Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 01:38, контрольная работа
Книга - одно из первых произведений искусства, с которым он знакомится. Иллюстрации к книгам - самый распространенный вид изобразительного искусства, с которыми встречаются дети дошкольного возраста.
Иллюстрация помогает глубже и лучше воспринимать текст, быстрее запоминать содержание, дает знания об окружающем мире.
1.Роль иллюстрации в понимании детьми литературных произведений, ее влияние на отношения дошкольника к литературному герою.
2.Возрастные особенности восприятия книжной иллюстрации.
3.Методика ознакомление детей с книжной иллюстрацией в разных возрастных группах.
4.Составить конспект занятия (НОД) по ознакомлению детей с книжной иллюстрацией.
Усложненный вид рассматривания - беседа по иллюстрации. Он отличается большей целенаправленностью, систематичностью вопросов, последовательностью рассматривания и обязательным участием всех детей.
Здесь используются, кроме вопросов, обобщение педагога, подсказ нужного слова, повторение детьми отдельных слов и предложений. Беседа завершается обобщающим рассказыванием. В такой беседе преобладают хоровые ответы. Молчать и удерживать внимание к картине при индивидуальных ответах детям трудно. Речевые реакции их замедленны.
Рассматривая иллюстрации с младшими дошкольниками 3-4 года, основным признаком узнавания изображенного образа является форма, цвет же имеет второстепенное значение. Для детей пятого года жизни цвет начинает играть основную роль в узнавании, а для детей шестого года жизни цвет является таким же важным признаком при узнавании изображенного образа, как и форма.
Во второй младшей группе следует расчленять зрительное и слуховое восприятие. Если "герой" не знаком детям, то педагог с детьми внимательно рассматривает картинку, а уж затем слушают рассказ об увиденном. Воспитатель сначала читает весь рассказ целиком. Затем, при повторном чтении, показывает детям картинки, изображающие "героев" рассказа в соответствующих ситуациях. Затем он раздает детям книжки, чтобы они сами могли еще раз рассмотреть рисунки. После того как картинки рассмотрены, рассказ читается еще раз без обращения к иллюстрациям.
На ранней ступени развития
ребенка, в тот момент, когда ему
просто можно дать в руки любую
картинку, - ясность, простота и выразительность
графического произведения - вот три
требования, которые предъявляет
малыш к изображению. За внешней
примитивностью рисунка скрывается
содержание и понимание окружающего
мира. Детское восприятие требует, чтобы
предмет был изображен
В более старшем возрасте (от 2 до 6 лет) у ребенка особенно активно начинает складываться представление об окружающем мире - работает память, воображение, все больше усложняются эмоциональные реакции. Иллюстрации в книге играют в этот период чрезвычайно важную роль. Часто ребенок на всю жизнь сохраняет в памяти картинку из детской книжки - страшную, смешную, грустную. Впечатление ребенка от иллюстрации зависит напрямую и от техники ее исполнения, и от степени эмоционального воздействия текста, к которому она относится. Но насколько дети неодинаковы в одном и том, же возрасте, настолько неодинаково и их восприятие одних и тех же явлений окружающего мира. В этот период уже особенно четко начинает проявляться индивидуальность характера маленького человека. Поэтому вывести формулу "идеальной" иллюстрации для этого возраста нельзя. Можно лишь говорить о тенденциях в выборе композиционной структуры и степени сложности иллюстрации, свойственных этому уровню развития детей. Рисунок (по мере взросления ребенка) должен усложняться вслед за текстом. В иллюстрацию включаются и перспектива, и светотень, и более сложное композиционное решение - необычные ракурсы, более детальное изображение привычных и знакомых предметов. Большинство детей, начиная с двух-трех лет, отдает предпочтение рисункам со сложным сюжетом и множеством деталей.
В среднем дошкольном возрасте для рассматривания рекомендуются более сложные предметные и сюжетные иллюстрации. Одни из них даются только для рассматривания, другие - для рассматривания и последующего рассказывания дети знакомятся с художественными произведениями. Беседы усложняются, дети учатся видеть не только главное, но и детали.
В старшем дошкольном возрасте в беседе по иллюстрации особое внимание обращают на более детальное рассматривание в силу большей сложности содержания. Она может рассматриваться по частям. Вначале - главное, затем детали, которые дети должны заметить сами. Для последующих описаний следует обратить внимание на интерьер, фон, пейзаж. Е. И. Тихеева советовала стремиться к тому, чтобы рассматривание картин способствовало развитию эстетических чувств. Важно также, чтобы ребенок образными словами выразил свое личное отношение к воспринимаемому пейзажу, реке, лесу. В связи с этим можно подобрать с детьми эпитеты, сравнения.
В старшей и подготовительной группе дети уже способны оценивать картинки-иллюстрации: отвечать на вопросы ("Понравилась или не понравилась картинка?", "Почему?"), могут предлагать свое решение темы (на занятиях рисованием). Оценка различных иллюстраций детьми становится более обоснованной, если их приучить рассматривать и сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же литературному произведению.
Старшие дошкольники приобретают умение воспринимать произведения различного содержания, а не только те, в которых имеется занимательный сюжет, изображено какое-то действие. Вместе с тем и сюжетную картину они способны теперь воспринимать иначе, чем в более младшем возрасте, - о многом они могут догадаться, многое вообразить; помогают получаемые детьми знания и новые представления о явлениях жизни. У детей этого возраста достаточно развита любовь к природе, и они с интересом относятся к пейзажу, определяют, какое время года изображено, что характерно для осени и весны, какие краски выбрал художник для их передачи, как изображены зимний холод, вьюга, осенний ветер.
4. Составить конспект занятия (НОД) по ознакомлению детей с книжной иллюстрацией
Конспект занятия по ознакомлению с книжной графикой в старшей группе
Тема: «Кто и как создает рисунки в книгах»
Цель: Закрепить представление детей о книжной иллюстрации , о сложности труда художника - иллюстратора, процессе и последовательности его работы над иллюстрацией.
Задачи:
- Поддержать у детей
интерес к рассматриванию
- подвести детей к пониманию того, что книга - это произведение искусства, поэтому относится к ней, следует бережно и аккуратно;
- Развивать словарный запас
- воспитывать интерес к книгам.
Методы и приемы:
- беседа по вопросам;
- д/игра «Узнай художника», д/ игра «Будь внимательным»;
- рассказ, показ,
- создание детьми книги о животных;
- игровой прием - волшебный колокольчик.
Оборудование:
- книги с иллюстрациями Ю.Васнецова, Е. Чарушина, Е.Рачева, В.Конашевича, В.Сутеева и других художников;
- книжки разного типа: книжка - игрушка, книжка - раскладушка, книжка - дом, книжка - малышка;
- иллюстрации для игры «Будь внимательным».
Предварительная работа:
- чтение литературных произведений с иллюстрациями вышеназванных художников;
- рассматривание иллюстраций;
- изобразительная деятельность детей на темы разных сказок, потешек, рассказов.
Ход работы:
1.Беседа о книгах.
(Звенит колокольчик)
Воспитатель : Ребята, волшебный колокольчик приглашает нас в Книжный мир. Здесь нас ждут любимые книги, иллюстрации знакомых художников. Я предлагаю пройти к книжной выставке и посмотреть, какие же здесь есть книги, полюбоваться ими. (Дети ходят, смотрят, беседуют друг с другом)
(Собрать детей вокруг себя с помощью колокольчика)
Воспитатель: Я вижу, что вам интересно, вы очень любите книги, у вас много впечатлений. Давайте немного поговорим.
Воспитатель: Почему вы любите книги?
Дети: Потому что из книг можно узнать что-то новое, познавательное.
Воспитатель: Кто создает рисунки в книгах? Как они называются?
Дети: Иллюстраторы, художники.
Воспитатель: Правильно, молодцы!
Воспитатель: Для чего же нужна иллюстрация в книгах?
Дети: Иллюстрация нужна для того, чтобы помочь понять содержание книжки. Она рассказывает о том, какие герои, нравятся ли они художнику, как они поступают.
Воспитатель: Можно ли по рисункам догадаться, о чем эта книга? (Воспитатель показать 2-3 книги).
Воспитатель: Чем рисуют художники - иллюстраторы?
2. Дидактическая игра «Узнай художника - иллюстратора».
Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Узнай художника - иллюстратора». Я вам расскажу о художнике, а вы внимательно послушайте и отгадайте кто это?
Этот художник родился
в Вятке. Он очень любил
Дети: Евгений Иванович Чарушин.
Воспитатель: Правильно.
Воспитатель: Отгадайте, какой художник иллюстрировал сказки о животных. Он одевал своих героев - животных в русскую народную одежду, рисовал гуашью, акварелью и углем. В его иллюстрациях отражена русская природа. Все его рисунки, пронизаны русским духом.
Дети: Евгений Михайлович Рачёв.
Воспитатель: Совершенно верно, молодцы!
(Звенит колокольчик, приглашает детей сесть)
Воспитатель: Ребята, послушайте о том, как работает иллюстратор над рисунками в книге.
Обычно художнику нравится рисовать что-то одно: или про животных, или про детей, или иллюстрировать сказки. Он сначала внимательно читает несколько раз, затем представляет себе героя, пытается понять какой он: добрый или злой, хвастливый или простодушный, сердитый или веселый, где он живет, как одевается. Затем делает много рисунков – набросков. Каждый художник по - своему видит мир, его красоту, каждый по - своему видит героев, о которых рассказывает писатель.
Художник - иллюстратор придумывает и конструкцию книжки, ее оформление от начала до конца, расположение в ней текста, букв. Вот посмотрите, какие бывают книжки по конструкции: книжка - игрушка, книжка - раскладушка, книжка - малышка, книжка - образ. (Показать книги, обратить внимание на расположение в них иллюстраций).
Воспитатель: Вот как много интересных книг придумали и оформили художники для нас. Работа у них трудная и непростая. Над каждой книгой они работают подолгу. Поэтому нам следует очень бережно относиться к каждой книжке, уважая их труд и труд писателя, который придумывает рассказ или сказку для нас.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам стать художниками - иллюстраторами и создать всем вместе книгу о животных. Каждый из вас нарисует животное, но необычным способом. Нужно обвести свою руку на листе. Пальцы расположить по желанию. Посмотреть внимательно, кто получился и дорисовать.
(Дети работают, звучит негромкая мелодия. Помогать детям советами. В конце рисунки рассмотреть)
Воспитатель: Дети мы из ваших рисунков сделаем книгу. Мы запишем ваши рассказы о животных, и эту книгу можно будет рассматривать или подарить кому – нибудь!
1. Воробьева В., Воробьев Н., А.Митюшкина О творчестве Ю.А.Васнецова //Дошкольное воспитание 8, 1996
2. Трушина З., Н Астафьева, Знакомство дошкольников с иллюстрациями
А.Ф. Пахомова. // Дошкольное воспитание 5, 1998
3. Кудрявцева Л, Они творили и творят для самых маленьких // Дошкольное воспитание 4, 1994 .
4. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста, Сост. М.М. Алексеева, В.И.Яшина - М.,1999
Информация о работе Ознакомление детей дошкольного возраста с книжной иллюстрацией