Реферат
Курсовая работа 28 с., 6 табл.,
11 источников, 1 прил.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТЕСТ, КРИТЕРИИ
КАЧЕСТВА ТЕСТОВ, ПЕДАГОГИКА, СТУДЕНТЫ,
РАЗРАБОТКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕСТОВ.
Объект работы – учебные тесты по социологии
Цель данной курсовой – работы выявить отношение студентов
к проведению и разработки тестовых заданий
при контроле знаний.
Методы исследования: анализ теоретических
источников, анкетный опрос.
В процессе работы был выполнен
анализ литературы, проведено социологического
исследование, в результате которого было
выявлено, что студенты положительно оценивают
практику проведения тестовых заданий
при контроле знаний, но отмечают что тесты
не всегда могут проверить истинные знания
студента.
Новизна работы заключается
в том, что выявлено отношение студентов
к разработке и проведению тестов по социологии
как форме контроля знания.
Практическая значимость работы
состоит в том, что результаты работы могут
использоваться преподавателями при разработке
учебных тестов по социологии, а так при
подготовке учебных планов по социологическим
дисциплинам.
Содержание
Введение
Актуальность исследования: В настоящее время тесты прочно
обосновались в нашей жизни (от науки до
развлекательных программ). Они стали
также неотъемлемой частью системы образования:
контроль, обучение, оценивание знаний
в школе и ВУЗе. Есть много аргументов
«За» и «Против» тестирования в процессе
обучения. Противники тестирования указывают
на невозможность судить о моменте ошибки
обучающегося, логике его рассуждения
в процессе тестирования, на вероятность
угадать ответ и попросту списать. Ещё
одним приводимым аргументом они называют
то, что в процессе тестирования, обучаемые
испытывают определённый стресс, а потому
могут растеряться и не показать своих
действительных знаний. Сторонники тестов
говорят, что тесты помогают во многом
экономить время и силы преподавателя
и студенту показать реальный уровень
успеваемости, позволяют проверить усвоение
большого объёма материала, осуществить
пошаговый контроль и т.д.
Считается, что профессионально
составленный тест даёт наиболее объективную
картину подготовленности обучаемого
по предмету, кроме того, он является особенно
полезным для обеспечения непрерывности
контролирующей деятельности педагога,
измерения эффективности всей программы.
Во многих странах тестирование
стало существенной составляющей жизни
ВУЗа. Тестирование в ВУЗе имеет свою специфику.
Тесты – необходимый, но недостаточный
элемент методов оценки учебной деятельности.
Тест целесообразен после обычных контрольных
работ как итоговый контроль по теме, как
рубежный контроль, но не как итоговый
контроль (экзамен) учебной деятельности.
Такой тест должен быть уровневый (на данное
задание теста приводится ряд ответов,
из которых несколько правильных, и которые
различаются глубиной понимания контролируемого
задания учебного материала).
В то же время, опыт проведения
тестирования вскрыл много проблем: неподготовленность
учащихся к такому виду контроля, недостаточное
владение преподавателями методиками
использования тестов и подготовки обучаемых
к тестовому экзамену, непонимание многими
участниками образовательного процесса,
сути и особенностей теста и тестирования.
Именно поэтому тема «Разработки тестов»
нуждается в дальнейшем изучении и развитии.
Степень научной
разработанности: Появление педагогических тестов
за рубежом связывают с именем французского
врача и психолога А. Бине. Его работа по
диагностике интеллектуальных способностей,
вышедшая в 1905 г., считается точкой отсчета
в становлении основных науч-ных подходов
к измерениям в психологии и образовании
.
Немного позднее идеи А. Бине
были использованы немецким психологом
и философом В. Штерном, который предложил
специальный коэффициент для оценивания
интеллекта – коэффициент IQ. Этот термин
используется до сих пор, правда, несколько
в ином контексте. В США работы А. Бине
по измерениям продолжил Л.Терман. Он создал
новые тесты, представляющие собой оригинальную
модификацию работы его предшественника.
Значимым событием конца 40-х гг. XX в. для
развития теории и практики измерений
в образовании стало создание в 1947 г. в
США Службы образовательного тестирования – Еducational Testing Service(ETS). Сегодня
эта организация имеет представительства
практически во всех странах мира.
История тестов в России началась
в конце XIX – начала XX в. В этот период тесты
широко применялись сторонниками экспериментальной
педагогики, которые всячески пропагандировали
их наравне с другими психометрическими
методиками в педологии. Видные специалисты
того времени А.П. Болтунов, А.Ф.Лазурский,
А.П. Нечаев, Ф.Е.Рыбаков в своих исследованиях
личности обучаемого широко использовали
тесты [1].
На волне стремления к прогрессу
в России в первые годы советской власти
был востребован потенциал, накопленный
российской наукой в образовании. У истоков
советской педологии, в рамках которой
развивались тестовые методики, стояли
известные ученые того времени М.Я.Басо,
Л.С. Выготский, А.П. Болтунов, П.П. Блонский,
К.Н. Корнилов, А.П. Нечаев, А.Р. Лурия, которые
посвящали свои работы оценке результатов
обучения и развития детей. Однако период
активной деятельности педологов и тестологов
в советской России оказался коротким.
Педагоги-практики вернулись к тестам
в период прекращения массовых политических
репрессий [1].
Объект работы: учебные тесты по социологии
Предмет работы: отношение студентов к тестам
по социологии
Цель данной курсовой
работы: выявить отношение студентов
к проведению и разработки тестовых заданий
при контроле знаний
Для достижения данной
цели сформулированы следующие задачи:
- Изучить понятие тест, рассмотреть классификацию
- Проанализировать требования, предъявляемые при
разработки тестовых заданий;
- Изучить отношение студентов по направлению «Социология» о проведении
и разработки тестовых заданий при контроле
знаний
Гипотеза: Студенты положительно оценивают практику
проведения тестовых заданий при контроле
знаний, но отмечают что тесты не всегда
могут проверить истинные знания студента.
Теоретическая основа исследования:
Михеев С.А. «Тестирование как инструмент
изучения гуманитарных дисциплин»,
Вербицкий А.А., Пучкова Е.Б. «Возможности теста как средства
диагностики качества образования: мифы
и реальность», Кирова О.Н. «К вопросу разработки тестовых
материалов», Пасховер И.Л. «Педагогический тест как инструмент
системы оценки и контроля качества образования» Методологическая база: Исследование основано на принципах
объективности и научности, системного
подхода к изучению проблемы.
Метод исследования: Анализ теоретических источников, конкретизация
и обобщение, анкетный опрос
Эмпирическая база
исследования: Результаты проведенного автором
в 2014 году исследования на тему отношение
студентов к разработке и проведению тестов
по социологии как форме контроля знания
Новизна: Выявлено отношение студентов
к разработке и проведению тестов по социологии
как форме контроля знания.
Практическая значимость: Результаты работы могут использоваться
преподавателями при разработке учебных
тестов по социологии, а так при подготовке
учебных планов по социологическим дисциплинам.
1 Тесты в образовании. Его сущность, понятие,
классификация
- Понятие теста и его
сущность
Тест (от англ. test – испытание, проверка)
– стандартизованные,
краткие, ограниченные во времени испытания,
предназначенные для установления количественных
и качественных индивидуальных различий
Педагогический тест – это система тестовых заданий, ранжированных
в рамках определенной стратегии предъявления
и позволяющих эффективно оценить качество
знаний и умений обучаемых. В случае гомогенных
тестов принято располагать задания по
нарастанию трудности. Этому требованию
достаточно хорошо удовлетворяют тесты
единого государственного экзамена по
всем предметам. Современное понимание
тестов и тестирования можно развести
по трем уровням [2, c150-151]:
Первый – «бытовой» уровень. Здесь тест
понимается как набор вопросов с вариантами
ответов, который стоит в одном ряду с
кроссвордами, головоломками и служит
в большей степени для развлечения и удовлетворения
познавательных интересов. Педагоги с
таким пониманием тестирования считают
тестирование очень ненадежным, ограниченным,
а создание тестов простейшим делом.
Второй уровень понимания тестирования
можно назвать «словарным». В этом понимании
выделяются основные составляющие понятия
тестирования. При этом не учитываются
особенности процедуры создания, использования,
анализа, специфичные для той или иной
сферы применения. Для этого понимания
характерны разночтения и противоречия
в понятиях и определениях. Современное
состояние развития тестологии находится
именно на этом уровне. Многие понятия
до конца не определены, многие авторы
трактуют по - разному одни и те же понятия
и, в свою очередь, одно явление может иметь
несколько названий. Это вполне естественный
этап развития молодого научно-практического
феномена, когда понятийный аппарат находится
в стадии становления, а часть терминов
и понятий иноязычны и в разных переводах
приобретают отличающиеся значения. (Например,
само понятие тестирование в русском языке
имеет значение «испытания с использованием
тестов», в английском тестирование может
использоваться как эквивалент экзамена,
любого испытания.) Субъективными причинами
такого положения являются попытки отечественных
авторов вводить свои определения взамен
устоявшихся в смежных областях науки,
особенно в психодиагностике. Например,
достаточно устойчивое понятие психодиагностики
«дискриминативность» в отечественной
педагогической литературе часто заменяется
на понятие «дифференцирующая способность
[3, c. 180].
Третий уровень понимания может быть
назван научным. Он наиболее точен, учитывает
особенности тестов и отражает требования
к тестам, которые появляются в процессе
развития и научного обоснования тестирования.
К этому уровню, вероятно, и следует стремиться.
Таким образом, разработка педагогического
теста, удовлетворяющего определенным
критериям качества, представляет собой
весьма сложную задачу, решение которой
требует участия опытных специалистов-предметников,
хорошо представляющих содержание учебных
стандартов, программ и учебников, владеющих
методикой преподавания учебной дисциплины
и знающих основы тестологии.
1.2. Классификации учебного
теста
Классификацию педагогических
тестов можно провести по различным признакам.
1. По характеру интерпретации
результатов:
а) критериально-ориентированные
тесты
Критериально-ориентированный подход
рассчитан на интерпретацию результата
тестирования каждого участника по отношению
к некоторой содержательной области, которая
принимается за полный, планируемый к
усвоению объем. Это тесты для выявления
уровня овладения стандартом. Они предназначены
для того, чтобы оценить, на сколько учащиеся
достигли заданного уровня знаний, умений,
определенного как критерий. В этом случае
оценка конкретного ученика не зависит
от того, какие результаты получили другие
ученики. Оценка показывает, соответствует
ли уровень достижений данного ученика
социально-культурным нормам, требованиям
стандарта или другим критериям. Используемые
при этом «тесты» не соответствуют подлинно
тестовым методам. Используются по существу
не тесты в традиционном их понимании,
а совокупности заданий в тестовой форме.
Главная цель теста – установить
отношение порядка между испытуемыми
по уровню проявляемых при тестировании
знаний, и на этой основе определить место
или рейтинг каждого обучаемого на заданном
множестве тестируемых. В этом случае
в тест отбирается такое минимально достаточное
количество заданий, которое позволяет
сравнительно точно определить, образно
говоря, не «кто что знает», а «кто знает
больше» [4, c.96].
б) нормативно-ориентированные
тесты.
Позволяет ранжировать испытуемых
по уровню знаний. Такой тест позволяет
сравнивать учебные достижения испытуемых
друг с другом. Целью нормативно-ориентированного
теста является упорядочение испытуемых
по уровню их подготовленности. В результате
может оказаться, что все испытуемые плохо
справились с тестом – получили низкие
индивидуальные баллы. Тем не менее, и
в этом случае можно ранжировать испытуемых
– кто-то получил низкий балл, а кто-то
еще ниже. Возможны случаи, когда какое-то
задание не дифференцирует испытуемых,
например, задание легкое и все успешно
на него ответили. И наоборот, очень трудное
задания и все на него не ответили. Такие
задания не позволяют провести ранжирование
и, поэтому, должны быть удалены из теста.
Если все испытуемые не ответили ни на
одно задание, или верно ответили на все
задания, то нормативно-ориентированный
тест не работает, так как не позволяет
достичь поставленной цели и подлежит
дальнейшей переработке. [5, c. 68-69]
2. По содержанию:
а) гомогенные тесты (касаются
содержания отдельной учебной дисциплины;
б) гетерогенные тесты (по совокупности
дисциплин);
в) интегративные (ответы на
поставленные вопросы требуют знания
учебного материала по двум и более дисциплинам).
3. По этапам контроля:
а) входной (проверка готовности
к обучению, установление того, что знают
обучаемые из содержания новой дисциплины);
б) текущий (диагностический);