Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2015 в 22:39, реферат
Методика работы с литературными произведениями на уроках чтения является одной из наиболее важных задач обучения младших школьников, входящих в изучение русского языка в начальных классах. Круг чтения младшего школьника охватывает достаточно большое число разнообразных жанров, в которые входят как стихотворные произведения, так и проза. Исходя из психологических особенностей развития ребенка данного возраста, можно сказать, что им лучше воспринимаются произведения, несущие в своем содержании яркий и эмоциональный литературный или поэтический образ, чем строгие и наукообразные рассказы, лишенные авторского стиля и не активизирующие фантазию или мышление школьника.
Введение
1.1 Особенности знакомства с текстами басен и их анализ
1.2 Особенности методики работы с басней
Заключение
Литература
Поэтому очень эффективно можно использовать такой действенный методический приём, как драматизация басни. Это позволяет активизировать внимание детей и повысить интерес к произведению. Сама по себе драматизация - это деятельность, в процессе которой прочитанное воспроизводится в лицах, с помощью отдельных средств выразительности: мимики, жеста, действия. Этапами драматизации является полноценный художественный анализ текста, вживание в роль (образ), результат данной работы предоставляется в лицах, что, безусловно, даёт более полное художественное освоение произведения.
Данный методический приём можно рассмотреть на примере фрагмента урока по драматизации басни "Ворона и Лисица", которую дети читают в третьем классе начальной школы:
Беседа по вопросам:
- Как вы думаете, где это происходило? (в лесу)
- Что сделала Ворона, достав сыр?
- Как она взобралась на ель? (взгромоздясь)
- Почему Ворона не стала есть сыр сразу? (да призадумалась)
- Как вам кажется, о чём задумалась Ворона?
- Как это можно показать?
- Кто её увидел? (лисица)
- Что именно привлекло внимание Лисицы?
- Как повела себя Лисица? (Плутовка к дереву на цыпочках подходит)
- Как можно это показать?
- Что стала говорить Лисица?
- Как она говорила? (сладко, чуть дыша)
- Как можно сказать иначе? (тихо, с замиранием)
- Найдите слова Лисицы, попробуйте прочитать.
Приведённые выше анализ и отдельные фрагменты уроков позволяют говорить о широте применения басни на уроке чтения, т.е. не только как нравственного средства воспитания, но и как эффективного способа развития мышления, речи и воображения детей младшего школьного возраста.
Заключение
Методика работы с баснями является одной из наиболее сложных задач обучения школьников чтению.
Басня отличается от других произведений эпического жанра своими традиционными и только ей присущими особенностями, такими, как наличие морали (как средство обобщенного выражения главной идеи), обязательного присутствия скрытого смысла в конкретном содержании и использование аллегорий, как путь к демонстрации явных людских пороков через внешние образы несвязанных с людьми зверей. Басня как вид эпической поэзии наиболее широко распространён в литературе. Обладая достоинствами поэзии (эмоциональность, определённый ритм, яркие языковые средства, выразительность изложения) басня соединяет их в себе с характерным своим признаком - наличием нравоучительной идеи, выраженной иносказательно, но часто отражавшимся в виде морали.
Эти признаки, безусловно, определяют
внимание к басне со стороны начального
школьного обучения, поскольку басни заключают в себе заложенную
автором общежитейскую мудрость, осуждающие
пороки людей в яркой, запоминающейся
форме, и в то же время приучают детей мыслить,
искать определённые параллели между
персонажами и событиями басни, и реальной жизнью.
Литература
Информация о работе Особенности знакомства с текстами басен и их анализ