должно быть, и дети тянутся к вам. Окружающие ценят вас за душевность. Вы стараетесь не допускать конфликты и находить компромиссные решения. Хорошо переносите критику в свой адрес. В оценке событий вы больше доверяете своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам. Предпочитаете работать с людьми, нежели в одиночку. Постоянно нуждаетесь в социальном одобрении своих действий. При всех перечисленных качествах вы не всегда аккуратны в точной и кропотливой работе. Не стоит особого труда вывести вас из равновесия.

От 37 до 62 баллов — нормальный уровень эмпатийности, присущий подавляющему большинству людей. Окружающие не могут назвать вас «толстокожим», но в то же время вы не относитесь к числу особо чувствительных лиц. В межличностных отношениях вы более склонны судить о других по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Вам не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем. В общении вы внимательны, стараетесь понять больше, чем сказано словами, но при излишнем излиянии чувств собеседника теряете терпение. Предпочитаете деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенным, что она будет принята. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следите за действием, чем за переживаниями героев. Затрудняетесь прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому, случается, их поступки оказываются для вас неожиданными. У вас нет раскованности чувств, и это мешает вашему полноценному восприятию людей.

От 12 до 36 баллов — низкий уровень эмпатийности. Вы испытываете затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствуете себя в шумной компании. Эмоциональные проявления в поступках окружающих подчас кажутся вам непонятными и лишенными смысла. Вы отдаете предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Вы — сторонник точных формулировок и рациональных решений. Вероятно, у вас мало друзей, а тех, кто есть, цените больше за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. Люди платят вам тем же. Бывает, что вы чувствуете свою отчужденность; окружающие не слишком жалуют вас своим вниманием. Но это поправимо, если вы раскроете свой панцирь и станете пристальнее всматриваться в поведение близких и принимать их потребности как свои.

11 баллов и менее — очень  низкий уровень. Эмпатийные тенденции личности не развиты. Вы затрудняетесь первым начать разговор, держитесь особняком среди сослуживцев. Особенно трудны контакты с детьми и лицами, которые намного старше вас. В межличностных отношениях вы нередко оказываетесь в неловком положении. Во многом не находите взаимопонимания с окружающими. Любите острые ощущения, спортивные состязания предпочитаете искусству. В деятельности слишком центрированы на себе. Вы можете быть очень продуктивны в индивидуальной работе, во взаимодействии же с другими не всегда выглядите в лучшем свете. С иронией относитесь к сентиментальным проявлениям. Болезненно переносите критику в свой адрес, хотя можете на нее бурно не реагировать. Вам необходима гимнастика чувств.

 

 

 

При подготовке к занятию по данной теме ответьте на следующие вопросы:

1. Какие факторы обусловили возникновение  педагогической профессии?

2. В каком соотношении находятся  понятия "педагог", "учитель", "воспитатель"?

3. Подберите пословицы и поговорки  об учителе и педагогической  профессии.

5. Назовите выдающихся учителей  разных времен. В чем их заслуги  перед человечеством?

6. Что обусловливает возрастание  роли учителя в современном  обществе?

7. Каковы социальные и профессиональные  функции учителя?

8. В чем своеобразие педагогической профессии?

9. Раскройте сущность гуманистической  функции педагога.

10. В чем проявляется коллективный  характер педагогической деятельности?

11. Почему педагогическая деятельность  относится к разряду творческих?

12. Соотнесите понятия "педагогическая  профессия", "педагогическая специальность", "педагогическая квалификация".

13. Перечислите современные педагогические  специальности и квалификации.

Информация о работе Особенности педагогической профессии