Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 19:21, дипломная работа
Цель исследования: изучить особенности воспитания в неполной семье на формирование самооценки у ребенка.
Объект исследования: отношение к себе у ребенка в неполной семье.
Предмет исследования: влияние стиля воспитания в неполной семье на отношение ребенка к себе.
Гипотеза: существует взаимосвязь между стилем воспитания в неполных семьях и уровнем самооценки у ребенка.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности воспитательного процесса в семье
2. Раскрыть основные аспекты воспитания ребенка в неполной семье
Введение……………………………………………………………………….3
1. Особенности воспитательного процесса в семье
1.1 Семья как фактор воспитания……………………………………………8
1.2 Типы, стили воспитания и функции семей…………………………….16
1.3 Теоретические аспекты исследования проблемы стиля воспитания в неполных семьях……………………….………………………………………..37
Вывод по главе 1…………………………………………………………….51
2. Экспериментальное исследование особенностей воспитания детей школьного возраста в неполной семье
2.1 Ход исследования………………………………………………………..53
2.2 Методы диагностики особенностей воспитания школьников в семье на констатирующем этапе эксперимента и их результаты………………………60
2.3 Рекомендации родителям по воспитанию детей в полных и неполных семьях
Вывод по главе 2
Заключение
Список литературы
Семья является одним из самых важных и влиятельных факторов социализации ребенка. Поэтому семейные условия воспитания, социальное положение семьи, род занятий ее членов, материальное обеспечение и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия с возрастом накапливается, преломляясь в структуре личности.
Семья может быть полной или неполной – в зависимости от наличия одного или обоих родителей. Это влияет на полноту и качество выполнения ими родительских задач. Специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе: взрослым не удается осуществить полноценный контроль над детьми и в целом эффективно влиять на их поведение.
Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанности оказывают влияние как на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построения его отношений с другими людьми. Поэтому так важно, чтобы у каждого ребенка были и отец и мать.
Неполная семья – группа ближайших родственников, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Возникает в силу разных причин: рождения ребенка вне брака, смерти одного из родителей, расторжения брака либо раздельного проживания родителей; соответственно выделяются основные типы неполной семьи: внебрачная, осиротевшая, разведенная, распавшаяся. Различают также отцовскую и материнскую семьи; последние составляют абсолютное большинство среди неполных семей. Воспитание детей в неполной семье обладает рядом особенностей. Вследствие отсутствия одного из родителей, оставшемуся приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещения всех этих задач весьма затруднительно. Поэтому большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами. В неполной семье мать формирует избыточную привязанность ребенка к себе, недостаточно четкую половую идентификацию, (мать может воспитывать феминные качества у мальчика и маскулинные у девочек), затрудненное общение детей с людьми противоположным полом, потому что обучение этому происходит именно на примере родителей, недостаточно четкая половая идентификация. Таким образом, неполная семья, хотя и сталкивается с рядом объективных трудностей, но, тем не менее, обладает достаточным потенциалом для полноценного воспитания детей.
2. Экспериментальное исследование особенностей воспитания детей школьного возраста в неполной семье
2.1 Ход исследования
В первой главе мы теоретически обосновали особенности воспитания ребенка школьного возраста в неполной семье. Исходя из этого, нами было проведено исследование, в ходе которого необходимо осуществить диагностику, которая позволяет выявить влияние особенностей воспитания в неполных семьях на отношение к себе у ребенка.
Целью экспериментальной работы является: исследовать особенности воспитания детей в неполной семье
Объект: неполные семьи в возрасте от 26 до 45 лет
Предмет: влияние особенностей воспитания в неполной семье на отношение ребенка к себе.
Гипотеза: существует взаимосвязь между стилем воспитания в неполных семьях и уровнем самооценки у ребенка.
