Особенности применения приема кластеров в теме «Население мира»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 09:42, курсовая работа

Описание работы

Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» - часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения.

Содержание работы

Вступление 3
Критическое мышление как образовательная технология 4
Уроки, на которых используется метод кластеров 5
А) «Численность и воспроизводство населения мира» 5
Б) «Состав и структура населения мира» 10
В) «Размещение и миграция населения мира» 12
4. Заключение 13
5. Список литературы. 14

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по методике преподавания географии по теме- «Осо.doc

— 3.39 Мб (Скачать файл)

 

7

План-конспект урока по теме        «Состав  и  структура  населения  мира».

       На  втором  уроке темы  «Население  мира»  необходимо  проверить  степень  усвоения  изученного  материала.  Для  этого  перед  уроком   раздаются  карточки  с  пустым  или  частично  заполненным  кластером.  


 Проверяемые   учащиеся (6  чел., передние парты,  ряд) заполняют  карточки  в течение пяти  минут, а затем раскрывают  их  содержание  перед классом,  доказывая свою  точку зрения. Остальные учащиеся  участвуют в беседе  по  вопросам  учителя,  а затем рецензируют ответы  по  карточкам.  А) Почему  растет  численность  население  мира?

Б)  От  чего  зависят  показатели  естественного  прироста?

В)  может  ли  решить  демографическая  политика  отдельных  стран     проблему  перенаселенности?

Вторая  часть  урока  посвящается  изучению  новой  темы.  Для  этого  необходимо  вспомнить  ранее  изученные  понятия:  половозрастная  структура,  народ, религии. План – конспект  темы  выглядит  так:

  1. Половой  состав.

Соотношение в  детстве.

Региональные  различия  в  половом  составе.

  1. Возрастной  состав.

Взаимосвязь  с  типами  воспроизводства.

Половозрастная  пирамида.

Экономически  активное  население.

 

8

  1. Этнолингвистический  состав.

Классификация  народов.

Крупнейшие  языковые  семьи.

Проблема  межнациональных  отношений.

  1. Религиозный состав.

Крупнейшие  мировые  религии.

Проблемы  межконфессиональных  отношений.

Учитель  может  провести  эвристическую  беседу  с  акцентацией  на  причинах  региональных  различий  и  влиянии  состава  на  трудовые  ресурсы  и  экономику  отдельных  регионов.  При  этом  учащиеся  записывают  содержание  темы  в  виде  кластера – звезды.

     Схема   дополняется  примерами  стран   из  атласа (стр.10-11)  и  по  диаграммам  учебника (рис. 12, 14).Отдельно  делаются  выводы  о  причинах  различий  в  составе  стран  1  и  2  типов  воспроизводства.

 

 

9

План-конспект урока по теме

«Состав  и  структура  населения  мира».

Этап  урока

Деятельность  учителя

Деятельность  учащихся

Подготовка 

к уроку

Раздает  карточки  для  проверки, записывает вопросы  на  доске.

Записывают  тему  урока.

Проверка 

 домашнего  

задания  

Беседа  по  вопросам  и  кластерам  предыдущей  темы

Высказывают  свое мнение, пользуясь  кластерами.

Изучение  содержания  темы

Состав –  критерий – виды – особенности - пример -  причины

Половой – преобладают  мужчины – Иран – ислам – высокая женская смертность

Половой – преобладают  женщины – ФРГ – эмансипация - высокая мужская  смертность

Создают  свой  кластер  по  объяснению  учителя.

Половой  состав.

Возрастной  состав.

Этнолингвистический  состав.

Религиозный  состав.

Работа  с  картой

Знакомит  учащихся  с картами  полового  и национального  состава  населения  мира.

Выписывают  примеры  стран  разного  состава

Домашнее 

задание

Выполнить  в  тетради  задание 6 стр. 85 в виде  кластера,  указав  влияние  типа  воспроизводства  на  возрастной  состав  и  сравнив  возрастно-половые  пирамиды.  Например:

                 1 тип 2 тип

Старики  взрослые    дети            Дети   взрослые      старики

Причины  и  последствия

Региональные  различия


 

 

 

 

   10

План-конспект урока по теме

«Размещение  и  миграция   населения  мира». 

      На  третьем  уроке  темы  учащиеся  уже  пополнили   свои  знания  новой  информацией.  Но  при  изучении  населения,  прежде  всего, накапливается   фактический  материал, который  обобщается,  классифицируется,  структурируется,  и  только  затем  проводятся  причинно-следственные  связи  и  делаются  выводы.  План –конспект  темы  урока:

  1. Плотность  населения.

Причины  различий  в  плотности  населения.

Региональные  различия  в  плотности  населения.

  1. Миграции  населения.

Причины  миграции.

Внешние  миграции.

Центры  притяжения  трудовых  ресурсов.

Внутренние  миграции.

 

        Размещение  населения  изучается   по  карте  плотности   населения.  Поэтому  в  начале  урока   учащиеся  вспоминают  навыки  работы  с  ней  и  определяют  страны  с  наибольшей  и  наименьшей плотностью  населения. Затем  сравнивают  эту  карту  с  картой  земельных, водных, агроклиматических  ресурсов. После  чего  учащиеся  указывают  причины, влияющие  на  размещение  населения.  Учитель   вправе  задать  вопрос:  что привлекает  людей в густонаселенные районы?  По  первой  части урока учащиеся  могут создать настоящий кластер ( гроздь ).

