Отчет по практике на примере ДОУ "Лучик"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 13:03, отчет по практике

Описание работы

Практику я проходила в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Лучик» (Ул. Геологов 24 «б») рабочего поселка Солнечный Солнечного муниципального района Хабаровского края, где заведующей является Иванова Галина Викторовна, старшим воспитателем - Свиридова Татьяна Дмитриевна, практический психолог – Моисеенко Галина Юрьевна, медсестрой - Кустова Ангелина Сергеевна. В садике 12 групп, 250 детей.

Файлы: 1 файл

Дневник..docx

— 79.01 Кб (Скачать файл)
    • проведение дифференциальной диагностики различных отклонений в психическом развитии (совместно со специалистами соответствующего профиля);
    • проведение психологической диагностики на определение психологической готовности к школе.

Дважды в год: в начале учебного года (первичное) и в конце  учебного года (вторичное) осуществляется психодиагностическое исследование готовности к школьному обучению детей 6-7 лет по методикам Ю.З.Гильбух, А.Н.Корнева, А.Л.Венгер, А.М.Игнатенко, Г.А.Урунтаевой, С.Г.Якобсон, А.И.Захарова, Р.Тэммл и др.

Результаты итоговых диагностик по определению готовности к школьному  обучению выпускников детского сада заносятся в диагностические карты.

Применяется система психологических  рисуночных тестов для составления  на их основе «психологических портретов» детей и взрослых («Рисунок человека», «Рисунок семьи», «Автопортрет», тематическое рисование « Мое настроение», «Страхи» и пр.), социометрические игры «Секрет» (Урунтаева Г.А.), «Два дома» в группах дошкольного возраста.

Психопрофилактическая работа:

    • работа по созданию благоприятного психологического климата в учреждении (способствование улучшению форм общения педагогов с детьми; консультирование педагогов и других работников учреждения по широкому кругу профессиональных и личностных проблем;
    • психологическое просвещение родителей по вопросам, касающихся возрастной психологии, семейного воспитания.

Просвещение родителей по вопросу психологической готовности к школьному обучению, индивидуальное консультирование, анкетирование родителей  позволяет добиться тесного взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения при подготовке ребенка к школьной жизни.

В рамках повышения психологической  и педагогической компетентности педагогов в текущем году проведены:

    1. семинары-практикумы с использование новейших достижений психологической науки по проблемам педагогического общения: «Самоанализ опыта общения с родителями», «Особенности общения воспитателей с детьми», « Детская агрессивность».
    2. тематические консультации: «Баланс без арбитра», «Леворукий ребенок и его проблемы», «Плохие слова», «Дети и деньги», «Гиперактивный ребенок», «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста», «Принципы изучения психики ребенка».
    3. выступления на педсоветах: «Психологическое здоровье и безопасность», «Значение сказкотерапии в развитие ребенка», «Преемственность дошкольного и начального образования».
    4. семинары-лекции: «Детские страхи», «Конфликты и пути их разрешения», «О взаимоотношениях сиблингов в семье».

Экспертно-проектировочная  деятельность: диагностика отношения  родителей и педагогов к дошкольному  учреждению и др.

Развивающая и психокоррекционная работа с детьми, направленная на активное воздействие на личность и индивидуальность ребенка.

По результатам первичной  диагностики совместно с воспитателями  и родителями проводится работа по развитию внимания, зрительной памяти, мелкой моторике рук, мышления, произвольности, речи.

Проводятся занятия с  детьми старшего дошкольного возраста направленные на развитие эмоциональной  сферы, коммуникативных навыков, сплочения  группы по программе А.Ивашовой «Сотрудничество», по программе «Общение». Цель занятий – научить ребенка осознанно воспринимать свои эмоции, понимать эмоциональное состояния других людей, знакомит с системой органов чувств человека, развивает коммуникативные способности детей, обращает внимание ребенка на невербальную сторону общения, знакомит с такими понятиями как мимика, жесты, интонация, походка, телодвижения, позволяя лучше ориентироваться в различных жизненных ситуациях.

Коррекционно-развивающая  программа формирования эмоциональной  стабильности и положительной самооценки у детей младшего возраста Н.П.Слободяник «Я учусь владеть собой» - направленная на развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, формирование психических новообразований, необходимых для успешного обучения в начальной школе.

Консультативная работа: повышение  психологической культуры педагогов, родителей путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, участием в педсоветах, чтением лекций.

Консультирование воспитателей по результатам готовности детей  к школе и индивидуальные рекомендации помогают оказать поддержку и внимание детям.

В старших и подготовительных группах индивидуально на каждого  ребенка заполняется карты «индивидуального развития» с целью отслеживания особенностей развития и планирования коррекционно-развивающей работы.

Для родителей проводятся тематические консультации в рамках семинаров, лекториев, круглых столов по проблемам личностного развития детей, возрастным особенностям детей дошкольного возраста.

Тематика встреч формируется  на основе актуальных запросов родителей: «Детские страхи», «Тревожные дети», «Адаптация детей в ДОУ», «Кризис трех лет», «Психологическая готовность к школьному обучению», «Развитие речи первых лет жизни», «Детский онанизм», « Половое воспитание», «Сказка в жизни ребенка», «Возрастные особенности детей», «Как облегчить адаптацию ребенка к школе».

В каждой группе создана  папка - «Психолог – родителям», с тематическими консультациями. В частности, для родителей предлагаются несложные методы диагностики развития и игры для детей, а также основные нормативы развития детей (познавательная сфера, двигательная сфера).

Таким образом, для сохранения психологического здоровья и социального  благополучия детей необходимо включение в работу всего коллектива ДОУ, активное участие родителей, отбор диагностических методов и развивающих упражнений, адекватных особенностям детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  №4.

Наблюдение за погодой.

Цель: закрепление знаний о сезонных изменениях в природе.

Художественное слово:

Туча прячется за лес

Смотрит солнышко с небес

И такое чистое, доброе, лучистое

Если б мы его достали

Мы б его расцеловали.

Беседа:

Что изменилось с приходом весны?

Дни стали прибавляться, солнышко стало чаще появляться и  не только светить, но и греть.

Что изменилось на огороде? (Появились проталины.)

Как вы думаете, почему снег не везде растаял, а маленькими клочками?

Какие изменения произошли  с деревьями? (Стали набухать почки). Почему зимой почки не набухают? Дерево, как и медведь, зимой спит, а как солнышко начнет пригревать, оно просыпается, начинает питаться талой водой.

2. Подвижные игры: «Перелет  птиц»

Цель: Учить выполнять  действия по сигналу.

3. Трудовая деятельность: Поручить детям посыпать дорожки песком (на огороде). Цель: Учить мальчиков уважать девочек, выполнять более тяжелую работу (носить ведерки с песком)

4. Индивидуальная работа.

Цель: закреплять умение бегать гигантскими шагами, перепрыгивать  через препятствия.

Самостоятельные игры с выносным материалом.

 

Приложение  №5.

Утренняя гимнастика с обручем.

«Рули». И.п.: ноги слегка расставить, обруч перед грудью. 1-2- поворот обруча вправо-влево; 3-4- и.п. То же, рулить, перехватывая обруч. Повторить 5 раз.

«Голову выше». И.п.: ноги врозь (можно шире), обруч на шее, руки на пояс.

1-3-приподняв голову, наклон  вперед; 4- и.п. Дыхание произвольное. Повторить 5 раз.

«Не ошибись». И.п.: о.с. руки на пояс, обруч на полу перед ногами. 1- ногу на носок в обруч; 2- в сторону; 3-4-и.п. То же, другой ногой. Голову не опускать. Повторить по 4 раза.

«Поверни  обруч». И.п.: сидя в обруче, обруч в согнутых руках у пояса. 1-2- поворот вправо, повернуть обруч - выдох; 3-4- и.п. - вдох. То же, влево.  

Смотреть в сторону  поворота, плечи не поднимать. Повторить по 4 раза.

«Поднять  ноги». И.п.: лежа, обруч над головой, хват с боков. 1-2- согнуть и поднять ноги, обруч к коленям; 3-4- и.п. То же, из и.п. сидя. Повторить 5 раз.

«Вокруг обруча». И.п.: ноги слегка расставить, обруч на полу сбоку. Прыжки на двух ногах вокруг обруча (два круга) и ходьба на месте. Повторить 3-4 раза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 6.

