Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 20:55, контрольная работа
Одно из главных условий успеха в обучении детей изобразительной деятельности и развития их творчества – индивидуальный подход к каждому ребенку. Искусство пробуждает в человеке не только эстетические, но и нравственные чувства, способствует формированию нового, более высокого понимания явлений, которое может проявиться в него поступках, в поведении, в отношении к окружающим.
Цель контрольной работы: показать особенности работы по организации изобразительной деятельности с детьми первой младшей группы детского сада.
Введение……………………………………………………………………………..3
Психолого-педагогические особенности обучения рисованию детей первой младшей группы…..……………………………..….5
Задачи обучения рисованию детей первой младшей группы…………………………………………………………………8
Методы и приемы обучения детей рисованию первой младшей группы……………………………………………………………......10
Формы проведения занятий по обучению рисованию детей первой младшей группы………………………..……………………………14
Заключение………………………………………………………………………...16
Список литературы……………………………………………………………….18
Федеральное
государственное бюджетное
«САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ У
Южно-Сахалинский педагогический колледж
Кафедра
психолого-педагогических дисциплин
контрольная работа
по дисциплине
теория и методика организации изобразительной деятельности дошкольников
особенности работы по организации изобразительной деятельности с детьми первой младшей группы доу
Шелудяковой Татьяны
Викторовны
Специальность 050144.52
Дошкольное образование
Курс II, группа 213-Г
Научный руководитель:
Калугина Елена
Сергеевна,
преподаватель
Дата получения работы ЮСПК СахГУ ____________________________
Дата проверки __________________________
Оценка__________________ Подпись преподавателя __________________
Южно-Сахалинск
2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды изобразительной деятельности: рисование, лепка, создание различных конструкций из природного материала. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, рассказывать о том, что узнал, увидел, пережил.
Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать нуждается в квалифицированном руководстве. Но чтобы развивать у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности. Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. И педагог создает для этого все условия: он, прежде всего, обеспечивает эмоционально – образное восприятие действительности, формирует эстетические чувства и представления, развивает образное мышление и воображение, учит детей способами создания изображений, средствам их выразительного решения. Цель каждого задания, предлагаемого детям, - развивать их творческие потенциальные возможности. Положительное эмоциональное состояние ребенка на занятии – обязательное условие для развития его творчества. Под руководством воспитателя творчество ребенка – дошкольника приобретает еще одну особенность: овладев самыми элементарными изобразительными умениями, он выражает желание выполнить рисунок.
Одно из главных условий успеха в обучении детей изобразительной деятельности и развития их творчества – индивидуальный подход к каждому ребенку. Искусство пробуждает в человеке не только эстетические, но и нравственные чувства, способствует формированию нового, более высокого понимания явлений, которое может проявиться в него поступках, в поведении, в отношении к окружающим.
Цель контрольной работы: показать особенности работы по организации изобразительной деятельности с детьми первой младшей группы детского сада.
1. Психолого-педагогические особенности обучения рисованию детей первой младшей группы.
С развитием предметной деятельности в раннем детстве возникают и предпосылки к овладению рисованием, которое в дошкольном возрасте превращается в особый вид деятельности - изобразительную деятельность. В раннем детстве ребенок учится наносить карандашом штрихи на бумагу, создавать так называемые каракули и усваивает изобразительную функцию рисования - начинает понимать, что рисунок может изображать те или иные предметы. Начало нанесения каракуль связано с манипулированием карандашом и бумагой, которые дают ребенку взрослые. Подражая взрослым и проводя карандашом по бумаге, дети начинают замечать остающиеся на ней следы. Каракули, которые появляются из-под карандаша, представляют собой прерывающиеся, слегка закругленные, с одинаковым слабым нажимом линии.
Вскоре ребенок усваивает
функцию карандаша как орудия,
предназначенного для нанесения
линий. Движения ребенка становятся
более точными и
Конечно, взрослые пытаются руководить рисованием ребенка, показывают ему, как рисовать мячик, солнышко, когда он черкает по бумаге, спрашивают, что он нарисовал. Но до известного момента ребенок таких
указаний и вопросов не принимает. Он чертит каракули и остается доволен. Перелом наступает тогда, когда ребенок начинает связывать некоторые из каракулей с тем или иным предметом, называет их палкой, дядей и т.д. Возможность появления в каракулях изображения предмета так привлекательна, что ребенок начинает напряженно ждать этого момента, энергично нанося штрихи. Он узнает предмет в таких сочетаниях линий, которые имеют с ним лишь отдаленное сходство, и увлекается настолько, что часто в одной каракуле усматривает два или несколько предметов. Намеренное изображение предмета возникает, однако, не сразу. Постепенно ребенок переходит от называния уже нарисованной каракули к словесному формулированию того, что он собирается изобразить. Словесное формулирование намерения является началом изобразительной деятельности ребенка.
