Особенности знакомства с текстами басен и их анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2015 в 22:39, реферат

Описание работы

Методика работы с литературными произведениями на уроках чтения является одной из наиболее важных задач обучения младших школьников, входящих в изучение русского языка в начальных классах. Круг чтения младшего школьника охватывает достаточно большое число разнообразных жанров, в которые входят как стихотворные произведения, так и проза. Исходя из психологических особенностей развития ребенка данного возраста, можно сказать, что им лучше воспринимаются произведения, несущие в своем содержании яркий и эмоциональный литературный или поэтический образ, чем строгие и наукообразные рассказы, лишенные авторского стиля и не активизирующие фантазию или мышление школьника.

Содержание работы

Введение
1.1 Особенности знакомства с текстами басен и их анализ
1.2 Особенности методики работы с басней
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Литература.Реферат.doc

— 61.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

1.1 Особенности знакомства с текстами басен и их анализ

1.2 Особенности методики работы с басней

Заключение

Литература

 

Введение

Методика работы с литературными произведениями на уроках чтения является одной из наиболее важных задач обучения младших школьников, входящих в изучение русского языка в начальных классах. Круг чтения младшего школьника охватывает достаточно большое число разнообразных жанров, в которые входят как стихотворные произведения, так и проза. Исходя из психологических особенностей развития ребенка данного возраста, можно сказать, что им лучше воспринимаются произведения, несущие в своем содержании яркий и эмоциональный литературный или поэтический образ, чем строгие и наукообразные рассказы, лишенные авторского стиля и не активизирующие фантазию или мышление школьника.

Кроме того, школьник психологически более настроен воспринимать стихотворные произведения, поскольку внешнее строение, рифма и общий ритм стиха способствует созданию гармоничного стиля текста и улучшает его восприятие, что повышает интерес ученика к изучению данного литературно-поэтического произведения.

Одной из задач на уроке является обучение детей выразительному чтению, для чего наиболее удачно используются стихотворения, т.к. уже в самом тексте заложен определенный ритм чтения, темп, паузы, логические ударения и своеобразная мелодика устного воспроизведения. Ученик, читая стихотворение и правильно применяя средства выразительного чтения или воспринимая их на слух при чтении учителем, гораздо лучше проникается общим настроением стиха и способен создать в своем воображении личный, опосредованный в своем сознании художественный образ.

Одним из видов художественного текста, изучаемых в начальной школе, является басня. Басня может быть, как стихотворной, так и написанной в форме поучительного рассказа, но наиболее часто употребляемой является стихотворная басня. В начальной школе широко используются басни Ивана Андреевича Крылова, как наиболее яркий образец русской поэзии данного жанра, а также несколько басен в прозе Льва Николаевича Толстого и Константина Дмитриевича Ушинского, что позволяет рассматривать различные виды басен.

Сама басня, как анализируемое на уроке произведение, несет на себе значительную смысловую нагрузку, а также имеет большое морально-нравственное значение, что позволяет в начальной школе формировать у детей определенные этические взгляды и, кроме того, способствует развитию у школьников образного мышления, связанного с раскрытием метафор басни.

Разбирая содержание басни, ученики могут воспринимать переносное значение скрытого смысла басни, видеть и проводить определенные связи среди героев произведения и, главное, учатся переносить литературные характеры в реальную жизнь или наоборот, чем развивают свои начальные понятия о морали, нравственности и других качествах людей. Следовательно, басня, при использовании ее на уроках чтения в начальной школе, имеет большое воспитательное значение как образец переноса образов и характеров из жизни.

 

    1. Особенности знакомства с текстами басен и их анализ

В школьном обучении басни занимают отдельное положение и, соответственно, имеют свои особенности работы с ними. Басня имеет не только своё текстовое выражение, но и скрытую мысль, а также, в большинстве, поучительную мораль, которая может находиться как в конце произведения, так и в начале.

Методика работы над басней опирается на её специфику, как вида эпического жанра, т.е. на главные признаки, такие как: наличие морали (нравоучения) и аллегории (иносказание). В басне чаще всего для выражения какой-либо жизненной ситуации используются в виде действующих лиц животные (аллегория), причём существуют определённые традиции для наделения героев отдельными чертами характера.

Работа над басней во втором и третьем классе своим центральным вопросом ставит раскрытие морали и аллегорий и традиционно работа над текстом басни проходит в следующем порядке: разбор её конкретного содержания, после начинается раскрытие иносказательного смысла и, в заключение, рассматривается мораль, приведенная в басне.

На основе этого методика работы обычно включает нижеследующие компоненты:

1. восприятие конкретного содержания;

2. раскрытие композиции, характерных  особенностей действующих лиц, мотивов  их поведения;

3. выяснение главной мысли конкретной  части басни;

4. раскрытие аллегорий;

5. анализ морали.

Исходя из вышеизложенного, можно определить следующую структуру урока, на котором ученики изучают басню, а также отдельные виды работ на данном уроке по изучению басни:

Структура урока чтения басни:

I. Подготовительная работа:

 а) рассказ учителя об авторе басни;

 б) викторина по материалу прочитанных басен;

 в) беседа о повадках животных - действующих лиц басни, которую предстоит читать;

II. Чтение басни учителем или  прослушивание записи.

III. Беседа эмоционально-оценочного  плана.

IV. Анализ по конкретному содержанию басни:

 а) уточнение структуры и композиции басни (чтение, составление плана);

 б) выяснения мотивов поведения действующих лиц, их характерных черт (выборочное чтение, словесное и графическое рисование, ответы на вопросы);

 в) установление главной мысли конкретного содержания басни;

V. Раскрытие аллегорий.

VI. Анализ той части басни, в  которой заключена мораль.

VII. Подбор аналогии из жизни.

Одним из главных в анализе произведения является работа над раскрытием образов действующих лиц (героев) в их взаимодействии, вследствие чего следует выделить некоторые важные этапы анализа:

Последовательность анализа художественных образов в басне.

1. Работа над характером героя  с опорой на сюжетную линию (поскольку характер проявляется только в действии), а также речь и пояснения автора.

2. Рассматриваются взаимоотношения, как основа действия в эпическом  произведении. При этом необходимо  раскрыть мотивацию поведения  героев.

3. Если имеется описание природы  или интерьера, то следует рассмотреть их роль в тексте.

4. На основе анализа взаимодействия  образов выявляется идея произведения. Понимание идеи приближает к  осознанию позиции автора, что  хотел сказать автор произведения.

5. Поначалу разбор - общение с  произведением и его автором, а ученик является собеседником, хорошо, если высказывается его отношение к написанному (содержание) и прочитанному (форма).

Кроме того, анализ языка художественного произведения должен происходить на всех этапах, кроме последнего. Побуждая учащихся к свободному обмену мнениями, нельзя забывать о вопросах, выявляющих отношение к прочитанному, например "Что вам хочется сказать об этой басне?" Выгодно использовать при этом сравнительный анализ нескольких басен, применяя следующий порядок работы:

1. Формулировка морали (основных мыслей) каждой из двух басен.

2. Сопоставление обоих нравоучительных  идей между собой и выяснение  степени их совпадения (чего в  них больше - общего или различного?).

3. Поиск ответа на вопрос: Чем  герой одной басни похож на  героя из другой?

Осознание идеи произведения - это понимание основной мысли автора, ради которой он создал свое произведение. Авторское отношение героям, их взаимоотношениям и событиям важно раскрывать постепенно. В этом помогают вопросы типа "Как в описании внешности героя выразилось отношение к нему автора?", "Что изобразил автор в этой сцене? Для чего?"

Для развития школьников важно формировать их личностное отношение к прочитанному. При этом не следует выделять для данной цели отдельный этап урока. Рассуждения о собственном отношении учащихся к прочитанному должны проходить через всю работу.

Анализ образа героя помогает детям разобраться в том, как автор изображает действующих лиц, открыть черты характера персонажа. Следует приучать детей обсуждать основные качества персонажей, оценивать их не только по поступкам, но и по мотивам, что, как правило, даётся детям труднее.

У детей младшего школьного возраста вследствие слабого развития абстрактного мышления снижена потребность в анализе прочитанного, поэтому следует использовать смену различных видов деятельности для привлечения внимания детей к данному вопросу.

