Особенности социально-педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 19:25, контрольная работа

Описание работы

В нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов. В России частота детской инвалидности за последнее десятилетие увеличилось в два раза. Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками.

Содержание работы

введение……………………………………………………………………
1. Теоретические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями………………..
2. Дети с ограниченными возможностями, сущность и содержание……………………………………………………………….
2.1. Социальная работа с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями…………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………….

Файлы: 1 файл

контрольная соц.п-ка.docx

— 42.44 Кб (Скачать файл)

 

 

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ  ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

САМАРСКИЙ ФИЛИАЛ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра общей  и практической психологии

 

 

Письменная контрольная  работа.

Дисциплина: Социальная педагогика.

 Тема: Особенности социально-педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями.

Работу  выполнила: студентка 2 курса

психолого-педагогического  факультета

 

 

 

 

 

 

 

 

Самара 2013

содержание

    

введение……………………………………………………………………

1. Теоретические основы социальной реабилитации детей с ограниченными  возможностями………………..

2. Дети с ограниченными возможностями,  сущность и содержание……………………………………………………………….

2.1. Социальная работа  с семьями, воспитывающими детей  с ограниченными возможностями…………………………………………………………………

  Заключение………………………………………………………………

  Список литературы………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                  

                                                              

 

Введение

 

 

В нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов. В России частота детской инвалидности за последнее десятилетие увеличилось в два раза. Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками.               

  Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.п.).Актуальность темы предполагает обсуждение вопросов касающихся содержания и технологии социальной работы с детьми с ограниченным возможностям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические аспекты социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями

 

Дети-инвалиды входят в более широкую группу, обозначаемую целой серией формулировок, несущих определенный смысл, но не всегда отражающих состояние детей и проблемы, вытекающие из этого состояния: «дети с особыми потребностями», «дети с отклонениями (нарушениями) в развитии», «дети с ограниченными возможностями», «особые» дети. Эти термины используются в сфере профессионалов с целью замещения понятия «инвалид» другими, не привносящими унизительный смысл в характеристику детей, чья жизнь отличается от традиционного понятия детства и нередко наполнена физической болью и душевными страданиями.

В настоящее время не существует единых принципов классификации нарушений развития. Лапшин В.А. и Пузанов Б.П., авторы одной из наиболее известных классификаций нарушений развития чаще всего, используемых на практике, выделяют следующие группы:

  • дети с сенсорными нарушениями (нарушения слуха и зрения);
  • дети с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость и     задержки психического развития);
  • дети с нарушениями речи;
  • дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • дети с комплексными (комбинированными) дефектами развития;
  • дети с искаженным (дисгармоничным) развитием.

 

Инвалидность у  детей означает существенное ограничение жизнедеятельности,  она способствует социальной дезадаптации ,которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений,  требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.). Но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социальной реабилитации.

В представлении Е.И. Холостовой – реабилитация – комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности. Этот процесс нацелен не только на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде, но и самой социальной среды, условий жизнедеятельности, нарушенных или ограниченных по каким-либо причинам.

По мнению Дементьевой Н.Ф. – реабилитация – процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на более полную компенсацию ограничения жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья, со стойким расстройством функций организма.

Осуществление социальной реабилитации в значительной мере зависит от соблюдения ее основных принципов. К  ним следует отнести: этапность,  дифференцированность, комплексность, преемственность, последовательность, непрерывность в проведении реабилитационных мероприятий, доступность и преимущественную бесплатность для наиболее нуждающихся.

В рамках комплексной реабилитационной деятельности можно выделить различные уровни, в их числе:

  • медико-социальный,
  • профессионально-трудовой,
  • социально-психологический,
  • социально-ролевой,
  • социально-бытовой,
  • социально-правовой.

 

Реабилитация инвалидов с детства, особенно детей-инвалидов, имеет свои особенности, т. к. она должна обеспечить с учетом того, что речь идет о растущем организме, развитие всех систем и функций, предупредить задержку в росте и развитие ребенка. Поэтому под реабилитацией инвалидов детства с учетом основополагающих и методологических положений реабилитации, принято принимать систему медицинских, педагогических, психологических, социально-экономических и др. мероприятий, которые направлены на ликвидацию или коррекцию патологических изменений, нарушающих нормальный ход развития организма ребенка. И на максимально полную и раннюю социальную адаптацию ребенка, на формирование у него положительного отношения к жизни, обществу, семье, обучению, трудовой деятельности.

 

В современной теории социальной работы выделяют следующие виды реабилитации инвалидов:

  1. медицинская,
  2. социально-средовая,
  3. профессионально-трудовая,
  4. психолого-педагогическая,
  5. социальная;
  6. социокультурная.

При проведении реабилитационных мероприятий необходимо учитывать психосоциальные факторы, приводящие в ряде случаев к эмоциональному стрессу, росту нервно-психической патологии и возникновению так называемых психосоматических заболеваний, а зачастую – проявлению девиантного поведения. Биологические, социальные и психологические факторы, взаимно переплетаются на различных этапах адаптации ребенка к условиям жизнеобеспечения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. дети с ограниченными возможностями,  сущность и содержание.

