Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 20:55, контрольная работа
Одно из главных условий успеха в обучении детей изобразительной деятельности и развития их творчества – индивидуальный подход к каждому ребенку. Искусство пробуждает в человеке не только эстетические, но и нравственные чувства, способствует формированию нового, более высокого понимания явлений, которое может проявиться в него поступках, в поведении, в отношении к окружающим.
Цель контрольной работы: показать особенности работы по организации изобразительной деятельности с детьми первой младшей группы детского сада.
Введение……………………………………………………………………………..3
Психолого-педагогические особенности обучения рисованию детей первой младшей группы…..……………………………..….5
Задачи обучения рисованию детей первой младшей группы…………………………………………………………………8
Методы и приемы обучения детей рисованию первой младшей группы……………………………………………………………......10
Формы проведения занятий по обучению рисованию детей первой младшей группы………………………..……………………………14
Заключение………………………………………………………………………...16
Список литературы……………………………………………………………….18
- развивать композиционные навыки. Учит композиционно правильно размещать рисунок на листе бумаги (в середине листа бумаги);
- совершенствовать технические
навыки. Учит рисовать прямые
линии сверху вниз, слева направо,
пересекать их, проводить кривые
линии, соединять прямые и
- учить самостоятельно воплощать собственные замыслы в рисунке, различать и называть форму предметов, их размеры.
- знакомить детей с
конструктивным построением
При проведении занятий в
первой младшей группе нельзя предъявлять
всем одинаковые требования. Главное
– воспитать интерес к
3. Методы и приемы обучения рисования детей первой младшей группы в ДОУ.
Для осуществления основной задачи – подвести детей к изображению – воспитатель использует различные приемы обучения.
Большое место в обучении
рисованию детей первой младшей
группы занимает показ правильных приемов
пользования карандашами и
Мышцы ребенка еще очень слабы, особенно мышцы - разгибатели, поэтому очень скоро после начала занятия ребенок начинает склоняться ниже над столом. Педагог должен поправлять позу всех детей.
На последующих занятиях также необходимо следить за сохранением правильной позы, но для большинства детей достаточно будет одного словесного напоминания.
Часто бывает, что воспитатель, показав, как держать карандаш, смотрит на детей и не замечает, что некоторые дети держат его неправильно: щепотью, двумя пальцами, кулаком или в левой руке. Если эти неправильные способы не исправить сразу ребенок к ним привыкнет и позже с трудом осваивает другую манеру. Неверно ограничиваться одними словесными замечаниями: « Аня, возьми карандаш правильно!» Сам ребенок, не имея опыта действия с карандашом или кистью, не может исправить положение. Ему надо показать это практически, взяв руку малыша в свою и положив пальчики как следует. В процессе занятия надо чаще обращать внимание на то, как дети держат карандаш, и поправлять по мере надобности, чтобы у детей не закреплялся неправильный способ.
Нужно, чтобы занятия рисованием доставляли детям радость. В этом большую роль играет эмоциональное отношение педагога к занятиям, умение заинтересовать детей, вызвать желание заниматься. Важно проявить чуткое, внимательное отношение к ребенку, вовремя подбодрить его. Если малыш не привык к режиму детского сада и какое-то время отказывается заниматься или не выполняет задания воспитателя, надо относиться к этому спокойно, не упрекая ребенка.
Развивая координацию рук детей, обучая их нанесению определенных линий на бумагу, воспитатель в образной, эмоциональной форме может провести игру: он делает рукой с карандашом однородные ритмичные движения, сперва более простые (дугообразные, взад-вперед), затем более сложные (вращение на одном месте – клубки), а дети повторяют эти движения. При этом он говорит равномерно: «Туда - сюда» или «Вверх - вниз», а позже называет движения: «Дым идет, дым идет!» и т. д.
Слово воспитателя позволяет детям связывать образ предмета с изобразительным движение, осознавать это движение. Игра такого рода, если она проводится весело и соответствует желанию ребенка, содействует развитию более координированных, смелых и ритмичных движений. Дети по своей инициативе охотно повторяют их. Они запоминают и названия, которые воспитатель дает получаемым штрихам: «дым идет», «дождь капает», «снег падает», «огонек горит». Слово педагога направляет и организует действия малыша. Процесс рисования, отражающий какое-либо явление, наблюдаемое в жизни, увлекает ребенка, и он ищет возможность выразить его в рисунке.
В зависимости от содержания задания детям может быть предложена цветная бумага. Так, нарисовать « Как солнышко светит в окошко» дети смогут интереснее и выразительнее, если дать им бумагу (окошечки) не белого, а серого или синего цвета. На этом фоне солнышко (оранжевое пятно) будет ярче светить. Дети радуются теплому солнышку, воспитатель напоминает им стихи.
Включение художественного слова повышает положительное эмоциональное отношение к занятию, способствует формированию образного представления об изображаемом.
Предложив нарисовать карандашом
или красками яркое, теплое солнышко,
воспитатель, используя информационно-
Использование стихотворений, потешек, песенок на занятиях рисованием является важным методическим приемом.
Целесообразно перед занятием рисованием вызвать активность детей: попросить кого-либо подойти к мольберту и показать, как он будет рисовать солнышко, листочки (можно этот прием повторить). Остальные дети с интересом наблюдают, как их товарищи рисуют. Им очень хочется самим взять карандаш, кисть и рисовать на своем листе.
