Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 18:32, контрольная работа
1. Воспитание детей в многодетной семье
2. Воспитание детей в неблагополучных семьях
3. Воспитание детей в неполной семье.
4. Педагогическое просвещение родителей.
5. Составление терминологического словаря по теме.
Практика №11
Тема: Особенности
семейного воспитания
1. Воспитание детей в многодетной семье
2. Воспитание детей в неблагополучных
семьях
3. Воспитание детей в неполной семье.
4. Педагогическое просвещение родителей.
5. Составление терминологического словаря
по теме.
1. Воспитание детей
в многодетной семье
Процесс воспитания детей в многодетной
семье имеет как свои положительные, так
и отрицательные характеристики. При этом
процесс социализации детей в такой семье
имеет свои проблемы и трудности. В идеале,
воспитание в многодетной семье приводит
к формированию разумных потребностей,
а так же умению считаться с нуждами других.
Здесь не должно быть места эгоизму, потому
что никто из детей не имеет привилегированного
положения. Соответственно при правильном
воспитании не будут формироваться асоциальные
черты. У детей в многодетных семьях большая
возможность общения, что в последующем
помогает им в процессе социализации.
Если проводить воспитание детей в многодетных
семьях правильно, у детей с самого раннего
возраста будут формироваться такие важные
качества, как ответственность, уважение,
соблюдение социального порядка, толерантностью.
Зачастую дети из многодетных семей более
подготовлены к супружеской жизни и самостоятельности.
Они уже с детства умеют преодолевать
различные межличностные конфликты и
не имеют какие-либо завышенные требования.
Но в то же время воспитание
детей в многодетной семье
имеет свои подводные камни, потому
что это сложный и
2. Воспитание детей
в неблагополучных семьях
Как правило, дети в неблагополучных
семьях вырастают замкнутыми. Они не привыкли
делится своими эмоциями или переживаниями,
никому не доверяют и считают окружающих
врагами. Такая форма поведения стандартна,
ведь родители никогда не прислушивались
к их проблемам и желаниям, что сформировало
негативный взгляд на мир. Обычно воспитание
детей в неблагополучных семьях влечет
к психологическим травмам, которые уже
могут быть неисправимы в будущем. Если
ваша семья не употребляет алкоголь или
наркотики, это еще не означает, что она
благополучная. Семьи делятся на явные
и скрытые формы. К явным можно отнести
семьи с алкогольной и другой зависимостью
или конфликтные семьи. К скрытым формам
относят семьи, в которых прослеживается
соперничество между родителями в воспитании
или материальном обеспечении, семьи с
мнимым сотрудничеством, семьи с изоляцией
родителей, в которых каждый живет своей
жизнью и семьи и семьи которые полностью
направлены на успех ребенка. Что касается
воспитания ребенка в семье с явными проблемами,
то искоренив основную проблему – семья
в большинстве случаев становится благополучной.
Но родители часто забывают о своем долге
перед родившемся человеком и пускают
все на самотек. Лишь малый процент детей,
выросших в таких семьях заводят свою
счастливую семью. Дети подражают своим
родителя, даже если сами этого не хотят.
Они усваивают ту форму поведения, которую
им демонстрировали в детстве, и другая
для них не приемлема. В семьях со скрытыми
проблемами вырастают на первый взгляд
общительные и психологически устойчивые
дети. Но это лишь на первый взгляд. Соперничество
в семье – родители постоянно выясняют
кто должен занимать главенствующую роль
и принимать решения. В таких условиях
дети вырастают без традиционных семейных
условий, конфликт – это норма поведения,
а в будущем он будет стараться занять
лидирующее место в семейных отношениях. Мнимое сотрудничество.
Здесь основной конфликт прикрыт кажущейся
гармонией и взаимопониманием в семейных
отношениях, пока желания одного из супругов
не начинают противоречить устоем и желаниям
второго. Здесь ребенок не будет искать
компромисс в будущих отношениях с обществом,
а диктовать свои условия. Изоляция. Эмоциональное
отчуждение супругов влечет к их семейному
отчуждению. Они начинают вести семейное
хозяйство отдельно и интересуются друг
другом на уровне бытовых проблем. Человек,
выросший в таких условиях, не знает что
такое моральное переживание за близких,
семейный быт и настоящая крепкая семья.