Анализ мною проведенного занятия по математике на тему «Счет до 8. Число и цифра 8».

1. Цели: Развивать умения  решать логические задачи. Познакомить  с составом числа 8. Учить обозначать количество семь цифрой семь и учить писать цифру семь. Данные цели тесно взаимосвязаны между собой.

2. Рабочие тетради, ручка,  карандаши цветные, объемные цифры  для обследования, ромашка – состав числа, все соответствует гигиеничности, безопасности, доступности для детей данного возраста.

3. Тип - комбинированный. Структура: оргмомент, повторение, новый материал, физминутка, закрепление, итоги. Этапы логически и последовательны связаны между собой. Объяснение нового материала осуществляется в сравнении со старыми знаниями о числе 8.

4. Содержание занятия  имеет научную основу, так как  математика есть научный предмет, изучение чисел и обозначение их цифрами имеет научную математическую основу. Материал доступен возрасту детей.

5. Большая часть занятия  работа ведется по тетрадям  Колесниковой, в ней предусмотрена  различная деятельность детей.  Использовала наглядно практический метод объяснения материала, состав изучается при помощи специального раздаточного и демонстрационного материала (круг, поделенный на восемь частей). Подводила детей к рассуждению (сколько каких частей надо взять, чтобы получить семь), что активизирует их познавательную деятельность.

6. Дети практически усваивают  состав числа, методом проб  и ошибок, внимательно слушают.

7. Цели занятия достигнуты. Тема сложна для детей необходимо многократное повторение при индивидуальных занятиях.

 

 

 

 

 

Приложение №7.

Программа цикла  бесед с родителями на тему: «Подготовка  ребенка к посещению ДОУ».

Цель:

  1. привлечь родителей, будущих воспитанников к сотрудничеству с детским садом.
  2. Оказание психолого - педагогической помощи родителям по вопросам адаптации детей к ДОУ.
  3. Оказывать квалифицированную  консультативную и практическую помощь родителям по проблемам его воспитания, развития.
  4. Познакомить семьи будущих воспитанников друг с другом, с коллективом

Задачи:

    1. Организовать и осуществлять взаимодействие с родителями детей, не посещающий ДОУ.
    2. Оказывать консультативную и практическую помощь родителям по проблемам воспитания, развития и адаптации детей к ДОУ.
    3. Вырабатывать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье.
    4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Комплексный план работы.

  1. Сбор информации о семьях будущих воспитанников.
  2. Проведение анкетирование родителей вновь поступающих детей в ДОУ.
  3. Проведение цикла бесед для родителей вновь поступающих детей в ДОУ.
  4. Разработка памяток (рекомендаций) для родителей «Ваш ребенок поступает в ДОУ».
  5. Оформление информационного стенда по вопросам адаптации детей к ДОУ.
  6. Проведение родительского собрания «Адаптации ребенка к детскому саду».

Календарный план цикла бесед:

ФЕВРАЛЬ.

1 неделя: Тема: «Особенности  развития детей второго-третьего  года жизни».

3 неделя: Тема: «Режим –  значимый фактор в жизни ребенка».

МАРТ.

3 неделя: Тема: «Формирование  навыков самообслуживания в раннем  детстве».

АПРЕЛЬ.

1 неделя: Тема: «Организация  игровой деятельности в домашних условиях».

3 неделя: Тема: «Формирование  познавательного интереса у малышей».

МАЙ.

1 неделя: Тема: «Развитие  мелкой моторики у детей».

3 неделя: Тема: «Атмосфера  семьи (стили семейного воспитания)».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №8.

Список психологической  литературы для воспитателей по вопросам психического развития дошкольников.

