Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 00:29, реферат
У народов ислама считается, что дети рождаются в состоянии «фитра» (чистоты),а потом их родители воспитывают их верующими или атеистами. Согласно муснадуибн ханбаля, "дети неверных, лучше, чем ты взрослый. Каждое живое создание рождается с праведной сущностью." обязанность и долг родителей и педагогов, воспитать детей, так, что повзрослев они стали верующими деятельными мусульманами.
1. Особенности воспитания
у народов ислама
У народов ислама считается, что дети рождаются в состоянии «фитра» (чистоты),а потом их родители воспитывают их верующими или атеистами. Согласно муснадуибн ханбаля, "дети неверных, лучше, чем ты взрослый. Каждое живое создание рождается с праведной сущностью." обязанность и долг родителей и педагогов, воспитать детей, так, что повзрослев они стали верующими деятельными мусульманами. Отправка детей в исламскую школу является хоть и важной, но незначительной частью исламского обучения. Основной "институт воспитания" у народов ислама для каждого ребенка это прежде всего его семья, и основными "профессорами" являются его родители. в основном воспитанием детей в мусульманских семьях традиционно занимаются матери. Считается, что это большое доверие для женщины и одновременно огромная ответственность перед всевышним за воспитание верующих детей. Если они будут придерживаться своей религии и выполнять нормы ислама, мать получит от создателя вознаграждение. Именно поэтому в хадисах (изречениях пророка мухаммада) сказано: «рай находится под ногами вашей матери» и «если вас одновременно позвали мать и отец, сначала подойдите к матери». Это еще раз доказывает уважительное отношение к женщине-матери. О важности воспитания детей свидетельствуют многочисленные аяты священного корана и изречения пророка мухаммада. Так, всевышний аллах говорит в коране:
"о вы, которые уверовали! Остерегайте себя и свои семьи от огня адского. Топливом которого служат люди и камни" (сура "запрещение")
Также посланник аллаха сказал: "чтите ваших детей и хорошо воспитывайте их"(ибн мад).
Таким образом,
по исламской традиции считается, что
всевышним аллахом и его
Тяжесть этого груза, по их мнению, заключается в том, что дети доверены нам всевышним,
и в
судный день мы будем отвечать
за них перед аллахом.
Воспитание человека наиболее плодотворно в раннем возрасте. Ведь именно в эти годы формируются основы личности. Чем взрослее ребенок, тем труднее он поддается переделке. Из мягкого воска можно слепить что угодно, но затвердевший воск легче превратить в порошок плоды хорошего воспитания достаются ценою большого труда и забот, поэтому в процессе воспитания учитываются следующие аспекты:
1. Религиозный.
Здесь подразумевается
Столпы ислама - это поклонение в форме аш-шахадата, намаза, поста, аз-заката, аль-хаджа и.т.д
Принципы шариата - это комплекс предписаний и норм, установленных всевышним Аллахом для людей, уверовавших в него, и регулирующих их поведение как на уровне отдельного человека, так и на уровне общества.
Все дети рождаются
с присущей природе человека
верой в существование
(аль-бухари).
Фитра означает, что все дети появляются на свет, готовыми принять все. Иными
Словами, ребенок покидает утробу матери, открывая перед собой двери жизни без
Навязанных представлений и страстей. Их души подобны чистому листку бумаги.
Именно родители дают детям представление об окружающем мире, выбирают им Религию. Поэтому именно они несут ответственность за будущее ребенка перед Всевышним аллахом.
2. Нравственный.
Этот аспект подразумевает
принципов, которые необходимо привить ребенку с раннего детства. Эти принципы должны стать стержнем его психологической личности. Посланник аллаха определил основную цель своей великой миссии словами: "я был послан для того, чтобы усовершенствовать нравственность".
О важности нравственного воспитания свидетельствует и другой хадис, где говорится: "обучайте ваших детей и домочадцев нравственности и воспитывайте их" (абд-ар-разак).
В результате нравственного воспитания ребенок, растущий с верой в аллаха, воспитанный в богобоязненности, будет чувствовать его контроль и ответственность за свои поступки. В его психике, несомненно, начнут закладываться фундаментальные морально-нравственные ценности. Он будет отличаться исключительной уравновешенностью, честностью, правдивостью, глубоким чувством любви к своим родителям, братьям, сестрам, друзьям.
3. Физический.
Задача этого аспекта
Физическое воспитание направлено на совершенствование организма, укрепление иммунитета, предупреждение заболеваний. Здоровье, с точки зрения ислама, одна из самых больших милостей аллаха. Посланник аллаха сказал: "сильный верующий лучше для аллаха и более любим им, нежели слабый". Ислам настоятельно рекомендует укреплять и сохранять телесное здоровье при помощи физических упражнений, спортивных игр и тренировок.
4. Интеллектуальный. Это сторона воспитания не менее важна, чем предыдущие.
Интеллектуальное воспитание формирует у ребенка стремление к постижению наук и познанию окружающего мира. Главные усилия необходимо прикладывать к овладению религиозными знаниями, помогающими достичь покоя и счастья на этом и том свете. О ценности знаний и об обязанности людей постигать исламское учение свидетельствуют многочисленные аяты священного корана и хадисы пророка.
Всевышний говорит: "скажи: равны ли те, которые знают, и те, которые не знают?" (сура "толпы", аят 9).
Однако нельзя забывать и о других науках. Абу хурайра
Передал, что посланник аллаха сказал: "тому, кто идет по дороге знаний, аллах облегчит дорогу в рай" (муслим).
5. Психологический.
Этот аспект подразумевает
При правильном психологическом воспитании ребенок становится неуязвимым к ненависти, зависти или неприязни и лишается чувства страха перед кем-либо, кроме всевышнего аллаха. Он доволен волей своего господа и постоянно желает снискать его благословение. В нем нет ненависти, зависти или неприязни.
6. Социальный. Задача этого аспекта - приучить ребенка соблюдать общественные нормы поведения. Одним из его основополагающих принципов является неукоснительное следование важным правилам человеческого общежития. Необходимо с раннего детства формировать в ребенке умение и навыки установления социальных контактов и связей. При этом нужно ориентироваться на модель поведения, предложенную пророком мухаммадом: ".поддерживай отношения с тем, кто порывает их с тобой, давай тому, кто отказывает тебе, и прощай тому, кто притеснял тебя".
7. Половой.
Этот вид воспитания
Судя по аятам корана и хадисам пророка, родителям и воспитателям можно откровенно говорить с детьми о вопросах, связанных с половой жизнью. Цель полового воспитания - прежде всего физическое и моральное здоровье ребенка, а также его просвещение в области разрешенного и запретного в этой сфере
человеческой жизни.
Таковы основные традиции исламского воспитания, и опыт мусульманских стран убедительно показывает его благотворность и эффективность.
2.
Воспитание ребенка в
Изучение семейных обрядов, в том числе и обрядов, связанных с рождением и воспитанием детей, невозможно без исследования семьи. На определенном этапе развития общества большая патриархальная семья была свойственна всем народам. Ее существование у многих народов кавказа отмечено в литературе дореволюционной русской этнографии. Исследованы большие семьи у кумыков, балкарцев, армян, грузин, ингушей и других народов кавказа.
Главой семьи у чеченцев был отец «хозяин дома». Единство семьи сохранялось и после смерти отца, в таком случае ее главой становился старший брат. Он пользовался в семье тем же авторитетом и уважением, что и отец. Но, в то же время, старший брат уже не мог решать ни одного вопроса, как хозяйственной, так и общественной жизни семьи без ведома и согласия остальных братьев.
Женской частью руководила жена хозяина дома или его мать. Она играла руководящую роль в организации жизни и труда женщин большой семьи. Область ведения этой «старшей» составляло домашнее – в узком смысле слова – или «женское» хозяйство. В больших семьях, как и в малых, у чеченцев главы семей никогда не вмешивались в хозяйственные дела женщин, а если мужчина обращал на это внимание и уделял этому время, это считалось неприличным и даже оскорбительным для него.
