Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2015 в 22:39, реферат
Методика работы с литературными произведениями на уроках чтения является одной из наиболее важных задач обучения младших школьников, входящих в изучение русского языка в начальных классах. Круг чтения младшего школьника охватывает достаточно большое число разнообразных жанров, в которые входят как стихотворные произведения, так и проза. Исходя из психологических особенностей развития ребенка данного возраста, можно сказать, что им лучше воспринимаются произведения, несущие в своем содержании яркий и эмоциональный литературный или поэтический образ, чем строгие и наукообразные рассказы, лишенные авторского стиля и не активизирующие фантазию или мышление школьника.
Введение
1.1 Особенности знакомства с текстами басен и их анализ
1.2 Особенности методики работы с басней
Заключение
Литература
Содержание
Введение
1.1 Особенности знакомства с текстами басен и их анализ
1.2 Особенности методики работы с басней
Заключение
Литература
Введение
Методика работы с литературными произведениями на уроках чтения является одной из наиболее важных задач обучения младших школьников, входящих в изучение русского языка в начальных классах. Круг чтения младшего школьника охватывает достаточно большое число разнообразных жанров, в которые входят как стихотворные произведения, так и проза. Исходя из психологических особенностей развития ребенка данного возраста, можно сказать, что им лучше воспринимаются произведения, несущие в своем содержании яркий и эмоциональный литературный или поэтический образ, чем строгие и наукообразные рассказы, лишенные авторского стиля и не активизирующие фантазию или мышление школьника.
Кроме того, школьник психологически более настроен воспринимать стихотворные произведения, поскольку внешнее строение, рифма и общий ритм стиха способствует созданию гармоничного стиля текста и улучшает его восприятие, что повышает интерес ученика к изучению данного литературно-поэтического произведения.
Одной из задач на уроке является обучение детей выразительному чтению, для чего наиболее удачно используются стихотворения, т.к. уже в самом тексте заложен определенный ритм чтения, темп, паузы, логические ударения и своеобразная мелодика устного воспроизведения. Ученик, читая стихотворение и правильно применяя средства выразительного чтения или воспринимая их на слух при чтении учителем, гораздо лучше проникается общим настроением стиха и способен создать в своем воображении личный, опосредованный в своем сознании художественный образ.
Одним из видов художественного текста, изучаемых в начальной школе, является басня. Басня может быть, как стихотворной, так и написанной в форме поучительного рассказа, но наиболее часто употребляемой является стихотворная басня. В начальной школе широко используются басни Ивана Андреевича Крылова, как наиболее яркий образец русской поэзии данного жанра, а также несколько басен в прозе Льва Николаевича Толстого и Константина Дмитриевича Ушинского, что позволяет рассматривать различные виды басен.
Сама басня, как анализируемое на уроке произведение, несет на себе значительную смысловую нагрузку, а также имеет большое морально-нравственное значение, что позволяет в начальной школе формировать у детей определенные этические взгляды и, кроме того, способствует развитию у школьников образного мышления, связанного с раскрытием метафор басни.
Разбирая содержание басни, ученики могут воспринимать переносное значение скрытого смысла басни, видеть и проводить определенные связи среди героев произведения и, главное, учатся переносить литературные характеры в реальную жизнь или наоборот, чем развивают свои начальные понятия о морали, нравственности и других качествах людей. Следовательно, басня, при использовании ее на уроках чтения в начальной школе, имеет большое воспитательное значение как образец переноса образов и характеров из жизни.
В школьном обучении басни занимают отдельное положение и, соответственно, имеют свои особенности работы с ними. Басня имеет не только своё текстовое выражение, но и скрытую мысль, а также, в большинстве, поучительную мораль, которая может находиться как в конце произведения, так и в начале.
Методика работы над басней опирается на её специфику, как вида эпического жанра, т.е. на главные признаки, такие как: наличие морали (нравоучения) и аллегории (иносказание). В басне чаще всего для выражения какой-либо жизненной ситуации используются в виде действующих лиц животные (аллегория), причём существуют определённые традиции для наделения героев отдельными чертами характера.
Работа над басней во втором и третьем классе своим центральным вопросом ставит раскрытие морали и аллегорий и традиционно работа над текстом басни проходит в следующем порядке: разбор её конкретного содержания, после начинается раскрытие иносказательного смысла и, в заключение, рассматривается мораль, приведенная в басне.
На основе этого методика работы обычно включает нижеследующие компоненты:
1. восприятие конкретного
2. раскрытие композиции, характерных особенностей действующих лиц, мотивов их поведения;
3. выяснение главной мысли
4. раскрытие аллегорий;
5. анализ морали.
Исходя из вышеизложенного, можно определить следующую структуру урока, на котором ученики изучают басню, а также отдельные виды работ на данном уроке по изучению басни:
Структура урока чтения басни:
I. Подготовительная работа:
а) рассказ учителя об авторе басни;
б) викторина по материалу прочитанных басен;
в) беседа о повадках животных - действующих лиц басни, которую предстоит читать;
II. Чтение басни учителем или прослушивание записи.
III. Беседа эмоционально-
IV. Анализ по конкретному содержанию басни:
а) уточнение структуры и композиции басни (чтение, составление плана);
б) выяснения мотивов поведения действующих лиц, их характерных черт (выборочное чтение, словесное и графическое рисование, ответы на вопросы);
в) установление главной мысли конкретного содержания басни;
V. Раскрытие аллегорий.
VI. Анализ той части басни, в которой заключена мораль.
VII. Подбор аналогии из жизни.
Одним из главных в анализе произведения является работа над раскрытием образов действующих лиц (героев) в их взаимодействии, вследствие чего следует выделить некоторые важные этапы анализа:
Последовательность анализа художественных образов в басне.
1. Работа над характером героя с опорой на сюжетную линию (поскольку характер проявляется только в действии), а также речь и пояснения автора.
2. Рассматриваются
3. Если имеется описание природы или интерьера, то следует рассмотреть их роль в тексте.
4. На основе анализа
5. Поначалу разбор - общение с произведением и его автором, а ученик является собеседником, хорошо, если высказывается его отношение к написанному (содержание) и прочитанному (форма).
Кроме того, анализ языка художественного произведения должен происходить на всех этапах, кроме последнего. Побуждая учащихся к свободному обмену мнениями, нельзя забывать о вопросах, выявляющих отношение к прочитанному, например "Что вам хочется сказать об этой басне?" Выгодно использовать при этом сравнительный анализ нескольких басен, применяя следующий порядок работы:
1. Формулировка морали (основных мыслей) каждой из двух басен.
2. Сопоставление обоих
3. Поиск ответа на вопрос: Чем герой одной басни похож на героя из другой?
Осознание идеи произведения - это понимание основной мысли автора, ради которой он создал свое произведение. Авторское отношение героям, их взаимоотношениям и событиям важно раскрывать постепенно. В этом помогают вопросы типа "Как в описании внешности героя выразилось отношение к нему автора?", "Что изобразил автор в этой сцене? Для чего?"
Для развития школьников важно формировать их личностное отношение к прочитанному. При этом не следует выделять для данной цели отдельный этап урока. Рассуждения о собственном отношении учащихся к прочитанному должны проходить через всю работу.
Анализ образа героя помогает детям разобраться в том, как автор изображает действующих лиц, открыть черты характера персонажа. Следует приучать детей обсуждать основные качества персонажей, оценивать их не только по поступкам, но и по мотивам, что, как правило, даётся детям труднее.
У детей младшего школьного возраста вследствие слабого развития абстрактного мышления снижена потребность в анализе прочитанного, поэтому следует использовать смену различных видов деятельности для привлечения внимания детей к данному вопросу.