Исходя из ранее сказанного, можно сказать, что работа с басней на уроке чтения, её специфика и своеобразие жанра, заключающееся в особом построении, особой форме и содержании, предоставляет басне широкий спектр возможностей для развития образного и логического мышления детей, а также умения проникать в скрытый (неявный) смысл произведения и понимания замысла автора, кроме этого, школьникам преподносится в доступной и эмоциональной форме основы морали и нравственности, что ведёт к повышению воспитательного момента на уроке чтения.

 

 

1.2 Особенности методики работы с басней

Практические особенности работы с текстом на уроке чтения исходят из признаков такого вида эпического жанра, как басни. Эти особенности заключаются в следующем:

- скрытая мысль (главная идея  басни);

- мораль, как обобщённое выражение  идеи.

Из этого вытекают специальные этапы для разбора текста басни на уроке чтения:

1. восприятие конкретного содержания;

2. раскрытие композиции, характерных  особенностей действующих лиц, мотивов  их поведения;

3. выяснение главной мысли конкретной  части басни;

4. раскрытие аллегорий;

5. анализ морали.

Руководствуясь данными этапами, можно рассмотреть на примере басни Крылова "Ворона и Лисица" пути практической реализации плана по структуре урока на примере отдельных фрагментов:

I. Подготовительная работа:

 а) беседа о повадках лисы и вороны - действующих лиц басни, которую предстоит читать;

II. Чтение басни учителем или  прослушивание записи.

III. Беседа эмоционально-оценочного  плана.

IV. Анализ по конкретному содержанию  басни:

 а) уточнение структуры и композиции басни:

Ученики разделяют басню на три части.

- Какой момент вы считаете началом описанного действия? Как он называется? (Завязка)

- В какой момент действие  достигло пика своего развития? Докажите, прочитав текст.

- Прочтите развязку действия.

- Докажите, что лесть Лисицы  всё более и более возрастала, а Ворона всё более поддавалась похвале.

 б) Выяснения мотивов поведения действующих лиц, их характерных черт:

- Почему Лисица так хвалит  Ворону?

- Как автор показал, что Ворона  на самом деле не такова, как  её описывала Лиса?

- Какой вы можете представить себе Лисицу?

- Какова Ворона в этой басне?

- Почему же Лисице удалось  обмануть Ворону?

(Ворона любила, когда её хвалят)

 в) Установление главной мысли конкретного содержания басни:

- Как вы думаете, что хотел  Крылов показать своей басней?

- Кого он осуждает, что он осуждает?

VI. Анализ части басни, в которой  заключена мораль.

- Как можно заменить слова "лесть  гнусна" (неоправданная похвала  отвратительна)

- Слова басни "Но только всё  не впрок, И в сердце льстец  всегда отыщет уголок" как можно  сказать иначе, что означают эти слова?

- Прочитайте первые четыре строки  басни.

Сравните, наши слова и то, как автор передал свою мысль. Где эта мысль выражена ярче и эмоциональнее?

VII. Подбор аналогии из жизни.

- Случается ли такое в жизни? Среди ваших товарищей?

- Если вы встретите людей, которые  незаслуженно хвалят кого-то, чтобы  получить себе выгоду, кого они  могут вам напомнить из персонажей  басни?

Кроме приведённого фрагмента урока, также можно использовать такой приём, как сравнение двух басен со сходным смыслом, например "Зеркало и обезьяна" и "Мартышка и очки" после их прочтения и анализа:

- Какова основная мысль (мораль) каждой басни?

- Сравните эти две морали  между собой - чего в них больше: общего или различного? Объясните.

- Подумайте и ответьте на такой вопрос: чем же Мартышка из басни "Мартышка и очки" похожа на Обезьяну из басни "Обезьяна и зеркало"? Докажите.

- Как же можно выразить главную  идею этих басен одним общим  выводом? Чему учат эти басни?

Однако успех работы над басней определяется рядом условий, одни из которых является пробуждение у ученика интереса к процессу анализа басни, внимание к развитию действия, деталей обстановки, характерам героев. Школьника необходимо живо воспринять развитие действия, ярко представлять образы произведения.

Информация о работе Особенности знакомства с текстами басен и их анализ