Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 01:38, контрольная работа
Книга - одно из первых произведений искусства, с которым он знакомится. Иллюстрации к книгам - самый распространенный вид изобразительного искусства, с которыми встречаются дети дошкольного возраста.
Иллюстрация помогает глубже и лучше воспринимать текст, быстрее запоминать содержание, дает знания об окружающем мире.
1.Роль иллюстрации в понимании детьми литературных произведений, ее влияние на отношения дошкольника к литературному герою.
2.Возрастные особенности восприятия книжной иллюстрации.
3.Методика ознакомление детей с книжной иллюстрацией в разных возрастных группах.
4.Составить конспект занятия (НОД) по ознакомлению детей с книжной иллюстрацией.
ГБОУ СПО «Соликамский педагогический колледж им. А.П.Раменского».
Контрольная работа
По дисциплине:
На тему: Ознакомление детей дошкольного возраста с книжной иллюстрацией
г. Соликамск, 2013
1.Роль иллюстрации в понимании детьми литературных произведений, ее влияние на отношения дошкольника к литературному герою.
2.Возрастные особенности восприятия книжной иллюстрации.
3.Методика ознакомление детей с книжной иллюстрацией в разных возрастных группах.
4.Составить конспект занятия (НОД) по ознакомлению детей с книжной иллюстрацией.
Книга - одно из первых произведений искусства, с которым он знакомится. Иллюстрации к книгам - самый распространенный вид изобразительного искусства, с которыми встречаются дети дошкольного возраста.
Иллюстрация помогает глубже и лучше воспринимать текст, быстрее запоминать содержание, дает знания об окружающем мире. Рассматривание книжных иллюстраций - широко используемый метод в обучении детей изобразительной деятельности. Вместе с тем, иллюстрация обладает уникальными художественными достоинствами самостоятельного вида изобразительного искусства, из всех его видов является первым подлинным произведением, входящим в жизнь ребенка. Это начальная ступень в понимании детьми других видов изобразительного искусства, более сложных по средствам выразительности (живописи, скульптуры и др.)
Образы, созданные хорошим художником-
Роль книги в процессе формирования
ребенка переоценить
Велика роль книжной иллюстрации
и в раскрытии идейно-
Художественная иллюстрация - важнейший элемент книги для детей, во многом определяющий ее художественную ценность, характер эмоционального воздействия, возможности использования ее в процессе эстетического воспитания читателей. Книжная иллюстрация помогает ребенку в познании мира, освоении нравственных ценностей, эстетических идеалов, углубляет восприятие литературного произведения. С иллюстрации начинается процесс выбора ребенком книги для чтения. Иллюстрация способствует пониманию ребенком литературного текста, формирует представление о его теме, идее, персонажах, содержит в себе оценку событий и героев литературного действия. Иллюстрация помогает детям войти в литературный мир, почувствовать его, познакомиться и подружиться с населяющими его персонажами, полюбить их. Так как жизненный опыт ребенка невелик ему сложнее воссоздать в своем воображении то, о чем повествует писатель. Ему необходимо увидеть, поверить. Здесь в книгу вступает художник.
Книга - особый мир, в котором
художественная иллюстрация и литературный
текст функционируют в едином
комплексе, помогают юному читателю
воспринять книгу как многоплановое
произведение искусства. Именно поэтому,
работая с книгой в библиотеке,
нельзя ограничиваться лишь анализом
литературного произведения, оставляя
в стороне такой важный элемент
книги, как иллюстрация. Исходя из психологических
особенностей младших школьников детская
книга всегда проиллюстрирована, и
поэтому руководить ее чтением без
понимания специфики
Рассматривание книжных
иллюстраций позволяет
Таким образом, книжная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражающуюся, прежде всего, в стремлении к красоте во всех ее проявлениях. Иллюстрация в книге - это первая встреча детей с миром изобразительного искусства. Дополняя и углубляя содержание книги, пробуждая в ребенке те чувства и эмоции, которые вызывает в нас истинно художественное произведение, и, наконец, обогащая и развивая его зрительное восприятие, книжная иллюстрация выполняет эстетическую функцию.
2.Возрастные особенности восприятия книжной иллюстрации
При рассматривании книжной иллюстрации учитываются малейшие возрастные изменения, психологии развивающегося ребенка, его способности восприятия. Более того, для каждого года жизни ребенка психологи, педагоги, социологи, издатели, разрабатывают свой тип книжки-картинки.
Принципы оформления и
иллюстрирования книг в первую очередь
обусловлены возрастными
Важно подчеркнуть, что у
ребенка каждый возраст имеет
самодовлеющую ценность, представляя
собой органическое целое, определяемое
законами внутреннего развития. Иллюстрации
и оформление книги не пассивно следуют
за развитием ребенка, а продвигают,
стимулируют его развитие, пробуждая
в ребенке его творческие способности.
Особенности восприятия детьми разных
возрастных групп иллюстраций в
детской книге анализируются
в ряде работ психологов и педагогов.
Исследователь И. Котова установила
некоторые особенности
Направленность внимания на выразительность в изображении событий, образов людей, животных, на богатство характерных деталей, цветовую сторону в произведениях искусства дает возможность подвести детей к умению элементарно оценивать их. Оценочное отношение у детей выражается в предпочтении одних произведений другим: часто дети просят показать еще несколько раз то, что им понравилось и запомнилось; появляются любимые произведения, развивается осознанное чувство радости, удовольствия от рассматривания.
На ранней ступени развития ребенка, в тот момент, когда ему просто можно дать в руки любую картинку, - ясность, простота и выразительность графического произведения - вот три требования, которые предъявляет малыш к изображению. За внешней примитивностью рисунка скрывается содержание и понимание окружающего мира. Детское восприятие требует, чтобы предмет был изображен тщательно, с учетом всех деталей, но в то же время без нагромождений и изысков. Ребенку необходимо различать все части предмета: человек не должен быть изображен в профиль или в каком-либо еще непривычном и трудно узнаваемом ракурсе, ноги у животных должны не накрывать одна другую, а быть полностью прорисованы и т.д. Крохе не зачем мучиться догадками, рассматривая непонятную картинку. Малыш должен с первого взгляда узнавать изображенные предметы. Кроме того, по мнению многих детских художников, иллюстрации "для самых маленьких" не должны содержать светотень и перспективу.
И, конечно же, в цветном рисунке ребенку разобраться легче: цвет помогает узнать предмет и найти его на белом поле листа. Но в цвете так же, как и в самом изображении, необходимо придерживаться определенных требований - предмет должен быть изображен на рисунке в своей естественной, "природной" раскраске. Это, кстати, относится к иллюстрациям для всех возрастных категорий.
Важно обратить внимание и на композицию рисунка. Она должна быть проста и вытекать непосредственно из сюжета книги. Нужно чтобы кроха с первого взгляда "понимал" картинку, соотнося ее с только что прочитанным текстом.
В более старшем возрасте
(от 2 до 6 лет) у ребенка особенно
активно начинает складываться представление
об окружающем мире - работает память,
воображение, все больше усложняются
эмоциональные реакции. Иллюстрации
в книге играют в этот период чрезвычайно
важную роль. Часто ребенок на всю
жизнь сохраняет в памяти картинку
из детской книжки - страшную, смешную,
грустную. Впечатление ребенка от
иллюстрации зависит напрямую и
от техники ее исполнения, и от степени
эмоционального воздействия текста,
к которому она относится. Но насколько
дети неодинаковы в одном и
том, же возрасте, настолько неодинаково
и их восприятие одних и тех
же явлений окружающего мира. В
этот период уже особенно четко начинает
проявляться индивидуальность характера
маленького человека. Поэтому вывести
формулу "идеальной" иллюстрации
для этого возраста нельзя. Можно
лишь говорить о тенденциях в выборе
композиционной структуры и степени
сложности иллюстрации, свойственных
этому уровню развития детей. Рисунок
(по мере взросления ребенка) должен усложняться
вслед за текстом. В иллюстрацию
включаются и перспектива, и светотень,
и более сложное композиционное
решение - необычные ракурсы, более
детальное изображение
Роль картинки для детей младшего возраста преимущественно заключается в закреплении и углублении детского опыта и лишь в небольшой мере в его расширении. Картинка для малышей должна приближаться к упрощенной реальности. При рассматривании картин воспитатель учитывает интересы детей, их психологические особенности. Так, если картина динамична («Кошка с котятами»), лучше в первую очередь обратить внимание детей на динамику, действия персонажей (играющий котенок). Если картина яркая, красочная или на ней изображено то, что бросается в глаза, с этого и надо начинать рассматривание («Куры» - яркий петух). Заранее (до занятия) картину малышам показывать не рекомендуется, так как новизна восприятия потеряется, интерес к картине быстро пропадет. Самостоятельное восприятие у малышей развито недостаточно.
3.Методика ознакомление детей с книжной иллюстрацией в разных возрастных группах
В соответствии с требованиями «Программы воспитания и обучения в детском саду» М.А.Васильевой знакомя детей с творчеством художников - иллюстраторов, педагоги стремятся показать им, что хотя птицы и животные похожи на игрушки, но вместе с тем они очень самобытны и выразительны. Сказочные образы близки и понятны дошкольникам потому, что художник нашел такую форму их передачи, которая соответствует особенностям детского восприятия. С творчеством этих больших мастеров дети знакомятся во всех возрастных группах детского сада.
Одним из приемов, подготавливающих детей к рассказыванию по иллюстрации, являются рассматривание и беседа по ее содержанию.
Дети не умеют рассматривать картины, не всегда могут устанавливать взаимосвязи между персонажами, иногда не понимают способы изображения объектов. Поэтому необходимо учить их смотреть и видеть предмет или сюжет на картине, развивать наблюдательность. В процессе рассматривания активизируется и уточняется словарь, развивается диалогическая речь: умение отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы, самому задавать вопросы.
Следовательно, цель беседы по иллюстрации - подвести детей к правильному восприятию и пониманию основного содержания иллюстрации и одновременно развитие диалогической речи. Поскольку малыши не могут молча смотреть на иллюстрацию, воспитатель поддерживает разговор, обращает их внимание на предмет или персонаж и постепенно развертывает беседу. «Основной методический прием здесь - вопросы. Вопросом педагог сразу выделяет центральный образ (Кого вы видите на картине?), затем рассматриваются другие объекты, предметы, их качества. Так последовательно идет восприятие картины, выделяются яркие детали, активизируется словарь, развивается диалог. Вопросы должны быть понятными, направленными на установление связей между частями картины, на постепенное усложнение. Кроме вопросов, используются пояснения, игровые приемы (детям предлагается мысленно поставить себя на место ребенка, который нарисован, дать имя персонажу; игра «Кто больше увидит?»). Последовательность вопросов обеспечивает целостное восприятие картины, а игровые приемы поддерживают интерес к ней. Такое рассматривание картины приближается к разговору воспитателя с детьми.
Информация о работе Ознакомление детей дошкольного возраста с книжной иллюстрацией