Оздоровление детей дошкольного возраста с помощью спортивных игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 06:07, контрольная работа

Описание работы

В данной работе описаны особенности, проблемы физического развития детей дошкольного возраста, также охарактеризована структура оздоровительной работы детского сада

Содержание работы

Введение
1. Особенности физического развития детей дошкольного возраста
2. Проблемы физического воспитания и развития детей дошкольного возраста
3. Структура оздоровительной работы детского сада
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

оздоровление детей дошкольного возраста при помощи спортивных игр и упражнений.docx

— 42.47 Кб (Скачать файл)

Пищеварительная система  у детей, особенно раннего возраста, еще недостаточно развита. Вследствие слабости мышечной оболочки двигательная деятельность кишечника мала и легко  расстраивается. Нужно укреплять  гладкие мышечные волокна кишечника, способствовать правильному его  функционированию.

Кожа охраняет внутренние органы и ткани от проникновения  в них микроорганизмов, является органом выделения, а также принимает  участие в терморегуляции и дыхании. Она богата чувствительными нервными окончаниями, которые воспринимают раздражения внешней среды и  передают их в центральную нервную  систему, вызывая ответные реакции  на посылаемые сигналы. Кожа у детей  нежная и легко подвергается ранениям. В связи с этим следует защищать, охранять кожу детей от повреждений и способствовать правильному развитию ее функций (терморегулирующих и защитных).

Нервная система к моменту  рождения ребенка еще недостаточно готова к выполнению своих многочисленных функций. Более развита вегетативная нервная система. Детям свойственны  недостаточная уравновешенность процессов  возбуждения и торможения, малая  подвижность их, преобладание возбуждения  над торможением. В связи с  этим в дошкольном возрасте надо способствовать совершенствованию нервных процессов, развитию активного торможения, а  также двигательного анализатора, органов чувств.

Слабое развитие терморегуляции у детей дошкольного возраста вызывает необходимость повышения  сопротивляемости организма неблагоприятным  условиям внешней среды (пониженной и повышенной температуре воды, воздуха, воздействию солнечного излучения), т.е. закаливания.

2. Проблемы физического воспитания и развития детей дошкольного возраста

Необходимость рассмотрения проблемы физического воспитания и  развития детей дошкольного возраста вызвана низким уровнем общего функционального  состояния их организма невысокой  эффективностью организации их физического  воспитания. В качестве первостепенной задачи определяется разработка концепции  преобразования национальной системы  физического воспитания детей, которая  способствовала бы координации усилий вузов, учреждений и ведущих специалистов в этой области. Накопленный определенный опыт в рамках реализации данной проблемы высветил три вопроса, требующих  их первоочередного решения. Это:

1) изучение особенностей физического развития детей в дошкольный период их жизни;

2) разработка средств, методов и способов организации воспитания для обеспечения оптимальных условий жизнедеятельности детей в федеральных, муниципальных, региональных дошкольных учреждениях;

3) обоснование путей решения проблем физической культуры детей дошкольного возраста.

Особенности возрастного  развития детей-дошкольников обусловлены  следующими факторами:

1)формированием у человека "схемы тела", которое протекает с 2 до 5 лет;

2)возрастным диморфизмом;

3)слабой выраженностью полового диморфизма физического развития детей и началом формирования психических различий в поведении мальчиков и девочек.

По данным НИИ гигиены  и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, за последние  десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось: снизилось  количество детей 1-й группы здоровья (с 23,2 до 15,1%) и увеличилось - детей 2-й  группы, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья (с 60,9 до 67,6%) и 3-й группы - c хроническими заболеваниями (с 15,9 до 17,3%). Вызывает тревогу тот факт, что к моменту поступления в школу отмечается тенденция роста хронической заболеваемости у детей.

Одним из важнейших признаков  здоровья является физическое развитие ребенка. За последние 20 лет отмечается рост количества функциональных отклонений у одного ребенка с возрастом: в 4-летнем возрасте преобладающее большинство  детей имеет 1-3 отклонения со стороны  различных функциональных систем (сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной, нервной); к 6 годам их число почти у 50% детей возрастает до 4-5.

Одна из важнейших задач  воспитания - поиск необходимого времени  для обеспечения физического  развития, укрепления здоровья средствами и методами физической культуры. Несмотря на несомненную пользу интеграции различных  видов учебной деятельности детей, решение этой проблемы тормозится из-за отсутствия специалистов, способных  и обучать, и обеспечивать физическое развитие в одном лице. Следует  отметить, что особое внимание обращается на физкультурно-оздоровительную среду в детском дошкольном учреждении.

Для обеспечения эффективной  работы по физическому воспитанию в  детском дошкольном учреждении необходимы специально оборудованные физкультурные  залы и площадки. В типовых проектах детских садов и введенных  в эксплуатацию зданиях для дошкольников не учтены многие, очень важные для  благоприятной жизнедеятельности  особенности быстро растущего организма  малыша. В дошкольные годы наблюдается значительный прирост скоростно-силовых качеств, выносливости, гибкости и ловкости, формируются многие двигательные умения и навыки, но база (физкультурные залы и места для самостоятельных занятий физическими упражнениями), в которой это происходит, выступает сдерживающим фактором, не позволяющим в полной мере обеспечить развитие психофизического и морфофункционального потенциала, заложенного в ребенке природой. Имеющиеся помещения, отведенные в большинстве детских садов как для музыкальных занятий, так и для занятий физическими упражнениями, отвечают требованиям лишь детей до 3 лет. В связи с этим необходим поиск эффективных путей решения данной проблемы.

В идеале каждый детский  сад должен быть оснащен физкультурными залами с соответствующими приспособлениями для реализации двигательных возможностей детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Очевидно, решение этого  вопроса не может носить только экстенсивный характер (расширение площадей для  занятий физическими упражнениями). Интенсивный путь развития в настоящее  время наиболее приемлем для бюджетной  сферы образования. Однако и он в  нынешних экономических условиях подходит далеко не для всех дошкольных учреждений России. Поэтому задача административно-хозяйственных  и педагогических коллективов ДОУ - насыщение пространства физкультурного зала недорогим, нестандартным, многофункциональным  оборудованием и инвентарем, отвечающим гигиеническим, анатомо-физиологическим, психическим, эстетическим, эргономическим и другим требованиям .

Одним из направлений решения  этой проблемы является создание простейших тренажеров, тренажерных и тренировочных  устройств.

Особую роль в занятиях физическими упражнениями играет цветовое насыщение помещения, в котором  занимается ребенок. Цветовая гамма  зала и информационная среда являются факторами, обуславливающими взаимодействие внешней и внутренней среды, обеспечивающими  жизнедеятельность и развитие ребенка. Запах, звук в соответствии с темами занятий используются для развития анализаторных систем и ориентирования в пространстве. При этом решаются такие частные задачи, как формирование восприятия пространства за пределами  зала, "видение сквозь стены", движение солнца и луны, планирование занятий  с учетом высоты солнечного зенита и фаз луны (растущая и убывающая).

Система образования испытывает в настоящее время значительные трудности в плане распределения  в строго ограниченных временных  рамках все больше возрастающего  объема учебного материала, рекомендуемого для различных образовательно-воспитательных учреждений .

Одним из путей решения  данной проблемы является накопленный  более чем за 12 лет опыт научно-исследовательской  и методической работы, проводимой на базе детских дошкольных учреждений Ивановской области (И.М. Козлов, М.А. Правдов). Интеграция как основополагающий принцип позволяет организовывать в дошкольных учреждениях физкультурно-спортивную базу, обеспечивающую эффективность всего комплекса воспитательно-образовательных мероприятий с детьми всех возрастных групп. Разработанная физкультурно-оздоровительная программа "Родничок" показала эффективность ее внедрения в практику. Особенность этой программы - организация физкультурно-оздоровительной, развивающей среды на основе активизации сенсомоторной активности ребенка. На физкультурных занятиях двигательная активность сочетается с познавательной деятельностью. Ориентировка в пространстве зала осуществляется на основе знаков и символов, которые сопровождают оборудование, инвентарь и помещения залов. Например, для проведения командного эстафетного бега используются палочки с буквенными и цифровыми символами, делается разметка пола, стен, потолка, которые служат ориентирами для построений и перестроений. Это позволяет формировать у детей представления в пространстве за пределами детского сада.

Кафедра биомеханики обладает опытными квалифицированными специалистами (И.М. Козлов, Г.П. Иванова, А.В. Самсонова, Н.А. Дьяченко, С.В. Менькова), имеющими опыт организации исследований проблем физического воспитания детей и подростков, по этой проблеме защищено 10 докторских и кандидатских диссертаций. В лаборатории биомеханики АГУ (руководитель - д. п. н.А.М. Доронин) и научно-исследовательской лаборатории ШГПУ (руководитель - к. п. н. М.А. Правдов) занимаются проблемами физкультурного образования и спорта детей и учащейся молодежи. Работа этих научно-исследовательских подразделений тесно связана с образовательными учреждениями различного ранга, от детского сада до вуза. Эффективность совместной работы основывается на единой программе научных исследований и методических разработок. Кроме спорта высших достижений основными направлениями исследований являются оценка физического состояния и подготовленности детей дошкольного и школьного возраста; исследование механизмов интеграции различных видов деятельности детей, включающей моторный, сенсорный и интеллектуальный компоненты .