3. Воспитание детей
в неполной семье
Воспитание без папы. Папа ушел. Самый
худший вариант из всех возможных, по мнению
психологов. Такая «материнская семья»
требует психологической помощи на самых
ранних этапах. В этой ситуации все в руках
женщины. Если она неправильно себя поведет,
то ее ребенку грозят в будущем серьезные
психологические проблемы. Вариант первый:
папа плохой, он вас не любит. Такое отношение
к ушедшему папе у мальчика может обострить
чувство «неполноценности» и неуверенности
в себе: раз у меня такой плохой папа –
я такой же? Опасна такая ситуация и для
девочки, которая в будущем не сможет положиться
на мужчину, ведь в детстве она слышала,
что все они плохие, да и на самом деле:
как мог папа бросить ее и маму? Зачем женщине
такие мужья? Вариант второй: «перетягивание
канатов». С одной стороны общение ребенка
с отцом необходимо, но маленькие дети
очень тяжело воспринимают момент прощания,
когда папа уходит, а уж тем более, если
к другой семье. Ребенок чувствует себя
ненужным и покинутым, родители – виноватыми.
Чтобы хоть как-то искупить свои вину и
показаться лучше в глазах своего чада
– начинают «забрасывать» подарками.
Ничто материальное не способно заменить
чувства, однако некоторые дети начинают
пользоваться сложившейся ситуацией,
манипулируя разведенными родителями.
Не трудно догадаться, кто в последствие
вырастет из этого малыша. Вариант
третий: новый папа. С одной стороны многие
психологи советуют одинокой женщине
с ребенком устраивать личную жизнь путем
нового замужества. Возможно, этот шаг
поможет избежать материальных трудностей
(но не факт!), однако принесет ли это пользу
ребенку? Папа неизвестен.
Как много сегодня женщин, которые изначально
решают рожать и растить ребенка самой,
без папы. Причины на то у каждой свои,
и трудно осуждать их выбор. Однако психологи
бьют тревогу: дети из таких семей самые
трудные, самые эгоистичные, или самые
неуверенные. Нет, конечно же, всегда есть
исключения из правил, но статистика –
вещь упрямая. Неполная семья этой условной
категории, сталкивается с теми же трудностями,
что и предыдущие «модели» семей. Если
одинокой матери приходится преодолевать
материальные трудности – ребенок оказывается
без внимания, которое ему просто необходимо.
Если же вопрос финансов решен (чаще всего
рождают деток «себе» состоятельные дамы)
– возникает угроза избалованности, чрезмерной
опеки, которые влекут за собой массу комплексов.
Воспитание без мамы. Говорят, что если
ребенок растет без отца – он полусирота,
если же с отцом, но без матери – тогда
малыш круглая сиротушка. И не зря, ведь
ни один в мире папа (даже самый идеальный)
не связан с малышом такими крепкими, невидимыми
узами, как мама. Связь между мамой и ребенком
необъяснима, и она завязывается уже в
период беременности. Исследователи доказали,
что ребенок чувствует маму на далеком
расстоянии, ему передаются ее эмоции
и чувства. А теперь представьте, что эта
связь оборвалась… Дети, которых воспитывали
отцы, часто становятся неуправляемыми,
истеричными, капризными и упрямыми или
же, наоборот, угрюмыми, запуганными и
замкнутыми. У таких детей чаще всего возникает
чувство зависти и одиночества, наблюдается
неумение строить отношения со сверстниками,
а в будущем и с лицами противоположного
пола для создания семьи.
Всего этого избежать возможно простыми
способами:
•Говорите с ребенком! Как можно чаще
и обо всем на свете. Будьте ему другом.
•Хвалите ребенка! Но в меру и по делу.
•Будьте с ним правдивы! Никогда не избегайте
разговоров о папе или маме, которые живут
отдельно.
•«Покупайте» ребенка любовью и заботой,
а не игрушками.
•Ищите помощника в воспитании (бабушка,
дедушка, дядя или тетя, крестный или крестная…).
