Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 06:07, контрольная работа
В данной работе описаны особенности, проблемы физического развития детей дошкольного возраста, также охарактеризована структура оздоровительной работы детского сада
Введение
1. Особенности физического развития детей дошкольного возраста
2. Проблемы физического воспитания и развития детей дошкольного возраста
3. Структура оздоровительной работы детского сада
Список используемой литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Особенности
физического развития детей
2. Проблемы физического воспитания и развития детей дошкольного возраста
3. Структура оздоровительной работы детского сада
Список используемой литературы
Введение
Теория физического воспитания
детей дошкольного возраста - наука
об общих закономерностях
Здоровье сберегающий компонент в физическом воспитании детей дошкольного возраста включает систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма, а также систему упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за самим собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой. Особая роль в этом компоненте отводится соблюдению режима дня, режима питания, чередования труда и отдыха, что способствует предупреждению образования вредных привычек, функциональных нарушений заболеваний, включает в себя психогигиену и психопрофилактику учебно-воспитательного процесса, использование оздоровительных факторов окружающей среды и ряд специфических способов оздоровления ослабленных.
Совершенствование системы физического воспитания дошкольников во многом определяется уровнем научной обоснованности методов физической подготовки детей этого возраста. Именно в детском возрасте формируются жизненно важные базовые, локомоторные навыки и умения, создается фундамент двигательного опыта, осваивается азбука движения, из элементов которой в последствии формируется вся двигательная деятельность человека.
Как показывают данные социологических исследований ученых традиционные методы закаливания (узко педагогический и узко медицинский) не приводят к улучшению сложившийся ситуации. Положение о необходимости комплексного применении оздоровительных мер в детском саду общеизвестно. Стремление к комплексности оправдано и понятно, тем более в таком деле как оздоровительная работа. Учеными доказано, простое воздействие на конкретное состояние ребенка не эффективно. Педагогические и медицинские задач порой хорошо состыковываются на бумаге, в действительности же в традиционной системе оздоровления детей педагоги выполняют свои функции механически (обливание стоп, хождение по ребристой дорожке принятие воздушных ванн и так далее) поддерживая общий жизненный тонус ребенка.
В связи с этим родителям необходимо знать, как должны формироваться двигательные навыки у ребёнка, а затем уже активно влиять на развитие физических качеств.
1. Особенности
физического развития детей
Необходимость радикальной инновации физической культуры и ее раздела - физического воспитания - акцентируется в подготовленной инициативной группой авторов под руководством М.Я. Виленского и П.А. Виноградова "концепции непрерывного физического образования детей".
В концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2009 года, отмечено, что фундамент здоровья и положительного отношения к физической культуре закладывается в детстве, именно на этот этап в ближайшие годы необходимо обратить первостепенное внимание.
В связи с этим основные усилия должны быть направлены на:
1)повышение ответственности родителей за здоровье детей;
2)совершенствование программно-методического и организационного обеспечения физического воспитания среди дошкольников;
3)создание индустрии недорогих, но практичных и гигиеничных товаров и тренажеров для занятий физической культурой дошкольников;
4)массовое издание популярной литературы, видеокассет и компьютерных программ;
5)создание при дошкольных учреждениях комплексных физкультурно-спортивных центров, включающих спортивный зал, бассейн, плоскостные сооружения, позволяющие обеспечить объем двигательной активности дошкольников не менее 6-8 ч в неделю.
В целях решения проблем
вовлечения в активные занятия физической
культурой детей особое внимание
необходимо обратить и на проведение
детьми досуга совместно с родителями.
Концепция активного семейного
отдыха должна быть признана приоритетной
на уровне, как пропаганды, так и
организации досуга. Для этого
необходимо реализовать специальную
программу формирования зон отдыха
для городов России. В эти зоны
отдыха должны входить сеть региональных
оздоровительных трасс и троп,
вдоль которых формируется
Из данной концепции следует, что инновационные процессы в физической культуре должны основываться на обновлении входящей в ее структуру системы научных знаний, двигательных умений и навыков с формированием на их базе мировоззренческих, нравственных, физических и других качеств.
Система непрерывного физкультурного образования состоит из четырех подсистем: базовая, начального специального, специального (профессионального) и спортом:
занятия физической культурой, ориентированное физическое воспитание обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья;
физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня;
внеклассные, внеакадемические формы занятий (спортивные секции, занятия в спортивных школах, самостоятельные занятия);
спортивно-массовые и физкультурно-
Следует развивать систему мониторинга физической подготовленности и развития, физического здоровья различных категорий и групп населения, в первую очередь детей.
Результат планирования в годовом цикле предусматривает следующие виды планов:
1) Перспективный план укрепления здоровья, физического и двигательного развития детей (по возрастным группам). Таким планом служит диагностическая карта, составленная по результатам медико-педагогического исследования детей в начале учебного года.
2)План - система физкультурно-оздоровительных мероприятий в группе. Здесь важно на основе диагностических данных и условий в группе предусмотреть использование в полной мере психо-гигиенических и эколого-природных факторов, спрограммировать целостный двигательный режим. Такое планирование обеспечивает выбор тех форм работы которые более всего соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей, а также дают воспитателю возможность в полной мере реализовать его потенциальные профессиональные и личностные качества.
3)Общий годовой план дошкольного учреждения. Он составляет на основе анализа диагностических карт всех возрастных групп детского сада и дает возможность коллективу определить приоритетную задачу по физическому воспитанию на предстоящий учебный год. В плане предусматриваются мероприятия по совершенствованию уровня физической культуры и определяется роль ее и место в общей системе воспитания. Каждый из воспитателей получает конкретное задание. В годовом плане предусматривается пропаганда здорового образа жизни в семьях детей, повышение профессионального мастерства педагогов, оснащение физкультурно-трудовой базы.
Диагностическая карта, система
физкультурно-оздоровительных
4)Календарный план работы воспитателя составляется на одну - две недели и отражает все формы физкультурной работы, проводимой с детьми в течение каждого дня.
Недельный цикл включает: 1-3 физкультурных занятия, ежедневную утреннюю гимнастику, физкультминутки, подвижные игры и физические упражнения на каждой прогулке, физкультурные досуги (2-4 раза в месяц).
Кроме организованных форм
работы предусматривается время
для самостоятельной
Содержание календарного
плана составляют физические упражнения,
которые подбираются для
Для каждой возрастной группы в программе воспитания предусмотрены соответствующие возрасту, виды физических упражнений, определены средние количественные (в отдельных программах - минимальные) и качественные нормативы.
Охрана жизни и укрепления
здоровья, улучшение физического
развития, функциональное совершенствование
и повышение работоспособности
организма ребенка, а также закаливание
являются первоочередными задачами.
Это обусловлено тем, что органы
и функциональные системы у дошкольников
еще несовершенны, слабо развиты
защитные свойства организма, дети более
подвержены неблагоприятным условиям
внешней среды, чаще болеют. С учетом
этих особенностей задачи укрепления
здоровья определяются в более конкретной
форме по каждой системе. Костная
система, связки, суставы обеспечивают
как положение тела, так и возможность
движения его частей в разных направлениях;
многие кости защищают от ударов и
повреждений спинной и головной
мозг, а также внутренние органы.
Правильное и своевременное развитие
костного аппарата, связок, суставов обеспечивает
нормальное положение туловища и
развитие всех органов и систем.
При искривлениях позвоночника, сутуловатости,
плоскостопии нарушаются условия работы
важных органов, что может привести
в дальнейшем к их заболеванию. У
детей костная система
Мышечная система закрепляет отдельные части тела в определенном положении и изменяет это положение, т.е. производит движения, сохраняя равновесие, а также выполняет защитную функцию - защищает от ударов, повреждений, охлаждения костную систему, внутренние органы.
Мышцы у детей развиты относительно слабо и составляют всего лишь 20-22% массы тела. Особенно слабы у новорожденных мышцы рук и ног: они сокращаются медленно и долго не расслабляются. В первые месяцы грудного возраста преобладает тонус (напряжение) мышц сгибателей над тонусом разгибателей. Мышцы у детей богаче водой и беднее белковыми веществами, жирами. Развитие отдельных мышц происходит неравномерно. В дошкольном возрасте необходимо развивать все группы мышц (туловища, спины, живота, ног, плечевого пояса, рук, кисти, пальцев, стопы, шеи, глаз, лица; мышцы и связки всех внутренних органов и др.). Особое внимание следует обращать на укрепление слабо развитых групп мышц-разгибателей.
Сердечно-сосудистая система начинает функционировать раньше других систем. К моменту рождения ребенка сердечно-сосудистая система достигает наибольшей зрелости. Кровеносные сосуды у детей относительно шире, чем у взрослых. В связи с этим кровяной напор слабее, но он возмещается частотой сердечных сокращений. Ритм сокращений сердца легко нарушается. Сердце быстро утомляется от напряженной работы и не сразу может приспособиться к внезапно изменившейся деятельности. Пульс у маленьких детей очень частый - 140-160 ударов в минуту. Постепенно он становится реже и к 7 годам доходит до 95-85 ударов в минуту. Учитывая эти особенности, необходимо способствовать укреплению мышц сердца, а также стенок всех сосудов, в том числе и сосудов мозга, усилению притока крови к сердцу и улучшению ритмичности его сокращений, развивать способность приспосабливаться к внезапно изменяющейся нагрузке.
Верхние дыхательные пути у детей относительно узки, а их слизистая оболочка, богатая лимфатическими и кровеносными сосудами, при неблагоприятных условиях набухает, в результате чего дыхание резко нарушается. Ткани легких очень нежны. Подвижность грудной клетки ограничена. Горизонтальное расположение ребер и слабое развитие дыхательной мускулатуры обусловливают частое неглубокое дыхание (у детей грудного возраста 40-35 дыханий в минуту, к 7 годам 24-22). Поверхностное дыхание ведет к застою воздуха в плохо вентилируемых частях легкого. Ритм дыхания у детей неустойчив, легко нарушается. В связи с указанными особенностями возникает необходимость укреплять дыхательную мускулатуру, развивать подвижность грудной клетки, способствовать углублению дыхания, экономному расходованию воздуха, устойчивости ритма дыхания, увеличению жизненной емкости легких. Кроме того, следует научить детей дышать через нос. При дыхании через нос воздух согревается и увлажняется. Следуя по носовым ходам, воздух раздражает особые нервные окончания, в результате чего лучше возбуждается дыхательный центр, усиливается глубина дыхания. При дыхании же через рот холодный воздух может вызвать переохлаждение слизистой носоглотки (миндалин), их заболевание и, кроме того, в организм могут проникнуть болезнетворные бактерии. Если ребенок дышит через нос, ворсинки на слизистой оболочке задерживают пыль с содержащимися в воздухе микробами, таким образом воздух очищается.
Информация о работе Оздоровление детей дошкольного возраста с помощью спортивных игр