Задачи:
Экспериментальное исследование было проведено на базе МУ «Центр социальной помощи молодежи и подросткам «Шанс» КАО города Омска
В эксперименте учувствовали 20 ребенка в возрасте 10-14 лет. Из них: 12 девочек и 8 мальчиков. Исследование проводилось по методическому пособиям Немова Р.С. [55]
Характеристика испытуемых
№п\п |
Пол ребенка |
Возраст родителей | |
мать |
отец | ||
1 |
ж |
27 |
- |
2 |
ж |
37 |
- |
3 |
м |
24 |
- |
4 |
ж |
35 |
- |
5 |
м |
29 |
- |
6 |
м |
38 |
- |
7 |
ж |
26 |
- |
8 |
ж |
32 |
- |
9 |
ж |
31 |
- |
10 |
м |
- |
34 |
11 |
ж |
29 |
- |
12 |
ж |
33 |
- |
13 |
м |
39 |
- |
14 |
м |
30 |
- |
15 |
ж |
26 |
- |
16 |
м |
41 |
- |
17 |
ж |
28 |
- |
18 |
м |
31 |
- |
19 |
ж |
45 |
- |
20 |
ж |
39 |
- |
Неполные семьи – 20: одна мама – 19, один папа - 1 |
Неполные семьи - 12 д., 8 м. |
Средний возраст – 34,5 |
Средний возраст - 34 |
2.2 Методы диагностики особенностей воспитания школьников в семье на констатирующем этапе эксперимента и их результаты
Для выявления особенностей воспитания ребенка младшего школьного возраста в полной и неполной семье нами были использованы следующие методики.
Методика 1. "Тест-опросник выявление родительского отношения к детям"
Опросник предназначен для определения типов воспитания родителями своих детей.
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков (см. Приложение 1).
Инструкция. В предлагаемом опроснике находится ряд различных утверждений, мнений, даже откровений о некоторых типах воспитания детей. Все из этих утверждений носят порядковые номера. Эти же порядковые номера найдете вы и в "Бланке для ответов". Номера тех утверждений на опроснике, с которыми вы полностью согласны (совпадение вашего мнения и предлагаемого вам утверждения), обведите маленьким кружком. Остальные номера перечеркните.
Согласно графических данных, можно сделать вывод о том, что в группе преобладают повышенная моральная ответственность родителей в неполных семьях (10%), противоречивое воспитание (10%), а также негативное отношение родителей к детям (гипоопека, "ежовые рукавицы" - 15%). Для неполных семей характерны такие стили воспитания как кумир семьи (10%), гиперопека (5%), кронпринц (10%), а также безнадзорность (5%). Анализ результатов по классу в целом показал, что большинство родителей в неполных семьях негативно влияют на самооценку детей, в результате чего у детей возникает чувство тревоги, чувство неполноценности.
Методика 2. Тест "Забота родителей о ребенке"
Тест направлен на определение степени проявления заботы родителей по отношению к собственному ребенку (см. Приложение 2).
Инструкция. Вам необходимо проанализировать 15 утверждений. Некоторые из утверждений оставляют такое впечатление, что они к воспитанию не относятся. Однако вы должны высказать свое мнение по каждому суждению и выставить свой балл.
Таким образом, анализируя полученные данные, мы пришли к выводу, что в большинстве семей в группе преобладает чрезмерная опека над детьми со стороны родителей (50%), в семьях (30%). Эта зависимость от родителей не способствует формированию интересов и самооценки у ребенка, а также не развивает у ребенка умение самостоятельно принимать решение и нести свой груз ответственности за них. Но ещё среди неполных семей преобладает недостаток внимания ребенку (15%). В связи с этим нами были разработаны рекомендации по воспитанию детей в неполной семье.
Методика 3. "Какой Я?"
Данная методика разработана Р.С. Немовым и предназначается для определения самооценки ребёнка. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом (Приложение. 3), спрашивает у ребёнка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребёнком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы (см. Приложение 3)
Согласно приведенным данным необходимо отметить, что у большинства детей из полных семей преобладает адекватная самооценка (30%), а это значит, что дети руководствуются своими принципами, независимо от мнения окружающих на их счет. Положительно влияет на самочувствие, так как порождает устойчивость к критике. Человек в этом случае знает себе цену, мнение окружающих не имеет для него абсолютного, решающего значения. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение.
У детей из неполных семей преобладает заниженная самооценка (30%). Ребенок в этой ситуации оказывается психологически надломлен, он не доверяет окружающему миру, ему не хватает ощущения личностной ценности. Для детей с заниженной самооценкой характерны скромные цели и неуверенность в возможности их достижения. Таким образом, детям из неполных семей необходимо повышать уровень самооценки до адекватной, так как по мере формирования и укрепления самооценки возрастает способность к утверждению и отстаиванию своей жизненной позиции.
Проведенное исследование выявило следующие результаты.
В семьях 2, 9, 10, 19, 20 преобладает такой тип родительского отношения как "кумир семьи". Семья 2 –девочка в этой семье единственный ребенок, воспитывается мамой, имеет высокую самооценку. Семьи 9, 10, 19, 20 – неполные: в семье 9 девочка, единственный ребенок в семье, воспитывается мамой и бабушкой, материальное положение ниже среднего, самооценка низкая; в семье 10 мальчик, воспитывается отцом; отец водитель, материальное положение хорошее, но ребенок считает, что отец уделяет ему недостаточно внимания, поэтому у ребенка самооценка низкая; в семье 19 девочка воспитывается мамой, есть старшая сестра, девочка считает, что ей не хватает отца, самооценка низкая; в семье 20 девочка воспитывается мамой, ребенку не хватает отца, самооценка низкая.
В семьях 13 преобладает такой тип родительского отношения как "гиперопека". Семьи 13– полные, мать в возрасте: в семье 13 мальчик – единственный ребенок, поздний, самооценка высокая; В семьях 6, 11 преобладает такой тип родительского отношения как "кронпринц". В этих семье 6 мальчик, в 11 семье девочка. Детей в семьях боготворят, но, особенно мальчика, не хватает мужской заботы, из-за этого у детей развиваются комплексы, самооценка у них низкая.
В семье 14 преобладает такой тип воспитания как "культ болезни". Мальчик в этой семье болезненный, поэтому мама, бабушка и дедушка исполняют любое желание ребенка, а ребенок пользуется этим и манипулирует взрослыми по своему желанию, самооценка средняя.
В семьях 15 преобладает такой тип воспитания как "гипоопека". В семье 15 девочка, воспитывается с ранних лет бабушками и дедушками; родители молодые, воспитанием ребенка заниматься им некогда, поэтому ребенок считает себя брошенным, не нужным родителям, самооценка у ребенка низкая. В семьях 1, 3 преобладает такой тип воспитания как "безнадзорность". Семьи 1, 3 –неблагополучные, мамы в обоих семьях устраивают свою личную жизнь, детьми заниматься им некогда, стоит вопрос о лишении родительских прав. В семье 1 у девочки низкая самооценка, в семье 3 у мальчика низкая самооценка.
В семьях 18 преобладает такой тип воспитания как "ежовые рукавицы"–мальчик самооценка высокая.
В семьях 7, 8, 16 преобладает такой тип воспитания как "противоречивое воспитание". Семьи –в семьях 7, 8 – девочки, в семье 16– мальчик. В данных семьях у каждого мамы свой стиль воспитания, поэтому дети не всегда понимают, что требуют от них родители. В семьях 7, 8, 16 у детей средняя самооценка.
В семьях 17 преобладает такой тип воспитания как "смена образцов воспитания". В семье 17 воспитывается девочка – самооценка высокая.
В семьях 4, 5, 12, 20 преобладает такой тип воспитания как "повышенная моральная ответственность". В семье 5 воспитывается мальчик, в семьях 4, 12 – девочки. Семья 20 –здесь воспитывается мальчик. Самооценка у детей средняя.
Таким образом, в семьях, где у детей низкая самооценка, родители пытаются сформировать у ребенка способность к приспособительному поведению. Это выражается в выполнении требований послушания, умении подстраиваться к другим людям, зависимости от взрослых в повседневной жизни, опрятности, бесконфликтном взаимодействии со сверстниками. Дети с низкой самооценкой растут в семьях, где часты конфликты. В таких ситуациях ребенок оказывается психологически надломлен, он не доверяет окружающему миру, ему не хватает ощущения личностной ценности. Для детей с заниженной самооценкой характерны скромные цели и неуверенность в возможности их достижения.
Дети, имеющие среднюю самооценку, воспитываются в семьях, где родители в большей мере склонны занимать по отношению к ним покровительственную, снисходительную позицию. Уровень родительских притязаний низок, и скромные цели позволяют им принимать своих детей такими, какие они есть, проявлять терпимость к их поведению. В то же время различные самостоятельные действия детей вызывают у родителей тревогу. Приобретение самостоятельного личного опыта вне дома у этих детей ограничивается. Дети со средней самооценкой больше ориентируются на мнения о себе других людей.
Информация о работе Особенности семейного воспитания в не полных семьях