Отчет по практике в гимназии №1

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 14:28, отчет по практике

Описание работы

Перед началом практики я поставил перед собой определенные цели:
Выявить, какие приемы я должен использовать для конструктивного взаимодействия с ними.
Создать благоприятную психологическую атмосферу, условия для самораскрытия, установление контакта с детьми.
Развивать навыки конструктивного взаимодействия и психологическую готовность к сотрудничеству.

Файлы: 1 файл

otchet_po_praktike_psikhologia (1)22.doc

— 70.00 Кб (Скачать файл)

Целью данной практики является:

  • Изучение собственных возможностей в организации образовательного процесса.
  • Определение задач профессионального саморазвития.

В рамках учебного процесса мне, а так же и другим студентам 4 курса, следовало пройти комплексную практику, которая проводилась в период с 11 февраля по 24 марта. Поскольку ранее я сталкивался только с пассивной практикой и работой вожатого, где научился находить контакт с детьми, использовать различные приемы работы в коллективе. На практике в детском лагере я получилл колоссальный опыт работы с детьми, но это абсолютная противоположность комплексной практике, т.к. летом дети отдыхают, и мне нужно было занять их досугом, а здесь мне следует научить определенным знаниям, умениям и навыкам. Перед началом практики я поставил перед собой определенные цели:

  • Выявить, какие приемы я должен использовать для конструктивного взаимодействия с ними.
  • Создать благоприятную психологическую атмосферу, условия для самораскрытия, установление контакта с детьми.
  • Развивать навыки конструктивного взаимодействия и психологическую готовность к сотрудничеству.

 

А так же задачи:

  • Ознакомиться с классным коллективом, педагогами; рабочей документацией учителя
  • Ориентироваться в методах психологического исследования; методах и приемах конструктивного взаимодействия педагога с учащимися.

Для начала, я  бы хотел выявить для себя – что же понимается под термином «конструктивное взаимодействие». Итак, изучив различную литературу, я могу выделить несколько определений:

  • Под конструктивным взаимодействием мы понимаем взаимодействие

одного и  более субъектов учебно-воспитательного  процесса,

характеризующееся согласованностью целей,  соответствием  средств,

способов и  занимаемой контактирующими сторонами  позицией,

способствующее  продуктивному решению образовательных задач,  стимулирующее развитие личности в системе непрерывного образования

  • Конструктивное взаимодействие - это целенаправленная, построенная на гибких установках и взглядах, на понимании индивидуальных особенностей партнера совместная деятельность заинтересованных друг в друге личностей, стремящихся к самосовершенствованию, самоактуализации, продуктивному разрешению возникающих противоречий и к социально-значимому результату. (Забелина, Ольга Михайловна)
  • Конструктивное общение - это способность выразить свои мысли без оценок, не приписывая личной точки зрения к поведению другого человека. Это умение слушать и слышать, смотреть и видеть. Это умение управлять своими эмоциями и работать со своей реакцией на сказанное или увиденное.

Итак, изучив различную литературу, я пришел к выводу, что понятие «Конструктивное взаимодействие», для меня, означает  развитие личности при совместной деятельности участников образовательного процесса, умение контролировать своим восприятием на окружающую обстановку, людей без оценивания, стремление к самосовершенствованию и получению результатов в учебно-познавательной деятельности.

Сформулируем  основные условия конструктивного  общения. Это:

- во-первых, способность  человека анализировать ситуации  межличностного взаимодействия, вычленяя причины и следствия их реакций и реакций партнера;

- во-вторых, способность  из каждой такой ситуации извлекать  опыт, необходимый для успешного  общения в дальнейшем;

- в-третьих,  способность ставить задачи самоизменения  в общении и решать их, используя полученный опыт.

Комплекс этих трех способностей человека становится основой его личностного роста.

При исследовании литературы я выделил некоторые способы и приемы конструктивного взаимодействия.

 

Дневник практики.

12 февраля я пришел в гимназию №1 Центрального р-на на практику. Хочу сразу обратить ваше внимание на то, что это не «просто» муниципальная школа. Хоть и гимназию №1 считается государственным учреждением, но дети там учатся достаточно обеспеченных, высокопоставленных родителей (это объясняется статусом гимназии). Этот факт сразу заметен.

Мы с моими  коллегами - студентами, пошли к завидущей  по учебной и воспитательной работе. Она распределила нам по классу, мне достался 7 б класс. И завуч, познакомила нас с классными руководителями и учителем технологии Мотыгиным Валерием Анатольевичем.  И мы решили остаться на уроке.

(Урок наставника) Начался урок в 7 б классе. Мальчики были готовы к уроку и вели себя хорошо. Я и еще несколько студентов присутствовали на уроке. Дети не обращали на нас никакого внимания и работали в обычном режиме. Думаю, что это связано с уже выработанной привычкой. В гимназии часто проходят открытые уроки, на которых присутствуют посторонние люди. Учитель ведет себя очень строго. Он проверяет и присутствующих, и  готовность к уроку, и наличие выполненного д/з, а так же ход работы и ТБ учащихся. После урока я задал вопрос учителю: «Почему вы так строго оцениваете работу каждого мальчика? И почему вы пришли именно к такому методу контроля усвоения знаний?» На что он ответил: «Материально техническая база гимназии позволяет предоставить каждому ученику необходимый инструмент для работы на уроке, поэтому я решил ввести индивидуальное оценивание выполненной работы. Теперь каждый ученик старается только для себя любимого. Сейчас мы изготавливаем образы чертилок, как только мальчики усвоят материал, мы приступим к выполнению линий чертежа на металле. И я не требую от них ничего сверхъестественного, а только то, что нужно освоить по программе». Я согласен с мнением учителя, так как, если бы мальчики работали бы в группах, то некоторые стали бы «отлынивать» от работы, позволяя более заинтересованным одноклассникам выполнить все действия, а в итоге, получили бы общую оценку все участники данной группы. При индивидуальной работе учащегося, учителю проще уследить за каждым. Что касается строгости, то такое поведение учителя я бы объяснил, как подтвердить авторитет, придать значимость уроку, контролировать работоспособность в классе. Заметно, что дети стараются освоить полученный материал, выполнить все задания учителя и тем самым не отставать от лидеров.

18 февраля. Мой первый урок в 7 б классе.

До этого дня я уже присутствовал на их уроках, и впечатление у меня сложилось нормальное. Я немного волновался. Учитель поздоровался с ними, представил меня как студента-практиканта и на некоторое время их учителя по технологии. Я представился: «Здравствуйте, меня зовут Темур Анатолиевич, я буду вести у вас уроки технологии. А теперь открывайте тетради и запишите дату и тему урока». Я говорил уверенно и старался выглядеть спокойно, чтобы произвести на них сразу впечатление серьезного человека, нацеленного на работу. Был настроен доброжелательно, улыбчиво.

После изложения нового материала я приступил к показу трудовых приемов. Мальчики с большим интересом выслушали и разошлись по местам. Но тут я понял, что допустил ошибку при объяснении и что некоторые успешные ученики уже приступили к выполнению работы. Тогда я решил подойти к каждому. Я говорил индивидуально и негромко: «Ну ка, что тут у тебя? Ты все правильно понял? Давай-ка посмотрим…Вот, обрати внимание, этот брусок нужно закрепить ровнее, и тогда у тебя все получится! Молодец! Приступай к работе!» Мне кажется, что я правильно поступил, т.к. не позволил ученикам усомниться в своем профессионализме, совладел с волнением и не накалял обстановку, а так же похвалил мальчиков за их аккуратность при изготовлении чертила, тем самым расположив их к себе.

 Учитель сидел на задней парте, и контролировал процесс. Мальчики общались между собой, иногда говорили громко. Я был увлечен уроком и показом определенных действий, поэтому не замечал их разговоров. Учитель резко сделал им замечание: «Так, это что за разговоры в классе! Вы можете говорить на полтона тише?!» Ребята естественно послушались. Но я не считаю внезапное громкое замечание уместным. Например, представьте ситуацию: «кто-то в классе разговаривает, а кто-то выполняет спокойно, внимательно свою работу, стуча молотком по брусу выпрямляя проволоку, и тут резкое замечание учителя к разговаривающим! Да ведь можно от неожиданности этим самим молотком по руке ударить!» Поэтому, я сделал вывод, лучше всего подойти спокойно и умеренно сделать в индивидуальной форме замечание. Тем более, урок технологии – это то место, где мальчики находятся отдельно от девочек и могут вести себя более раскованно, откровенно.

Урок 7 б класса. 25 февраля

На первом уроке  этого класса все прошло спокойно и добродушно. Дети присматривались  ко мне как к личности. Уже на следующем уроке Игорь К. несколько раз подряд обращалась ко мне: «ээм…парень…как вас там…Темур Антонович…подойдите ко мне» и тому подобное. Такие фразы я понимаю как привлечение моего внимания. Я спокойно реагировал и улыбчиво говорил: «Игорь, меня зовут Темур Антонович, а не «парень или как там еще» мы не на улице. Запомни, пожалуйста». Игорь: «Да я все время забываю, хорошо, я постараюсь запомнить» и вслух проговаривает правильно.

 Мне бы хотелось  развить у мальчиков этого класса ценностное отношение к учителю, его труду и привить уважительное отношение к педагогам. Поэтому, во время выполнения ими работы я стал говорить о важности профессии учителя, задала вопрос: «Что значит быть компетентным учителем?» чтобы они порассуждали.  А в итоге мы пришли к выводу, что компетентный учитель - это тот учитель, к которому учащиеся обращаются по любому вопросу, и он может помочь найти ответ, указать путь движения. Компетентный учитель - это учитель, предмет которого учащиеся выбирают в качестве экзамена по выбору, на урок, к которому ходят с интересом. И это учитель, который, не переставая, учится сам. В завершении урока я попросила их дома подумать и закончить фразу: "Я очень рад, что в нашей гимназии преподают (указать какие) учителя, потому что ...". Урок прошел быстро. Дети покинули кабинет в хорошем настроении.

 

Следующий урок в 7В классе начался со слов: «Здравствуйте, ну что, вы помните, о чем я вас попросил подумать дома на прошлом уроке?» Мальчики активно отреагировали и мы буквально мин. 5 уделили обсуждению темы, а потом начали урок. На остальных уроках я больше не слышал пренебрежительных фраз типа: «Э…как там вас…Темур…». Я считаю, что подобного типа беседы должны обязательно быть на уроках. т.к. учитель должен интересоваться мнением детей, обсуждать значимые для них темы, быть наставником и главное стараться развивать не только трудовые приемы на уроках технологии.

 

 Мне  нужно было провести классный час, посвященный 8 марта, с 7б классом.  С мальчиками класса я познакомился раньше, на уроках технологии, чем с девочками. Поэтому, до встречи с девочками класса я заранее подготовил программу, чтобы предложить им ход мероприятия. Я пришел после уроков и остался, чтобы познакомиться с ребятами. После чего, дала им понять, что хочу активно принимать участие в их школьной жизни.

Оказывается, что классный руководитель дня три назад дала мальчишкам поручение, чтобы они сами подумали, как бы они хотели поздравить девчонок. Мне такая идея учителя понравилась, т.к. она своим заданием приобщила их к сотрудничеству, показала им их значимость в классе, попыталась развить у них представление о своих потенциальных (в частности, организаторских) возможностях, а так же дала время осознать смысл и важность мероприятия. В данном случае была создана ситуация выбора. Т.е. дети не были поставлены перед фактом, а сами поняли, что надо делать и зачем. Этот этап имел не только когнитивный аспект и дети знали, что и зачем они делают, но и эмоциональный. У детей возникла атмосфера «будущей» радости, общие настроение и переживания. Мальчишки пришли подготовленные, что меня удивило, ведь раньше я сталкивался с безалаберным отношением ребят. На данном этапе было спланировано, что и как будет сделано. Они предоставили свою программу с различными конкурсами, были заинтересованы, высказывали свое мнение, желание активно участвовать. Все идеи детей записывались на доску. А затем выбирались самые удачные. Я решил, одобрить их старание, предложил подкорректировать их видение проведения мероприятия. Затем с помощью наводящих вопросов дети  решили, что будет входить в концерт: чтение стихов, конкурсы, пение песни для девочек и вручение подарков.

Решили, когда  и где будет проходить мероприятие.

Далее преподаватель  выбрала трех  мальчишек, которые  бы хотели читать стихи наизусть с  учетом их индивидуальных возможностей, выделила ответственных за подготовку к классному часу, а также были выбраны ведущие конкурсов, по решению коллектива – песню поют все. В процессе обсуждения было хорошо видно, как одноклассники взаимодействуют между собой. К Артему ребята относились с пренебрежением. Приходилось тактичными замечаниями останавливать ребят и морально поддерживать Артема, снижая эмоциональное напряжение. Постепенно дети изменили манеру общения с Артемом, стали вести себя сдержанно.

Таким образом, «непопулярные» дети были поставлены на ответственные места с целью повышения их статуса в коллективе.

Все идеи детей  были расписаны на доске. Затем были четко поставлены задачи для каждого ученика, определенно время для подготовки и назначена дата следующего сбора. Мы пришли к общему решению поставленной задачи, т.е. подготовить и провести классный час на тему: «А ну-ка девочки»!

На следующий  день началась подготовка.  Ребята разучивали стихи, репетировали песню, уточняли правила  конкурсов и их последовательность, приготовили реквизит для конкурсов.

Таким образом, было организованно взаимодействие в классе, направленное на решение спланированных задач и выполнение совместных творческих задач. На протяжении всего этого этапа поддерживался эмоциональный настрой ребят на предстоящую совместную деятельность. А также была оказана индивидуальная помощь ученикам в выборе вида и способа взаимодействия с одноклассниками. Этот этап способствовал формированию опыта самоопределения, ответственности за общее дело и сотрудничества.

Во время  подготовки  «отверженные» дети в начале вели себя отчужденно, безынициативно. Затем, со всеми мальчиками была проведена беседа, в которой детям было предложено помочь «отвергаемым» справиться с заданием, что может помочь повлиять на их положение в классе.

Проведение  праздника для них стало важным моментом, ведь, по сути, его они готовили самостоятельно. Ведущие конкурсов  волновались, ведь на них было возложено столь ответственное задание, поэтому остальные ребята старались их морально поддержать и подбодрить. Этот факт был одним из значительных в развивающей работе.

Следующим этапом стал коллективный анализ, который  был проведен 11 марта. Анализ был проведен в форме беседы с классом, в которой были заданы такие вопросы, как:

-Понравился  классный час? 

-Что понравилось,  что нет?

Информация о работе Отчет по практике в гимназии №1