  1. Белобрыкина О.А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста. - Новосибирск: ГЦРО, 2000.
  2. Бережнова О.В. Нравственное развитие дошкольников в традициях русской культуры // Образование и общество. - 2001. - № 3.
  3. Богомолова М.И. Интернациональное воспитание дошкольников. - М.: Просвещение, 1988.
  4. Бодрова Е.В., Давыдов В.В., Петровский В.А., Стеркина Р.Б. Опыт построения психолого-педагогической концепции дошкольного воспитания // Вопросы психологии. - 1989. - № 3.
  5. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. Вопросы психологи ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В. Запорожца. - М.: Просвещение, 1995.
  6. Венгер А.Л., Поливанова К.Н. Особенности принятия учебных заданий детьми шести лет // Вопросы психологии. - 2003. - №4.
  7. Венгер Л.А. Воспитание психологической готовности к систематическому обучению // Дошкольное воспитание. - 1988. - №9.
  8. Ворсобин В.Н., Жидкин В.И. Изучение выбора цвета при переживании положительных и отрицательных эмоций дошкольниками // Вопросы психологии. - 1980. - № 3.
  9. Воспитание детей в неполной семье / Под ред. Н.Е. Ершовой. - М., 1980.
  10. Годовикова Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников // Вопросы психологии. - 1984. - № 1.
  11. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М., 1976.
  12. Демина И. Трудный ребенок // Дошкольное воспитание. - 1990. - №3.
  13. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. - Минск, 1997.
  14. Дьяченко О.М. Пути активизации воображения дошкольников // Вопросы психологии. - 1987. - № 1.
  15. Искольдский Н.В. Исследования привязанности ребёнка к матери в зарубежной психологии // Вопросы психологии. - 1985. - №3.
  16. Коноплева О.В., Мельшутина А.Ю. Скрининговая диагностика уровня развития психических функций детей дошкольного возраста (4-7лет). - СПб., 1998.
  17. Концепция дошкольного воспитания / Под ред. В.В. Давыдова. - М., 1988.
  18. Коробейников И.А. Психологическая дифференциация нарушений развития у старших дошкольников. - М., 1982.
  19. Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. - Киев, 1971.
  20. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. - М.: Знание, 1987.
  21. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М., 1991.
  22. Кудрина Г.А., Ковалева Е.Б. Психологические защиты у дошкольников. Диагностика и коррекция. - Иркутск, 2000.
  23. Кузнецова Л.В., Панфилова М.А. Формирование нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры, упражнения. - М.: Сфера, 2002.
  24. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Избранные психологические произведения, в 2 томах., Т.1. - М.: Педагогика, 1983.
  25. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. - М.; Воронеж, 1997.
  26. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. - 1982. - № 4.
  27. Лисина М.И., Сильвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. - Кишинев: Штиинца, 1983.
  28. Михайленко Н., Короткова Н. Овладение игровыми умениями в раннем возрасте // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 5.
  29. Мухина В.С. Психология дошкольника. - М., 1975.
  30. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника / Под ред. М. И Лисиной. - М., 1974.
  31. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера. - М.: Педагогика, 1988.
  32. Палагина Н.Н. Доречевые формы воображения в действиях с предметами детей второго года жизни // Ребенок в раннем и дошкольном детстве. - Фрунзе, 1982.
  33. Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника. - М., 1977.
  34. Поливанова К.Н. Специфические характеристики развития в переходные периоды (кризис одного года) // Вопросы психологии. - 1999. - №1.
  35. Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. - М., 1966.
  36. Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. - М., 1965.
  37. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников / Под ред. Н.Н. Поддьякова, А.Ф. Говорковой. - М., 1985.
  38. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г. Рузской. - М: Педагогика, 1989. - 216 с.
  39. Развитие общения у дошкольников и младших школьников / Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. - М., 1974.
  40. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А. Венгера. - М., 1986. - 224 с.
  41. Репина Т.А. Отношение между сверстниками в группе детского сада. - М., 1978.
  42. Репина Т.А., Смолева Т.О. Проявление неуверенности у старших дошкольников и пути ее коррекции. - М. 1995.
  43. Репина Т.А. Психология дошкольника. Хрестоматия. - М.: Академия, 1995.
  44. Смирнова Е.О., Рошка Г.Н. Роль общения со взрослым в развитии предметно-манипулятивной деятельности ребенка на первом году жизни // Вопросы психологии. - 1987. - №3.
  45. Смирнова Е.О. Детская психология. - М.: Владос, 2003.
  46. Ульянкова У. К проблеме дифференцированной подготовки дошкольник<span class="List_0020Paragraph__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial

Информация о работе Отчет по практике на примере ДОУ "Лучик"