Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 21:24, контрольная работа
Для детей дошкольного возраста характерны недостаточная устойчивость тела и ограниченные двигательные возможности. У них быстро развивается нервная система, растет скелет, укрепляется мышечная система, и совершенствуются движения. Детям 3 года свойственны общая статическая неустойчивость тела и ограниченные динамические возможности. У детей этого возраста сравнительно большое развитие верхней части тела и мускулатуры плечевого пояса и мышц-сгибателей.
Особенности развития и воспитания детей 3 года жизни.
Виды занятий и методика их проведения:
а) занятие с игрушками,
б) особенности с занятиями картинками,
в) использование художественного слова на занятиях.
Руководство развитием речи вне занятия.
План:
а) занятие с игрушками,
б) особенности с занятиями картинками,
в) использование художественного слова на занятиях.
Для детей дошкольного возраста характерны недостаточная устойчивость тела и ограниченные двигательные возможности. У них быстро развивается нервная система, растет скелет, укрепляется мышечная система, и совершенствуются движения.
Детям 3 года свойственны общая статическая неустойчивость тела и ограниченные динамические возможности.
У детей этого возраста сравнительно большое развитие верхней части тела и мускулатуры плечевого пояса и мышц-сгибателей.
Дошкольники 2-3 лет обладают высокой двигательной активностью при недостаточной согласованности движений, в которых участвуют крупные группы мышц. В этом периоде отмечается повышенная утомляемость при длительном сохранении одной и той же позы и выполнении однотипных движений. Дети младшего дошкольного возраста еще не владеют четкими движениями при ходьбе: они не могут ритмично бегать, часто теряют равновесие, падают.
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
Действия детей этого года в игре, рисовании, конструировании приобретают намеренный характер, что позволяет малышам создавать какой-то конкретный образ (в рисовании, лепке), возводить постройки, выполнять определенную роль в игре и т.д. Преднамеренность, произвольность действий, то есть подчинение их определенному образцу, важны для развития ребенка, но на четвертом году его жизни они только формируются. Поэтому деятельность носит неустойчивый характер. Малышу трудно, например, при неожиданных изменениях обстановки удержать в сознании цель деятельности. Отвлекаемость детей велика и на занятиях, и в игре, и в быту. Младшие дошкольники отвлекаются в течение одной игры иногда до 12—13 раз. Преднамеренность, произвольность деятельности предполагает наличие умения ее планировать. Но оно более характерно для среднего и старшего дошкольного возраста. В младшем же возрасте из игрового материала ребенок выбирает 2—3 предмета, нужных для начала игры, не заботясь об остальном; выбирает роль, которая ему нравится, не думая о взаимодействии с партнером. Поэтому, чтобы поддержать игру, нужно все необходимое для ее продолжения расположить в поле зрения детей. На устойчивость деятельности, результативность и качество работы положительно влияет предложение детям значимого в их глазах мотива деятельности. Младшего дошкольника привлекает мотив сделать вещь для себя, для своей игры (ленка, рисование, конструирование). Мотив общественной пользы для ребенка еще малоэффективен, но он охотно трудится для близкого человека: воспитателя, мамы, бабушки и др., для любимой куклы.
На третьем году жизни бурно нарастает словарь, появляется
фразовая речь. В два-три года у ребенка
идет интенсивное накопление не только
пассивного, но и активного словаря, чему
способствует и приход малыша в детский
сад, и его общение со взрослыми и сверстниками.
Ребенок овладевает более разнообразной
и сложной деятельностью, которая поможет
познакомиться с различными свойствами
предметов, установить простейшие связи
между ними, обобщить по сходным признакам.
Значения слов становятся все более определенными.
К концу третьего года в речи малыша появляются
слова с обобщающим значением, обозначающим
предметы, которые встречались в его личном
опыте, и с которыми он действовал. Способность
же понимать обобщенные значения слов
у детей этого возраста, развита недостаточно.
К концу третьего года ребенок владеет
набором примерно из 1000 слов Дети начинают
устанавливать причинную связь отдельных,
часто повторяющихся явлений, делают сравнения,
умозаключения: «На улице холодно, надо
надеть пальто», «Снег, как сахар» и т.
п. О незнакомом взрослом человеке, который
проверяет пульс у ребенка, дети спрашивают:
«Он что, доктор?»
Ребенок третьего года жизни уже понимает
рассказ, не сопровождаемый демонстрацией
предметов, иллюстраций, с интересом слушает
знакомую сказку без показа иллюстраций.
Он с удовольствием вспоминает о недавних
событиях из его жизни, поэтому в повседневном
общении с ним нужно побуждать его рассказать
о празднике, прогулке и пр.
Ребенок употребляет почти все части
речи, хотя еще не всегда правильно. В речи
детей много глаголов, существительных,
пользуясь которыми они строят простые
предложения: «Я нарисую самолет», «Машину
построю». Кроме глаголов и существительных,
дети довольно широко используют местоимения,
особенно личные. Они начинают пользоваться
предлогами, прилагательными, хотя их
еще недостаточно в словаре. Часто это
бывает оттого, что воспитатель, увлекаясь
показом действий, забывает называть качества
существенных признаков предметов (зеленая"
травка, пушистая шерсть у котенка и т.
п.).
В речи детей третьего года жизни появляются
падежные окончания, дети используют глаголы
не только в настоящем, но и в будущем и
прошедшем времени, хотя еще допускают
ошибки: «Мы завтра ходили в зоопарк».
Малыши легко запоминают небольшие стихи,
песенки.
Период третьего года жизни характеризуется
большой речевой активностью. Дети много
говорят во время игр и занятий, сопровождая
речью свои действия и часто ни к кому
не обращаясь. Они задают много вопросов:
«А как называется?», «А зачем он пришел?»
После 2 лет 6 месяцев речь ребенка становится
как бы регулятором его поведения. Малыш
говорит: «Огонек трогать нельзя, больно
будет». Так развитие речи и мышления начинает
оказывать большое влияние на поведение
ребенка.
Наблюдая за окружающим и самостоятельно
действуя, получая при этом правильные
словесные пояснения взрослых, ребенок
все больше познает окружающее, ориентируется
в нем, осмысливает доступные его пониманию
явления и события. Под влиянием развития
речи и в процессе деятельности у детей
происходит дальнейшее совершенствование
психических процессов: восприятия, внимания,
памяти, начинает развиваться воображение,
которое больше всего проявляется в игровой
деятельности.
Формирование речи определяет возникновение
и взаимоотношения между малышами, постепенный
переход от одиночных игр и игр рядом к
простейшим формам совместной игровой
деятельности.
Речь служит не только основным средством
общения ребенка со взрослыми (что уже
имело место к двум годам), но и средством
общения с другими детьми. Воспитатель
своим примером и прямым указанием учит
детей ласковому обращению друг с другом,
побуждает их к взаимопомощи (застегнуть
пуговицу другому ребенку, подвинуть тарелку
с хлебом соседу), проявлению сочувствия,
бережному отношению к младшим. Взаимоотношения
между детьми, когда они понимают речь
и уже сами владеют ею, надо регулировать
разъяснением, подсказом форм положительных
взаимоотношений: «Вова, дай Сереже покататься
на велосипеде, а потом он тебе даст», «Коля,
не отнимай у Леночки кубики, возьми себе
другие. Посмотри — в коробке еще есть».
Рассмотрим, задачи развития речи дошкольника на третьем году жизни.
1. Развитие связной речи. Для ребенка такого возраста большое значение диалог. Для этого используются беседы на самые разнообразные темы, касающиеся жизни ребёнка в семье, в детском саду и т.д. Большую роль в организации связного высказывания играет интонация.
2. Развитие лексической стороны речи. Работа над словом – это, прежде всего работа по осмыслению его значения.
3. Развитие звуковой стороны речи. Овладевая звуковыми средствами языка, ребёнок опирается на речевой слух (общую способность воспринимать фонологические средства Правильно и внятно выговаривать звуки при общении с ребенком на третьем году жизни.
Итак,основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи – решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идёт постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно.
2. Виды занятий и методика их проведения.
Развитие речи – дело сложное. Целенаправленное развитие речи младших дошкольников – одно из ведущих направлений педагогической деятельности, обеспечивающее своевременное психическое развитие детей. Рассмотрим, основные занятия по развития речи у младших дошкольников.
А) Занятие и игрушкой. Для детей третьего года жизни, игрушка играет большую роль. Планирование занятия с игрушками происходит по схеме
1. Показ и рассматривание
2. Выполнение действий с
игрушкой. Выполнив вместе со
взрослым ряд действий с
3. Просьбы, поручения. Этот прием
не только помогает
4. Вопросы - ответы. Данный прием используется для активизации речи детей: побуждает детей к усвоению правил диалогической речи, а также позволяет, развить у детей умение вслушиваться в обращенную речь взрослого и сверстника, тем самым развивая социальную перцепцию и ориентировку.
5. Опосредованное общение через игрушку создает непринужденную обстановку в группе, что очень важно для развития вербальной и невербальной коммуникации, способствует снятию страхов неизвестности, несоответствия требованиям взрослого, "брошенности", вызывает повышение познавательного интереса детей, что ведет к более быстрому пополнению словаря ребенка и его активизации.
6. Многократное проговаривание
речевого материала или
Б) Рассматривание специально созданных
для детских садов картин – эффективное
средство развития связной речи.
Успех этого вида работы во многом определяется
умением воспитателя заинтересовать ребенка.
Например, педагог рассказывает: «На дворе
зима, на улице снег, можно кататься на
санках, а можно сделать из снега горку.
После занятия и мы с вами пойдем гулять.
А сейчас я хочу познакомить вас с детьми,
которые уже гуляют» (картина «Зимой на
прогулке»).
Вопросы к детям – ведущий прием при рассматривании
картины. Вопросы следует тщательно продумывать.
Они должны помогать детям уяснить общий
смысл картины, взаимосвязь отдельных
деталей картины, способствовать целенаправленному
описанию предметов (явлений). Кроме того,
при рассматривании картины нужно использовать
вопросы, которые дадут ребенку возможность
высказать свое умозаключение, что-то
предположить, в чем-то усомниться. Эти
вопросы условно можно разделить на следующие
группы:
• вопросы, требующие сопоставления фактов
и простейшего вывода на основе имеющегося
у ребенка опыта. Например: «Почему у Лены
из песка получается такой красивый заборчик
и песок не рассыпается?», «Дети делают
из снега маленькую горку. Какой в этот
день снег на дворе?»;
• вопросы, требующие ответа-предположения,
выходящего за пределы изображенного.
Например: «Интересно, чем принято кормить
совсем маленьких цыплят?», «Почему козлята
бодаются?»
Выбрав картину для рассматривания, воспитатель
должен сам хорошо разобраться в ее содержании,
составить рассказ, а уже потом наметить
вопросы. Хорошо, если рассказ имеет завязку.
Это могут быть 1–2 фразы, раскрывающие
смысл картины, передающие эмоциональное
отношение рассказчика к изображенному.
Например: «Как хорошо, что папа сделал
малышу хорошенький домик, качели и песочницу!»
Рассматривать картину надо последовательно,
переходя от темы к теме: «Вам нравятся
качели? Расскажите, кто на них качается…
Рядом с качелями песочница. А в ней… Сейчас
в красивом домике никого нет. А он красивый,
этот домик?»
Если рассказ воспитателя получается
недостаточно эмоциональным, надо включить
в него фразы, содержащие вопрос, восклицание,
прямую речь. Если позволяет содержание
картины, рассказ лучше закончить так,
чтобы последние фразы, как и первые, выражали
отношение рассказчика к изображенным
событиям.
В) Влияние художественного текста на развитие связной речи детей раннего возраста несомненно велико. После года малыш уже может внимательно прослушать небольшой художественный текст, если взрослый произносит его выразительно и эмоционально, а сам текст — звучный и ритмичный. При систематическом чтении и проигрывании потешек, стихов и сказок к двум годам у детей вырабатывается положительное отношение к слушанию, складывается навык сосредоточенного слушания литературного произведения, что «является благоприятным условием развития активной речи ребенка» — [2, с.114]. Восприятие ритма, рифмы, интонации первоначально составляет основу эстетического воздействия художественного слова, вызывает собственную речевую деятельность малыша, опирающуюся на подражание речи взрослого.
Многократное чтение текста и усилия взрослого, вызывающего ребенка на совместный разговор в эмоциональном общении — игре, приводят к тому, что он вслед за взрослым проговаривает короткие стихотворные строчки, простые фразы прозаического текста. В этом процессе несомненно важное место занимают потешки, столь любимые малышами. С помощью потешек отрабатывается отчетливое и ясное произношение слов, слогов и звуков (дикция). Содержание потешек динамично, богато глаголами, наполнено последовательно сменяющимися действиями. При этом слово можно соединить с действием ребёнка, то есть можно инсценировать потешку, даже если ребёнок не владеет речью. Наглядность поможет ребёнку запомнить значение конкретных слов и уяснить последовательность развития сюжета. Наличие в потешках большого количества повторов слов, словосочетаний, предложений способствует их запоминанию, а затем и активному употреблению.
Потешки часто состоят из простых по звуко-слоговому составу слов, которые заменяют собой более сложные слова с номинативным значением. Чаще всего простые слова, употребляемые в потешках, являются словоформой с уменьшительно — ласкательным значением и составляют особый детский словарь, доступный самим детям в произношении и активно употребляемый ими (кошка — «киса», «котя», «киска»; петух — «петя»; заяц — «зайка»).
Для развития речи важно включение в речь ребёнка слов, обозначающих действия в различных грамматических формах. Потешки сопровождают действия ребёнка в конкретной бытовой ситуации (умывается, кушает, гуляет), что способствует быстрому непроизвольному запоминанию потешки.
В потешках часто употребляются эпитеты, характеризующие внешние признаки предмета. Многократно прослушивая их, дети запоминают словосочетания и одновременно усваивают правила согласования форм в той или иной грамматической форме (серенькая кошечка, масляна головушка…).
Информация о работе Особенности развития и воспитания детей 3 года жизни