4. Педагогическое
просвещение родителей
Действенным средством оказания
помощи семье в воспитании детей является
организация педагогического просвещения
родителей, так как многие беды семейного
воспитания обусловливаются незнанием
элементарных педагогических истин работы
с детьми. В последние годы
сложился так называемый родительский
всеобуч. Целью педагогического всеобуча
является проведение научно-методической
работы, которая охватывает разнообразные
формы популяризации психолого-педагогических
знаний среди родителей. Психолого-педагогические
знания по воспитанию детей дошкольного
возраста родители получают в специальных
семинарах при детских садах, затем работу
в этом направлении проводит школа. Для
педагогического просвещения родителей
в школах создаются лектории по семейному
воспитанию, народные университеты педагогических
знаний. В них читаются лекции и доклады
на психолого-педагогические темы, проводятся
методические конференции и семинары
по обмену опытом семейного воспитания,
организуются выставки литературы по
педагогике и психологии, просмотр и обсуждение
кинофильмов по проблемам воспитания
и т.д. Тематика различных видов и форм
педагогического просвещения разрабатывается
в расчете на воспитательную работу c учащимися
определенного возраста и усложняется
по мере перехода школьников в следующие
классы. Таким образом, родители получают
педагогические знания, рассчитанные
на воспитание детей того или иного возраста
и того класса, в котором обучается их
сын или дочь. Педагогическое
просвещение осуществляется также на
предприятиях, по месту работы родителей.
Для родителей делаются доклады по важнейшим
вопросам воспитания детей, проводятся
научно-педагогические конференции, оформляются
стенды и специальные уголки, посвященные
проблемам работы с детьми. Активное участие
в этой аботе принимают учителя школ, классные
руководители и организаторы внеклассной
и внешкольной работы с учащимися. Рассмотрим основные
формы и методы работы учителя, классного
руководителя с родителями учащихся. Вся работа школы с семьей
делится на две основные группы: коллективные
и индивидуальные. К коллективным формам
работы относятся педагогический лекторий,
научно-практическая конференция, родительское
собрание и др. Цель педагогического
лектория - привлечение внимания родителей
к современным проблемам воспитания. Эта
форма предполагает вооружение родителей
систематическими знаниями основ теории
воспитания.
Педагогический всеобуч
лучше начинать в I - II классах, так
как здесь закладывается
Традиционными становятся в школах итоговые годовые научно-практические конференции родителей по проблемам воспитания. Определяется назревшая проблема семейного воспитания. Проводится ее изучение в школе и в семье по темам: «Трудовое воспитание детей», «Самый короткий путь к добру - через прекрасное» и др.
Классные родительские собрания
- традиционная форма работы. Между
тем методика проведения собраний нуждается
в совершенствовании. Один из подходов
к организации классных собраний
- проблемная формулировка тем собраний,
например: «Избавление от трудностей
или столкновение с ними помогает
воспитывать детей?», «Можно ли опоздать
с воспитанием доброты, отзывчивости?»
и др. Но должна быть не только проблемная
формулировка, но и заинтересованное
проведение собрания. Этому может
помочь заранее составленный вопросник.
Например, на собрании «Избавление
от трудностей или столкновение с
ними помогают воспитанию детей?» могут
быть поставлены вопросы: - Припомните,
какие жизненные трудности закаляли ваш
характер, вырабатывали волю.
- Припомните и охарактеризуйте состояние
вашего ребенка (речь, поступки, чувства
и настроение, результаты действия), когда
он столкнулся с настоящей трудностью.
- Часто ли вы видите своего ребенка в ситуации
преодоления трудностей?
Индивидуальным формам работы
принадлежит ведущая роль в работе
с родителями. Некоторые формы
индивидуальной работы уже были названы
(посещение семьи, педагогическое поручение).
К ним относятся и
СРСП №11
Психолого-педагогическая
профилактика девиантного поведения
Отклоняющееся поведение – это система
поступков или отдельные поступки, противоречащие
принятым в обществе правовым или нравственным
нормам. Следовательно, девиантным является
поведение, отклоняющееся от установленных
обществом норм и стандартов, будь то нормы
психического здоровья, права, культуры,
морали, а также поведение, не удовлетворяющее
социальным ожиданиям данного общества
в конкретный период времени.
К основным условиям и причинам
возникновения девиантного поведения
подростков, как правило, относят:
1. Индивидуально-психологические особенности,
способствующие формированию девиаций
поведения: нарушения в эмоционально-волевой
сфере. Такие особенности, чаще всего,
если не являются патологическими, формируются
в результате неудовлетворительного,
ошибочного воспитания в семье, в результате
различного рода нарушений детско-родительских
отношений.
2. Акцентуации (чрезмерно выраженные отдельные
черты) характера подростка как крайний
вариант нормы, при которой отдельные
черты характера подростка чрезмерно
усилены, при этом существует избирательная
уязвимость в отношении определенного
рода психогенных воздействий при хорошей
и даже повышенной устойчивости к другим.
При определенном стечении обстоятельств
такие подростки неожиданно иначе, чем
другие, реагируют на явления окружающей
жизни, неадекватно поступают, казалось
бы, в стандартной ситуации.
3. Бурно протекающий подростковый кризис,
стремление к взрослости на фоне противоречий
физиологического и психического развития
(отсюда и неадекватность реакций во взаимоотношениях
с окружающими и противоречивость в действиях
и поступках). Часто неадекватное, вызывающее
поведение несовершеннолетних в подростковом
возрасте (что, собственно, является нормой
в этом возрасте) в результате неправильного,
неграмотного реагирования родителей,
учителей и других взрослых закрепляется
и укореняется. При этом следует отметить,
что часто взрослые не в состоянии грамотно
реагировать на поведение подростков
из-за своих собственных комплексов. Подростковый
возраст детей в первую очередь обнажает
психологические проблемы их родителей.
4. Негативное влияние стихийно-группового
общения в формировании личности подростков.
Основным видом деятельности подростков
является общение, хотя они в своем большинстве
и не умеют это делать грамотно и конструктивно.
Примечательно также, что грамотно и конструктивно
общаться их специально никто и не учит,
поэтому основными источниками научения
являются семейные и «киношные» образцы
общения. Очень велико влияние референтной
группы подростков, так как процесс освоения
ими общественных норм и ценностей происходит
через неформальную группу. Отверженность
в семье, изоляция в классном коллективе
вынуждают искать среду обитания вне больших,
организованных коллективов, в кругу себе
подобных, в сфере стихийно-группового
общения. Последнее же является важным
фактором социализации несовершеннолетних,
здесь подростки находят условия и возможности
для собственной самореализации и самоутверждения.
Стихийно-групповое общение ведет к усилению
девиантного поведения, но, как показывают
практика и научные исследования, все
зависит от характера и направленности
группы: если групповое общение имеет
антиобщественную, криминальную направленность,
то и характер девиантного поведения подростка
будет усугубляться, а его деятельность
приближаться к криминальной, общественно
опасной.
5. Социально-педагогические причины, среди
которых выделяются семья (родительская)
и школа. Противоречивость внутрисемейного
общения и отношений в подростковом возрасте
особенно остро проявляется в функционально
несостоятельных семьях, не выполняющих
или выполняющих формально свою ведущую
функцию – воспитание полноценного человека.
К таким относятся криминальные, конфликтные,
педагогически несостоятельные, педагогически
пассивные, антипедагогические семьи.
Но и в функционально-состоятельных семьях
подростковый возраст создает множество
проблем, неправильное их решение приводит
к девиациям в поведении подростков. Школа,
как правило, подхватывает ошибки родителей
во взаимодействии с подростками и усугубляет
их, закрепляя тем самым девиантное поведение
несовершенолетних.
6. Школьная дезадаптация также является
одной из причин появления девиаций поведения,
как правило, агрессивной и социально-пассивной
направленности. Педагогические ошибки,
особенно на ранних этапах обучения, порождают
психосоциальные проблемы личности дезадаптирующего
характера, которые, не будучи разрешенными
в младшем школьном возрасте, становятся
основой для всевозможных отклонений
психосоциального развития несовершеннолетних
и в подростничестве резко изменяют поведение
несовершеннолетних в негативную сторону:
агрессия, склонность к употреблению психоактивных
веществ и уходу в виртуальный мир (компьютерная
и интернет-зависимости), самовольные
уходы из дома и школы на длительное время,
отказ от обучения и т. д.
Таким образом, к отклоняющемуся (девиантному) поведению относятся различные действия подростков агрессивного, антисоциального, аддиктивного характера (алкоголизм, токсико- и наркомания), различные правонарушения и такие типично подростковые реакции, как оппозиция, побеги из дома, группирование со сверстниками. Последние формы обычно не носят патологический характер и должны с взрослением исчезать.
Возникшее у подростка
чувство взрослости проявляется
как субъективное переживание готовности
быть полноправным членом коллектива
взрослых. Подросток начинает чувствовать
себя взрослым, стремится им быть и
считаться. Своеобразие заключается
в том, что подросток отвергает
свою принадлежность к детям, но полноценной
взрослости еще нет, хотя проявляется
потребность в признании ее окружающими.
Претензии подростка на новые
права распространяются прежде всего
на сферу его отношений со взрослыми.
Он начинает сопротивляться требованиям,
которые раньше выполнял; обижается
и протестует при попытках ограничить
его самостоятельность. У него обнаруживается
обостренное чувство
Специфика данного возраста
хорошо описывается с применением частицы
«НЕ»:
НЕ хотят учиться так, как могут;
НЕ хотят слушать никаких советов;
НЕ убирают за собой;
НЕ делают домашние дела;
НЕ приходят вовремя.
В это время они бросаются в активное узнавание
различных аспектов жизни, активное опробование
своих новых ролей. Им не нужны ничьи советы,
ведь им необходимы собственные ошибки.
Таким образом, фундаментальным
приоритетом в проблеме девиантного
подросткового поведения является профилактическое
направление в деятельности всех структур,
звеньев, специалистов, причастных
к ее решению. Известно, что профилактика
девиантного поведения связана с необходимостью
выделения факторов риска, в числе которых
важно отметить, прежде всего, макросоциальные
и макроэкономические условия: затянувшийся
экономический кризис; резкие изменения
в социальном устройстве общества; незавершенность
разработки правовой базы; экологическая
и демографическая катастрофы; активная
социокультурная интервенция Запада и
Востока, детерминирующие деструкции
традиционных социальных, культурных,
поведенческих стереотипов, утрата ценностных
ориентиров и идеалов, разрушение духовной
целостности субъекта жизнедеятельности,
фрустрированность базовых потребностей
человека. В числе социально-педагогических
факторов риска важно отметить безнадзорность,
семейную и педагогическую запущенность,
продуцирующие конфликтогенное сознание
и в своих крайних проявлениях извращенное
восприятие мира. В числе психологических
факторов важное место на подростковом
этапе занимают подростковые поведенческие
реакции: эмансипации, группирования со
сверстниками, увлечения, хобби, формирующиеся
сексуальные влечения и др. Основным
мотивом подростковой группы риска является
именно поисковая деятельность, стремление
познать необъятное, а также групповое
мнение и групповое поведение. Вовлечению
подростков в группу риска способствуют
также отсутствие информированности о
нормативном развитии и искаженные сведения
о действии наркотических средств и о
последствиях их применения. При этом
запретные меры по их употреблению усиливают
влечение и способствуют включению подростков
в группу риска.
Приведенные выше факторы позволяют наметить
основное направление профилактики в
психолого-педагогической работе среди
детей, подростков и их родителей ⎼ это просветительская деятельность,
но не в плане «страшилок по поводу …»,
которые малоэффективны, а порой приводят
к обратному результату, являясь средством
извращенного самоутверждения. Основной
формой работы с подростками должно стать
обучение «тактике отказа» (умению сказать
нет) в любых жизненных ситуациях.
Другим, не менее важным аспектом психолого-педагогической
деятельности является формирование здоровых
поведенческих стереотипов путем оживления
позитивной поисковой деятельности, развитие
любознательности, кругозора. Формирование
ценностности развития на основе приобщения
к истинным, классическим ценностям
культуры и социальной жизни. В связи с
этим для успешной социализации подростков
с девиантным поведением весьма актуальными
оказываются следующие задачи: