Особенности знакомства с текстами басен и их анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2015 в 22:39, реферат

Описание работы

Методика работы с литературными произведениями на уроках чтения является одной из наиболее важных задач обучения младших школьников, входящих в изучение русского языка в начальных классах. Круг чтения младшего школьника охватывает достаточно большое число разнообразных жанров, в которые входят как стихотворные произведения, так и проза. Исходя из психологических особенностей развития ребенка данного возраста, можно сказать, что им лучше воспринимаются произведения, несущие в своем содержании яркий и эмоциональный литературный или поэтический образ, чем строгие и наукообразные рассказы, лишенные авторского стиля и не активизирующие фантазию или мышление школьника.

Содержание работы

Введение
1.1 Особенности знакомства с текстами басен и их анализ
1.2 Особенности методики работы с басней
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Литература.Реферат.doc

— 61.00 Кб (Скачать файл)

Поэтому очень эффективно можно использовать такой действенный методический приём, как драматизация басни. Это позволяет активизировать внимание детей и повысить интерес к произведению. Сама по себе драматизация - это деятельность, в процессе которой прочитанное воспроизводится в лицах, с помощью отдельных средств выразительности: мимики, жеста, действия. Этапами драматизации является полноценный художественный анализ текста, вживание в роль (образ), результат данной работы предоставляется в лицах, что, безусловно, даёт более полное художественное освоение произведения.

Данный методический приём можно рассмотреть на примере фрагмента урока по драматизации басни "Ворона и Лисица", которую дети читают в третьем классе начальной школы:

Беседа по вопросам:

 - Как вы думаете, где это происходило? (в лесу)

- Что сделала Ворона, достав  сыр?

- Как она взобралась на ель? (взгромоздясь)

- Почему Ворона не стала есть  сыр сразу? (да призадумалась)

- Как вам кажется, о чём задумалась  Ворона?

- Как это можно показать?

- Кто её увидел? (лисица)

- Что именно привлекло внимание  Лисицы?

- Как повела себя Лисица? (Плутовка  к дереву на цыпочках подходит)

- Как можно это показать?

- Что стала говорить Лисица?

- Как она говорила? (сладко, чуть  дыша)

- Как можно сказать иначе? (тихо, с замиранием)

- Найдите слова Лисицы, попробуйте  прочитать.

Приведённые выше анализ и отдельные фрагменты уроков позволяют говорить о широте применения басни на уроке чтения, т.е. не только как нравственного средства воспитания, но и как эффективного способа развития мышления, речи и воображения детей младшего школьного возраста.

 

 

Заключение

Методика работы с баснями является одной из наиболее сложных задач обучения школьников чтению.

Басня отличается от других произведений эпического жанра своими традиционными и только ей присущими особенностями, такими, как наличие морали (как средство обобщенного выражения главной идеи), обязательного присутствия скрытого смысла в конкретном содержании и использование аллегорий, как путь к демонстрации явных людских пороков через внешние образы несвязанных с людьми зверей. Басня как вид эпической поэзии наиболее широко распространён в литературе. Обладая достоинствами поэзии (эмоциональность, определённый ритм, яркие языковые средства, выразительность изложения) басня соединяет их в себе с характерным своим признаком - наличием нравоучительной идеи, выраженной иносказательно, но часто отражавшимся в виде морали.

Эти признаки, безусловно, определяют внимание к басне со стороны начального школьного обучения, поскольку басни заключают в себе заложенную автором общежитейскую мудрость, осуждающие пороки людей в яркой, запоминающейся форме, и в то же время приучают детей мыслить, искать определённые параллели между персонажами и событиями басни, и реальной жизнью.  
Литература

  1. Книга для чтения 1, 2, 3 класс учебник для трёхлетней начальной школы М., 1988
  2. Кубасова О.В. Драматизация как методический приём организации учебно-художественной деятельности младших школьников на уроках чтения М., 1985
  3. Кубасова О.В. Русский язык в начальных классах Методика обучения школьников чтению детской литературы М., 1995
  4. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н Методика обучения русскому языку. М., 1987
  5. Русский язык в начальных классах Теория и практика обучения /под ред. М.С.Соловейчик М., 1993

 

 

 


Информация о работе Особенности знакомства с текстами басен и их анализ