Когда ребенок раннего возраста высказывает намерение что-нибудь изобразить, он имеет в виду знакомый ему графический образ - сочетание линий, которое в его прошлом опыте обозначалось как тот или иной предмет. Графическим образом многих предметов становится замкнутая закругленная линия. Однако ребенок приходит к пониманию того, что одно лишь обозначение предмета без сходства с ним не может удовлетворять окружающих людей. Это перестает удовлетворять и самого художника, так как он быстро забывает, что изобразил. Ребенок начинает применять доступные ему графические образы только для изображения тех предметов, которые имеют некоторое сходство с этими графическими образами. В то же время он пытается искать новые графические образы. Предметы, для которых у ребенка графических образов нет (т.е. нет представления о том, как они могут изображаться), он не только не рисует сам, но и отказывается рисовать по просьбе взрослых. В этот период резко ограничивается круг изображаемых предметов. Ребенок начинает рисовать один или несколько объектов, так что само рисование становится для него деятельностью по изображению этих
объектов и соответственно иногда приобретает даже особое название, например «делать человечка».
Происхождение графических образов, которые употребляет ребенок, может быть разным. Некоторые из них он находит сам в процессе черкания, другие являются результатом подражания, копирования рисунков, предлагаемых в виде образцов взрослыми, но значительно упрощенных. К последним относится типичное для детей изображение человечка в виде «головонога» - кружочка с точками и черточками внутри, изображающего голову, и отходящих от него линий, изображающих ноги. Пока запас графических образов у ребенка очень мал, в его рисовании выступает сочетание намеренного изображения предмета, для которого уже имеется такой образ (например, человек в виде «головонога»), и узнавания в, случайно нанесенных штрихах знакомых предметов, графические образы которых еще отсутствуют.
Реализация сколько-нибудь сложного графического образа связана для ребенка с немалыми усилиями. Определение цели, ее исполнение, контроль за собственными действиями - трудная задача для ребенка. Он утомляется и отказывается продолжать начатое изображение, но стремление ребенка к изображению предметов и явлений внешнего мира так велико, что все трудности постепенно преодолеваются. Правда, бывают случаи, когда у нормальных, здоровых детей по тем или иным причинам графические образы не складываются. Такие дети, несмотря на достаточно развитое восприятие и мышление, оказываются не способными к намеренному построению изображения.
При отсутствии руководства со стороны взрослых многие дети подолгу задерживаются на стадии узнавания каракуль, доводя эту стадию до своеобразного совершенства. Они научаются создавать очень сложные сочетания линий, причем каждый новый листок бумаги покрывается оригинальным сочетанием, так как ребенок в поисках образа старательно избегает повторений.
Для формирования собственно изобразительной деятельности недостаточно лишь отработки «техники» нанесения линий и обогащения восприятия и представлений. Необходимо формирование графических образов, что возможно при систематическом влиянии взрослого.
Ранний возраст- период, когда
ребенок, психологически погружаясь в
предметную и изобразительную
2. Задачи обучения рисованию детей в первой младшей группе.
Основная задача обучения рисованию – помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения. Одновременно осуществляется основная задача изобразительной деятельности – формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами. Дети третьего года жизни по своему физическому и психическому развитию способны к приобретению простейших навыков в рисовании. Исследования изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста показали, что ребенок показали, что ребенок уже на втором году жизни (конечно при условии обучения) может правильно
держать карандаш, кисть; движения, производимые при рисовании, совпадают с общим ритмом движений, которые интенсивно развиваются в этом возрасте. Однако большей мере еще непроизвольны и проведение линий не контролируется зрением. С ребенком второго года жизни уже возможно специальное обучение навыками изображения, так как он стремиться воспроизводить действия воспитателя, сопровождаемые пояснениями. При постановке задач обучения рисованию учитывается, что у детей двухлетнего возраста мал опыт, отсутствуют знания и умения, недостаточно развиты движения руки.
Перед педагогом первой младшей группы стоят следующие основные задачи:
- начать обучение приемам изображения предмета, т.е. научить изображению разнообразных прямолинейных и кругообразных форм несложных предметов, передавая их основные признаки (цвет, форму);
- прививать детям интерес к рисованию, тренировать внимание, наблюдательность, воспитывать эстетическое отношение к действительности: следует учить их правильно сидеть за столом, правильно держать корпус и руки;
- воспитывать умение слушать
указания взрослого, следить
- учить пользоваться карандашом и кисточкой (правильно держать, свободно, без лишнего нажима проводить ими по бумаге), аккуратно набирать краску на кисточку (лишнюю отжимать о краешек посуды), вести кисточку только за ворсом, промывать ее и осушать салфеткой.
- развивать чувство цвета – умение различать и называть основные цвета. Знакомит детей со свойствами красок, учит их рисовать красками двух-трех цветов, учит различать, называть и использовать в работе цвета (красный, синий, зеленый, желтый, коричневый, черный, белый), знать их оттенки (розовый, голубой, серый). Педагог должен пробудить у ребенка желание самостоятельно выбирать цвет и использовать цветовые пятна как основу выразительности рисунка;