Особливості періоду раннього дитинства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 03:23, реферат

Описание работы

Ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.

Файлы: 1 файл

педагогика семинар.docx

— 38.42 Кб (Скачать файл)

Обеспечение нормального нервно-психического развития детей первого года жизни предусматривает прежде всего организацию условий для активного бодрствования детей: какие игрушки следует предоставить в их распоряжение, где их поместить (подвесить, разложить в манеже и т. п.); к концу первого года необходимо создать условия для игры и активного движения детей на полу. 
Основными разделами, по которым планируется работа с детьми первого года жизни, являются следующие: 
а) развитие зрительного и слухового сосредоточения, а затем зрительного и слухового восприятия; 
б) развитие предметных действий ребенка (захват предмета, манипулирование, целенаправленные действия.и т. д.); в плане указываются те игрушки и оборудование, которые будут использованы для этой цели на данный отрезок времени; 
в) формирование положительных эмоций в общении со взрослыми и сверстниками; 
г) развитие голосовых и речевых реакций и далее — формирование понимания речи и активной речи. По каждому разделу намечаются конкретные задачи, для решения которых подбираются необходимые материалы, определяются методические приемы, используемые воспитательницей в индивидуальной работе с ребенком или в работе с 2—3 детьми в часы их бодрствования. Так как развитие детей на первом году жизни по своим темпам может различаться, следует указывать их имена. С возраста 9—10 месяцев можно уже объединять детей на занятия в небольшие подгруппы. В этом случае перспективный план дополняется сеткой занятий на неделю. 
В течение дня проводятся 3—4 коротких занятия (не более 10 мин.). Первое занятие (утром, до первого дневного сна) — это, как правило, показ детям знакомых игрушек, их отыскивание, показ заводной игрушки. Второе и третье занятия (проводятся во время второго бодрствования с интервалом в 45—50 мин.) посвящаются расширению ориентировки детей в окружающем, развитию движений, предметных действий; проводятся также музыкальные занятия. Четвертое занятие планируется на вечерний отрезок времени — это занятие-игра, развлечение.

Перспективный план для второй группы раннего возраста, как и для первой, включает определение задач и содержания работы, направленной на физическое воспитание и укрепление здоровья детей и их нервно-психическое развитие. При планировании учитываются новые возрастные возможности малышей. 
Основное внимание при планировании работы по физическому воспитанию уделяется развитию основных движений (ходьба бег, лазанье). Планируются утренняя гимнастика и специальные занятия по развитию движений, закаливающие процедуры, а также объем формируемых у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самостоятельности. 
Работа, направленная на общее нервно-психическое развитие ребенка, в перспективном плане конкретизируется в соответствии с «Программой воспитания в детском саду»: а) расширение ориентировки в окружающем и развитие речи; б) развитие действий с предметами; в) развитие игры как самостоятельной деятельности ребенка; г) формирование навыков общения со сверстниками и взрослыми. 
Дополнительно к плану разрабатывается на 1—1,5 месяца сетка занятий по типу указанной для первой группы раннего возраста. Количество занятий в течение дня сокращается до трех, но продолжительность их увеличивается.

В подневном плане отражается также конкретное содержание работы с родителями. 
Основой учета работы в группах раннего возраста являются нормативы физического и нервно-психического развития детей. На каждого ребенка заводится дневник. В нем отмечается состояние здоровья за каждый день: температура тела, состояние слизистой зева, кожи и т. п. Заносятся проявления ребенка в течение дня, его реакции во время режимных процессов, занятий, а также продолжительность сна и прогулки. 
Отдельно ведется учет проведения занятий. Во второй группе раннего возраста это делается в особой графе плана.  
Воспитательница дает оценку выполнения цели занятий, реакций и поведения детей, своих методических приемов. 
Кроме этих видов учета ведется особая карточка развития ребенка, куда ежемесячно для детей первого года и раз в три месяца для детей второго года жизни вносятся показатели физического и нервно-психического развития. Карта ведется врачом совместно с воспитательницей. 

3 Методические указания. 2-3 года. 
Занятия по рисованию и аппликации выполняются на листе формата А5 (половина альбомного), если нет других указаний в тексте занятия.  
Во время занятий рисованием постоянно обращайте внимание на то, как ребенок держит карандаш и кисточку. При работе красками учите его правильно набирать краску, не обмакивать кисточку слишком глубоко, промывать кисточку перед тем, как набирать новую краску. Следите за правильным положением руки, объясните, что на кисточку не нужно давить (нужно "гладить" бумагу кисточкой). 
Все занятия аппликацией (за исключением обрывной аппликации) проводятся без наклеивания. Если хотите сохранить аппликацию, можете сами наклеить разложенные ребенком детали.  
Пластилин для занятий лепкой должен быть подогрет и хорошо размят, чтобы для деформации не требовалось больших усилий. 
Материалы к занятиям: 
При покупке гуаши обратите внимание на ее консистенцию. Хорошая гуашь не должна быть сухой, она должна напоминать густую сметану или крем. Перед занятием гуашь разводят водой. Удобнее, чтобы крышки на баночках были винтовые. Можно разводить гуашь прямо в крышках, а затем сливать остатки краски обратно в баночку. Если не знаете, до какой степени разводить гуашь, сделайте пробную партию, наберите краску на кисточку и примакните ее к бумаге. Правильно разведенная гуашь хорошо ложится на бумагу, быстро сохнет. Слишком густая гуашь ложится неровно, толстым слоем, долго сохнет. Если гуашь слишком жидкая, вокруг пятна краски образуется водяной след, через слой краски просвечивают надписи, сделанные на бумаге. 
Если ребенок будет рисовать на цветной бумаге (например, снег), то краска может "скатываться". В таком случае перед занятием надо протереть поверхность бумаги мокрой ватой.  
Для обрывной аппликации используются салфетки или тонкая бумага, которая легко рвется. Для всех других видов аппликации берется более плотная бумага, но глянцевую лучше не использовать. В качестве клея для обрывной аппликации лучше всего использовать клейстер - он долго сохнет и безопасен для здоровья. 
При покупке пластилина обязательно проверьте, насколько легко он лепится. Бывает пластилин, из которого даже взрослому трудно что-то слепить. Хороший пластилин должен изменять форму при легком нажатии (после того, как его размяли и подогрели до температуры тела).

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ    КУЛЬТУРЕ  С ДЕТЬМИ 2 И 3-ГО ГОДА ЖИЗНИ.

Структура, организация и методика занятий

Программой предусмотрены   еженедельно 2 занятия по физической культуре (по 8-10  мин. на 2 году жизни и по 10-15 мин. в группе 3 года жизни) в первой половине дня.

Занятия следует строить  так, чтобы освоение основных движений чередовалось с общеразвивающими упражнениями, которые выполняются одновременно всей подгруппой вместе с воспитателем. Таким образом, обеспечивается смена  активных движений и кратковременного отдыха, смена разных исходных положений.

Дети 2 года жизни не способны воспринимать частую смену движений, однако и слишком длительное повторение без изменений не создает основу для развития ребенка. Наиболее целесообразно  повторять один из комплексов в течение 2 недель (4 занятия). Затем, оставляя те же наименования основных видов движений (ходьба, ползание или лазание и  бросание), следует включить другие упражнения или внести изменения  в уже знакомые малышам, несколько  усложнив их.

Комплексы упражнений воспитатель  может составлять сам или использовать готовые. Планируя занятия, следует:

  • помнить, что упражнения должны соответствовать возрастным и функциональным возможностям ребёнка;
  • предусматривать упражнения для всех крупных групп мышц (плечевого пояса, спины, живота, ног), и чередовать их;
  • избегать длительного статического положения, ожидания;
  • соблюдать последовательность в нарастании трудности упражнений и увеличении нагрузки в соответствии с совершенствованием двигательных умений малыша;
  • методы и способы организации детей согласовывать с их возрастными возможностями;
  • иметь в виду ограниченную двигательную самостоятельность детей этого возраста;

4 Контроль за нервно-психическим развитием

Контроль за нервно-психическим  развитием (НПР) детей является составной  частью системы комплексного контроля за развитием и формированием здоровья и всей оздоровительно-воспитательной работы в домах ребенка. Он заключается в выявлении уровня НПР ребенка и его индивидуальных особенностей. При этом нужно учесть, что ребенок развивается спонтанно по своей особой программе. Как писал Л.С. Выготский, каждый ребенок проходит необходимые стадии, этапы, фазы развития. Причем эта индивидуальная программа может отражать типичную возрастную программу, может ее опережать или отставать от нее. При обучении ребенка происходит встреча двух программ – врожденной программы развития и встречной, которую предлагает взрослый. Поэтому цель контроля заключается не только в том, чтобы выявить индивидуальное направление развития ребенка, но и своевременно создать необходимые для этого условия. Во время контроля выявляется также эффективность медико-педагогических воздействий и условий воспитания детей в доме ребенка.

Диагностика НПР детей  раннего возраста опирается на изучение объективных закономерностей развития ребенка. Поэтому на первом году НПР  контролируется ежемесячно, на втором году темп роста и развития несколько  замедляется и контроль за НПР  проводится один раз в квартал, на третьем году – раз в полгода, с 4 до 6 лет – один раз в год.

Физическое развитие (ФР) ребенка как совокупность различных показателей (длина, масса, форма, сила и др.)› характеризующих его рост и развитие, обусловлено комплексом наследственных и социальных факторов. Для изучения ФР детей разработана унифицированная методика измерений человеческого тела и его частей. Чаще всего для характеристики ФР используют ограниченный перечень показателей:

– массу и длину тела;

– окружность грудной клетки.

Однако в ряде случаев  для наиболее полного анализа  ФР ребенка требуются более разнообразные параметры (жизненная емкость легких, мышечная сила рук и ног и др.). Учитываются также и особенности телосложения, состояния опорно-двигательного аппарата и др. Количество этих показателей зависит от конкретных задач, стоящих перед врачом дома ребенка. Физическое развитие анализируют, сравнивая индивидуальные или групповые показатели со средними данными (стандартами), характерными для соответствующего возраста и пола ребенка.

Общий порядок  определения физического развития (табл. 11)

1. До начала проведения осмотров и измерений следует определить региональные особенности роста детей (относительно высокорослые или относительно низкорослые).

2. Провести измерение и взвешивание по общепринятой методике.

3. При осмотре оценить наличие или отсутствие резко выраженных конституциональных особенностей телосложения и полового созревания.

4. Определить возрастную группу ребенка.

 


Информация о работе Особливості періоду раннього дитинства