3. Структура оздоровительной работы детского сада

В условиях современной природно-социальной и экологической ситуации проблематика здоровья детей приобретает глобальный характер Разнообразные медицинские, социологические, демографические  и другие данные свидетельствуют  о том, что только 14% детей России можно считать практически здоровыми, 50%, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, 35% - хронически больны. Зачинателем междисциплинарного направления в оздоровлении дошкольников являлся российский ученый-педиатр  и педагог Змановский Ю.Ф.

Названному направлению  присущи следующие черты:

1)В его центре лежат представления о здоровом ребенке, понимаемом как идеальный эталон и практически достижимая норма детского развития

2)Здоровый ребенок рассматривается как целостный телесно-духовный организм.

3)Оздоровление трактуется не как совокупность лечебно профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей.

4)Ключевым, системообразующим средством оздоровительно-развивающей работы с детьми является индивидуально-дифференцированный подход.

Все выше сказанные направления "Педагогики оздоровления" нашли отражение в системе оздоровительной работы ДОУ.

Система развития воображения  через особые формы двигательной активности имеет оздоровительный  эффект влияя на психосоматическое  состояние ребенка. Исходя из этого, средства развития воображения включаются в структуру оздоровительной  работы. Новым звеном такой работы становится проектирование условий  развития двигательного творчества детей. При этом активно используются нетрадиционные формы оздоровления игры и драматизации с медитацией и релаксационной ориентацией, элементы йоги, дыхательной и звуковой гимнастики, точечного массажа, гимнастики для  глаз. Занятия проводятся в игровой  форме. Строя и выполняя специфические  упражнения, дети не просто создают  некоторые образы, но и по особому "входят" вживаются в них. Создаваемые  силой детского воображения образы - это не просто условность. Если ребенок действительно вошел в образ, то этот образ "материализуется" в его психосоматический состояниях, начинает влиять на их динамику, участвует в коррекции функциональных систем детского организма. Символический по своей природе образ обладает не эффективной реальной энергетичной силой. Так же и сопряженное с ним движение не просто условно выражают добро, а реально творят его по этому на занятиях широко используется оздоровительный потенциал эмоционально-тактильного контакта ребенка с педагогом, с другими детьми, с самим собой. Включая в работу с детьми средства развития воображения можно добиться существенных результатов в профилактике и лечении ряда заболеваний ОРЗ, диатеза, заболеваний почек

В процессе игровой психогимнастики, когда дети вызывают у себя различные ощущения, типа "тепло-холод", они при посредстве собственного воображения овладевают навыками самопроизвольной терморегуляции организма. Например, воспитатель указывает детям на ребенка, испытывающего дискомфорт. Дети желающие помочь товарищу прикладывают к больному месту ребенка свои ладошки и начинают прогревать ими больное место срабатывает эффект эмоциональной отдачи и ребенок действительно начинает чувствовать себя лучше. При проведении игр с элементами массажа происходит целенаправленное воздействие на биологически активные точки кожи. Но в отличие от ситуаций применения широко известного метода лечения (акупунктуры) ребенок здесь не просто "работает", а играет своим телом. Он мнет, разглаживает, "лепит" свое тело, словно ваятель, как бы заново создавая его "по законам красоты". Полная уверенность в том, что он действительно творит что то новое и прекрасное, способствует развитию чувства любви к собственному телу, внимательного и бережного отношения к нему. При условии их систематического включения в содержание педагогической работы закладывается и элементы фундаментальной способности ребенка к самосозиданию и самопознанию, у детей воспитывается стремление "творить добро ради добра" (Н.К. Рерих). На сходных принципах организуется работа особых оздоровительных процедур: контрастные воздушные ванны, хождения босиком. Так, при полоскании горла кипяченной водой или ее питье более эффективно с точки зрения закаливания, когда дети в игре предварительно "заряжают" жидкость руками, желая себе здоровья. Все используемые методики проводятся в игровой форме. Данные мероприятия проводятся под контролем медицинского персонала, ежемесячным анализом заболеваемости и эффективности проводимых процедур.

С этих позиций коллектив  детского сада считает, что проблема оздоровления детей не кампания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, спланированная систематическая работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный период.

Основные направления  работы по физическому  оздоровлению в ДОУ.

Профилактическое:

1)Обеспечение благоприятной адаптации.

2)Выполнение сангигиенического режима.

3)Проведение обследования по скринг-программе и выявление патологий.

4)Решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры.

5)Предупреждение острых заболеваний и невротических состояний методами неспецифической профилактики.

6)Проведение социальных санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.

Информация о работе Оздоровление детей дошкольного возраста с помощью спортивных игр