Особенности развития дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 13:20, курсовая работа

Описание работы

"Детство - этап подготовки к будущей жизни". Ребенок появляется на свет с определенными врожденными задатками, они создают лишь известные органические предпосылки для его психического развития, не предопределяя фатально ни характера, ни уровня этого развития. Каждый нормальный ребенок обладает громадными потенциальными возможностями, и вся проблема заключается в том, чтобы создать оптимальные условия для их выявления и реализации.

Содержание работы

Введение 2
1. Биологические и социальные факторы развития. 3
2. Возрастные особенности дошкольника 4
3. Особенности эмоционального развития дошкольников 4
Заключение 5
Список литературы 6

Файлы: 1 файл

Государственный институт экономик1.docx

— 32.92 Кб (Скачать файл)

 

 институт экономики,  финансов, права и технологий

Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин

Дисциплина: « Педагогика»

 

 

На тему: « Особенности  развития дошкольников»

 

 

 

Выполнила ст-ка 3 курса

гр.3-104  Анастасьева Е.О.

Преподаватель: Андронатий В.В

 

 

 

 

 

Гатчина

2013

Оглавление

Введение 3

1. Биологические  и социальные факторы развития. 5

2. Возрастные  особенности дошкольника 7

3. Особенности  эмоционального развития дошкольников 10

Заключение 13

Список литературы 14

 

 

Введение

"Детство - этап подготовки  к будущей жизни". Ребенок появляется на свет с определенными врожденными задатками, они создают лишь известные органические предпосылки для его психического развития, не предопределяя фатально ни характера, ни уровня этого развития. Каждый нормальный ребенок обладает громадными потенциальными возможностями, и вся проблема заключается в том, чтобы создать оптимальные условия для их выявления и реализации.

Период от рождения до поступления  в школу является, по признанию  специалистов всего мира, возрастом  наиболее стремительного физического  и психического развития ребенка, первоначального  формирования физических и психических  качеств, необходимых человеку в  течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его  человеком. Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих  этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом приобретения в дальнейшем любых специальных  знаний и навыков и усвоения различных  видов деятельности. Формируются  не только качества и свойства психики  детей, которые определяют собой  общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и те, которые представляют собой "заделы" на будущее и выражаются в психологических новообразованиях, достигаемых к концу данного  возрастного периода.

В своей работе, я хочу рассмотреть биологические и  социальные факторы развития, которые  влияют на развитие человека и становление  детской личности, выявить важные особенности ребенка дошкольного  возраста, ведь на каждой возрастной ступени  складывается определенный психофизиологический уровень, от которого во многом зависят  результат развития, структура и  функциональные возможности будущей  личности. И понять воспитательский  процесс, его важнейшие обогащение в развитие детей, теми психологическими процессами и качествами, которые  наиболее интенсивно развиваются в данном возрасте и являются наиболее ценными при формировании личности. Т.к. я работаю воспитателем в детском саду, я считаю эту тему полезной для собственного саморазвития в своей профессии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Биологические и социальные  факторы развития.

Еще некоторое время назад  в науке разгорались споры  о том, под влиянием каких факторов происходит развитие человека, превращение  индивида в личность. Сегодня ученые нашли большие аргументов, объединяющих их позиции. Предметом ученых стало  выяснение причин, обусловливающих  становление личности. Выделяются три  фактора: развитие человека происходит под влиянием наследственности, среды  и воспитания. Их можно объединить в две большие группы – биологические  и социальные факторы развития.

Рассмотрим каждый фактор в отдельности, чтобы определить под влиянием каких из них в  большей мере происходит развитие.

Наследственность – это  то, что передается от родителей  детям, что заложено в генах. Наследственная программа включает постоянную и  переменную части. Постоянная часть  обеспечивает рождение человека человеком, представителем человеческого рода. Переменная часть – это то, что  роднит человека с родителями. Это  могут быть внешние признаки: телосложение, цвет глаз, кожи, волос, группа крови, предрасположенность  к определенным заболеваниям, особенность  нервной системы.

Но предметом разных точек  зрений является вопрос о наследовании моральных, интеллектуальных качеств, специальных способностей (способности  как какой-то деятельности). Большинство  зарубежных ученых  убеждены, что  не только интеллектуальные, но и моральные  качества передаются по наследству. Отечественные  ученые долгие годы придерживались противоположной  точки зрения: признавали только биологическое  наследие, а все остальные категории  – мораль, интеллект – считали  приобретаемыми в процессе социализации. Однако академики Н.М.Амоносов, П.К.Анохин высказываются в пользу наследования нравственных качеств или во всяком случае наследственной предрасположенности ребенка к агрессивности, жестокости, лживости. Эта серьёзная проблема пока не имеет однозначного ответа.