В первой младшей группе применяется сотворчество педагога с детьми. Воспитатель рисует, например, на большом листе елочку или дом, а дети затем «зажигают» на ее ветках и в окнах дома яркие огоньки (рисуют мазками оранжевого, желтого цвета и т. д.). Благодаря совместным усилиям педагога и детей создается панорама вечерних огней, нарядная новогодняя елка. В этом случае необходимо использовать сочетание контрастных цветов.
Такие занятия целесообразно проводить с небольшой группой детей (5 - 6 человек). Хорошо в конце занятия предложить детям рассмотреть, какие яркие огоньки зажглись в темных окнах или на ветках темно-зеленой елки и т. д.
В течение года воспитатель предлагает детям рисовать по их желанию. На этих занятиях он обращает внимание на случайно полученные изображения, отмечает выразительность этих рисунков.
В начале года, когда дети лишь начинают осваивать движения разного характера, в их рисунках напрасно искать сходство с отдельными предметами окружающей действительности. Только постепенно, когда дети уже произвольно повторяют случайно полученное изображение, воспитатель может спрашивать, что нарисовано, может предлагать что - то изобразить.
С детьми 2,5 лет можно проводить отдельные занятия типа игры « Угадай, что нарисовано». Детям даются для рассматривания рисунки, и они рассказывают, что нарисовано (солнышко, домик, флажки, цветочки и т.д.). Если дети затрудняются, воспитатель сам отмечает наиболее характерные рисунки, например: «Нарисована высокая густая травка», «А вот веточка как наклонилась, наверно, ветерок подул», «Шарики воздушные полетели», «Цветочки большие и маленькие растут на полянке» и т.д.
В рисунках постепенно возникает понятная для взрослых форма изображения. Они становятся узнаваемые не только для взрослых, но и для детей, что доставляет ребенку большую радость. Детские рисунки приобретают элементарную выразительность благодаря ритму пятен, штрихов, а затем форм.
Обогащая детей новыми представлениями, воспитатель будет способствовать формированию в рисунке первоначальных образов. Организуя просмотр всех детских рисунков в конце занятия, педагог воспитывает у детей интерес к результатам их деятельности, умение всматриваться в свои рисунки и рисунки других детей, учит радоваться их разнообразию, яркости, отмечать сходство изображенного с предметом или явлением.2
4. Формы проведения занятий первой младшей группы в детском саду.
С первых же занятий у детей воспитывают интерес к рисованию. И во многом это зависит от методики проведения занятий рисованием в младшей группе. Рассмотрим методику проведения занятия по рисованию по теме «Кто что хочет и как хочет».
Программное содержание
Подводить детей к художественной деятельности, вызывать интерес к ней. Дать детям возможность поупражняться в рисовании тех штрихов, линий и форм, которые они освоили ранее, и учить находить новые. Поощрять заполнение рисунком всего листа. Поддерживать узнавание детьми в своих рисунках изображений предметов даже в тех случаях, когда сходство улавливается с трудом.
Учить детей самих находить в нарисованных штрихах сходство с теми или иными явлениями. Поощрять разнообразие штрихов, использование карандашей разных цветов.
Методика проведения занятия
Когда дети займут места за столами, проверить их позу. Карандаши четырех цветов дать на столы в открытых коробках, чтобы ребенок мог, порисовав, положить карандаш на место.
В процессе занятия осуществлять индивидуальное руководство: советовать повторять те же штрихи или рисовать что-либо другое, предлагать брать карандаши разных цветов и т. д., но не настаивать на своих предложениях. По мере того как дети кончают рисовать, ставить рисунки на стенд и привлекать к ним внимание. После занятия предоставить детям возможность рассматривать рисунки, находить свой среди других.
Подготовка к занятию
Заготовить бумагу размером в писчий лист с таким расчетом, чтобы ее хватило, если кто-то выразит желание порисовать еще; карандаши четырех цветов, хорошо очиненные3.
Заключение
В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация, конструирование. Каждый из этих видов имеет возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.
Рисование ‒ одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры. Им доступно использование выразительных средств рисунка.
В процессе рисования, лепки,
конструирования формируются
Рисование содействует развитию творческих способностей детей, которые возможны лишь в процессе усвоения и практического применения знаний, умений и навыков.
Изобразительная деятельность только тогда может приобрести творческий характер, когда у детей развиваются эстетическое восприятие,
образное мышление, воображение и когда они овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями.
Предлагаемые для изображения предметы и явления должны вызывать у детей интерес, желание нарисовать, вылепить. Если на занятиях рисования использовать разнообразные методы и приемы обучения, то формирование изобразительной деятельности умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста будет проходить более успешно.
Список использованной литературы
1.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия, 1999. 468 с.
2.Казакова Т. Г.Развивайте у дошкольников творчества.- М.:Просвещение 1985.
3.Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей. 2-е изд., испр. и доп.-М.: Просвещение, 1982. 24 с .
4.Сакулина. Н. П., Комарова Т. С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию-М., Просвещение, 1979.-272с.
5.Косминская В. Б., Васильева
Е. А., Казакова Р. Г и др. Теория
и методика изобразительной
1 От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2010. С. 94 – 99.
2 Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Методика обучения изобразительной деятельности конструированию:Учеб. пособие для учащихся пед. училищ по спец. 2002 и 2010/Под ред.-М.: Просвещение, 1979. С. 100-102.
3Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей. 2-е изд., испр. и доп.-М.: Просвещение, 1982. 24 с.