  Примеры   стран  с различной  плотностью  населения

          Природные условия выделенных  стран

                       Освоенность  территории

                              Воспроизводство

                                        Вывод 

 

 Япония   Индия   Бразилия  Индонезия   Мексика  Австралия  Канада

1500 1000  100  70              40     5 2 чел/км2

       Субтропики саванна вечнозеленый  лес  горы    пустыни   тайга

   Промышленность  сельское  хозяйство  скотоводство  оленеводство

       1           2       2    2                2      1 1тип

   В   конце  урока  учащиеся  самостоятельно  составляют  кластер  по  пункту  миграция  населения.

 

11

План-конспект урока по теме

«Размещение  и  миграция   населения  мира».

Этап  урока

Деятельность  учителя

Деятельность  учащихся

Подготовка  к уроку

Карта плотности  населения

Атлас  (стр. 13,5,6,7)

Проверка  домашнего  задания  

Проверяет  письменное  задание.

Учащиеся  рисуют  свои  кластеры  на  доске, а  их  одноклассники  по ним  отвечают (или  работа  в парах).

Работа  с  текстом  учебника

Контролирует  заполнение  кластера  по пункту 2.(т3 п3)

Читают  текст  и выполняют  задание 9   в  тетради:

Плотность  населения.

Причины  различий  в  плотности  населения.

Региональные  различия  в  плотности  населения.

Миграции  населения.

Причины  миграции.

Внешние  миграции.

Центры  притяжения  трудовых  ресурсов.

Внутренние  миграции.

Домашнее  задание

Выполнить на  контурной  карте  задание  10 (стр86). Укажите  на  ней  состав  стран  конечного  и  начального  регионов  миграции.


 

 

 

 

 

12

 

Заключение . 

Использование  метода  кластеров  на  разных  этапах  урока  позволяет  втянуть  учащихся  в  осознанное  осмысление  информации,  при  этом  созданные  самостоятельно  схемы  лучше  откладываются  в  памяти.  Недостатками  метода  можно  считать  поверхностность,  узость  фактологического  материала,  беспомощность  перед  абстрактно-понятийным  блоком  информации.  Достоинства  кластеров   хорошо  видны  при  изучении  тем  классификационного  характера,  систематизации  знаний,  выявлений  причинно-следственных  связей.  В  целом  при  создании  схем  проявляется   индивидуальность  учащихся.  Для  большинства,  чтобы  раскрыть  тему  необходимо  большой  объём  информации,  много  фактов,  расширение  текста  при  выявлении  причин  и  взаимосвязей.  Для  некоторых  с  хорошей  памятью  требуются  точки-реперы  для  последовательного  изложения  теоретического  материала.  При  обмене  кластерами  и  их  воспроизведении  для  всех  учащихся  становится  понятна  логика  рассуждения  в  разной  трактовке,  что  позволяет  закрепить  знания  и  увидеть  разные  подходы  в  осмыслении  теоретической  информации. Не  секрет,  что  современные  дети  мало  читают,  и  потому  любой  текст  они  воспринимают  поверхностно,  не  понимая  прочитанного.  Кластер  помогает  таким учащимся  вдуматься в содержание  текста  и запомнить основные  положения изучаемой темы.Таким образом,  нужно отметить  позитивное  влияние   на  успеваемость использования метода  кластеров на  уроках   географии.

 

 

 

 

 

 

 

 

13

Используемая   литература.

  1. Журнал «Методист»,№2,  2002 г.
  2. Журнал «Педагогическая мастерская », №2,  2005 г.
  3. «Русский язык » . Приложение к «1 сентября», №15,  2004 г.
  4. Журнал «Школьные технологии»,№5,  2004 г.
  5. Максаковский  В. П.  Географическая картина мира. -  М.: Дрофа, 2003.
  6. Элькин Г.Н.  Экономическая  и  социальная  география  мира/поурочное       планирование. – С.-П.: «Паритет».2003.
  7. Жижина  Е.А., Никитина Н.А.  Поурочные  разработки / к учебнику  Максаковского В.П. 10-й  класс.- М.: «Вако».2007.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

Приложение 1.     Тема: «Политическая карта мира».

Изображенные  территории:

государства,

колонии,

доминионы,

нейтральные,

спорные,

опекаемые,

неопределившиеся  страны.

 

Группировка стран: 

площадь территории,

численность  населения, 

национальный  состав, 

географическое  положение.

 

Экономическое  развитие:

«большая  семерка»,

малые  страны  Европы,

страны  «переселенческого  капитализма», 

страны СНГ,

Китай,

новые индустриальные страны,

страны ОПЕК, 

страны, отстающие  в экономическом  развитии,

отсталые страны.

 

Политико-административное  устройство: 

республика  (президентская, парламентская,  смешанная,  монократическая,  теократическая); 

монархия (абсолютная, конституционная, дуалистическая); 

унитарное  государство, федерация,  кон федерация.

 

Изменения  на  политической  карте:

объединение  стран,

 распад  государства, 

локальные  конфликты.

 

Политическая  география:

Политические  и  экономические  союзы.

Причины  противостояния  стран. 

 

Приложение  2.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Особенности применения приема кластеров в теме «Население мира»