Ознакомление детей дошкольного возраста с книжной иллюстрацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 01:38, контрольная работа

Описание работы

Книга - одно из первых произведений искусства, с которым он знакомится. Иллюстрации к книгам - самый распространенный вид изобразительного искусства, с которыми встречаются дети дошкольного возраста.

Иллюстрация помогает глубже и лучше воспринимать текст, быстрее запоминать содержание, дает знания об окружающем мире.

Содержание работы

1.Роль иллюстрации в понимании детьми литературных произведений, ее влияние на отношения дошкольника к литературному герою.
2.Возрастные особенности восприятия книжной иллюстрации.
3.Методика ознакомление детей с книжной иллюстрацией в разных возрастных группах.
4.Составить конспект занятия (НОД) по ознакомлению детей с книжной иллюстрацией.

Файлы: 1 файл

К.р ознакомление детей дошкольного возраста ...docx

— 37.41 Кб (Скачать файл)

ГБОУ СПО «Соликамский педагогический колледж им. А.П.Раменского».

 

 

 

 

                      Контрольная работа

По дисциплине:

На тему: Ознакомление  детей дошкольного возраста с  книжной иллюстрацией

 

 

 

 

                                                                  Студентка Левина Елена Николаевна

                                                                  Группа В-44

                                                                  Специальность 050144

                                                                  Дошкольное образование.

                                                                  Форма обучения заочного отделения.

                                                                  Руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

                          г. Соликамск, 2013

                                      План

 

1.Роль иллюстрации в  понимании детьми литературных  произведений, ее влияние на отношения  дошкольника к литературному  герою. 

2.Возрастные особенности восприятия книжной иллюстрации.

3.Методика ознакомление  детей с книжной иллюстрацией  в разных возрастных группах. 

4.Составить конспект занятия  (НОД) по  ознакомлению детей  с книжной иллюстрацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        Введение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Роль иллюстрации в понимании детьми литературных произведений, ее влияние на отношения дошкольника к литературному герою.

 

Книга - одно из первых произведений искусства, с которым он знакомится. Иллюстрации к книгам - самый распространенный вид изобразительного искусства, с  которыми встречаются дети дошкольного  возраста.

 

Иллюстрация помогает глубже и лучше воспринимать текст, быстрее  запоминать содержание, дает знания об окружающем мире. Рассматривание книжных  иллюстраций - широко используемый метод  в обучении детей изобразительной  деятельности. Вместе с тем, иллюстрация  обладает уникальными художественными  достоинствами самостоятельного вида изобразительного искусства, из всех его  видов является первым подлинным  произведением, входящим в жизнь  ребенка. Это начальная ступень  в понимании детьми других видов  изобразительного искусства, более  сложных по средствам выразительности (живописи, скульптуры и др.)

Образы, созданные хорошим художником-иллюстратором - это прекрасные образцы самобытного  творчества. Вглядываясь в них, ребенок  получает истинную радость и удовольствие от творческих открытий художника, от внутреннего созвучия литературных и художественных образов, дающих простор  воображению и собственному творчеству.

Роль книги в процессе формирования ребенка переоценить невозможно. Книга направляет его природную  любознательность, развивает ее и  углубляет, отвечает на тысячи вопросов, возникающих в его воображении. Необходимость иллюстраций в  книге для детей, их огромная важность ни у кого не вызывают сомнений.

Велика роль книжной иллюстрации  и в раскрытии идейно-художественного  своеобразия литературного произведения, понимания литературного текста. Поскольку художник-иллюстратор  в детской книге выступает  как творец и соавтор писателя, он не просто отражает в своих рисунках мир литературного произведения, но и дает трактовку, зрительную интерпретацию, свое понимание событий и образов.

Художественная иллюстрация - важнейший элемент книги для  детей, во многом определяющий ее художественную ценность, характер эмоционального воздействия, возможности использования ее в  процессе эстетического воспитания читателей. Книжная иллюстрация помогает ребенку в познании мира, освоении нравственных ценностей, эстетических идеалов, углубляет восприятие литературного произведения. С иллюстрации начинается процесс выбора ребенком книги для чтения. Иллюстрация способствует пониманию ребенком литературного текста, формирует представление о его теме, идее, персонажах, содержит в себе оценку событий и героев литературного действия. Иллюстрация помогает детям войти в литературный мир, почувствовать его, познакомиться и подружиться с населяющими его персонажами, полюбить их. Так как жизненный опыт ребенка невелик ему сложнее воссоздать в своем воображении то, о чем повествует писатель. Ему необходимо увидеть, поверить. Здесь в книгу вступает художник.

Книга - особый мир, в котором  художественная иллюстрация и литературный текст функционируют в едином комплексе, помогают юному читателю воспринять книгу как многоплановое  произведение искусства. Именно поэтому, работая с книгой в библиотеке, нельзя ограничиваться лишь анализом литературного произведения, оставляя в стороне такой важный элемент  книги, как иллюстрация. Исходя из психологических  особенностей младших школьников детская  книга всегда проиллюстрирована, и  поэтому руководить ее чтением без  понимания специфики иллюстрации, без знания основных ее функций и  возможностей влияния на юных читателей  не представляется возможным.

Рассматривание книжных  иллюстраций позволяет обогатить  изобразительный опыт детей новыми графическими образами и способами  изображения. В тех случаях, когда  невозможно познакомить ребят с  предметом или явлением в процессе непосредственного восприятия, используют картины или иллюстрации. Их можно  использовать и после наблюдения с целью оживления, уточнения, обогащения представлений. Фиксированный способ изображения на картине дает возможность  рассмотреть детали, которые трудно воспринимать в натуральном предмете.

Таким образом, книжная иллюстрация  как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное  влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке  эстетическую восприимчивость, выражающуюся, прежде всего, в стремлении к красоте  во всех ее проявлениях. Иллюстрация  в книге - это первая встреча детей  с миром изобразительного искусства. Дополняя и углубляя содержание книги, пробуждая в ребенке те чувства  и эмоции, которые вызывает в нас  истинно художественное произведение, и, наконец, обогащая и развивая его  зрительное восприятие, книжная иллюстрация  выполняет эстетическую функцию.

 

2.Возрастные особенности восприятия книжной иллюстрации

 

При рассматривании книжной иллюстрации учитываются малейшие возрастные изменения, психологии развивающегося ребенка, его способности восприятия. Более того, для каждого года жизни ребенка психологи, педагоги, социологи, издатели, разрабатывают свой тип книжки-картинки.

Принципы оформления и  иллюстрирования книг в первую очередь  обусловлены возрастными особенностями  детского восприятия. Для каждого  из возрастных этапов характерны определенные особенности усвоения информации, существенно  влияющие на конструкцию книги, на качество иллюстраций, решение шрифтовых  композиций и т.д. Кроме того, с  возрастными особенностями детей  связаны и особые соединения иллюстраций  и текста в книге.

Важно подчеркнуть, что у  ребенка каждый возраст имеет  самодовлеющую ценность, представляя  собой органическое целое, определяемое законами внутреннего развития. Иллюстрации  и оформление книги не пассивно следуют  за развитием ребенка, а продвигают, стимулируют его развитие, пробуждая  в ребенке его творческие способности. Особенности восприятия детьми разных возрастных групп иллюстраций в  детской книге анализируются  в ряде работ психологов и педагогов. Исследователь И. Котова установила некоторые особенности узнавания  детьми изображенного образа. Так, для  детей 3-4 лет основным признаком  узнавания изображенного образа является форма, цвет же имеет второстепенное значение. Для детей пятого года жизни цвет начинает играть основную роль в узнавании, а для детей  шестого года жизни цвет является таким же важным признаком при  узнавании изображенного образа, как и форма.

Направленность внимания на выразительность в изображении  событий, образов людей, животных, на богатство характерных деталей, цветовую сторону в произведениях  искусства дает возможность подвести детей к умению элементарно оценивать  их. Оценочное отношение у детей  выражается в предпочтении одних  произведений другим: часто дети просят показать еще несколько раз то, что им понравилось и запомнилось; появляются любимые произведения, развивается  осознанное чувство радости, удовольствия от рассматривания.

На ранней ступени развития ребенка, в тот момент, когда ему  просто можно дать в руки любую  картинку, - ясность, простота и выразительность  графического произведения - вот три  требования, которые предъявляет  малыш к изображению. За внешней примитивностью рисунка скрывается содержание и понимание окружающего мира. Детское восприятие требует, чтобы предмет был изображен тщательно, с учетом всех деталей, но в то же время без нагромождений и изысков. Ребенку необходимо различать все части предмета: человек не должен быть изображен в профиль или в каком-либо еще непривычном и трудно узнаваемом ракурсе, ноги у животных должны не накрывать одна другую, а быть полностью прорисованы и т.д. Крохе не зачем мучиться догадками, рассматривая непонятную картинку. Малыш должен с первого взгляда узнавать изображенные предметы. Кроме того, по мнению многих детских художников, иллюстрации "для самых маленьких" не должны содержать светотень и перспективу.

И, конечно же, в цветном  рисунке ребенку разобраться  легче: цвет помогает узнать предмет  и найти его на белом поле листа. Но в цвете так же, как и в  самом изображении, необходимо придерживаться определенных требований - предмет  должен быть изображен на рисунке  в своей естественной, "природной" раскраске. Это, кстати, относится к  иллюстрациям для всех возрастных категорий.

Важно обратить внимание и  на композицию рисунка. Она должна быть проста и вытекать непосредственно  из сюжета книги. Нужно чтобы кроха  с первого взгляда "понимал" картинку, соотнося ее с только что  прочитанным текстом.

В более старшем возрасте (от 2 до 6 лет) у ребенка особенно активно начинает складываться представление  об окружающем мире - работает память, воображение, все больше усложняются  эмоциональные реакции. Иллюстрации  в книге играют в этот период чрезвычайно  важную роль. Часто ребенок на всю  жизнь сохраняет в памяти картинку из детской книжки - страшную, смешную, грустную. Впечатление ребенка от иллюстрации зависит напрямую и  от техники ее исполнения, и от степени  эмоционального воздействия текста, к которому она относится. Но насколько  дети неодинаковы в одном и  том, же возрасте, настолько неодинаково  и их восприятие одних и тех  же явлений окружающего мира. В  этот период уже особенно четко начинает проявляться индивидуальность характера  маленького человека. Поэтому вывести  формулу "идеальной" иллюстрации  для этого возраста нельзя. Можно  лишь говорить о тенденциях в выборе композиционной структуры и степени  сложности иллюстрации, свойственных этому уровню развития детей. Рисунок (по мере взросления ребенка) должен усложняться  вслед за текстом. В иллюстрацию  включаются и перспектива, и светотень, и более сложное композиционное решение - необычные ракурсы, более  детальное изображение привычных  и знакомых предметов. Большинство  детей, начиная с двух-трех лет, отдает предпочтение рисункам со сложным сюжетом  и множеством деталей.

 

 

Роль картинки для детей младшего возраста преимущественно заключается в закреплении и углублении детского опыта и лишь в небольшой мере в его расширении. Картинка для малышей должна приближаться к упрощенной реальности. При рассматривании картин воспитатель учитывает интересы детей, их психологические особенности. Так, если картина динамична («Кошка с котятами»), лучше в первую очередь обратить внимание детей на динамику, действия персонажей (играющий котенок). Если картина яркая, красочная или на ней изображено то, что бросается в глаза, с этого и надо начинать рассматривание («Куры» - яркий петух). Заранее (до занятия) картину малышам показывать не рекомендуется, так как новизна восприятия потеряется, интерес к картине быстро пропадет. Самостоятельное восприятие у малышей развито недостаточно.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Методика ознакомление  детей с книжной иллюстрацией  в разных возрастных группах

 

В соответствии с требованиями «Программы воспитания и обучения в  детском саду» М.А.Васильевой знакомя  детей с творчеством художников - иллюстраторов, педагоги стремятся  показать им, что хотя птицы и  животные похожи на игрушки, но вместе с тем они очень самобытны  и выразительны. Сказочные образы близки и понятны дошкольникам потому, что художник нашел такую форму  их передачи, которая соответствует особенностям детского восприятия. С творчеством этих больших мастеров дети знакомятся во всех возрастных группах детского сада.

Одним из приемов, подготавливающих детей к рассказыванию по иллюстрации, являются рассматривание и беседа по ее содержанию.

Дети не умеют рассматривать  картины, не всегда могут устанавливать  взаимосвязи между персонажами, иногда не понимают способы изображения  объектов. Поэтому необходимо учить  их смотреть и видеть предмет или  сюжет на картине, развивать наблюдательность. В процессе рассматривания активизируется и уточняется словарь, развивается  диалогическая речь: умение отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы, самому задавать вопросы.

Следовательно, цель беседы по иллюстрации - подвести детей к правильному восприятию и пониманию основного содержания иллюстрации и одновременно развитие диалогической речи. Поскольку малыши не могут молча смотреть на иллюстрацию, воспитатель поддерживает разговор, обращает их внимание на предмет или персонаж и постепенно развертывает беседу. «Основной методический прием здесь - вопросы. Вопросом педагог сразу выделяет центральный образ (Кого вы видите на картине?), затем рассматриваются другие объекты, предметы, их качества. Так последовательно идет восприятие картины, выделяются яркие детали, активизируется словарь, развивается диалог. Вопросы должны быть понятными, направленными на установление связей между частями картины, на постепенное усложнение. Кроме вопросов, используются пояснения, игровые приемы (детям предлагается мысленно поставить себя на место ребенка, который нарисован, дать имя персонажу; игра «Кто больше увидит?»). Последовательность вопросов обеспечивает целостное восприятие картины, а игровые приемы поддерживают интерес к ней. Такое рассматривание картины приближается к разговору воспитателя с детьми.

Информация о работе Ознакомление детей дошкольного возраста с книжной иллюстрацией