Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2015 в 14:37, курсовая работа
Цель нашего исследования - теоретически изучить особенности звукопроизносительной стороны речи у детей со стертой дизартрией и сделать соответствующие выводы.
Задачи:
1.Теоретически изучить специальную логопедическую литературу, посвященную проблеме изучения звукопроизношения у детей со стертой дизартрией.
2.Теоретически изучить и подобрать специальные методики по диагностике звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии.
Введение
Глава I. Теоретические основы изучения особенностей звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии
.1 Понятие о дизартрии
.2 Развитие звукопроизношения в норме у детей в онтогенезе
.3 Особенности звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии
Глава II. Теоретическое изучение опытно-экспериментального исследования звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии
.1 Обзор методик диагностики звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии
.2 Методика диагностики звукопроизношения у детей со стертой дизартрией по Е.Ф. Архиповой
Заключение
Список литературы
Результаты обследования речи заносятся в таблицу, где знаком (+) отмечается правильное произношение, умение дифференцировать звуки, регулировать темп речи и дыхание; знаком (-) - пропуск звуков, отсутствие их дифференциации, нарушения в регулировании темпа речи. При замене звуков в соответствующей клетке указывается звук-заместитель (Таблица 1 приложения).
М. А. Поваляева [15] предлагает оценивать речь детей по трехбалльной системе. Высший балл - 3, соответствует высокому; 2 - среднему; 1 - низкому уровню развития звуковой стороны речи детей (Таблица 2 приложения).
Е. Ф. Архипова [1] отмечает, что одним из основных требований к лексическому материалу является понимание значения слов, предлагаемых ребенку для воспроизведения при обследовании звукопроизношения.
Таким образом, в настоящее время многими авторами разработаны специальные методики для обследования звукопроизносительной стороны речи детей со стертой формой дизартрии, при помощи которых исследуется характер произношения звуков (искажение, отсутствие, замена, смешение) в различных фонетических условиях, количество нарушенных звуков, а также отмечается, какие фонетические группы нарушены. В процессе диагностики применяются различные приемы отраженного и самостоятельного воспроизведения лексического материала при помощи картинок, слогов, слов, предложений и чистоговорок, включающих исследуемые звуки. Главным требованием к предлагаемому лексическому материалу, является понятность его для ребенка.
.2 Методика диагностики звукопроизношения у детей со стертой дизартрией по Е. Ф. Архиповой
Выше нами были рассмотрены методики диагностики звукопроизношения детей со стертой дизартрией различных авторов. Теперь рассмотрим более подробно методику, Е. Ф. Архиповой [1], которая предлагает следующую схему обследования:
1)изолированное произнесение;
2)в слогах разной структуры (8 модулей);
)в словах, где звук занимает разные позиции (отраженно и самостоятельно по картинке);
)в предложении (отраженно, по картинке, по вопросам).
. Обследование возможности
изолированного произнесения
Инструкция: «Повтори за мной звуки».
[с] -
[с] -
[з] -
[з] -
[ц] -
Примечание: в данном примере дается обследование свистящих звуков: [с, с, з, з, ц]. Отдельно в той же последовательности обследуются звуки: [ш, э, ч, щ, л, л, р, р, г, г, к, к, х, х, j].
Критерии оценки:
балла - правильно произносятся все звуки;
балла - нарушается произношение одного звука;
балла - нарушается произношение 2 - 3 звуков;
балл - искажаются, заменяются более трех звуков;
баллов - искажаются, заменяются все звуки.
. Обследование возможности произнесения звука (группа свистящих) в слогах разной конструкции.
Инструкция: «Повтори за мной».
Примечания: условные обозначения
С - согласный, Г - гласный, С N - звук правильно произносимый, С$ - обследуемый звук. В данном примере на месте С$ будут [с, с, з, з, ц].
. С$ Г - С$А, С$О, С$У, С$Ы
. Г С$ - АС$, ОС$, УС$, ЫС$
. С$ СN Г - С$БА, С$БО, С$БУ, С$БЫ и др. сочетания с правильно произносимыми звуками
. СN С$ Г - БС$А, БС$О, БС$У, БС$Ы и др. сочетания с правильно произносимыми звуками
. Г СN С$ - АБС$, ОБС$, УБС$, ЫБС$ и др. сочетания звуков
. Г С$ СN - АС$Б, ОС$Б, УС$Б, ЫС$Б
. С$ Г С$ - С$АС$, С$ОС$, С$УС$, С$ЫС$
. Г С$ Г - АС$А, ОС$О, УС$У, ЫС$Ы
Критерии оценки:
балла - во всех типах слогов звуки произносятся правильно;
балла - искажает только в словах со стечением Г С$ СN, Г СN С$;
балла - искажает только в слогах со стечением Г С$ СN, СN С$ Г, Г СN С$, С$ СN Г;
балл - искажает, заменяет во всех типах слогов, кроме С$ Г, Г С$ (открытый и закрытый слог);
баллов - искажает, заменяет звуки во всех типах слогов (8 модулей).
. Обследование возможности
произнесения звука в словах
в разных позициях по
Инструкция 1: «Повтори за мной слова» (отраженно).
сани сено
оса осень
нос неси
зубы Зина
коза вези
цепь конец
Инструкция 2: «Назови эти картинки» (без образца).
коса коза яйцо
оса зонт овца
сад заяц птица
сова язык цветы
сок замок боец
песок зубы певец
Критерии оценки:
балла - все свистящие звуки произносятся верно во всех словах;
балла - нарушается произношение одного звука;
балла - нарушается произношение 2-3 звуков;
балл - искажаются, заменяются более 3 звуков;
баллов - искажаются, заменяются все свистящие звуки независимо от места позиции звука в слове.
. Обследование возможности произнесения звука в словах разной слоговой структуры.
Примечание: учитывая возраст ребенка и его произносительные возможности, проверяют произношение во всех 13 классах слов (по А. К. Марковой).
классов слов по А. К. Марковой:
) двусложные слова с открытыми слогами (МУКА);
) трехсложные слова с открытыми слогами (МОЛОКО);
) односложные слова (ДОМ, КОТ, ДУБ);
) двусложные слова из открытого и закрытого слога (ПЕНАЛ);
) двусложные слова со стечением согласных в середине (МЫШКА);
) двусложные слова со
стечением согласных и
) трехсложные слова с закрытым слогом (ТЕЛЕФОН);
) трехсложные слова со стечением согласных (КОНФЕТЫ);
) трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ПАМЯТНИК);
) трехсложные слова с двумя стечениями согласных (МОРКОВКА);
) односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова (ХЛЕБ, ВОЛК);
) двусложные слова с двумя стечениями согласных (КЛЕТКА);
) четырехсложные слова из открытых слогов (ЧЕРЕПАХА).
Инструкция 1:
«Повтори за мной слова».
Инструкция 2: «Назови эти картинки».
снеговик гвозди пуговица
гости мозаика кузнецы
пастух мимоза цветы
уксус незабудка птенцы
мосты гнездо ученица
Критерии оценки:
балла - все свистящие звуки произносятся верно во всех словах разной слоговой структуры;
балла - нарушается произношение одного звука;
балла - нарушается произношение 2-3 звуков;
балл - искажаются, заменяются более 3 звуков;
баллов - искажаются, заменяются все свистящие звуки во всех типах (классах) слоговых структур.
. Обследование возможности
произнесения звука в
Инструкция 1: «Повтори за мной предложения».
На суку спит сова.
У Сони новый самокат.
Сегодня дома вся семья.
Зина запускает змея.
Зоя ест изюм.
У всех птиц есть птенцы.
Птенцы едят гусениц.
В саду цветет акация.
Примечания: 1. Слова, сложные по семантике, включают в лексический материал для обследования после уточнения из значения и наличия этих слов в пассивном и активном словаре ребенка. 2. Ошибки при отраженном повторении, связанные со слабой слухоречевой памятью, в данном обследовании не учитывают.
Инструкция 2: «Составь предложение по картинке».
Предлагаются сюжетные картинки, где изображены предметы, действия, в названиях которых есть обследуемые звуки.
звукопроизношение ребенок дизартрия логопедический
В саду цветут цветы.
Собака сидит на цепи.
Сова сидит в гнезде.
Собака ест из миски.
Инструкция 3: «Ответь на вопросы полным ответом».
Кто сидит в будке? (собака)
Что делает певица? (поет песню)
На чем катаются дети зимой? (на санках)
Как назвать детенышей птиц? (птенцы)
Что стоит в вазе? (цветы)
Критерии оценки:
балла - все свистящие звуки произносятся верно во всех предложениях;
балла - нарушается произношение одного звука;
балла - нарушается произношение 2-3 звуков;
балл - искажаются, заменяются более 3 звуков;
баллов - искажаются, заменяются все свистящие звуки при произнесении их в предложении.
В качестве иллюстрации приводим профиль нарушения группы свистящих звуков у ребенка со стертой дизартрией (График №1 приложения).
Таким образом, методика диагностики звукопроизношения детей со стертой дизартрией, разработанная и предложенная Е. Ф. Архиповой, включает в себя обследование возможности изолированного произнесения звука, в различных типах слогов, в словах и предложениях. При работе с детьми используются сюжетные и предметные картинки, а также различные слоги, слова и предложения, которые ребенок произносит отраженно, повторяя за логопедом. Проведение данной методики необходимо для планирования в дальнейшем правильной коррекционной работы с ребенком.
Вывод по II главе
Для своевременного и правильного проведения коррекционно-логопедической работы необходима тщательная диагностика произносительной стороны речи ребенка. Диагностика стертых или минимальных проявлений дизартрии представляет особую сложность.
Основные методики, используемые для обследования звукопроизношения, были разработаны такими известными авторами, как В. А. Киселева, Е. Ф. Архипова, Л. В. Лопатина, Л. С. Волкова, Л. И. Белякова и др.
При изучении состояния звукопроизношения определяется количество нарушенных звуков, какие фонетические группы нарушены, характер нарушения произношения звуков (искажение, отсутствие, замена, смешение) в различных фонетических условиях. Следует отмечать не только отсутствие или замену звуков, но и отчетливость, ясность произношения, их дифференциацию, особенности темпа речи, речевого дыхания. Все речевые нарушения логопед фиксирует в индивидуальной речевой карте обследуемого ребенка.
В процессе диагностики применяются различные приемы отраженного и самостоятельного воспроизведения лексического материала при помощи картинок, слогов, слов, предложений и чистоговорок, включающих исследуемые звуки. Одним из основных требований к лексическому материалу является понимание значения слов, предлагаемых ребенку для воспроизведения при обследовании звукопроизношения.
Заключение
Проблема изучения особенностей звукопроизносительной стороны речи у детей со стертой формой дизартрии в настоящее время является очень актуальной в силу большой распространенности данного нарушения у детей. Изучением данной проблемы занимались многие отечественные исследователи: Е. Ф. Архипова, Л. И. Белякова, Е. Н. Винарская, В. А. Киселева, О. В. Правдина, Н. Н. Волоскова и др.
Дизартрия представляет собой нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Общими клиническими признаками дизартрии являются: 1) нарушения мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре, которые имеют различный характер в зависимости от локализации поражения мозга; 2) ограничения подвижности артикуляционных мышц в результате параличей и парезов. Ограничение подвижности артикуляционной мускулатуры приводит к нарушениям звукопроизношения.
Стертая дизартрия - это сложное речевое расстройство, характеризующееся вариативностью нарушений компонентов речевой деятельности: артикуляции, дикции, голоса, дыхания, мимики, мелодико-интонационной стороны речи. Эта форма дизартрии по мнению многих исследователей является одним из самых распространенных и трудно поддающихся коррекции нарушений произносительной стороны речи детей.
Многие авторы, изучающие проблему звукопроизношения при стертой дизартрии, указывают, что для всех детей характерны полиморфные нарушения звукопроизношения. У детей с этой патологией наблюдаются многочисленные и разнообразные нарушения произносительной стороны речи, выражающиеся в искажении, смешении, замене и пропусках различных звуков. Таким образом, нарушения звукопроизношения являются ведущими в структуре дефекта при стертой дизартрии.
В нашей работе были использованы методики диагностики звукопроизношения детей со стертой дизартрией различных авторов: Е. Ф. Архиповой, М. А. Поваляевой, В. А. Киселевой, Т. Б. Филичевой и др.
Поставленная нами цель работы достигнута, задачи выполнены.
Список литературы
1.Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007.
2.Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. - М.: Астрель, 2008.
.Бадалян Л. О. Невропатология: Учебник для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
.Беккер К. П., Совак М. Логопедия. - М., 1981.
.Белякова Л. И., Волоскова Н. Н. Логопедия. Дизартрия. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009.
.Белякова Л. И., Дьякова
Е. А. Логопедия. Заикание. Учебное пособие
для студентов
.Винарская Е. Н. Дизартрия. - М.: АСТ: Астрель, 2009.
.Волкова Л. С., Лалаева Р. И., Мастюкова Е. М. и др. Логопедия: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология»/ Под ред. Л. С. Волковой. - М.: Просвещение: 1989.
.Волкова Л. С., Селиверстов
В. И. и др. Хрестоматия по логопедии.
Учебное пособие для студентов
высших и средних специальных
педагогических учебных
.Киселева В. А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. Пособие для логопедов. - М.: Школьная пресса, 2007.
.Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. - М., 1968.
.Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. - М., 1977.
.Нейман Л. В., Богомильский М. Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. И. Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
.Парамонова Л. Г. Логопедия для всех. СПб.: Питер, 2004.
.Поваляева М. А. Справочник логопеда. - Ростов н/Д : Феникс, 2007.
.Правдина О. В. Логопедия. - М.: Просвещение, 1973.
.Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. М., 1989.
.Флерова Ж. М. Логопедия. - Изд. 4-е. Ростов н/Д : Феникс, 2008.
Информация о работе Особенности звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии