Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2015 в 14:16, отчет по практике
Игры с предметами
«Что это такое?»
Цель: уточнить представления детей о предметах неживой природы.
Материал: природный - песок, камни, земля, вода, снег.
Ход игры. Детям предлагаются картинки и в зависимости от того, что нарисовано на ней необходимо разложить соответственно природный материал, ответить что это? И какое это? (Большое, тяжелое, легкое, маленькое, сухое, влажное, рыхлое). Что с ним можно делать?
«Кто чем питается?»
Цель. Закреплять представления детей о пище животных.
Ход игры. Дети из мешочка достают: морковь, капусту, малину, шишки, зерно, овес и т.п. Называют его и вспоминают, какое животное питается этой едой.
«Детки на ветке»
Цель. Закреплять знания детей о листьях и плодах деревьев и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.
Ход игры. Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: "Детки, найдите свои ветки" - ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод. Эту игру можно проводить с засушенными листьями и плодами в течение всего года. Подготовить материал для игры могут сами дети.
Используемая литература:
А.И. Сорокина «Дидактическая игра в детском саду».
А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду».
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002253, штрих код (№ квитанции) 62502669050070 Дата отправки 12 декабря 2013 г.
В системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста важное место занимает игра — ведущий вид деятельности дошкольного периода, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка. В игре дошкольник, незаметно для себя, приобретает новые знания, умения и навыки, учится осуществлять поисковые действия, мыслить и творить.
В дошкольной педагогике общепринятой считается классификация игр, составленная на основе такого общего признака, как степень самостоятельности и творчества ребенка в игре. Данная классификация включает две большие группы игр:
- творческие игры (сюжетно-ролевые, режиссерские, строительно-конструктивные, театрализованные, игры с песком и водой);
- игры с готовым содержанием
и правилами (дидактические, подвижные
и интеллектуально-развивающие)
На современном этапе развития дошкольного образования большое внимание уделяется методике организации дидактических игр дошкольников. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом обучения детей дошкольного возраста, формой обучения, самостоятельной игровойдеятельностью и средством разностороннего воспитания личности ребенка, что подтверждено исследованиями многих отечественных педагогов (А. П. Усова, В. Н. Аванесова, З. М. Богуславская, Е О. Смирнова, А.И Сорокина, А. К. Бондаренко и др.) и психологов (Л. А. Венгер, А. Н. Леонтьев и др.).
Можно выделить следующие отличительные особенности дидактических игр:
- они являются чаще всего совместной деятельностью педагога и детей;
- имеют готовое содержание и правила, носящие формализованный и обязательный характер;
- действия участников игры реальны и однозначны;
- дидактические игры имеют совершенно определенный, заранее заданный конечный результат;
- носят цикличный, повторяемый характер (цикл игры заканчивается выигрышем одной из сторон; продолжение игры есть повторение игрового цикла, вновь завершающегося выигрышем).
Широкое использование дидактических игр в дошкольном учреждении объясняется тем, что они наиболее соответствуют силам и возможностям дошкольников, так как обучение в форме игры основано на стремлении ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам.
В дидактических играх, как указывают З. М. Богуславская, Е. И. Удальцова, В. Н. Аванесова и другие, ребёнок без нажима, без нарочитой тренировки учится наблюдать, выделять особенности различных предметов, в них ярко проявляется взаимосвязь увлекательной игровой деятельности и процесса усвоения детьми представлений и знаний. В условиях игры дошкольники лучше запоминают познавательный материал, чем когда им предлагают просто запомнить. Цель игры мобилизует внимание, мышление, память. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности.
Дидактические игры позволяют детям в живой, непосредственной форме накапливать сенсорный опыт, уточнять представления и знания о свойствах предметов (цвет, форма, величина, строение, пространственное положение), развивать умение выделять сходство и различие между предметами (чем больше свойств и качеств научатся выделять дети, тем больше предметов и их свойств смогут дифференцировать и т. д.); развивать глазомер, координацию движений рук и глаз, мелкую моторику; совершенствовать восприятие, внимание, память как произвольные, так и непроизвольные (последние особенно важны, так как не вызывают у детей напряжения, возникают по их инициативе, определяются их интересом).
Воспитательная и развивающая ценность дидактической игры заключается в содержании и направленности его на решение задач нравственного воспитания — воспитание положительного отношения детей к явлениям окружающей жизни, к труду, взаимоотношениям людей, воспитание уважения к семье, к старшим. В игре формируются нравственные привычки детей, создается возможность для проявления инициативы, самостоятельности, активности при решении игровых задач, выполнении игровых действий.
Анализ содержания сборников с дидактическими играми (авторы: Л. В. Артемова [1], З. М. Богуславская [2], А. К. Бондаренко [3], А. И. Сорокина [4], Е. И. Удальцова [5] и др.) позволяет выделить сложившуюся тенденцию деления дидактических игр на игры с опорой на наглядность (предметные, настольно — печатные) и на игры без опоры на наглядность (словесные, в которых задача решается в мыслительном плане).
Так А. К. Бондаренко все дидактические игры предлагает разделить на три основных вида:
- игры с предметами (игрушками, природным материалом);
- настольно — печатные;
- словесные игры.
Кроме того, каждая группа дидактических игр имеет ещё более дробную иерархичность. Например, А. И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы.
Все авторы выделяют следующие структурные составляющие дидактической игры:
- дидактические и игровые задачи;
- игровые действия;
- игровые правила;
- результат.
Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность.
Игровая задача осуществляется детьми в игровой деятельности и определяет игровые действия. Наличие двух задач — дидактической и игровой отражает взаимосвязь обучения и игры. Дидактическая задача реализуется на протяжении всей игры через осуществление игровой задачи, игровых действий, а итог ее решения обнаруживается в финале.
Реализуются игровая и дидактическая задачи в игровых действиях. Игровые действия составляют основу дидактической игры (без них невозможна сама игра). Чем разнообразнее и содержательнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются дидактические и игровые задачи. Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной. Обучение игровым действиям чаще всего не является прямым, а дается через показ действия. В игровых действиях проявляется мотив игровой деятельности, активное желание решить поставленную игровую задачу. По своей сложности они различны и обусловлены сложностью познавательного содержания и игровой задачи.
Содержание и направленность правил игры обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Соблюдение правил выступает непременным условием решения игровой и дидактической задачи. Дидактическая игра может состояться только при условии, когда правила становятся внутренним регулятором детской деятельности, а не выступают лишь как внешнее требование взрослого.
Правила в дидактической игре выполняют разнообразные функции. Они направляют игру по заданному пути, объединяя дидактическую и игровую задачи, определяют последовательность игровых действий, повышают занимательность игры, позволяют воспитателю косвенно руководить ею, регулировать взаимоотношения участников и формируют межличностные отношения. Таким образом, без правил дидактическая игра развивалась бы стихийно, а дидактическая задача не решалась.
Результатом дидактической игры является решение игровой и дидактической задач. Решение обеих задач — показатель эффективности игры.
Педагогу, использующему в своей деятельности дидактическую игру, необходимо знать её природу и возможности, ее структуру и особенности, своеобразие каждого из её компонентов и четко представлять роль дидактической игры и ее место в педагогическом процессе дошкольного учреждения.
Так дидактическая игра может быть включена в непосредственно образовательную деятельность в качестве ее составной части, позволяя повысить интерес детей к ней, активизировать их деятельность. А может использоваться и как самостоятельная форма. В первом случае содержание и правила игры подчинены воспитательно-образовательным задачам и программным требованиям к тому или иному виду занятий, а инициатива в выборе и проведении игры принадлежит воспитателю: он учит детей, как надо играть, знакомит с правилами и игровыми действиями. Дидактические игры также проводятся утром до завтрака, на прогулке, во второй половине дня, в группе или на участке. В самостоятельных играх педагог участвует в качестве партнера или арбитра, следит за взаимоотношениями между детьми, оценивает их поведение. Дидактическая игра тем и хороша, что она позволяет взрослому не предъявлять ребенку педагогическую цель в явном виде, избегать прямого формирующего воздействия на него, не демонстрировать, а наоборот, тщательно скрывать свою, безусловно, руководящую позицию в воспитании.
Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ. В подготовку к проведению дидактической игры входят:
- выбор игры в соответствии с дидактическими задачами;
- определение места и роли игры в системе обучения и воспитания;
- установление взаимосвязи и взаимодействия с другими формами воспитательно-образовательной работы;
- подготовка игрового оборудования;
- определение времени игры в режиме дня.
При отборе дидактической игры педагог должен четко представлять себе требования, которым она должна отвечать:
- дидактическая игра должна отражать реальную картину окружающего мира и быть доступной дошкольникам;
- обеспечивать возможность играть как отдельному ребенку, так и не большой группе детей;
- позволять ребенку самостоятельно контролировать правильность выполнения задания;
- материалы для игры должны быть прочными, красочно оформленными, привлекательными и отвечать эстетическим нормам.
Проведение дидактических игр включает:
- определение количества играющих;
- ознакомление детей с содержанием игры, игровыми правилами,
- игровыми действиями, дидактическим материалом;
- развитие у детей игрового настроения, желания играть;
- показ игровых действий;
- руководство ходом игры, обеспечение активности всех детей, оказание помощи нуждающимся;
- подведение итогов игры.
При проведении дидактических игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста воспитателю необходимо соблюдать следующие условия:
- четко, эмоционально и выразительно разъяснять детям задачу и правила игры;
- занимать в игре позицию равноправного партнера, сопереживать играющим, живо и эмоционально реагировать на ход игры, поддерживать интерес к действиям каждого ребенка;
- вводить в игру элементы соревнования, веселой состязательности команд, поощрять болельщиков, которые эмоционально поддерживают играющих;
- давать возможность каждому ребенку быть в роли, как участника, так и ведущего игры;
- обеспечивать постоянную смену игровых ролей;
- варьировать задания и правила игры, развивая способность произвольно перестраивать свое поведение в соответствии с изменением игрового содержания;
- осуществлять индивидуально-
- средства и способы повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.
Итак, воспитатель должен активно руководить дидактической игрой на всех ее этапах: организовывать игру и следить за ее ходом, принимать непосредственное участие в игре, наблюдать за ходом игры, при необходимости оказывать помощь играющим.
Таким образом, владея методикой руководства дидактическими играми дошкольников, педагог может решать самые разнообразные задачи воспитания, обучения и развития детей, добиваясь высокой эффективности их реализации.
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Особенности
использования дидактических игр на
занятиях
в младшем дошкольном возрасте..…………………………………...
5
Роль дидактических игр в развитии ребенка
младшего дошкольного возраста …………………………………………5
Обучение детей младшего
дошкольного возраста ………………10
Психолого-педагогическая
характеристика детей
младшего дошкольного возраста…………………………
Особенности использования дидактических игр
в обучении младших дошкольников…………………………
Глава 2. Организация
исследования по использованию дидактических
игр
на занятиях
в группах детей младшего дошкольного возраста
……………...21
2.1. Характеристика базы проведения исследования……………….….21
2.2.Исследование
интеллектуального уровня
младшего
дошкольного возраста......................
2.3.Организация
опытно–практической работы с детьми
младшего
дошкольного возраста………………………………………..26
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………...
Приложение……………………………………………………
Введение
Развитие
личности в младшем дошкольном возрасте
характеризуется динамичностью, усвоением
большого объема новых знаний, умений,
появлением новых качеств, потребностей.
В этом возрасте формируются все стороны
личности ребенка: интеллектуальная, нравственная,
эмоционально-волевая. Развитие ребенка
осуществляется в процессе разнообразной
деятельности со взрослыми и в детском
коллективе. Особая роль в связи с этим
отводится играм детей. Педагог А.С. Макаренко
так характеризовал роль детских игр.
«Игра имеет важное значение в жизни ребенка,
имеет тоже значение, какое у взрослого
имеет деятельность работа, служба. Каков
ребенок в игре, таким во многом он будет
в работе. По этому воспитание будущего
деятеля происходит, прежде всего, в игре».
Выдающийся педагог Крупская Н. К., подчеркивая
особенности детских игр, писала: «Игра
есть потребность растущего детского
организма. В игре развиваются физические
силы ребенка, тверже делается рука, гибче
тело, вернее глаз, развиваются сообразительность,
находчивость, инициатива. В игре вырабатываются
у ребят организационные навыки, развиваются
выдержка, умение взвешивать обстоятельства
и пр.» (9, 203). В настоящее время появилось
целое направление в педагогической науке – игровая педагогика,
которая считает игру ведущим методом
воспитания и обучения детей дошкольного
возраста.
Игра является
неотъемлемой частью обучения, которое
протекает наиболее успешно, когда используются
специальные дидактические игры и занятия,
во время которых дети усваивают доступные
им сведения и умения.
Ценность
раннего обучающего воздействия давно подмечена народом.
Народная мудрость создала дидактическую
игру, которая является для маленького
ребенка наиболее подходящей формой обучения.
Традиция
широкого использования дидактических
игр в целях воспитания и обучения детей получила
свое развитие в трудах ученых и многих
педагогов. Автор одной из первых педагогических
систем дошкольного воспитания Ф. Фребель
(7) был убежден, что задача первоначального
образования состоит не в учении в обыкновенном
смысле этого слова, а в организации игры.
В разработанную им систему дидактических
игр вошли игры с разными игрушками, материалами.
Обязательным элементом большинства дидактических
игр были стихи, песни, рифмованные сказки.
Е.И.Тихеева,
крупнейший специалист по дошкольному
воспитанию детей, одна из создателей
дошкольной педагогики в России и автор
одной из первых отечественных педагогических
систем дошкольного воспитания, разработала
дидактические материалы, настольные
печатные игры, которые и сегодня используются
в дошкольных учреждениях.
В советской педагогике
система дидактических игр была создана еще
в 60-е годы ХХ века в связи с разработкой
содержания сенсорного воспитания. Её
авторами являются известные педагоги
и психологи Л.А.Венгер, В.Н.Аванесова и
др. Л.А.Венгер разработал систему дидактических
игр по сенсорному воспитанию.
Вопросы теории
и практики дидактической игры разрабатывались
многими исследователями А.П.Усовой, Е.И.Радиной,
Ф.Н.Блехер, 3.М.Богуславской, Е.Ф.Иваницкой,
А.И.Сорокиной, Е.И.Удальцовой, А.К.Бондаренко.
В настоящее время появилось целое направление
в педагогической науке - игровая педагогика,
которая считает игру ведущим методом
воспитания и обучения детей дошкольного
возраста. Поиски ученых идут в направлении
создания серий игр для полноценного детского
развития. Такие игры характеризуются инициативностью
мыслительных процессов, переносом сформированных
умственных действий на новое содержание.
В дидактических играх
Дидактические игры как своеобразное
средство обучения, отвечающее особенностям
ребенка, включены в современные программы
дошкольного воспитания. «Программа воспитания
в детском саду» предъявляет к дидактическим
играм большие требования. В ней говорится:
«С помощью дидактических игр воспитатель
осуществляет сенсорное воспитание детей,
развивает познавательные процессы (любознательность,
понимание взаимосвязи простейших явлений
и т. д.). Он использует игру как средство
развития мышления, речи, воображения,
памяти, расширения и закрепления представлений
об окружающей жизни».
Цель исследования: обоснование
эффективности использования дидактических
игр в обучении детей младшего возраста.
Задачи исследования:
Информация о работе Отчет по практике в ДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 6»