Особенности семейного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 16:40, реферат

Описание работы

С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости... Отношения родителей между собой, их отношения к детям, внутрисемейная атмосфера - все это уже само по себе воспитывает личность. Дети переносят стиль семейных отношений в сферу общения с товарищами, в школу, во двор, а потом и повзрослев, в трудовые коллективы. Если в семье нет должной гармонии чувств, если ребенок подвержен влиянию безнравственной атмосферы, буйных, а нередко низменных страстей, эмоционально отрицательных проявлений в отношении к нему самому, то нередко в таких семьях семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………...2
Особенности семейного воспитания……………………...4
Стиль взаимоотношений в семье. Типы семей…………...9
Воспитательный потенциал семьи……………….............11
Проблемы семейного воспитания………………..............13

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 43.61 Кб (Скачать файл)

Сильные дети меньше поддаются давлению со стороны сверстников и не испытывают потребности бунтовать, чтобы утвердить  себя. Они думают своей головой, но при этом остаются от крытыми для помощи и поддержки со стороны родителей. Когда такие дети взрослеют, их не сковывают предрассудки окружающих. Они следуют своему внутреннему компасу и принимают решения самостоятельно.

Мир вокруг нас изменился — изменились и дети. Воспитание, основанное на страхе, больше не оказывает на них должного воздействия. Старые, основанные на запугивании  методы на самом деле лишь ослабляют родительский контроль. Угроза наказания только настраивает детей против родителей и побуждает их к бунту. Крик или удар уже не помогают установить контроль над ребенком, но просто убивают в нем желание слушать и сотрудничать. Родители стремятся к более полноценному общению с детьми, чтобы подготовить их к напряженной современной жизни, но, к сожалению, до сих пор используют при этом устаревшие методы воспитания.

Угроза наказания только настраивает  детей против родителей и побуждает  их к бунту.

В моем детстве и мои родители допускали такие же ошибки. Они всегда пытались контролировать меня при помощи угрозы наказания. Когда я противилась их воле, они восстанавливали контроль над ситуацией, грозя наказанием. Такой метод воспитания был в известной мере эффективным, но с возрастом, чем больше было угроз со стороны родителей, тем больше мне хотелось пойти наперекор их воле, если угроза не склоняла меня к послушанию, то родители прибегали к более веской угрозе.

Усугубление наказания не оказывает  желаемого влияния на ребенка, но только усиливает его негодование. Вследствии чего дети размышляют о том, как несправедливы родители, вместо того, чтобы проявлять стремление к сотрудничеству, они  начинают все сильнее от них отдаляться.

В былые времена наказание использовалось для того, чтобы сломать своевольного ребенка. Возможно, этот метод позволял добиваться от детей послушания в  прошлом, но не сейчас. Ныне дети гораздо  искушенней и разумнее, чем прежде. Они понимают, когда родители ведут  себя нечестно и оскорбительно, и  не склонны терпеть это. Они возмущаются  и бунтуют. А самое главное, наказания  и угрозы перекрывают каналы общения  между вами. Вместо того чтобы способствовать решению проблемы, родители становятся ее частью.

Используя наказание, родители становятся ребенку врагами, от которых нужно таиться, а не родителями, от которых можно ждать помощи.

Когда родители кричат на ребенка, это  только притупляет его способность  слушать. Чтобы добиваться успехов  в учебе, и — что еще важнее — конкурировать в условиях свободного рынка и строить прочные взаимоотношения  с окружающими, современному человеку необходимо в полной мере владеть  искусством общения. Лучше всего  ребенок учится этому искусству, когда выслушивает родителей, а  родители выслушивают его.

Дети прислушиваются к родителям, когда родители прислушиваются к  детям.

Что бывает, если включить музыку слишком  громко? Вы просто перестаете ее слышать. То же самое происходит и тогда, когда  родители постоянно чего-то требуют от своих детей. Когда современные родители кричат на детей, как делали их отцы и матери, это производит совершенно другое воздействие. Современный ребенок просто отключается, и взрослые утрачивают контроль над ним.

 

    1. Стиль взаимоотношений в семье. Типы семей.

Каждая семья обладает целым  комплексом психологических особенностей. Но общей для всех семей является, как правило, ярко выраженная эмоциональность внутрисемейных отношений. Именно высокая степень эмоциональной близости – это особое качество настоящей, крепкой семьи.

Современная многоступенчатая семья  может успешно выполнять свои функции, если в ней будут гармонично сочетаться  психологические особенности членов семьи всех поколений, благодаря чему они смогут заниматься формированием личности детей.

Семейные отношения – это  система взаимных требований и ожиданий, которые ориентированы во всех направлениях – и от старших к младшим  членам семьи, и от младших к старшим.

Большое значение для воспитательного  потенциала семьи имеют такие  ее составляющие, как образовательный  уровень родителей, общая культура, педагогическая активность, умение устанавливать  добрые отношения со всеми окружающими, структурный тип семьи, возраст  отца и матери.

Различают три основных стиля: авторитарный, демократический и либеральный.

Авторитарный стиль представляется как жесткое декларирование родителями требований, которые охватывают всю жизнь детей. В семье проявляются силовое давление, агрессия, диктат, черствость и холодность, бесцеремонная внимательность. Однако в семьях такого типа нет душевного единения, дружбы. Взрослые мало считаются с индивидуальностью ребенка, его возрастными особенностями, интересами и желаниями. Хотя дети растут «послушными», дисциплинированными, эти качества складываются у них без эмоционально-позитивного и осознанного отношения к требованиям взрослого. Чаще это слепое послушание основано на опасении быть наказанным. В результате у детей слабо развиваются самостоятельность, инициатива, творчество. Именно в таких семьях подростки чаще всего вступают в конфликты с родителями, отдаляются от семьи.

Либерализм в семье характеризуется полным безразличием членов семьи друг к другу, полным попустительством. Каждый из членов семьи живет своими делами, заботами, мыслями.

Демократизм основывается на взаимной заинтересованности, поддержке и взаимопомощи. При авторитарном стиле потребности детей подавляются, а при либеральном – игнорируются, то в демократической семье наблюдается постоянный, ненавязчивый контроль над развитием ребенка. В семьях с взаимоотношениями демократического стиля дети являются полноценными участниками жизни семьи, ее труда и отдыха. Родители стараются глубже познать своих детей, выяснить причины их дурных и хороших поступков. Взрослые постоянно обращаются к чувствам и сознанию ребенка, поощряют его инициативу, уважают его мнение. Вместе с тем дети достаточно хорошо знают значения слов «нельзя», «нужно». Демократический стиль семейного воспитания дает наибольший эффект в формировании у детей сознательной дисциплины, заинтересованности в делах семьи, в событиях окружающей жизни. Постепенно у детей формируются инициатива, находчивость, творческий подход к порученному делу. Наказания в таких семьях обычно не применяются – достаточно порицания или огорчения родителей.

Однако бывает, что в семье  внешне сложился демократический стиль  воспитания, но он не дает нужного эффекта. Так как родители нарушают важнейшие педагогические принципы, например им не удается определить в той или иной ситуации меру требовательности, организовать правильный режим дня детей или создать условия для посильного трудового вклада детей в жизнь семьи; они бывают непоследовательными в требованиях или у них нет единого подхода к каким-то семейным делам.

          Типы семей классифицируются по количеству детей:

  • многодетная,
  • малодетная,
  • однодетная,
  • бездетная.

По  составу:

  • Однопоколенная (только супруги);
  • Двухпоколенная  (родители + дети);
  • Неполная(только один из родителей воспитывает ребенка).

У педагогов  деление семей принято на «неблагополучные», «благополучные». Их признаки таковы:

  • В «благополучной» семье оба родителя работают, занимаются вопросами воспитания детей.
  • В «неблагополучные семьи», где явно просматриваются дефекты воспитания- постоянные окрики, наказание детей. Это создает надлм в душе ребенка, делает его ущербным, он не может найти свое место в семье, а потом и в жизни. Рождается новый тип семьи «новых русских» - высокообеспеченные и сверхобеспеченные. Социологи и психологи фиксируют в этих семьях наивысший кризис в семейных отношениях и воспитании детей.

 

    1. Воспитательный потенциал семьи.

Каждая  семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями. От этих возможностей и от того, насколько  обоснованно и целенаправленно  родители используют их, зависят результаты домашнего воспитания

Под воспитательным потенциалом семьи современные ученые понимают характеристики, отражающие разные условия и факторы жизнедеятельности семьи, определяющие ее воспитательные предпосылки: ее тип, структуру, материальную обеспеченность, место проживания, психологический микроклимат, традиции и обычаи, уровень культуры и образования родителей и др., и которые могут в большей или меньшей степени обеспечить успешное развитие ребенка.

Как всякий организационный процесс, семейное воспитание предусматривает определенную целеустремленность, наличие конкретных задач. Поскольку в нашем обществе интересы государства и родителей  в отношении воспитания подрастающего  поколения чаще всего совпадают, цели и задачи общественного и  семейного воспитания в основном также являются идентичными, следовательно, главную цель воспитания детей в  семье составляет всестороннее развитие личности, сочетающее в себе духовное богатство, моральную чистоту и  физическое совершенство. Достижением  этой цели является осуществление таких  задач, как физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание.

В семейном воспитании важное место занимает забота о здоровье ребенка, его физическая подготовка, закаливание, развитие силы, ловкости, быстроты, выносливости. Здоровый, физически развитый человек, способен более успешно заниматься умственным и физическим трудом, у него обычно хорошее и бодрое настроение, он, как правило, доброжелателен к окружающим, готов прийти на помощь, острее воспринимает красоту, и сам стремится все делать красиво. Главное – пример родителей.

Воспитание  детей в семье необходимым  компонентом включает умственное развитие. Первые обращения матери к младенцу уже заключают начала умственного воспитания. Дальнейшее обучение речи, рассказывание сказок, чтение книжек, стимулирование, поощрение детской любознательности, ответы на вопросы ребенка, соответствующие разъяснения и т. д. – все это отвечает интересам развития мышления, памяти, внимания, воображения, служит важной задаче подготовки обучения в школе.

Родители  должны много внимания уделять нравственному воспитанию детей, поскольку в повседневной жизни постоянно и неизбежно возникают разнообразные проблемы, связанные с поведением, взаимоотношениями между людьми. Именно в семье дети главным образом постигают азбуку нравственности, усваивают, что такое хорошо и что такое плохо, учатся проявлять доброжелательность к людям, оказывать посильную помощь. По мере взросления ребенка моральные требования к нему значительно возрастают и углубляются. Нравственное воспитание в семье предполагает формирование любви к родному краю, своему Отечеству, гуманности, чувства товарищества, честности, справедливости, ответственности. И здесь играют большую роль не только и не столько специальные беседы и разъяснения, сколько организация всей жизни ребенка в соответствии с принципами общечеловеческой морали, повседневная практика надлежащего поведения.

Чрезвычайно ответственное место в системе  семейного воспитания принадлежит трудовому воспитанию детей. С раннего возраста ребятишки, как правило, в меру своих возможностей, стремятся участвовать в домашних делах, помогать взрослым, в своих играх имитировать различные виды труда. Важная задача родителей – не отбивать у детей охоту к трудовым занятиям, поощрять их в этом отношении, оказывать всяческое содействие. Доступные формы самообслуживания, участие в домашних хлопотах, вооружение ребенка разнообразными трудовыми умениями и навыками, разъяснение роли труда в жизни человека и общества, ознакомление с профессиями, поощрение участия в общественно полезном труде – все это весьма существенно для подготовки добросовестного труженика, способного в будущем обеспечить себя и свою семью всем необходимым и принести пользу обществу.

Среди конкретных направлений всестороннего развития личности ребенка в условиях семьи  немаловажную роль играет эстетическое воспитание. Тесно связанное с другими сторонами воспитания, оно способствует к приобщению детей к прекрасному, учит воспринимать и ценить красоту в жизни, природе, искусстве, приучает их творить по законам красоты. В этих целях родители должны использовать занятия рисованием, лепкой, совместное прослушивание музыки, песен, обучение ребенка игре на музыкальных инструментах, посещение театров, музеев, экскурсий по родным местам, выставок и многое другое. Задача семьи – воспитать не только потребителей, созерцателей прекрасного, но и активных участников его созидания во всех возможных областях и сферах.

 

4. Проблемы семейного воспитания.

Неизбежной  стороной семейной жизни являются конфликты. Причин их возникновения может быть много: расхождение мнений по поводу способов отдыха, относительно воспитания детей, распределения денег и т. д.

Под семейным конфликтом понимается возникшая ситуация неразрешенного противоречия, в которой члены семьи испытывают острые эмоциональные переживания, находятся в состоянии психологического дискомфорта и пытаются решить возникшую проблему односторонне, бескомпромиссными путями и методами.

Конфликт, как правило, порождается целым  комплексом причин. Но по ведущему, основному  мотиву, конфликты можно сгруппировать, положив в основу их возникновения следующие причины:

• эгоизм одного или обоих супругов;

• завышенные материальные потребности одного или обоих супругов;

• завышенная самооценка одного или обоих супругов;

• несовпадение представлений супругов о роли мужа, жены, матери, отца, главы семьи;

Информация о работе Особенности семейного воспитания