Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 03:23, реферат
Ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.
Тема 4. Особливості періоду раннього дитинства
Питання для обговорення
1. Особливості періоду раннього дитинства, його значення.
2. Особливості ВНД дітей перших трьох років життя.
3. Завдання виховання дітей перших трьох років життя.
4. Адаптація до розумів ДНЗ.
5. Формі надання педагогічної допомоги батьківщині з дітьми раннього віку.
1 Ранний возраст —
это период быстрого
Для физического и нервно-психического
развития детей первых двух лет жизни
характерен быстрый темп. В этот период
интенсивно увеличивается рост и вес ребенка
(особенно на первом году), усиленно развиваются
все функции организма. К году ребенок
овладевает самостоятельной ходьбой.
На втором и третьем году жизни его основные
движения совершенствуются, он начинает
координировать свою двигательную активность
с окружающими. Большие успехи делает
ребенок в овладении родным языком.
Если в активном словаре годовалого ребенка,
как правило, насчитывается 10—12 слов,
то к двум годам число их увеличивается
до 200—300, а к трем — до 1500 слов.
Развитие в раннем возрасте происходит
на таком неблагоприятном фоне, как повышенная
ранимость организма — низкая его сопротивляемость
заболеваниям. Каждое перенесенное заболевание
отрицательно сказывается на общем развитии
детей. Поэтому забота об охране и укреплении
здоровья маленького ребенка составляет
одну из важнейших задач воспитания в
раннем детстве. В первые годы жизни особенно
велика взаимосвязь физического и психического
развития. Крепкий, физически полноценный
ребенок не только меньше подвержен заболеваниям,
но и лучше развивается психически. Вместе
с тем веселые, подвижные, активные дети
физически более выносливы. Незначительные
нарушения в состоянии здоровья вызывают
изменения в их общем самочувствии — они
становятся раздражительными и вялыми,
плохо играют, быстро утомляются.
В раннем возрасте дети отличаются большой
неустойчивостью эмоционального состояния:
казалось бы, по ничтожной причине часто
плачут и долго не могут успокоиться; и
наоборот, не успевают высохнуть слезы,
как на смену им появляется улыбка. Хорошее
настроение детей поддерживается правильной
организацией их жизни,- активной деятельностью,
интересными впечатлениями и главным
образом разумно организованным общением
со взрослыми.
Обеспечение положительного эмоционального
состояния детей, их уравновешенного поведения,
охрана нервной системы, предупреждение
утомления — важные задачи педагогики
раннего детства.
При воспитании маленьких детей следует
учитывать преобладание у них возбуждения
над тормозными процессами: маленький
ребенок с трудом переносит ожидание пищи,
ограничение в движениях и т. п. С учетом
этой особенности в яслях и группах раннего
возраста яслей-садов введен принцип последовательного,
постепенного проведения всех режимных
процессов, позволяющий обслуживать каждого
ребенка индивидуально.
Условные, т. е. приобретаемые в процессе
жизни, рефлексы, лежащие в основе поведения
ребенка, начинают образовываться с первых
дней. Так, характерный условный рефлекс,
который можно наблюдать у ребенка второй
недели жизни, — сосательный — на положение
для кормления. Раннее образование условных
рефлексов является убедительным, физиологически
обоснованным доказательством необходимости
правильного воспитания детей с первых
дней жизни.
Быстро формирующиеся у малыша и проявляющиеся
в привычках условные рефлексы могут быть
как целесообразными для здоровья и развития
(засыпать и просыпаться в определенное
время, активно бодрствовать), так и нецелесообразными
(засыпать при покачивании, сосать пустышки,
бодрствовать на руках взрослого и т. п.).
Сравнительно легко закрепляясь, привычки
с трудом поддаются изменению. Перевоспитание
— дело крайне сложное и вредное для деятельности
нервной системы. Поэтому необходимо буквально
с момента рождения ребенка обеспечить
его правильное воспитание.
Результаты целенаправленного воспитания
проявляются уже в два месяца: малыш засыпает,
пробуждается, испытывает потребность
в еде в строго определенное время; выспавшийся
и сытый, он спокоен, при общении со взрослыми
проявляет радость.
Обладая высокой пластичностью функций
мозга и психики, ребенок имеет большие
потенциальные возможности развития,
реализация которых зависит от непосредственного
влияния окружающих взрослых, от воспитания
и обучения.
Педагогика раннего детства, основы которой
были разработаны Н. М. Щеловановым, Н.
М. Аксариной и их учениками, намечает
конкретные задачи и методы всестороннего
воспитания детей.
В содержание воспитательной работы на
этом возрастном этапе детства входят
следующие разделы:
соблюдение установленного для детей
раннего возраста режима дня, т. е. верное
распределение в течение суток и четкая
последовательность сна, кормления, бодрствования,
смена разных видов деятельности;
правильное проведение режимных процессов:
кормления, гигиенического ухода, укладывания
спать, обливания и др.;
проведение индивидуальных и групповых
занятий, игр, развлечений;
создание условий для активной и разнообразной
самостоятельной деятельности детей.
Успешное осуществление задач воспитательной
работы зависит от педагогически обоснованного
выбора ее форм и методов, от правильной
организации всей жизни детей.
2 Высшая нервная деятельность
детей на протяжении первых 3 лет
жизни развивается очень
1. Условные рефлексы формируются сравнительно
быстро, но закрепление их происходит
медленно. Многие условные рефлексы и
к 3 годам не достаточно устойчивы.
2. В течение первых 3 лет, особенно в первые
2 года, быстро повышается работоспособность
нервной системы. Однако по сравнению
с детьми более старшего возраста, даже
на 3-м году работоспособность их ниже,
вследствие чего они быстро утомляются.
3. Нервная система ребенка обладает сравнительно
малой выносливостью. Дети быстро устают
от длительного действия одного и того
же раздражителя и не выдерживают действия
многих сильных раздражителей.
При длительном однообразном занятии
быстро возникает охранительное торможение
— ребенок перестает слушать, отвлекается.
Резкие звуки приводят к перевозбуждению
либо вызывают повышенную раздражительность.
Ребенок не может длительно сохранять
одну и ту же позу.
4. Высшая нервная деятельность детей раннего
возраста характеризуется неуравновешенностью
двух основных нервных процессов: процессы
возбуждения преобладают над процессами
торможения. Тормозные условные рефлексы
для своего образования требуют значительно
большего числа повторений, чем положительные
условные рефлексы. Маленького ребенка
значительно легче научить что-то делать,
чем воздержаться от желаемого действия.
Длительно сохранять тормозное состояние
(например, ожидать чего-то, ничего при
этом не делая) ребенку также трудно.
5. В поведении детей много широко разлитых,
иррадиированных реакций. Например, радость
у ребенка проявляется часто не только
улыбкой, а сопровождается общими оживленными
движениями, громким визгом, хлопанием
в ладоши. При выполнении какого-либо действия
он часто производит много лишних движений.
Делая первые шаги, ребенок протягивает
вперед руки, иногда даже высовывает язык.
Постепенно в результате многократных
действий с предметами, в детских играх, на специальных занятиях формируются
более координированные движения, постепенно
исчезают лишние движения.
6. Все поведение ребенка с первых дней
жизни осуществляется при участии коры
головного мозга, которая оказывает регулирующее
влияние и на подкорковые отделы мозга.
Например, ребенок, заинтересованный рассказом,
может не чувствовать наступившего голода.
Ребенок, отвлеченный чем-то интересным,
может не реагировать на боль от укола
и т. п. Несмотря на это, все же на поведение
ребенка раннего возраста большое влияние
оказывают состояние и деятельность подкорковых
отделов мозга, и чем меньше ребенок, тем
сильнее это влияние. Именно этой особенностью
объясняется большая зависимость поведения
ребенка от удовлетворения его органических
потребностей. С возрастом регулирующая
роль коры повышается.
7. Сравнительно слаба подвижность нервных
процессов. Ребенок не может быстро ответить
или затормозить какое-либо действие.
Часто можно наблюдать, как дети во время
гимнастики продолжают предыдущее движение,
хотя воспитательница показывает другое.
Поэтому нельзя требовать от детей быстрого
прекращения начатого ими действия или
выполнения какого-либо движения и быстрого
переключения с одного действия на другое.
8. У детей легко возникает внешнее торможение.
Например, они легко отвлекаются от еды,
если входящая в это время медицинская
сестра начинает разговаривать с воспитательницей.
Трудно сосредоточить внимание детей
на занятии, если в комнате в это время
проводятся какие-либо интересные для
них действия.
9. Вследствие еще недостаточного развития
второй сигнальной системы у детей до
3 лет преимущественное значение имеют
первосигнальные раздражения, т. е. наглядные
образы.
При воспитании детей необходимо учитывать
все эти особенности периода раннего возраста
3 Психологические отличия появляются в развитии девочек и мальчиков примерно с годовалого возраста. Самое главное, чтобы в этот момент перед глазами ребёнка была стандартная модель поведения окружающих взрослых, семья, состоящая из мамы и папы. Ведь дети не могут сами формировать поведение, а развиваются, подражая взрослым. У девочек наиболее хорошо начинает развиваться социальное мышление, а у мальчиков лучше развивается абстрактное. Данные особенности нужно обязательно помнить в процессе воспитания.
Необходимо привлекать детей к занятиям, которые помогают развить мелкую моторику ручек – лепке, рисованию, играм с пирамидками, матрёшками, конструкторами. Возможно, что у ребёнка сразу ничего не получиться, но взрослые должны терпеливо помогать и объяснять малышу. Положительный эффект на интеллект ребёнка будет оказывать активное использование занятий для мелкой моторики ручек.
После года нужно уделять
время чтению, чтобы ребёнок имел
возможность рассматривать
Чаще всего в возрасте от 1,5 до 2-х лет малыш начинает сам проситься на горшок. Но небольшие неприятности могут происходить и до 3-х лет. За такие случаи не нужно ругать малыша, не стоит и заставлять ребёнка садиться на горшок, если он не хочет этого. Приучать к горшочку следует деликатно и мягко, следить за поведением малыша.
Чем взрослее становится ребёнок, тем больше ему необходимо общения со сверстниками, только после 2-х лет у малыша сформируется умение вступать в контакты с окружающими.
В таком возрасте нужно обучать ребёнка следить за своей одеждой и внешностью, заправлять кроватку, убирать игрушки на место, складывать вещи. Используя игру, покажите как правильно надо накрывать на стол и убирать за собой посуду. Обучите малыша вешать верхнюю одежду на вешалку, ставить обувь на место, расстёгивать и застёгивать молнии и пуговицы.
Обязательно научите ребёнка самостоятельно пользоваться зубной щёткой, чистить зубки, умываться. У него должна быть своя зубная паста, с приятным вкусом, и маленькая зубная щётка. Покажите малышу как правильно использовать пасту и держать в ручках щётку.
Не стоит делать за малыша то, что он может сделать самостоятельно. Даже если вы спешите, будьте терпеливы, пусть ребёнок сам обуется и оденется. Ребёнок быстро научится самостоятельно одеваться, если обувь и одежда будут просты в использовании, без лишних застёжек и завязок.
В возрасте ближе к трём
годам наступает момент самоидентификации
малыша, как личности. Теперь он осознает,
что он самостоятельный человек,
по данной причине в поведении
появляются сложности, которые связаны
с формированием характера. В
этот момент родители должны набраться
терпения и мягко продолжать воспитывать
ребёнка в нужном направлении, быть
логичными и последовательными
в своих поступках и
4 С поступлением ребенка 3-4-летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т.д. В последнее время повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения с 1,5 до 3 лет, с одной стороны, и усиление образовательной нагрузки в дошкольном учреждении - с другой, делают проблему привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада особенно актуальной..
Задачами коррекционной работы с детьми в период адаптации являются:
создание для ребенка атмосферы безопасности и комфортной обстановки;
понимание внутреннего мира ребенка и принятие его таким, какой он есть;
предоставление ребенку
большей свободы и
Под адаптацией (от лат. аdaptatio - приспособление, прилаживание) принято понимать способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды [16, с. 5]. Социальная адаптация - приспособление человека к условиям новой социальной среды; один из социально-психологических механизмов социализации личности
От того, как взрослые подойдут к малышу в период адаптации, как смогут организовать его жизнь в группе, зависит многое в его поведении.
Следует учитывать потребность ребёнка в общении. Выделяются примерно три группы детей по характеру различий в поведении и потребности общения.
Первая группа - это дети,
у которых преобладает
Вторая группа - это дети, у которых имеется некоторый опыт общения с незнакомыми людьми. Период адаптации их проходит в два этапа (второй и третий) и длится от 7 до 10-20 дней.
Третья группа - дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях, в общении со взрослыми на познавательные темы. Эти дети привыкают в течение 3-10 дней [7, с. 23-25].
На процесс адаптации ребенка влияют:
· достигнутый уровень психического и физического развития,
· состояние здоровья,
· степень закаленности,
· сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками,
· личностные особенности самого малыша,
· уровень тревожности и личностные особенности родителей [6, с. 122].
Таким образом, под адаптацией понимают процесс приспособления. Период приспособления имеет важное значение для развития ребёнка.
Тема 8. Особливості організаційно-методичної роботи у групах раннього віку.
Питання для обговорення
1. Педагогіка раннього дитинства. Розвивальне середовище.
2. Планування і облік виховної роботи в групах раннього віку
3. Види занять та методика їх проведення на 2 та 3 роках життя
4. Контроль за фізичним і нервово-психічним розвитком дітей.
2 Планирование воспитательно-
В годовом плане работы дошкольного учреждения
планируется работа с детьми, административно-хозяйственная
деятельность, работа с кадрами и др.
Исходя из анализа итогов предшествующего
года, определяются воспитательно-образовательные
задачи для детского сада в целом и для
каждой возрастной группы детей, требующие
особого внимания педагогического коллектива
(общие задачи воспитания и обучения определены
«Программой воспитания в детском саду»,
выполнение которой является обязательным) В связи с намеченными в плане
задачами воспитательно-образовательной
работы планируются и другие разделы деятельности
дошкольного учреждения: намечаются содержание
и формы методической работы с воспитателями,
тематика педагогических советов, консультаций,
пополнение оборудования и др., определяется
содержание работы с родителями. Годовой план разрабатывается
заведующим дошкольным учреждением совместно
с методистом и врачом и утверждается
педагогическим советом и общим собранием
сотрудников учреждения.
Задачи, намеченные в нем, находят свое
отражение в конкретных планах работы
воспитателей.
Календарный план составляется на 6—12
дней. В нем находят отражение и конкретизацию
общие требования «Программы воспитания
в детском саду», задачи, определенные
в годовом плане дошкольного учреждения. Занятия с дошкольниками в младших
группах проводятся утром и вечером, а
в средних и старших только утром, что
и отражается в плане. В плане указываются основные
методы и приемы проведения занятия (вопросы
к детям при проведении беседы и пр.).
Предусматривается материал, необходимый
для занятия. В случае особо сложных занятий
нужно разработать их конспекты.
Режим дня в группах дошкольного возраста
включает две прогулки — дневную и вечернюю.
Прогулка — время отдыха детей и одновременно
продолжения воспитательной работы с
ними. Длительность дневной прогулки позволяет
воспитателю организовать разнообразную
деятельность детей. План прогулки может
включать: проведение наблюдений в целях
обогащения знаний и представлений дошкольников
— о доступных их пониманию явлениях общественной
жизни, ознакомление с явлениями природы;
труд на участке; коллективную подвижную
игру, а также индивидуальную и групповую
работу с детьми по развитию их движений
(путем разнообразных упражнений).
Выбор содержания наблюдения и труда определяется
общим планом занятий на данный отрезок
времени, зависит от текущих обстоятельств
(погода, сезон). Это относится и к планированию
работы по развитию движений.