Исходя из ранее сказанного, можно сказать, что работа с басней на уроке чтения, её специфика и своеобразие жанра, заключающееся в особом построении, особой форме и содержании, предоставляет басне широкий спектр возможностей для развития образного и логического мышления детей, а также умения проникать в скрытый (неявный) смысл произведения и понимания замысла автора, кроме этого, школьникам преподносится в доступной и эмоциональной форме основы морали и нравственности, что ведёт к повышению воспитательного момента на уроке чтения.
1.2 Особенности методики работы с басней
Практические особенности работы с текстом на уроке чтения исходят из признаков такого вида эпического жанра, как басни. Эти особенности заключаются в следующем:
- скрытая мысль (главная идея басни);
- мораль, как обобщённое выражение идеи.
Из этого вытекают специальные этапы для разбора текста басни на уроке чтения:
1. восприятие конкретного
2. раскрытие композиции, характерных особенностей действующих лиц, мотивов их поведения;
3. выяснение главной мысли
4. раскрытие аллегорий;
5. анализ морали.
Руководствуясь данными этапами, можно рассмотреть на примере басни Крылова "Ворона и Лисица" пути практической реализации плана по структуре урока на примере отдельных фрагментов:
I. Подготовительная работа:
а) беседа о повадках лисы и вороны - действующих лиц басни, которую предстоит читать;
II. Чтение басни учителем или прослушивание записи.
III. Беседа эмоционально-
IV. Анализ по конкретному
а) уточнение структуры и композиции басни:
Ученики разделяют басню на три части.
- Какой момент вы считаете началом описанного действия? Как он называется? (Завязка)
- В какой момент действие достигло пика своего развития? Докажите, прочитав текст.
- Прочтите развязку действия.
- Докажите, что лесть Лисицы всё более и более возрастала, а Ворона всё более поддавалась похвале.
б) Выяснения мотивов поведения действующих лиц, их характерных черт:
- Почему Лисица так хвалит Ворону?
- Как автор показал, что Ворона на самом деле не такова, как её описывала Лиса?
- Какой вы можете представить себе Лисицу?
- Какова Ворона в этой басне?
- Почему же Лисице удалось обмануть Ворону?
(Ворона любила, когда её хвалят)
в) Установление главной мысли конкретного содержания басни:
- Как вы думаете, что хотел Крылов показать своей басней?
- Кого он осуждает, что он осуждает?
VI. Анализ части басни, в которой заключена мораль.
- Как можно заменить слова "лесть гнусна" (неоправданная похвала отвратительна)
- Слова басни "Но только всё не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок" как можно сказать иначе, что означают эти слова?
- Прочитайте первые четыре
Сравните, наши слова и то, как автор передал свою мысль. Где эта мысль выражена ярче и эмоциональнее?
VII. Подбор аналогии из жизни.
- Случается ли такое в жизни? Среди ваших товарищей?
- Если вы встретите людей, которые
незаслуженно хвалят кого-то, чтобы
получить себе выгоду, кого они
могут вам напомнить из
Кроме приведённого фрагмента урока, также можно использовать такой приём, как сравнение двух басен со сходным смыслом, например "Зеркало и обезьяна" и "Мартышка и очки" после их прочтения и анализа:
- Какова основная мысль (мораль) каждой басни?
- Сравните эти две морали между собой - чего в них больше: общего или различного? Объясните.
- Подумайте и ответьте на такой вопрос: чем же Мартышка из басни "Мартышка и очки" похожа на Обезьяну из басни "Обезьяна и зеркало"? Докажите.
- Как же можно выразить главную идею этих басен одним общим выводом? Чему учат эти басни?
Однако успех работы над басней определяется рядом условий, одни из которых является пробуждение у ученика интереса к процессу анализа басни, внимание к развитию действия, деталей обстановки, характерам героев. Школьника необходимо живо воспринять развитие действия, ярко представлять образы произведения.
Информация о работе Особенности знакомства с текстами басен и их анализ