 

Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями – одна из наиболее важных и трудных задач современных систем социальной помощи и социального обслуживания. Неуклонный рост числа инвалидов, с одной стороны, увеличение внимания к каждому из них – независимо от его физических, психических и интеллектуальных способностей, с другой стороны, представление о повышении ценности личности и необходимости защищать ее права, характерное для демократического, гражданского общества, с третьей стороны, - все это предопределяет важность социально-реабилитационной деятельности.

Социальная адаптация предполагает активное приспособление инвалида к условиям социальной среды, а социальная автомизация – реализацию совокупности установок на себя; устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, ее самооценке. Решение задач социальной адаптации и социальной автомизации регулируется кажущимися противоречивыми мотивами «быть со всеми» и «оставаться самим собой». В тоже время человек с высоким уровнем социальности должен быть активным, т.е. у него должна быть сформулирована реализуемая готовность к социальным действиям.

Процесс социальной реабилитации , даже при благоприятном стечении обстоятельств, разворачивается неравномерно и может быть чреват рядом сложностей, тупиков, требующих совместных усилий взрослого и ребенка. если сравнить процесс социализации с дорогой, по которой должен пройти ребенок из мира детства в мир взрослых, то она не везде выложена ровными плитами и не всегда сопровождается четкими дорожными указателями, на ней есть участки с оврагами и сыпучими песками, шаткими мостиками и развилками.

 

2.1. Социальная работа с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями.

 

Все люди мечтают о счастливой судьбе – об образовании, любимой работе, замечательной семье, своей востребованности. реальность же нередко вносит коррективы в эти мечты. Одно из самых тяжелых его испытаний – утрата здоровья и связанная с ним инвалидность.

В декларации о правах инвалидов говорится, что эти люди имеют неотъемлемое право на уважение их человеческого достоинства. Инвалиды, каковыми бы ни были происхождения, характер и серьезность их увечий и недостатков, имеют те же основные право, что и их сограждане того же возраста. Это, прежде всего, означает, что у них есть право на удовлетворительную жизнь и меры, которые могут помочь им обрести максимальную самостоятельность.

Здоровье и благополучие детей – главная забота семьи, государства и общества. Первоосновой защиты детства выступает правовая база. Она включает международное законодательство, российские государственные законы и местные положения, инструкции и методики.

Семьи в процессе воспитания, становления социальной интеграции ребенка-инвалида сталкиваются с большим числом трудностей. Прежде всего это оказание помощи детям, переживающим свою незащищенность, общественное пренебрежение. Порой сами близкие люди ребенка-инвалида пребывают в состоянии хронического стресса, вызванного его болезнью, обстоятельствами лечения, воспитания, обучения, профессионального становления. В целом переживают за его будущее. Все это затрудняет социальную интеграцию ребенка, имеющего ограниченные возможности в среду его здоровых сверстников. В такой ситуации социальный работник оказывают содействие семье в решении всех этих проблем. При этом его работа ведется в тесном сотрудничестве с социальными партнерами из здравоохранения, образования, культуры, соцзащиты и т.д.

Социальный работник, занимающийся проблемами детей-инвалидов, находится в постоянном поиске новых эффективных форм, методов и средств социальной реабилитации, опирается на новейшие технологии, исследования и обратную связь от объекта реабилитации. Сотрудники учреждений соцзащиты стремятся к тому, чтобы каждый ребенок с ограниченными возможностями смог реализовать себя в соответствии со своими способностями, интересами, навыками и потребностями.

Анализ жизнедеятельности детей и семей, имеющих детей-инвалидов, специальное изучение навыков самообслуживания и бытового труда детей обнаружило их весьма сниженный характер. Значительно страдает коммуникативная деятельность детей с ограниченными возможностями: практика их общения со сверстниками взрослыми чрезвычайно бедна и замыкается на близких родственниках.

Особенность и новизна подходов должна быть заключена в реабилитации детей-инвалидов в том, что система реабилитационных мероприятий направлена на всю семью. Учитывая, что социально-реабилитационная работа только с ребенком мало эффективна, а традиционные подходы в работе с родителями не меняют внутреннего мира семьи, разрабатываются новые методики семейно-групповой коррекционно-оздоровительной работы, интегрирующей различные приемы игровой, творческой, коллективной психокоррекции, психогимнастики, логоритмики, арттерапии, имаготерапии.

Особое внимание должно уделяться знакомству родителей с нормативными документами, социальными гарантиями и льготами детей-инвалидов и их семей. Таким образом, для успешного достижения цели реабилитации: социальной адаптации ребенка-инвалида необходимо решение ряда медико-социальных, социально-психологических и психолого-педагогических проблем не только детей, но и их родителей, а также активное включение семьи в реабилитационный процесс.

Информация о работе Особенности социально-педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями