Ознакомление детей дошкольного возраста с книжной иллюстрацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 01:38, контрольная работа

Описание работы

Книга - одно из первых произведений искусства, с которым он знакомится. Иллюстрации к книгам - самый распространенный вид изобразительного искусства, с которыми встречаются дети дошкольного возраста.

Иллюстрация помогает глубже и лучше воспринимать текст, быстрее запоминать содержание, дает знания об окружающем мире.

Содержание работы

1.Роль иллюстрации в понимании детьми литературных произведений, ее влияние на отношения дошкольника к литературному герою.
2.Возрастные особенности восприятия книжной иллюстрации.
3.Методика ознакомление детей с книжной иллюстрацией в разных возрастных группах.
4.Составить конспект занятия (НОД) по ознакомлению детей с книжной иллюстрацией.

Файлы: 1 файл

К.р ознакомление детей дошкольного возраста ...docx

— 37.41 Кб (Скачать файл)

Усложненный вид рассматривания - беседа по иллюстрации. Он отличается большей целенаправленностью, систематичностью вопросов, последовательностью рассматривания и обязательным участием всех детей.

Здесь используются, кроме  вопросов, обобщение педагога, подсказ  нужного слова, повторение детьми отдельных  слов и предложений. Беседа завершается  обобщающим рассказыванием. В такой  беседе преобладают хоровые ответы. Молчать и удерживать внимание к  картине при индивидуальных ответах  детям трудно. Речевые реакции  их замедленны.

 

Рассматривая иллюстрации с младшими дошкольниками   3-4 года,  основным признаком узнавания изображенного образа является форма, цвет же имеет второстепенное значение. Для детей пятого года жизни цвет начинает играть основную роль в узнавании, а для детей шестого года жизни цвет является таким же важным признаком при узнавании изображенного образа, как и форма.

Во второй младшей  группе следует расчленять зрительное и слуховое восприятие. Если "герой" не знаком детям, то педагог с детьми внимательно рассматривает картинку, а уж затем слушают рассказ об увиденном. Воспитатель сначала читает весь рассказ целиком. Затем, при повторном чтении, показывает детям картинки, изображающие "героев" рассказа в соответствующих ситуациях. Затем он раздает детям книжки, чтобы они сами могли еще раз рассмотреть рисунки. После того как картинки рассмотрены, рассказ читается еще раз без обращения к иллюстрациям.

На ранней ступени развития ребенка, в тот момент, когда ему  просто можно дать в руки любую  картинку, - ясность, простота и выразительность  графического произведения - вот три  требования, которые предъявляет  малыш к изображению. За внешней  примитивностью рисунка скрывается содержание и понимание окружающего  мира. Детское восприятие требует, чтобы  предмет был изображен тщательно, с учетом всех деталей, но в то же время без нагромождений и изысков. Ребенку необходимо различать все части предмета: человек не должен быть изображен в профиль или в каком-либо еще непривычном и трудно узнаваемом ракурсе, ноги у животных должны не накрывать одна другую, а быть полностью прорисованы.

В более старшем возрасте (от 2 до 6 лет) у ребенка особенно активно начинает складываться представление  об окружающем мире - работает память, воображение, все больше усложняются  эмоциональные реакции. Иллюстрации  в книге играют в этот период чрезвычайно  важную роль. Часто ребенок на всю  жизнь сохраняет в памяти картинку из детской книжки - страшную, смешную, грустную. Впечатление ребенка от иллюстрации зависит напрямую и  от техники ее исполнения, и от степени  эмоционального воздействия текста, к которому она относится. Но насколько  дети неодинаковы в одном и  том, же возрасте, настолько неодинаково  и их восприятие одних и тех  же явлений окружающего мира. В  этот период уже особенно четко начинает проявляться индивидуальность характера  маленького человека. Поэтому вывести  формулу "идеальной" иллюстрации  для этого возраста нельзя. Можно  лишь говорить о тенденциях в выборе композиционной структуры и степени  сложности иллюстрации, свойственных этому уровню развития детей. Рисунок (по мере взросления ребенка) должен усложняться  вслед за текстом. В иллюстрацию  включаются и перспектива, и светотень, и более сложное композиционное решение - необычные ракурсы, более детальное изображение привычных и знакомых предметов. Большинство детей, начиная с двух-трех лет, отдает предпочтение рисункам со сложным сюжетом и множеством деталей.

В среднем дошкольном возрасте для рассматривания рекомендуются более сложные предметные и сюжетные иллюстрации. Одни из них даются только для рассматривания,  другие - для рассматривания и последующего рассказывания дети знакомятся с художественными произведениями. Беседы усложняются, дети учатся видеть не только главное, но и детали.

 

В старшем дошкольном возрасте в беседе по иллюстрации особое внимание обращают на более детальное рассматривание в силу большей сложности содержания. Она может рассматриваться по частям. Вначале - главное, затем детали, которые дети должны заметить сами. Для последующих описаний следует обратить внимание на интерьер, фон, пейзаж. Е. И. Тихеева советовала стремиться к тому, чтобы рассматривание картин способствовало развитию эстетических чувств. Важно также, чтобы ребенок образными словами выразил свое личное отношение к воспринимаемому пейзажу, реке, лесу. В связи с этим можно подобрать с детьми эпитеты, сравнения.

В старшей и  подготовительной группе дети уже способны оценивать картинки-иллюстрации: отвечать на вопросы ("Понравилась или не понравилась картинка?", "Почему?"), могут предлагать свое решение темы (на занятиях рисованием). Оценка различных иллюстраций детьми становится более обоснованной, если их приучить рассматривать и сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же литературному произведению.

Старшие дошкольники приобретают  умение воспринимать произведения различного содержания, а не только те, в которых  имеется занимательный сюжет, изображено какое-то действие. Вместе с тем и  сюжетную картину они способны теперь воспринимать иначе, чем в более  младшем возрасте, - о многом они  могут догадаться, многое вообразить; помогают получаемые детьми знания и  новые представления о явлениях жизни. У детей этого возраста достаточно развита любовь к природе, и они с интересом относятся  к пейзажу, определяют, какое время  года изображено, что характерно для  осени и весны, какие краски выбрал художник для их передачи, как изображены зимний холод, вьюга, осенний ветер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Составить конспект  занятия (НОД) по  ознакомлению  детей с книжной иллюстрацией

 

Конспект занятия по ознакомлению с книжной графикой в старшей  группе

Тема: «Кто и как создает рисунки в книгах»

Цель: Закрепить представление детей о книжной иллюстрации , о сложности труда художника - иллюстратора, процессе и последовательности его работы над иллюстрацией.

Задачи:

- Поддержать у детей  интерес к рассматриванию иллюстраций  уже знакомых художников  (Ю. А. Васнецова, Е. М. Рачёва, Е. И. Чарушина);

- подвести детей к пониманию  того, что книга - это произведение  искусства, поэтому относится  к ней, следует бережно и  аккуратно;

- Развивать словарный  запас

- воспитывать интерес  к книгам.

Методы и приемы:

- беседа по вопросам;

- д/игра «Узнай художника», д/ игра «Будь внимательным»;

- рассказ, показ, рассматривание  книг разной конструкции;

- создание детьми книги  о животных;

- игровой прием - волшебный  колокольчик.

Оборудование:

- книги с иллюстрациями  Ю.Васнецова, Е. Чарушина, Е.Рачева, В.Конашевича, В.Сутеева и других  художников;

- книжки разного типа: книжка - игрушка, книжка - раскладушка,  книжка - дом, книжка - малышка;

- иллюстрации для игры  «Будь внимательным».

 

Предварительная работа:

- чтение литературных  произведений с иллюстрациями  вышеназванных художников;

- рассматривание иллюстраций;

- изобразительная деятельность  детей на темы разных сказок, потешек, рассказов.

Ход работы:

1.Беседа о книгах.

(Звенит колокольчик)

Воспитатель : Ребята, волшебный колокольчик приглашает нас в Книжный мир. Здесь нас ждут любимые книги, иллюстрации знакомых художников. Я предлагаю пройти к книжной выставке и посмотреть, какие же здесь есть книги, полюбоваться ими. (Дети ходят, смотрят, беседуют друг с другом)

(Собрать детей вокруг себя с помощью колокольчика)

Воспитатель: Я вижу, что вам интересно, вы очень любите книги, у вас много впечатлений. Давайте немного поговорим.

Воспитатель: Почему вы любите книги?

Дети: Потому что из книг можно узнать что-то новое, познавательное.

Воспитатель: Кто создает рисунки в книгах? Как они называются?

Дети: Иллюстраторы, художники.

Воспитатель:  Правильно, молодцы!

Воспитатель: Для чего же нужна иллюстрация в книгах?

Дети: Иллюстрация нужна для того, чтобы помочь понять содержание книжки. Она рассказывает о том, какие герои, нравятся ли они художнику, как они поступают.

Воспитатель: Можно ли по рисункам догадаться, о чем эта книга? (Воспитатель показать 2-3 книги).

Воспитатель: Чем рисуют художники - иллюстраторы?

 

2. Дидактическая игра  «Узнай художника - иллюстратора».

 

Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Узнай художника - иллюстратора». Я вам расскажу о художнике, а вы внимательно послушайте и отгадайте кто это?

 Этот художник родился  в Вятке. Он очень любил животных  и в доме у него всегда  кто-нибудь жил: собаки, кошки,  птицы. Вместе с родителями  будущий художник лечил, выхаживал  уток, тетерок. Родные часто дарили  ему животных и птиц. Он всегда  за ними наблюдал и зарисовывал  понравившиеся случаи из их  жизни. 

Дети: Евгений Иванович Чарушин.

Воспитатель: Правильно.

Воспитатель:  Отгадайте, какой художник иллюстрировал сказки о животных. Он одевал своих героев - животных в русскую народную одежду, рисовал гуашью, акварелью и углем. В его иллюстрациях отражена русская природа. Все его рисунки, пронизаны русским духом.

Дети: Евгений Михайлович Рачёв.

Воспитатель: Совершенно верно, молодцы!

 

  1. Рассказ об оформлении книг художниками.

 

(Звенит колокольчик, приглашает детей сесть)

Воспитатель: Ребята, послушайте о том, как работает иллюстратор над рисунками в книге.

Обычно художнику нравится рисовать что-то одно: или про животных, или про детей, или иллюстрировать сказки. Он сначала внимательно читает несколько раз, затем представляет себе героя, пытается понять какой он: добрый или злой, хвастливый или  простодушный, сердитый или веселый, где он живет, как одевается. Затем  делает много рисунков – набросков. Каждый художник по - своему видит мир, его красоту, каждый по - своему видит героев, о которых рассказывает писатель.

Художник - иллюстратор придумывает  и конструкцию книжки, ее оформление от начала до конца, расположение в  ней текста, букв. Вот посмотрите, какие бывают книжки по конструкции: книжка - игрушка, книжка - раскладушка, книжка - малышка, книжка - образ. (Показать книги, обратить внимание на расположение в них иллюстраций).

Воспитатель: Вот как много интересных книг придумали и оформили художники для нас. Работа у них трудная и непростая. Над каждой книгой они работают подолгу. Поэтому нам следует очень бережно относиться к каждой книжке, уважая их труд и труд писателя, который придумывает рассказ или сказку для нас.

 

  1. Создание детьми книги о животных.

 

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам стать художниками - иллюстраторами и создать всем вместе книгу о животных. Каждый из вас нарисует животное, но необычным способом. Нужно обвести свою руку на листе. Пальцы расположить по желанию. Посмотреть внимательно, кто получился и дорисовать.

(Дети работают, звучит негромкая мелодия. Помогать детям советами. В конце рисунки рассмотреть)

 

Воспитатель: Дети мы из ваших рисунков сделаем книгу. Мы запишем ваши рассказы о животных, и эту книгу можно будет рассматривать или подарить кому – нибудь!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     Литература

 

1. Воробьева В., Воробьев Н., А.Митюшкина О творчестве Ю.А.Васнецова //Дошкольное воспитание 8, 1996

2. Трушина З., Н Астафьева, Знакомство дошкольников с иллюстрациями

А.Ф. Пахомова. // Дошкольное воспитание 5, 1998

3. Кудрявцева Л, Они творили и творят для самых маленьких // Дошкольное воспитание 4, 1994 .

4. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста, Сост. М.М. Алексеева, В.И.Яшина - М.,1999

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Ознакомление детей дошкольного возраста с книжной иллюстрацией