Особенности социально-педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 19:25, контрольная работа

Описание работы

В нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов. В России частота детской инвалидности за последнее десятилетие увеличилось в два раза. Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками.

Содержание работы

введение……………………………………………………………………
1. Теоретические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями………………..
2. Дети с ограниченными возможностями, сущность и содержание……………………………………………………………….
2.1. Социальная работа с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями…………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………….

Файлы: 1 файл

контрольная соц.п-ка.docx

— 42.44 Кб (Скачать файл)

Человек, имеющий инвалидность, имеет право на включение во все аспекты жизни общества, на независимую жизнь, самоопределение, свободу выбора, как все другие люди.

Помочь ему реализовать это право, призвана система социальных служб, которой пока в государстве нет, но которая создается и апробируется.

Программа реабилитации – это система мероприятий, развивающих возможности ребенка и всей его семьи, которая разрабатывается командой специалистов (состоящей из врача, социального работника, педагога, психолога) вместе с родителями. Во многих странах такой программой руководит один специалист – это может быть любой из перечисленных специалистов, который и отслеживает и координирует реабилитационную программу (специалист-куратор). Такая система мероприятий разрабатывается индивидуально для каждого конкретного ребенка и семьи, учитывая как состояние здоровья и особенности развития ребенка, так и возможности и потребности семьи. Программа реабилитации может разрабатываться на различный срок – в зависимости от возраста и условий развития ребенка.

При этом остальным членам семьи необходимо разбираться в тонкостях детского развития, учиться общению друг с другом и с малышом, чтобы не усугубить первичные дефекты развития неблагоприятными воздействиями извне. Поэтому в программу реабилитации будут входить организация благоприятного окружения ребенка (включая обстановку, специальное оборудование, способы взаимодействия, стиль общения в семье), приобретение новых знаний и навыков родителями ребенка и его ближайшим окружением.

После начала выполнения программы осуществляется мониторинг, т.е. регулярное отслеживание хода событий в виде регулярного обмена информацией между специалистом-курьером и родителями ребенка. При необходимости куратор содействует родителям, помогает преодолевать трудности, ведя переговоры с нужными специалистами, представителями учреждений, разъясняя, отстаивая права ребенка и семьи. Куратор может посещать семью, чтобы лучше разобраться в трудностях, возникающих при выполнении программы. Таким образом, программа реабилитации есть цикличный процесс.

Что же значить работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство – эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий. Остановимся на последнем понятии – «партнерство», поскольку оно наиболее точно отражает идеальный тип совместной деятельности родителей и специалистов. Партнерство подразумевает полное доверие, обмен знаниями, навыками и опытом помощи детям, имеющим особые потребности в индивидуальном и социальном развитии. Партнерство – это стиль отношений, который позволяет определять общие цели и достигать их с большей эффективностью, чем, если бы участники действовали изолированно друг от друга. Установление партнерских отношений требует времени и определенных усилий, опыта, знаний.

Взаимодействие с родителями предполагает некоторые сложности. Нужно быть готовым к трудностям и разочарованиям. Снятие межличностных или культурных барьеров, уменьшение социальной дистанции между родителем и социальным работником (или любым другим специалистом комплекса услуг по реабилитации) может потребовать определенных усилий. Однако нужно помнить, что при отсутствии взаимодействия специалистов и родителей результат работы с ребенком может быть нулевым. Отсутствие подобного взаимодействия намного снижает эффективность социально-реабилитационных услуг – это может подтвердить любой педагог школы-интерната для детей с ограниченными возможностями или специалист реабилитационного центра.

Так, например, на территории самарской области (Самара, Новокуйбышевск, Клявлинский р-н) существуют центры реабилитации: 

 Муниципальное казенное учреждение «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Варрель» ;

Муниципальное казенное учреждение «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Журавушка»;

«Городской психолого-медико-педагогический центр диагностики и консультирования» г.о. Самара;

«Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, МУ «Светлячок» г. Новокуйбышевск;

дома  ребенка «Малыш», «Солнышко», «Малютка»,

 

цели:

 

    • предупреждение социальной инвалидности и снижение степени инвалидизации детей, ранняя поэтапная интеграция их в среду сверстников;
    • создания благоприятных условий для умственного, эмоционального, эстетического и физического развития ребенка с учетом его индивидуальных особенностей,
    • снятие комплекса неполноценности, формируемого в результате тяжелой болезни;

 

задачи:

 

  • научить ребёнка понимать речь других, научиться говорить самому, но и научиться жить в среде слышащих и ощущать себя равноправным членом общества;
  • воспитание у них навыков самообслуживания, умению ходить самостоятельно или с помощью специальных приспособлений;
  • формировать  устойчивость к неблагоприятным социальным воздействиям , сохранение своих индивидуальных качеств, сформированных установок и ценностей;
  • формировать   готовность к социальным действиям ( саморазвитие и самореализация в возникающих трудных ситуациях), способность к  самоопределению и расширению границ пространственной жизнедеятельности.  

 

Таким образом,  специалистами реабилитационных центров проводятся различные  мероприятия и программы. Социальный педагог ведет консультативно-рекомендательную работу с неблагополучными семьями, в том числе и с теми, в которых есть ребенок-инвалид.

 

 

 

 

 

 

 

заключение

 

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, в ограничении мобильности.  Бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию. Эта проблема является не только субъективного фактора, каковым является социальное, физическое и психическое здоровье, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которое санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, отсутствие специальных социальных служб.

Ребенок, имеющий инвалидность – часть и член общества, он хочет, должен и может участвовать во всей многогранной жизни.

Ребенок, имеющий инвалидность может быть так же способен и талантлив, как и его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу, ему мешает неравенство возможностей.

Ребенок – не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

список  использованной литературы

 

1.Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии генеральной ассамблеи ООН резолюцией 217 а (iii) от 10 декабря 1948 г.) // "библиотечка российской газеты", выпуск n 22-23, 1999 г.

2.Декларация о правах  инвалидов. Принята 09.12.1975 резолюцией 3447 (xxx) на 2433-ем пленарном заседании генеральной ассамблеи ООН.

3.Конвенция о правах  ребенка. (Одобрена генеральной ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // сборник международных договоров СССР, выпуск xlvi, 1993.

4.Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида. — М., инфра-м, 2001.

5.Бочарова В.Г. Основные требования к развитию теории в области социальной педагогики и социальной работы / материалы Международной научно-практической конференции –М., издательство Тюменского Государственного Университета, 2003.

6.Дорога — это то, как ты идешь по ней... социально-реабилитационная работа с семьей нетипичного ребенка: учебное пособие / под ред. В.Н. Ярской, Е.Р. Смирновой, — Саратов: изд-во Поволж. Фил. Рос. уч. центра, 1996.

7.Мошняга В. Т. Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями / технологии социальной работы (под. общ. ред. И. И. Холостовой), -М., инфра-м, 2003.

8.Мустаева Ф. А.. Основы  социальной педагогики. М.: Академический проект, 2001.

9.Немов Р. С. Психология. Книга 1. М., Владос, 2003.

10.Основы социальной работы. Отв. ред. П.Д. Павленок. м.:2001г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 


Информация о работе Особенности социально-педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями