Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 21:24, контрольная работа
Для детей дошкольного возраста характерны недостаточная устойчивость тела и ограниченные двигательные возможности. У них быстро развивается нервная система, растет скелет, укрепляется мышечная система, и совершенствуются движения. Детям 3 года свойственны общая статическая неустойчивость тела и ограниченные динамические возможности. У детей этого возраста сравнительно большое развитие верхней части тела и мускулатуры плечевого пояса и мышц-сгибателей.
Особенности развития и воспитания детей 3 года жизни.
Виды занятий и методика их проведения:
а) занятие с игрушками,
б) особенности с занятиями картинками,
в) использование художественного слова на занятиях.
Руководство развитием речи вне занятия.
Потешки можно использовать с целью описания предмета — как образец для подражания при составлении описательных рассказов:
Как у нашего кота Шубка очень хороша…
Петушок, петушок, Золотой гребешок…
Трух-тух, трух-тух -
Ходит по двору петух!
Сам со шпорами…
Вместе с потешками ребенок знакомится
с иллюстрированной книгой. Как правило,
текст и иллюстрация — изображение персонажа,
сюжетной сценки — помещаются на одной
странице. Взрослый, показывая картинку,
выразительно читает текст, рассказывает, что нарисовано.
Пока ребенок рассматривает иллюстрацию,
взрослый читает текст повторно. Дети
второго года жизни могут самостоятельно
рассматривать картинки в книге, проговаривая
отдельные слова, показывая на картинку,
проводя по ней пальчиком, рукой. Одновременно
дети учатся называть слова с противоположным
значением: кукла Катя большая, а Таня
…(маленькая); красный карандаш длинный,
а синий …(короткий) и т.д.
3.Руководство развитием речи вне занятия.
В работе с детьми по программе вне занятий
проявляются два направления: первое,
когда педагог целенаправленно организует
дошкольников для восприятия произведений,
и второе — самостоятельное использование
произведений детьми по их собственной
инициативе при косвенном участии взрослого.
В содержание активной деятельности
педагога вне занятий входят чтение и
рассказывание детям произведений художественной
литературы, а также организация зрелищ
и развлечений (инсценировки, литературные
утренники, показ диафильмов и т. д.).
Вне занятий хорошо читать произведения
о природе, лирические стихи, потешки,
прибаутки и т. д. Иное произведение, прочитанное
не на занятии, а в определенной ситуации,
окажет более сильное воздействие на ум и чувства детей. Такое
чтение можно предусмотреть и наметить
в календарном плане, например прочитать
во время прогулки стихи Е. Серовой. Повседневно
в речи воспитателя должны звучать отрывки
из художественных произведений, например
из стихотворения «Круглый год» С. Маршака,
а также пословицы, загадки и т. д.
В недельном расписании предусматривается
также день и час повторения заученных
на занятии стихов. Такие повторения педагог
организует для детей со слабой памятью,
которым недостаточно фронтальной работы
на двух-трех общих занятиях.
В педагогической литературе достаточно
подробно освещен вопрос об использовании
пословиц, поговорок, загадок в воспитании
детей старшего дошкольного возраста
(Е. И. Тихеева, А. П. Усова, Р. И. Жуковская),
поэтому здесь остановимся на нем лишь
коротко.
Прежде всего надо сказать об умелом
отборе пословиц и поговорок: с учетом
их доступности детям по содержанию и
языку.
Пословицу не следует заучивать с детьми
— нужно неоднократно употреблять ее
к месту. Не стоит объяснять ее переносный
смысл. Иногда целесообразно подчеркнуть
ее меткость, образность.
Методика работы с загадками иная. Загадка
— краткое образное описание предмета
или явления в несколько отвлеченном или
иносказательном виде. Это представляет
для ребенка определенные трудности, в
связи с чем загадки вводят обычно в старших
группах.
Задача воспитателя состоит не в том,
чтобы дети запомнили как можно больше
загадок или научились быстро их отгадывать,
а в том, чтобы, отгадывая, ребенок учился
активно мыслить, сопоставлять, сравнивать.
Сначала дошкольники отгадывают загадки,
опираясь на восприятие самых простых
знакомых предметов. Воспитатель подбирает
предметы и располагает их перед детьми.
После того как предметы будут рассмотрены,
педагог загадывает о них загадку, например:
«Два конца, два кольца, посередине гвоздик».
Далее воспитатель еще раз рассматривает
с детьми ножницы, поясняет загадку.
Помимо народных загадок, доступных детям
дошкольного возраста, используют и авторские.
Когда ребенок научится отгадывать загадки
о знакомых предметах ближайшего окружения,
ему дают загадки по представлениям.
Целесообразно загадывать детям загадки
в соответствующей ситуации. Например,
загадку К. Чуковского о сосульке лучше
предложить на зимней прогулке:
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет —
Заплачет она и умрет.
Воспитатель должен поощрять детей, которые
самостоятельно пытаются составлять загадки,
помогать им в этом, подсказывать нужные
слова, фразы.
Чтобы выбрать ведущего для подвижной
игры, разрешить какой-либо спор детей,
воспитатель может прибегнуть к считалке.
Дети должны знать несколько народных
или авторских считалок.
А. П. Усова отмечала, что в дошкольной
педагогике оказалась забытой очень содержательная
часть детских игр — игровая прелюдия,
или игровой зачин (считалки, игровые жеребьевки,
припевки), — ее заменило простое распределение
ролей взрослыми. Между тем игровой зачин
служит самоорганизации детей, помогает
становлению поэтического слуха, является
прекрасной традицией. Нужно стремиться
к тому, чтобы дети усвоили и полюбили
именно песенно-ритмическую сторону народных
игр, использовали по своему желанию игровые
зачины.
ЛИТЕРАТУРА:
2004 г., с. 75-83, 85-107.
6. Болотина Л. Р. ,Комарова Т. С., Баранов С. П Дошкольная педагогика – М., 1997 – 240с.
7. Бондаренко А. К., Поздняк Л. В., Шкатулла В. Заведующий детским садом – М., 1986 – 236 с.
8. Буре Р. С., Островская Л. Ф. Воспитатель и дети – М., 2001 -174c
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Конспект НОД развитию речи в младшей группе
Тема «Знакомство с игрушкой»
Программное содержание:
Оборудование:
Игрушки (куклы, машинки, мячи, конструктор, мягкие игрушки, музыкальные игрушки, солдатики, матрешка, паровоз и т. п.); корзина с привязанными к ее ручке воздушными шарами; карточки «Что лишнее»; раздаточные маленькие матрешки, разноцветные листы картона с наклеенными на них желтыми и синими кругами.
Ход занятия:
Ребята, вы любите ходить в гости? А к кому вы ходите в гости? А нравится вам, когда гости приходят к вам? Почему? Кто приходил к вам в гости? Сегодня к нам гости прибыли игрушки из соседней группы. Встречайте их. (Вносится большая корзина с игрушками и с прикрепленными к ручке корзины воздушными шарами).
Ребята, как нужно приветствовать гостей? Здравствуйте, мы вам очень рады, проходите пожалуйста!
Дидактическое упражнение «Давай познакомимся»
Ребята, давайте знакомиться. Нужно назвать свое имя и фамилию и сказать, какими игрушками вы больше всего любите играть. Например: «Меня зовут Валентина Алексеевна. Я очень люблю играть с мячом и конструктором». А теперь вы представьтесь нашим гостям.
Дидактическое упражнение «Назови игрушку»
Ребята, сейчас вы возьмите себе по одной игрушке. Только обязательно назовите, какую игрушку вы взяли. «Я взяла мягкую рыбку».
Загадки об игрушках:
Бьют его рукой и палкой,
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут!
(Мяч)
На одной ноге кружится,
Беззаботна, весела
В пестрой юбке танцовщица
Музыкальная ...?
(Юла)
Легкий, круглый, но не мяч,
И не прыгает он вскачь.
На веревочке висит,
Зазеваюсь – улетит.
(Воздушный шар)
Зверь забавный сшит из плюша:
Есть и лапы, есть и уши.
Меду дай ему немного
И устрой ему берлогу.
(Медведь)
Ростом разные подружки, не похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка.
(Матрешка)
Кудри золотые,
Губки розовые.
Что все это значит?
Дочка, а не плачет;
Спать уложишь –
Будет спать
День и два, и даже пять.
(Кукла)
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Ребята, на этой картинке изображены предметы. Сосчитайте, сколько их. Четыре. Но один из них лишний. Какой? Почему?
Все предметы – это игрушки, а один – не игрушка (предмет посуды, мебели, инструмент, учебная принадлежность, продукт питания, растение и т. п. Предложить детям еще 3-4 демонстрационного варианта, либо каждому индивидуальную карточку.)
Дидактическое упражнение «Большой - маленький»
Вы знаете, что игрушки бывают и большие, и маленькие. Давайте поиграем. Каждый из вас расскажет о своей игрушке: «Большая – рыба, а маленькая – рыбка».
Большой солдат – маленький солдатик.
Большая кукла – маленькая куколка.
Большой мяч – маленький мячик.
Большая машина – маленькая машинка.
Большой заяц – маленький зайка.
Большой барабан – маленький барабанчик.
Большой паровоз – маленький паровозик.
Большая матрешка – маленькая матрёшечка.
Физминутка «Заводные игрушки»
Ребята, что-то мы засиделись. Давайте поиграем, ручки-ножки потренируем.
Посмотрите, в магазине
Все игрушки на витрине:
(Широко развести руки в стороны)
Заводные зайчики,
Куколки и мячики,
(Повороты вправо-влево с вытянутыми руками)
Пушистые котята,
Матрешки, медвежата –
Все на полочках сидят,
(Присесть)
С нами поиграть хотят.
(Прыжки)
Вот солдатики стоят,
(И. п.: стойка смирно)
Начинается парад!
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем мы шагать.
(Маршируют)
Вот бегут машины,
Шуршат своими шинами.
(Руки перед грудью «крутят руль». Дробное топанье)
Желтые и красные –
Все такие разные.
Зайчики играют,
Лапкой ударяют.
(Легкие прыжки с хлопками в ладоши)
Медвежонок взял гармошку,
Поиграть решил немножко,
(Имитация игры на гармошке с пружинкой)
Раз, два! Поворот…
(Повороты)
Он танцует и поет.
(Сказать: «ыыыыыыы»)
Эй, скорее посмотри:
Куклы танцевать пошли,
(Руки слегка отвести в стороны и развернуть ладонями наружу)
Ножки выставляют,
В гости приглашают.
(Поочередное выставление ног на пятку)
Всех красивей паровоз:
(Имитация движения паровоза)
Две трубы и сто колес.
Ну, а едут в нем игрушки –
(Сказать: «ту-туууууу»)
Куклы, зайчики, петрушки.
Дидактические упражнения «Чего не стало» и «Что изменилось»
Ребята, посмотрите на эти игрушки (5-6 штук) и постарайтесь запомнить. А теперь заройте глазки. (Воспитатель убирает одну игрушку). Откройте глазки, посмотрите и скажите. какой игрушки не хватает.
(Проводится 2-3 раза, а затем игрушка не убирается, а переставляется. Дети отвечают на вопрос: «Что изменилось»).
Дидактическое упражнение «Один - много»
Хорошо, когда игрушек много: всем хватает, можно выбрать. Давайте поиграем в игру. Из одной игрушки словами будем делать много. Например: «Одна рыбка – много рыбок». (Дети называют единственное и множественное число своей игрушки).
Дидактическая игра «Поставь игрушку в нужное место»
Ребята, положите перед собой листы картона и возьмите в руки маленькую матрешку. (Пока дети готовятся к работе, воспитатель спрашивает у них, какого цвета их лист картона). Слушайте внимательно и выполняйте.
Матрешка встала между двумя кругами.
Матрешка пошла влево.
Матрешка встала около желтого круга.
Матрешка отправилась вправо.
Матрешка спустилась вниз.
Матрешка встала посередине листа.
Матрешка пошла вверх.
Дидактическое упражнение «Барабан»
Вы знаете, ребята, что бывают игрушки музыкальные. У кого из вас есть музыкальные игрушки? Какие? Барабан, бубен, дудка, гитара и т. д. Давайте поиграем в игру «Барабан».
Бум-бум, тра-та-та!
Барабан гремит с утра.
Приготовьте указательные пальчики – «барабанные палочки», сейчас будем барабанить ими по столу и говорить:
«Бам-бам-бам». «Бим-бим-бим». «Бум-бум-бум».
«Бем-бем-бем». «Бом-бом-бом». «Бюм-бюм-бюм».
Дыхательная гимнастика «Воздушный шар»
Детям предлагается сдвинуть шар, плавно выдыхая ртом воздух. Затем резким и мощным выдохом. Можно предложить детям загнать шар в ворота (постройка из строительного материала или конструктора «Лего»).
На этом наше занятие заканчивается. Сейчас вы можете поиграть с игрушками. Эти игрушки дали нам ребята из соседней группы, и они будут огорчены, если мы вернем им какие-то игрушки поломанными. Расскажите, пожалуйста, как нужно играть, чтобы игрушки не сломались и еще долго радовали ребят.
Информация о работе Особенности развития и воспитания детей 3 года жизни