Однако следует различать  врожденное наследование и генетическое. Но ни генетическое, ни врожденное не следует  считать неизменным. В процессе жизни  возможны изменения врожденных и  наследственных приобретений.

На развитие ребенка влияет не только наследственность, но и среда. Понятие «среда» может рассматриваться  в широком и узком смысле. Среда  в широком смысле – это климатические, природные условия, в которых  растет ребенок. Это и общественное устройство государства, и условия, которые оно создает для развития детей, а также культура и быт, традиции, обычаи народа. Среда в  таком ее понимании влияет на успешность и направленность социализации.

Но существует и узкий  подход к пониманию среды и  ее влиянию на становление личности человека. Согласно такому подходу  среда – это непосредственное предметное окружение.

В современной педагогике существует понятие «развивающая среда». Под развивающей средой понимается не только предметное наполнение. Она должна быть особым образом выстроена, чтобы наиболее эффективно влиять на ребенка. В педагогике, когда речь идет о среде как факторе воспитания, имеются в виду еще и человеческое окружение, принятые в нем нормы взаимоотношений и деятельности. Среда как фактор развития личности имеет существенное значение: она предоставляет ребенку возможность видеть социальные явления с разных сторон.

Влияние среды на формирование личности постоянно на протяжении всей жизни человека. Разница лишь в  степени восприятия этого влияния. С годами человек овладевает умением  фильтровать его, интуитивно поддаваться  одним воздействием и уклонятся  от других влияний. Для маленького ребенка таким фильтром до определенного возраста служит взрослый. Среда может сдерживать развитие, а может и активизировать его, но быть безучастной к развитию не может.

Третий фактор, влияющий на становление личности, – это  воспитание. В отличие от первых двух факторов оно всегда носит целенаправленный, осознаваемый  характер. Второй особенностью воспитания как фактора развития личности является то, что оно всегда соответствует социально-культурным ценностям народа, общества, в котором происходит развитие. Это значит, что когда речь идет о воспитании, то всегда имеются в виду положительные воздействия. И наконец, воспитание предполагает систему влияний на личность.

2. Возрастные особенности  дошкольника

Дошкольный возраст. Он делится  на несколько более мелких этапов: младший, средний, старший дошкольный возраст. В дошкольных учреждениях  согласно этой периодизации образованы возрастные группы: первая и вторая младшие, средняя, старшая, подготовительная к школе.

Начало дошкольного возраста принято соотносить с кризисом 3 лет. К этому времени, если развитие в раннем возрасте проходило нормально, а воспитание учитывало законам  амплификации, ребенок вырос примерно до 90 – 100 см, увеличился в весе (примерно 13 – 16 кг). Он стал более ловким, легко  бегает, прыгает, правда сразу на двух ногах и не очень высоко, мяч  ловит сразу двумя руками и  крепко прижимает его к груди. Физически ребенок явно стал крепче. Он стал самостоятельнее, его движения отличаются большей координацией и  уверенностью.

Природа мудро стабилизирует  темп развития, готовясь к следующему «скачку», который произойдет в 6 – 7 лет. Физическое развитие ребенка по-прежнему связано с умственным. В дошкольном возрасте физическое развитие становится необходимым условием, фоном, на котором успешно происходит разностороннее развитие ребенка. А вот умственное, эстетическое, нравственное, т.е. сугубо социальное, развитие набирает высокий темп.

Дошкольник активно познает  окружающий его мир, хочет разобраться, понять наблюдает явления, события. В этот период активно развиваются  память, мышление, речь, воображение. При  хорошо организованной педагогической работе дети овладевают понятиями, приобретают  способность к умозаключениям, обобщениям.

Живость ума, любознательность, хорошая память позволяют дошкольнику  без особого труда накапливать  такую массу информации, которая  в последующие периоды жизни  вряд ли повторится. Более того, дети демонстрируют способность усваивать  не только разрозненные значения, но и  систему знаний. Мышление детей конкретно, считают ученые, если им даются конкретные, отрывочные, разрозненные знания. Но если давать знания о простейших связях и зависимостях, дошкольники не только усваивают их, но и используют в своих рассуждениях, умозаключениях.

Любознательность стимулирует  ребенка к исследовательской  деятельности, экспериментированию, к  обращениям с вопросами к взрослым. По характеру вопросов можно судить, на каком уровне развития находится  ребенок. Первые вопросы дошкольника  связаны с желанием обозначить окружающий его мир. Поэтому вопросы детей  чаще всего начинаются с вопросительного  слова («Что, кто это?», «Как это называется?»). подобные вопросы , конечно, возникают  и позднее при встрече с  каждым новым предметом, явлением ,объектом. Но в это время-период «что и кто» – еще нет вопросов, касающихся причинных связей и зависимостей. И лишь позже, примерно в 4 – 5 лет начинают появляются вопросы с важным вопросительным словом как? («Как это сделать?») и , наконец, со словом почему? («Почему солнце светит?», «Почему вода в море соленая?» и т.п.). Взрослые устают, но эти вопросы свидетельствуют о пытливости детского ума, о желании ребенка познавать. Если же взрослые не реагируют должным образом на его вопросы, познавательный интерес постепенно снижается и сменяется безразличием. Однако замечательной особенностью дошкольного детства является то, что интерес к познанию, любознательность носят достаточно устойчивый характер.

Среди объектов социального  мира, которые познает ребенок, находится  он сам. Дошкольник проявляет интерес  к себе, к своему организму, к своему полу, к своим чувствам, переживаниям. К старшему дошкольному возрасту ребенок уже довольно много знает  о себе, умеет управлять собственными чувствами и поведением, что способствует появлению произвольности поведения.

Дошкольники любят фантазировать, придумывать, что-то воображать. Ребенок пребывает в мире привлекающих его образов; рисует, придумывает свои песни и т.п. Это очень хорошо и полезно для развития творческой личности. В дошкольном возрасте у ребенка развивается воображение. Материалом для воображения служат знания об окружающем, которые он приобретает. Правда, многое зависит от того, как эти знания усваиваются – только путем запоминания или образно, зримо, осознано.

Дети активно расширяют  собственный запас слов и задумываются над их значением, пытаются объяснить смысл новых для них слов. Словотворчество, свойственное дошкольнику 4 – 5 лет, служит показателем нормального развития и в то же время свидетельствует о присутствии в ребенке творческого начала.

Достижением дошкольного  возраста является развитие разных видов  деятельности: игровой, художественной, трудовой. Начинает развиваться учебная  деятельность. Главной, ведущей деятельностью является игра. По сравнению с тем, как играл ребенок в раннем возрасте, можно отметить, что игра стала разнообразнее по сюжету, по ролям. Теперь она гораздо длительнее. Ребенок отражает в игре не только то, что видит непосредственно в своем окружении, но и то, о чем ему читали, что он услышал от сверстников и старших детей и т.п. Игра удовлетворяет потребность детей в познании мира взрослых и дает возможность выражать свои чувства и отношения.

В 3 года ребенок с удовольствием выполняет трудовые поручения, стремится помогать старшим во всех их домашних делах: мытье посуды, уборке, стирке. Известное «Я сам!» может перерасти в желание трудиться, но может и погаснуть, и превращение не состоится. Это зависит от отношения взрослых к проявлениям у ребенка самостоятельности. Но дошкольник способен к трудовому усилию, которое может проявляться в самообслуживании (сам одевается, сам ест), в уходе (под руководством взрослого) за растениями и животными, в выполнении поручений. Появляется интерес к умственному труду. Постепенно формируется готовность к обучению в школе.

3. Особенности эмоционального развития дошкольников

Формирование эмоций человека – важнейшее условие развития его как личности. Чрезвычайное разнообразие эмоций человека объясняется сложностью отношений между предметами его  потребностей, конкретными условиями  возникновения и деятельностью, направленной на их достижение. К классу эмоций относятся: настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так  называемые "чистые" эмоции. Они  включены во все психические процессы и состояния человека.

К 5 годам качественно меняется характер развития эмоциональной сферы ребенка. Происходит «интеллектуализация чувств»: ребенок становится способен к осознанию, пониманию и объяснению собственных переживаний и эмоционального состояния другого человека.

Существенно изменяются отношения  со сверстниками. Дети начинают ценить общество друг друга за возможность  вместе играть, делиться мыслями, впечатлениями. Они учатся справедливо решать конфликты; проявляют друг к другу доброжелательность. Возникает дружба.

Развивается чувство собственного достоинства, которое иногда проявляется  в повышенной обидчивости и порой  служит причиной ссор между детьми. Но в то же время это важное чувство, которое сослужит ребенку хорошую  службу в более старшем возрасте. Ребенок по своей природе оптимистичен и весел. Но к 5 годам, как показывают исследования, далеко не все дети обладают оптимистическим мироощущением. А  это может быть связано и с  неудовлетворением потребности  в признании, в самоутверждении.

Информация о работе Особенности развития дошкольников