Отчет по практике в МДОУ Детский сад № 240 комбинированного вида "Ручеек"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 23:59, отчет по практике

Описание работы

Цель практики – знакомство с основным содержанием работы МДОУ Детский сад № 240 комбинированного вида "Ручеек", с созданиями условий для формирования психического, социально-личностного здоровья воспитанников и обеспечением эффективного развития способностей, а также с особенностями профессиональной деятельности педагога-психолога в данном учреждении.
Задачи практики:
1. Познакомиться с учреждением:
-выявить общие сведения об учреждении и его структуре
-основные задачи и направления деятельности учреждения
-о составе специалистов и их обязанностях
-о проблемах учреждения

Файлы: 1 файл

отчет по практике.docx

— 28.31 Кб (Скачать файл)

              ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

      • Удмуртский Государственный Университет

 

 

 

 

 

 

                Отчет по психолого-педагогической практике

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                        Выполнила

,

                                                            специальности «Социальная педагогика»

 

 

 

 

 

Введение

Практика  проходила на базе МДОУ Детский сад  № 240 комбинированного вида "Ручеек".

Цель практики – знакомство с основным содержанием работы МДОУ Детский сад № 240 комбинированного вида "Ручеек", с созданиями условий для формирования психического, социально-личностного здоровья воспитанников и обеспечением эффективного развития способностей, а также с особенностями профессиональной деятельности педагога-психолога в данном учреждении.

Задачи практики:

1. Познакомиться  с учреждением:

-выявить  общие сведения об учреждении  и его структуре

-основные  задачи и направления деятельности  учреждения

-о составе  специалистов и их обязанностях

-о проблемах  учреждения

2. В беседе  с педагогом- психологом ознакомиться:

- со спецификой  деятельности данного специалиста

-его  планом работы

-особенностями  группы детей, с которыми он  работает

3. Составить  индивидуальный план работы:

-наметить  задания, порядок и сроки их  выполнения

-определить  тему и форму выступления на  заключительном занятии

4. Познакомится  с квалификационными требованиями, предъявляемыми педагогу-психологу  в РФ:

-должностные  обязанности в данном учреждении

-правовые  основы организации и оплаты  труда

-сфера  применения труда педагога-психолога

5. Изучить  документацию, имеющуюся в учреждении.

6. Изучить  особенности делового этикета  педагога-психолога:

-выявить  особенности поведения при работе  с коллегами и детьми

-основные  правила ведения деловой беседы

-особенности  профессиональной речи

-особенности  мимики, пантомимики, эмоциональных  проявлений

-особенности  интерьера рабочего места

-особенности  внешнего вида

-выявить  характер взаимодействия и стиль  общения педагога-психолога.

Глава II. Деятельность социального  педагога в ДОУ

2.1 Методы и формы работы социального  педагога в ДОУ

Работа социального педагога с  семьями воспитанников.

* педагогическое просвещение родителей:

* родительские собрания;

* родительские гостиные -- встречи родителей с гостями учреждения;

* «воспитание» родителей (школа  для родителей -- групповые семинары, практикумы);

* удовлетворение индивидуальных  запросов родителей -- творческие домашние задания для родителей с детьми, позволяющие родителям наладить доверительные отношения с ребенком и, одновременно с этим, поучаствовать в образовательном процессе.

Ожидаемые результаты:

* повышение уровня родительской  компетентности;

* гармонизация семейных и родительско-детских отношений;

* повышение родительской ответственности  за судьбу ребенка и его  активности в отношениях с  сотрудниками детского сада.

Как это повлияет на Среду социального  развития ребенка:

* улучшится эмоциональный климат  в семье;

* упрочится социальный статус  ребенка в семье, отношения  с родителями станут более  адекватными его возрасту;

* изменится в сторону большей  объективности родительская оценка  талантов малыша, уровень родительских  притязаний будет лучше соотноситься  со способностями ребенка; [12]

* повысится эмоциональная насыщенность  и информативность контактов  родителей с детьми.

Социально-педагогическая поддержка  семьи может быть рассмотрена, во-первых, с позиции основных направлений  помощи; и, во-вторых, с позиции определения  основных уровней помощи.

В решении задач помощи семье  можно определить следующие направления: образовательное, психологическое  и посредническое. В содержании каждого  из этих направлений определяется следующее:

В качестве основных уровней социально-педагогической помощи семье, находящейся в сложной  социальной ситуации выделяются профилактический, диагностический, реабилитационный.

Профилактический - предполагает комплекс превентивных мер, проводимых путем  организации общедоступной медико-психологической  и социально-педагогической поддержки  семьи.

Содержание:

- разработка программ педагогического  образования и просвещения родителей;

- организация групп поддержки  и взаимодействия родителей;

- обогащение опыта детско-родительских  взаимоотношений;

- пропаганда ненасильственного  воспитания.

Диагностический - а) при обращении клиентов; б) по инициативе специалиста.

Этапы диагностического уровня:

- сбор информации;

- анализ информации;

- постановка социального диагноза. Методы (М. А. Галагузова):

- наблюдение;

- беседа;

- анкета;

- тесты;

- шкальные методики; [18]

- карточные методики - набор карт  с определенным смысловым содержанием  (любовь, ненависть, тоска и т.п.): карточки надо расположить по  времени - настоящее, прошлое,  будущее (они позволяют получить  информацию об общем эмоциональном  состоянии, жизненной ситуации);

- проективные методики - разновидность  тестов на определение неосознаваемых  состояний;

- экспрессивные методики - позволяют  сравнивать результаты работы (рисуночные);

- анализ документации;

- метод социальных биографий  - сбор информации об истории  семьи и отдельных людей.

Реабилитационный уровень состоит  из трех подуровней: индивидуального, группового, общинного.

Цель: анимация, оживление жизненного пространства людей. Помогает активизировать усилия людей по решению своих  общих проблем, улучшить условия  жизни, выявить конструктивных лидеров, устранить деструктивных.

Задачи: выявление проблем, помощь в их решении, развитие коммуникативных  навыков клиента.

Решение поставленных задач обеспечивается определенным содержанием социально-педагогической работы, в которое можно включить следующие технологии и методы: консультирование, телефонное консультирование, социальный патронаж, метод «письмо-обращение» и т.д. (См. Приложение Б.):

Учитывая разнообразие и безусловную  индивидуальность проблемного поля каждой семьи можно рекомендовать  ряд направлений социально-педагогической помощи с различными категориями  семей на примере тех, которые  наиболее часто попадают в поле профессиональной деятельности специалистов социальной сферы: малообеспеченные семьи, семьи  безработных, многодетные семьи.

Задачами работы социального педагога с педагогами ДОУ являются:

* повышение профессионального  мастерства педагогов (семинар-практикум);

* удовлетворение индивидуальных  запросов педагогов по вовлечению  родителей в единое образовательное  пространство детского сада и  расширению активных форм взаимоотношений  с родителями;

* нетрадиционные досуговые мероприятия  с участием детей и родителей;  родительские клубы. [25]

Ожидаемые результаты:

* повышение уровня профессиональной  самооценки и развитие ощущения  профессиональной состоятельности  у педагогов;

* постепенная трансформация монологического  стиля общения воспитателей с  родителями в диалогический.

Как это повлияет на Среду социального  развития ребенка:

* она обогатится новыми формами  отношений со взрослыми;

* сократится уровень отчужденности  между ребенком и его семьей.

Задачами работы социального педагога с воспитанниками ДОУ являются:

* коррекция параметров социального  развития детей по запросам  педагогов и родителей.

Ожидаемые результаты и изменения  в социальном развитии ребенка:

* повышение уровня социальной  компетентности;

* повышение уровня сплоченности  детей в группе;

* улучшение эмоционального климата  в группе;

* улучшение здоровья ребенка.

Задачами работы социального педагога с другими службами ДОУ являются:

* координация деятельности служб  по работе с семьей;

* участие в подготовке и проведении  педагогических совещаний.

Ожидаемые результаты:

* повышение эффективности взаимодействия  всех подразделений ДОУ;

* улучшение эмоционального климата  в коллективе;

* систематизация работы с семьей  и исключение малоэффективных  форм работы и нецелесообразных  перегрузок в отношениях с  родителями.

Как это повлияет на Среду социального  развития ребенка:

* снимаются неконструктивные формы  взаимоотношений родителей с  работниками детского сада;

* качественно изменяется эмоциональная  насыщенность и информативность  контактов родителей с педагогами. [33]

2.2 Программа деятельности социального  педагога в ДОУ

Смысл программы деятельности социального  педагога сводится к следующему:

1. Необходимо тщательное изучение  семей, в первую очередь нравственно-психологического  климата семьи в них и педагогической  просвещенности. Необходима дифференциация  семей по типам:

- конфликтные;

- педагогически несостоятельные;

- аморальные.

2. Единственно правильный путь  повышения эффективности «домашнего  воспитания» - это создание в  семье благоприятной нравственно-трудовой  атмосферы, при которой родители  относятся друг к другу с  любовью, доверием и уважением.

Достижение этой цели возможно путем  работы над ростом педагогической культуры родителей и их авторитета в семье.

Основа решения проблемы качественной социализации личности в семье - это  устранение причин и условий, которые  могут вести к созданию конфликтности  во взаимоотношениях между супругами, родителями и детьми. Эта задача решается путем оказания семье действенной  психолого-педагогической помощи.

Главным в повышении роли семьи  в социализации личности является тесное взаимодействие ее с дошкольным учреждением.

Необходимое звено в таком взаимодействии - воспитательная работа в семье  по месту жительства, организация  и содержание которой подчинены  единым целям и общепедагогическим принципам формирования подрастающего  поколения. [9]

«Инструментом» воздействия на семью в социуме в целях  повышения ее роли в социализации личности является социально-педагогическая работа. Социально-педагогическая работа понимается как профессиональная деятельность по оказанию помощи индивидам и группам (в первую очередь семье) в целях  улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию.

ПРОГРАММА

1. Знакомство с микрорайоном  и культурными учреждениями в  данном микрорайоне. Составление  паспорта микрорайона.

2. На основе анализа социального  паспорта района разработать  план действий с общественными  институтами.

3. Знакомство с семьей и ее  ближайшим окружением.

а) составление паспорта семьи:

- имена и дни рождения семьи;

- национальность, и язык, на котором  говорят в семье;

- вероисповедание;

б) структура семьи:

- члены малой и большой семей;

- взаимоотношения между родителями  и детьми (нормальные или конфликтные), другими членами семьи;

- связи в семье (близость и  отдаленность между членами семьи,  эмоциональный климат в семье).

в) окружение семьи:

- район проживания;

- социально-экономический статус;

- взаимоотношения семьи с соседями, с социумом;

- дедушки, бабушки и другие  члены большой семьи, их влияние  на нуклеарную семью;

- референтные группы; системы связей, влияние на членов семьи.

г) функционирование семьи:

- образцы коммуникации;

- образцы принятия решений.

д) ролевая деятельность семьи:

- кто ведет хозяйство;

- кто заботится о детях;

- кто выполняет функцию психологической  поддержки членов семьи.

е) история развития семьи: [16]

- стадия развития семейной жизни;

- важные события в жизни семьи.

в) потребности и проблемы семьи:

- индивидуальные потребности семьи;

- потребности подсистем семьи;

- потребности и проблемы семьи;

г) позитивные и негативные факторы, влияющие на удовлетворение потребностей семьи:

- чего хочет семья и ждет  от социального педагога;

- каковы планы семьи;

- каковы возможности семьи в  плане изменений;

- реалистичны ли ожидания в  плане изменения семьи.

3. Определение социального статуса  семьи (образовательный ценз, жилищные  условия, состав семьи). [5]

4. Диагностика внутрисемейных отношений:

- методика ТОРО, АСВ.

5. Определение психологического  климата семьи и воспитательного  потенциала:

- анкета «Искусство жить с  детьми» и методика Билонес и Голубева.

6. Коррекционная работа с педагогически  несостоятельными семьями, создание  педагогической гостиной:

- создание клубов, но интересам;

- совместные праздники семей  и сотрудников д/с;

- индивидуальная работа.

7. Работа с детьми:

а) методом включенного наблюдения определить положение каждого ребенка  в коллективе (гониометрии Коломенского «Два домика»);

б) выявление лидера, комфортной группы, «отверженных»;

в) изучить положение ребенка  в семье, его взаимоотношения  с родителями и другими родственниками (методика КРС);

Информация о работе Отчет по практике в МДОУ Детский сад № 240 комбинированного вида "Ручеек"