Невестки должны были оказывать полное уважение матери, особенно это относилось к младшей невестке. Последняя должна была ложиться спать позже всех, хотя вставала раньше всех и проводила уборку в доме. Несмотря на то, что в доме проживало несколько женщин, между ними, как правило, не было несогласия и не происходило ссор, поскольку женщина не имела права нарушать господствовавшие в семье традиции. Кто не придерживался этих правил, наказывался вплоть до изгнания, что являлось большим позором для женщин.
В семьях чеченцев имя свекрови было табуировано, что сохраняется у чеченцев до настоящего времени. Невестка не называла (и не называет) свекровь иначе, как «нана», «мама», а в ее присутствии не может допускать вольных разговоров, легкомысленных шуток и т.д. Кроме того, жена сына не должна появляться перед свекровью без платка, неопрятной. Нана в семье опекала, воспитывала, контролировала поведение и поступки невесток и дочерей.
Нана принимала активное участие в воспитании ребенка, водила женщин своего дома на похороны, поминки и т.д. Первой помощницей наны, которой она могла поручать некоторые свои обязанности, была жена старшего сына. Нана играла важную роль в обрядовой жизни семьи, являясь своего рода хранительницей семейного, родового огня, который считался. Священным в чеченских семьях (впрочем, как и у других народов кавказа).
О культе огня и очага в больших и малых семьях чеченцев скажем особо. Как известно, очаг у многих народов мира являл собою центр дома, объединяя и связывая в единое целое членов семьи (вспомним древнее чеченское название большой семьи – «люди одного огня»). У очага, обычно располагавшегося в центре дома, после ужина собиралась вся семья, и здесь обсуждались все хозяйственные и жизненно важные вопросы. Огонь в очаге, поддерживаемый женщиной-хозяйкой, передавался от отца к детям, причем бывали случаи, когда он хранился в семье в течение даже нескольких поколений и ему не давали погаснуть.
Котлы, очаг и особенно очажная цепь, на которой висел котел, были почитаемы у чеченцев. Вплоть до настоящего времени у чеченцев сохраняется не только клятва огнем, но и давние проклятия: «чтоб исчез у тебя дым» («чтоб огонь исчез у тебя»). Все это говорит о том, что некогда в чеченском обществе первое место – как хозяйке домашнего очага – принадлежало женщине. Примечательно и то, что с утверждением патриархальных начал «резиденция» главы семьи, его почетное и священное место, переместились к огню и очагу, хотя он не мог полностью оттеснить от очага женщину, определив для нее сугубо утилитарные функции
– готовить пищу и содержать дом в чистоте и порядке. Тем не менее, место главы дома у очага как бы освящало его власть, давало ему право на ведущее положение в семье.
Все
это заставляет нас видеть в старшей
женщине в чеченской семье
не просто хозяйку дома, а своего
рода семейную жрицу в прошлом, игравшую
важную роль в обрядовой жизни
семьи. Так, она, с согласия хозяина
дома, давала имя новорожденному и
никто не смел опротестовать его и предложить
ребенку другое имя (во многих случаях
до сих пор имя ребенку дает бабушка по
отцовской линии).
Говоря
о власти женской главы дома можно
заметить, что она распространялась
на всю женскую половину семьи, но
при этом по своему характеру мало
чем отличалась от власти главы, хотя
функции женщины и были ограничены
рамками ведения домашнего
Господствующим типом в конце xix – начале xx века у чеченцев, как было отмечено, была малая индивидуальная семья, которая составляла один из структурных элементов родственной группы, с которой она была связана многочисленными связями. Думается, что семейно-бытовые традиции (обычаи, обряды, праздники) во многом способствовали сохранению этих связей, которые были направлены на сохранение семейно-групповых порядков и культурно-идеологической общности чеченского населения.