Особенности семейного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 16:40, реферат

Описание работы

С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости... Отношения родителей между собой, их отношения к детям, внутрисемейная атмосфера - все это уже само по себе воспитывает личность. Дети переносят стиль семейных отношений в сферу общения с товарищами, в школу, во двор, а потом и повзрослев, в трудовые коллективы. Если в семье нет должной гармонии чувств, если ребенок подвержен влиянию безнравственной атмосферы, буйных, а нередко низменных страстей, эмоционально отрицательных проявлений в отношении к нему самому, то нередко в таких семьях семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………...2
Особенности семейного воспитания……………………...4
Стиль взаимоотношений в семье. Типы семей…………...9
Воспитательный потенциал семьи……………….............11
Проблемы семейного воспитания………………..............13

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 43.61 Кб (Скачать файл)

Содержание.

  Введение……………………………………………………...2

  1. Особенности семейного воспитания……………………...4
  2. Стиль взаимоотношений в семье. Типы семей…………...9
  3. Воспитательный потенциал семьи……………….............11
  4. Проблемы семейного воспитания………………..............13

   Заключение…………………………………………………..

 

Введение.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские  годы приобретает в семье, он сохраняет  в течение всей последующей жизни.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. И вместе с  тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько  вреда в воспитании детей, сколько  может сделать семья. Семья - это  особого рода коллектив, играющий в  воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Воспитательная функция является одной из важнейших функций семьи. Воспитать настоящего человека - непростое дело, оно требует и времени, и сил, и знаний, и определенных навыков, и высокой требовательности отца и матери к самим себе.

Семья - это определенный морально-психологический  климат, это школа отношений с  людьми. Даже самое хорошее дошкольное учреждение, а затем и школа  не могут дать ребенку ту гамму  чувств и широкий круг понятий  о жизни, который дает семья. Именно в семье складываются представления  ребенка о добре и зле, о  порядочности, об уважительном отношении  к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости... Отношения родителей  между собой, их отношения к детям, внутрисемейная атмосфера - все это  уже само по себе воспитывает личность. Дети переносят стиль семейных отношений  в сферу общения с товарищами, в школу, во двор, а потом и повзрослев, в трудовые коллективы. Если в семье  нет должной гармонии чувств, если ребенок подвержен влиянию безнравственной  атмосферы, буйных, а нередко низменных  страстей, эмоционально отрицательных  проявлений в отношении к нему самому, то нередко в таких семьях семейное воспитание становится неблагоприятным  фактором формирования личности.

 

Свободный мир  Запада переживает кризис воспитания. С каждым днем средства массовой информации приносят нам все больше известий о детской и подростковой преступности, заниженной самооценке, синдроме недостатка внимания, наркомании, ранней беременности и самоубийствах. Почти все родители ныне сомневаются как в старых методах воспитания, так и в  новых. Создается впечатление, будто  ни один подход не годится, а проблемы наших детей между тем все  усугубляются.

Некоторые родители полагают, что корень проблем во вседозволенности и в том, что  мы слишком много даем своим детям. Другие думают, что все дело в  устаревших методах воспитания —  вроде криков и тумаков. Третьи склоняются к мысли, что новые проблемы порождены негативными переменами в самом обществе.

Многие считают, что виной всему обилие рекламы, насилия и секса на телеэкранах. Конечно, общество и то влияние, которое  оно оказывает на детей, имеют  самое непосредственное отношение  к данному вопросу, и некоторые  проблемы можно было бы решить при  помощи соответствующих изменений  в законодательстве, — однако куда важнее обратить внимание на то, что происходит дома. Проблемы детей начинаются дома и могут быть решены там же. Перемены в обществе — важный фактор, но родители должны понять, что именно от них зависит, вырастут ли их дети сильными, уверенными в себе, способными к сотрудничеству и состраданию.

Чтобы не отставать от перемен, происходящих в обществе, родителям нужно изменить свой подход к воспитанию. За последние  две сотни лет общество совершило  исторический скачок, предоставив всем гражданам небывалые личные свободы  и человеческие права. Но, несмотря на то, что современное западное общество держется на принципах свободы и прав человека, родители по-прежнему используют воспитательные методы, доставшиеся нам из темного средневековья.

Для того чтобы  вырастить здоровых, способных к  сотрудничеству детей, родителям нужно  модернизировать свои методы воспитания. Руководители компаний знают, что, если они хотят сохранить конкурентоспособность  на рынке, им необходимо постоянно меняться и совершенствоваться. Подобным же образом, если родители хотят, чтобы дети могли уверенно чувствовать себя в свободном мире, нужно воспитывать их при помощи наиболее эффективных и современных методов.

Именно в  семье ребёнок получает первый жизненный  опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных  ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребёнка, подкреплялось  конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Главное в воспитании маленького человека - достижение душевного  единения, нравственной связи родителей  с ребёнком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс  воспитания на самотек. В педагогической деятельности абсолютной нормы не существует. Воспитание в семье - это та же жизнь. Отношения с ребёнком, так же как  и с каждым человеком, глубоко  индивидуальны и неповторимы.

 

    1. Особенности семейного воспитания.

Семья - это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена.

Семья для  ребенка - это место рождения и  основная среда обитания. В семье  формируются все личностные качества. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают  таким, каков он есть, - здоровый или  больной, добрый или не очень, покладистый  или колючий и дерзкий - там  он свой. Именно в семье ребенок  получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей - продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь.

В каждой семье объективно складывается определенная система воспитания. Под системой воспитания понимаются цели воспитания, формулировка его задач, более или  менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребёнка.

Педагогика рассматривает воспитательную функцию семьи в современном обществе с точки зрения целей и средств, прав и обязанностей родителей, взаимодействия родителей в процессе воспитания детей с образовательными и другими учреждениями. Воспитание подрастающего поколения не только личное дело родителей – в нем заинтересовано все общество.

Семейное воспитание – это очень  важная, существенная часть общественного  воспитания. Оно строится на основе устойчивых контактов и эмоциональных  отношений детей и родителей  между собой, поскольку семья  – это основная среда обитания и жизнедеятельности детей, которая  во многом сохраняется и в подростковый период. В процессе семейного общения  младшим передаются жизненный опыт старших поколений, уровень культуры, образцы поведения.

Система семейного воспитания всегда сугубо индивидуальна, складывается в  условиях конкретной семьи силами родителей  и родственников. На ее формирование влияет множество факторов, например такие, как наследственность, физическое и психическое здоровье детей  и родителей, материально-экономическая  обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к  ребенку и т. д. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

 

 

Семейное воспитание имеет свои принципы. Наиболее общие из них:

• гуманность и милосердие к растущему человеку;

• вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;

• открытость и доверительность отношений с детьми;

• оптимистичность и доброжелательность взаимоотношений в семье;

• последовательность в своих требованиях;

• оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на его вопросы.

Кроме общих, есть ряд частных принципов, не менее значимых для семейного воспитания:

    • не применять физические наказания; 
    • не читать чужие письма и дневники; 
    • не морализировать;
    • не говорить слишком много; 
    • не требовать немедленного повиновения; 
    • не потакать негативным поступкам и др.

Содержание семейного воспитания охватывает все направления. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, изменяясь от возраста к возрасту. По мере сил родители и близкие в семье дают ребятам знания о природе, обществе, производстве, профессиях, технике; формируют опыт творческой деятельности; вырабатывают некоторые интеллектуальные навыки; наконец, воспитывают отношение к миру, людям, профессии, жизни.

Особое место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание и  в первую очередь воспитание таких  качеств, как доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к людям, честность, открытость, трудолюбие. Иногда сюда относят  послушание, но не все считают его  добродетелью. В последние годы в  семьях возобновляется религиозное  воспитание.

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут ей достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути.

Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье  – все это зависит от семьи, от родителей и все это составляет задачи семейного воспитания.

Семейному воспитанию присущи свои методы: личный пример, обсуждение, доверие, показ, любовь, сопереживание, возвышение личности, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т. д.

Выбор того или иного метода происходит сугубо индивидуально с учетом конкретной ситуации, в которой происходит воспитательное воздействие.

Хорошим примером современного воспитания, можно назвать  метод воспитания, основанный на любви, а не на страхе. («Позитивный» метод воспитания).

В прошлом детей контролировали при помощи давления, страха и чувства  вины. Чтобы мотивировать хорошее  поведение, детям внушали, что они  порочны и могут заслужить  хорошее отношение только послушанием. Сильнейшим сдерживающим фактором для  ребенка был страх потерять любовь и благосклонность родителей. Если этого оказывалось недостаточно, взрослые прибегали к более жестким  наказаниям, которые должны были пробудить  в ребенке еще больший страх  и сломить его волю. Непослушного ребенка нередко называли своевольным.  По иронии судьбы, с точки зрения позитивного воспитания основой для развития в ребенке духа сотрудничества, уверенности в себе и отзывчивости служит именно воспитание сильной воли.

Чтобы воспитать в ребенке дух  сотрудничества, уверенность в себе и отзывчивость, необходимо развивать его волю, а не ломать ее.

В прошлом цель воспитания состояла в том, чтобы привить детям  послушание. Позитивное воспитание направлено на то, чтобы вырастить волевого ребенка, но при этом склонного к  сотрудничеству. Чтобы добиться сотрудничества, нет нужды ломать его волю. Дети — с небес. Когда их сердца открыты, а воля получает необходимую подпитку, они больше склонны к сотрудничеству.

 

Цель позитивного воспитания —  вырастить волевого, но при этом готового к сотрудничеству ребенка.

Методы прошлого были нацелены на воспитание послушных детей. Позитивный подход направлен на воспитание отзывчивых детей, которые подчиняются правилам не из страха, но действуют спонтанно  и принимают решения, следуя велению  сердца. И если такие дети не лгут, то не потому, что это против правил, но потому, что они честны и справедливы. Мораль для них не является чем-то навязанным извне — она идет изнутри, воспитанная сотрудничеством с родителями.

Вместо того чтобы развивать  в детях послушание, позитивное воспитание стремится развить в них сострадательность.

Воспитательные методы прошлого были сосредоточены на том, чтобы приучить детей подчиняться. Позитивное воспитание стремится к созданию уверенных  в себе лидеров, способных творить  свою судьбу самостоятельно, а не просто следовать по стопам тех, кто идет впереди. Уверенные в себе дети отчетливо  осознают, кто они есть и чего хотят добиться.

Уверенные в себе дети меньше поддаются  давлению со стороны сверстников  и не испытывают потребности бунтовать.

Информация о работе Особенности семейного воспитания